Файл: М. А. Лукьяненко 2022 г. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития коммуникативных способностей младших школьников.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Кубанский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Филиал в г. Славянске-на-Кубани
Допустить к защите
Заведующий кафедрой
канд. психол. наук, доц.
________М. А. Лукьяненко
_________________2022 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Работу выполнила ___________________________________О. А. Нагапитьян
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность (профиль) Начальное образование, Дошкольное образование
Научный руководитель
канд. фил. наук, доц. ______________________________ Н. Н. Фролова
Нормоконтролер
канд.психол.наук,доц. ______________________________М. А. Лукьяненко
Краснодар
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. | 3 |
1 Теоретические основы организации групповой работы в процессе развития коммуникативных способностей младших школьников………………............................................................................... | 7 |
1.1 Особенности развития коммуникативных способностей младших школьников…………………………………………………………………. | 7 |
1.2 Групповая работа на уроках русского языка и способы ее организации…………………………………………………………………… | 15 |
2 Экспериментальная работа по организации групповой работы как средства развития коммуникативных способностей младших школьников……………………………………………………....... | 26 |
2.1 Диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников и умение работать в группе………………………… | 26 |
2.2 Организация на уроках русского языка групповой работы как средства развития коммуникативных способностей младших школьников………………………………………………………... | 31 |
2.3 Динамика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников | 48 |
Заключение………………………………………………………………….... | 51 |
Список использованных источников………………………………………... | 53 |
Приложение А Диагностика выявления уровня коммуникативных способностей младших школьников………………………………………… | 62 |
Приложение Б Комплекс заданий для групповой работы ………………… | 66 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование коммуникативных способностей младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных способностей влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативные способности у младших школьников формируются и совершенствуются как на уроках, так и во внеурочное время.
Сформировать коммуникативные способности обучающихся, значит научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения [19].
Коммуникативные способности формируются у младших школьников в общении с окружающими и в процессе их жизнедеятельности. Успешность и интенсивность формирования коммуникативных способностей зависят от того, насколько осознаются коммуникативные способности, насколько обучающийся сознательно способствует их развитию и присутствует ли в процессе формирования способностей момент целенаправленного их развития со стороны педагогов.
Такие исследователи, как В. А. Кан-Калик [21], А. В. Мудрик [32], обращают внимание на необходимость целенаправленного формирования общительности как личностного качества, которое представляет собой совокупность трех компонентов: потребности в общении, хорошего эмоционального самочувствия, коммуникативных способностей.
Учеными выявлена сущность коммуникативных способностей, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы способностей. В отечественной науке ряд исследований посвящен проблеме коммуникативного взаимодействия, формированию коммуникативных способностей учащихся в образовательном процессе с позиции педагогики (Л. А. Аухадеева [5]). По данным А. Ф. Ануфриева [3], В. С. Казанской [17], Е. В. Коротаевой [25], С. Н. Костроминой [26], О. А. Яшновой [60] учащиеся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера. Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах И. В. Дубровиной [11]. В числе способов преодоления разнообразных трудностей учения исследователи называют специальную организацию общения младших школьников. Данной проблемой занимались А. Г. Асмолов [4], А. В. Мудрик [32], Г. А. Цукерман [52], Д. Б. Эльконин [58].
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативных способностей. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных способностей, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Коммуникативные способности обеспечивают умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Одним из базовых предметов начальной школы является русский язык. Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функционально грамотной личности. Успехи в изучении этого предмета в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам. Язык – это основное средство самовыражения, самопознания и развития творческих способностей ребенка. Собственно это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Они ориентированы на формирование коммуникативных способностей. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, появляется настоящее сотрудничество школьников.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить научно-методическую литературу по теме исследования, выявить роль групповой работы в формировании коммуникативных способностей у обучающихся младших классов на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: развитие коммуникативных способностей на уроках русского языка в 3-м классе.
Предмет исследования: групповая форма работы в процессе развития коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка в 3-м классе.
Гипотеза исследования: если на уроках русского языка целенаправленно использовать комплекс заданий для групповой работы, то это будет способствовать повышению уровня коммуникативных способностей младших школьников.
В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности развития коммуникативных способностей младших школьников.
2. Рассмотреть групповую работу на уроках русского языка и способы ее организации.
4. Разработать и реализовать на уроках русского языка комплекс заданий для групповой работы, способствующий развитию коммуникативных способностей младших школьников.
5. Провести диагностику и выявить динамику уровня развития коммуникативных способностей младших школьников.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование.
Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 хутора Новоукраинского муниципального образования Крымский район. Экспериментальная группа – 3 «А» класс (25 учащихся) и контрольная группа – 3 «Б» класс (25 учащихся). Всего 50 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны теоретические основы развития коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка, определена роль групповой работы в процессе развития коммуникативных способностей младших школьников.
Практическая значимость представленной квалификационной работы состоит в том, что результаты исследования могут являться теоретической основой при организации работы педагога по формированию коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка; разработанный комплекс заданий, может быть рекомендован педагогам образовательных учреждений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 Теоретические основы организации групповой работы в процессе развития коммуникативных способностей младших школьников
-
Особенности развития коммуникативных способностей младших школьников
Впервые термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале ХХ века. Под коммуникацией в широком смысле в специальной литературе понимается «процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию». Понятие «коммуникация» шире понятия «общения», поскольку отражает «общую
связь между явлениями, реализуется в обмене информацией между системами в живой и неживой природе, и обществе посредством передачи материальных сигналов». Общие признаки этих понятий отражены в определении С. Л. Рубинштейна [47], который рассматривает коммуникацию как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».
Психолог Г. М. Андреева считает, что коммуникативные способности – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [2].
Мудрик А. В. под коммуникативными способностями понимает способности, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения [32].
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям, и это имеет существенное значение для формирования коммуникативных способностей [29].
Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребёнка.
Формирование коммуникативных способностей младших школьников – важная проблема, поскольку степень сформированности этих способностей влияет на процесс социализации ребёнка и на развитие личности в целом, а также, непосредственно, на сам результат обучения. Коммуникативные способности формируются и совершенствуются в процессе общения. Данной проблеме посвящён ряд исследований, среди которых работы Н. В. Клюевой [24], Р. В. Овчаровой [38], Н. В. Пилипко [44], А. И. Шемшуриной [55], А. А. Шустовой [56].