Файл: Реферат по планированию на предприятиях машиностроения Необходимость планирования на предприятиях.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Американские фирмы обычно используют два вида планирования: долгосрочное, или стратегическое, планирование и годовое финансовое планирование.
Стратегическое планирование осуществляется небольшой группой специалистов при высшем руководстве фирмы и концентрирует свое внимание на разработке долгосрочных решений, принимаемых фирмой на основе экономического анализа рыночной ситуации. Ввиду сложности этого процесса в нем используются такие инструменты планирования, как эконометрические прогнозы или модели, разработанные соответствующими специалистами.
Первичным объектом анализа для стратегического планирования является стратегический хозяйственный центр, объединяющий несколько производственных отделений фирмы, действующий на рынке как самостоятельная хозяйственная единица - центр прибыли.
Текущее, или годовое, планирование основывается в американских фирмах на показателях стратегического плана. Годовой план - это оперативный документ, согласно которому стратегический хозяйственный центр определяет планируемый на текущий год объем производства, составляет планы по использованию рабочей силы, капиталовложений, выпуску новых видов продукции.
В годовом плане детализируются планы производства и сбыт поквартально и помесячно, а также устанавливаются задания для низовых уровней фирмы.
Процесс разработки годового плана начинается с прогноза объема продаж товаров и услуг. Затем рассчитываются издержки производства и годовая прибыль.
В рамках стратегического хозяйственного центра обычно составляются планы по каждому из его подразделений, выступающему центром издержек производства. Управление ими осуществляется на основе показателей отклонения расходов от бюджета.
Крупные американские фирмы используют множество детализированных вариантов контроля за расходами, которые являются управленческими инструментами во всех фирмах и дают возможность определить показатель стоимости продаж продукции как основу для разработки годовых планов вышестоящих подразделений.
В американских фирмах планирующие системы построены таким образом, чтобы была возможность быстро реагировать на изменение потребительского спроса и рыночной конкуренции. Свою гибкость они повышают двумя путями. Первый путь предусматривает:
- сокращение планируемого периода;
- прогнозирование и планирование заданий на скользящей основе, а именно каждый месяц, вместо установки жестких показателей на год.
Второй путь предполагает:
- сокращение времени выполнения заказа и его поставки;
- установление более тесных контактов с заказчиком путем приглашения его представителей на заседания руководящего состава фирмы с обсуждением вопросов планирования, путем объединения информационных систем с заказчиком для обеспечения необходимой последовательности поставок продукции, оказания заказчику услуг типа проверки качества, условий поставки.
Как правило, управляющий заводом мало занимается контролем за производственным процессом. Значительно больше времени он тратит на работу по снижению издержек производства и переговоры с заказчиком. Руководители заводов обычно тратят минимум времени и усилий на поиск необходимого поставщика и максимум на то, чтобы он поставлял качественную продукцию.
Для американских компаний исходным пунктом планирования является прогноз рынка состояния и развития рыночной ситуации. Такой прогноз подготавливается службой маркетинга и доводится до высшего руководства фирмы и руководства отделений и заводов. На его основе заводы готовят свои бюджеты, которые направляются для утверждения наверх, а затем идут вниз для выполнения. Отчеты о выполнении плана идут опять снизу вверх.
Выполнение плановых показателей для заводов составляет основу управленческой деятельности руководителя завода. Управляющий службой контроля главное внимание уделяет выполнению показателей качества, главный экономист - снижению издержек, инженеры завода - созданию нового продукта.
В японских фирмах широко распространены системы долгосрочного планирования, причем в разработке долгосрочных планов ведущую роль играет плановый отдел.
Характер планирования во многом зависит от структуры фирмы, т.е. является она специализированной или диверсифицированной по номенклатуре выпускаемой продукции.
В специализированных компаниях с узким ассортиментом выпускаемой продукции основной упор в планировании делается на разработку структуры фирмы и обоснование новых инвестиционных проектов. В системе долгосрочного планирования у специализированных компаний придается наибольшее значение объему продаж, темпам роста, массе прибыли, доле на рынке. Ключевыми проблемами для специализированных компаний являются конкуренция и капиталовложения. Временной горизонт планирования в таких компаниях обычно равен пяти годам, а прогнозирование охватывает длительный период на перспективу. Контроль за деятельностью специализированной компании обычно осуществляется на основе финансовых показателей непосредственно высшим руководством фирмы.
В диверсифицированной компании основной задачей планирования является координация деятельности производственных отделений. Стратегические идеи и планы обычно поступают от средних уровней управления или из отделений. В качестве целей для производственных отделений диверсифицированные компании устанавливают: объем продаж, прибыль, прибыль на единицу объема продаж, доля на рынке. Важнейшей проблемой диверсифицированной компании является разработка новых продуктов и определение номенклатуры выпускаемой продукции. Диверсифицированные компании обычно используют среднесрочное планирование. [6, 431с]
Заключение
Важнейшая цель любого предприятия и организации – осуществление своей миссии, т.е. смысла существования. Миссия должна быть четко сформулирована и известна всем сотрудникам организации. Необходимо ставить цели, решать задачи, возникающие на пути к цели. Цели должны быть конкретными, ориентированными во времени, долгосрочными или краткосрочными, достижимыми или прекрасно поддерживающимися. Плановая деятельность обеспечивает связь между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Планирование связано с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями на рынке.
Для осуществления планирования на предприятиях используются разные комбинации типов планирования. Предприятие может использовать разные виды планирования.
Для осуществления миссии необходимо планировать и контролировать деятельность предприятия. Планирование является специфическим видом управленческой деятельности. Оно направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный период времени. Результатом планирования является план, дающий модель желаемого состояния объекта управления.
Делая вывод можно сказать, что планирование является сложным и многообразным видом деятельности, но без планирования предприятие придет в упадок.
Список использованных источников
-
Деловой портал о бизнесе. Бизнес-планирование - бизнес план и бизнес идеи. Бизнес с нуля. http://starkproject.com/business-planning/172-business-planning/2013-opredelenie-i-neobxodimost-planirovaniya.html -
Фролова Т.А. Экономика предприятия: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ФЮУ, 2012. 133 с. -
Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. 620 с. -
Центр гуманитарных технологий/ Гуманитарные технологии и развитие человека/ Экспертно-аналитический портал Institute of Management Development: Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2013 году http://gtmarket.ru/news/2013/05/30/5963 -
Менеджмент - Новости, Лекции, Статьи, Литература. Пробллемы развития стратегического управления в России. http://infomanagement.ru/avtorskaya_statya/problemi_razvitiya_strategicheskogo_upravleniya_v_rossii/1 -
Карпов Э. А. Организация производства и менеджмент: учебное пособие - 4-е изд., стер.— Старый Оскол: ТНТ, 2010. 768 с.
1 Деловой портал о бизнесе. Бизнес-планирование - бизнес план и бизнес идеи. Бизнес с нуля. http://starkproject.com/business-planning/172-business-planning/2013-opredelenie-i-neobxodimost-planirovaniya.html
2 Фролова Т.А. Экономика предприятия: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ФЮУ, 2012. 133 с.
3 Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. 620 с.
4 Центр гуманитарных технологий/ Гуманитарные технологии и развитие человека/ Экспертно-аналитический портал Institute of Management Development: Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2013 году http://gtmarket.ru/news/2013/05/30/5963
5 Менеджмент - Новости, Лекции, Статьи, Литература. Пробллемы развития стратегического управления в России. http://infomanagement.ru/avtorskaya_statya/problemi_razvitiya_strategicheskogo_upravleniya_v_rossii/1
6 Карпов Э. А. Организация производства и менеджмент: учебное пособие - 4-е изд., стер.— Старый Оскол: ТНТ, 2010. 768 с.