Файл: М. А. Лукьяненко 2022 г. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития коммуникативных способностей младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Филиал в г. Славянске-на-Кубани
Допустить к защите

Заведующий кафедрой

канд. психол. наук, доц.
________М. А. Лукьяненко

_________________2022 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Работу выполнила ___________________________________О. А. Нагапитьян

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

Направленность (профиль) Начальное образование, Дошкольное образование

Научный руководитель

канд. фил. наук, доц. ________­­­______________________ Н. Н. Фролова
Нормоконтролер

канд.психол.наук,доц. ______________________________М. А. Лукьяненко

Краснодар

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….

3

1 Теоретические основы организации групповой работы в процессе развития коммуникативных способностей младших школьников………………...............................................................................

7

1.1 Особенности развития коммуникативных способностей младших школьников………………………………………………………………….

7

1.2 Групповая работа на уроках русского языка и способы ее организации……………………………………………………………………

15

2 Экспериментальная работа по организации групповой работы
как средства развития коммуникативных способностей
младших школьников…………………………………………………….......

26

2.1 Диагностика уровня развития коммуникативных способностей
младших школьников и умение работать в группе…………………………

26

2.2 Организация на уроках русского языка групповой работы
как средства развития коммуникативных способностей
младших школьников………………………………………………………...

31

2.3 Динамика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников

48

Заключение…………………………………………………………………....

51

Список использованных источников………………………………………...

53

Приложение А Диагностика выявления уровня коммуникативных способностей младших школьников…………………………………………

62

Приложение Б Комплекс заданий для групповой работы …………………

66



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Формирование коммуникативных способностей младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных способностей влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативные способности у младших школьников формируются и совершенствуются как на уроках, так и во внеурочное время.

Сформировать коммуникативные способности обучающихся, значит научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения [19].

Коммуникативные способности формируются у младших школьников в общении с окружающими и в процессе их жизнедеятельности. Успешность и интенсивность формирования коммуникативных способностей зависят от того, насколько осознаются коммуникативные способности, насколько обучающийся сознательно способствует их развитию и присутствует ли в процессе формирования способностей момент целенаправленного их развития со стороны педагогов.

Такие исследователи, как В. А. Кан-Калик [21], А. В. Мудрик [32], обращают внимание на необходимость целенаправленного формирования общительности как личностного качества, которое представляет собой совокупность трех компонентов: потребности в общении, хорошего эмоционального самочувствия, коммуникативных способностей.

Учеными выявлена сущность коммуникативных способностей, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы способностей. В отечественной науке ряд исследований посвящен проблеме коммуникативного взаимодействия, формированию коммуникативных способностей учащихся в образовательном процессе с позиции педагогики (Л. А. Аухадеева [5]). По данным А. Ф. Ануфриева [3], В. С. Казанской [17], Е. В. Коротаевой [25], С. Н. Костроминой [26], О. А. Яшновой [60] учащиеся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера. Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах И. В. Дубровиной [11]. В числе способов преодоления разнообразных трудностей учения исследователи называют специальную организацию общения младших школьников. Данной проблемой занимались А. Г. Асмолов [4], А. В. Мудрик [32], Г. А. Цукерман [52], Д. Б. Эльконин [58].



Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативных способностей. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных способностей, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Коммуникативные способности обеспечивают умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Одним из базовых предметов начальной школы является русский язык. Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функционально грамотной личности. Успехи в изучении этого предмета в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам. Язык – это основное средство самовыражения, самопознания и развития творческих способностей ребенка. Собственно это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Они ориентированы на формирование коммуникативных способностей. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, появляется настоящее сотрудничество школьников.

Цель выпускной квалификационной работы: изучить научно-методическую литературу по теме исследования, выявить роль групповой работы в формировании коммуникативных способностей у обучающихся младших классов на уроках русского языка в начальной школе.

Объект исследования: развитие коммуникативных способностей на уроках русского языка в 3-м классе.

Предмет исследования: групповая форма работы в процессе развития коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка в 3-м классе.

Гипотеза исследования: если на уроках русского языка целенаправленно использовать комплекс заданий для групповой работы, то это будет способствовать повышению уровня коммуникативных способностей младших школьников.


В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности развития коммуникативных способностей младших школьников.

2. Рассмотреть групповую работу на уроках русского языка и способы ее организации.

4. Разработать и реализовать на уроках русского языка комплекс заданий для групповой работы, способствующий развитию коммуникативных способностей младших школьников.

5. Провести диагностику и выявить динамику уровня развития коммуникативных способностей младших школьников.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование.

Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 хутора Новоукраинского муниципального образования Крымский район. Экспериментальная группа – 3 «А» класс (25 учащихся) и контрольная группа – 3 «Б» класс (25 учащихся). Всего 50 человек.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны теоретические основы развития коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка, определена роль групповой работы в процессе развития коммуникативных способностей младших школьников.

Практическая значимость представленной квалификационной работы состоит в том, что результаты исследования могут являться теоретической основой при организации работы педагога по формированию коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка; разработанный комплекс заданий, может быть рекомендован педагогам образовательных учреждений.

Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.

1 Теоретические основы организации групповой работы в процессе развития коммуникативных способностей младших школьников


    1. Особенности развития коммуникативных способностей младших школьников


Впервые термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале ХХ века. Под коммуникацией в широком смысле в специальной литературе понимается «процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию». Понятие «коммуникация» шире понятия «общения», поскольку отражает «общую
связь между явлениями, реализуется в обмене информацией между системами в живой и неживой природе, и обществе посредством передачи материальных сигналов». Общие признаки этих понятий отражены в определении С. Л. Рубинштейна [47], который рассматривает коммуникацию как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».

Психолог Г. М. Андреева считает, что коммуникативные способности – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [2].

Мудрик А. В. под коммуникативными способностями понимает способности, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения [32].

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям, и это имеет существенное значение для формирования коммуникативных способностей [29].

Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребёнка.

Формирование коммуникативных способностей младших школьников – важная проблема, поскольку степень сформированности этих способностей влияет на процесс социализации ребёнка и на развитие личности в целом, а также, непосредственно, на сам результат обучения. Коммуникативные способности формируются и совершенствуются в процессе общения. Данной проблеме посвящён ряд исследований, среди которых работы Н. В. Клюевой [24], Р. В. Овчаровой [38], Н. В. Пилипко [44], А. И. Шемшуриной [55], А. А. Шустовой [56].