Файл: М. А. Лукьяненко 2022 г. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития коммуникативных способностей младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обратимся к понятию коммуникация. В большом академическом словаре это «общение, передача информации от человека к человеку – особая форма взаимодействия людей в процессах их познавательной деятельности, осуществляющаяся при помощи языка».

Выделяют три основных принципа коммуникации:

  • коммуникация как взаимодействие,

  • коммуникация как кооперация,

  • коммуникация как условие интериоризации.

Коммуникация как взаимодействие подразумевает процесс общения, который направлен на учёт позиции либо мнения собеседника или партнёра по совместной деятельности. Обучающиеся, постепенно приобретая опыт общения, учатся предвидеть различные точки зрения людей, которые часто различаются с их мнениями и интересами. Заканчивая обучение в начальной школе, обучающиеся приобретают более глубокий характер коммуникативных способностей: начинают лучше понимать мысли, чувства собеседника, их внутренний мир в целом [54].

Коммуникация как кооперация направлена на сотрудничество. На протяжении младшего школьного возраста дети приобретают навыки социального взаимодействия со сверстниками, умение заводить друзей. От конструктивного общения, приобретенного ребёнком в младшем школьном возрасте, зависит благополучие личностного развития. В рамках учебного сотрудничества навык формирования коммуникативных способностей проходит более интенсивно [54].

Коммуникация как условие интериоризации подразумевает коммуникативно-речевые действия, которые служат средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. К моменту поступления в школу дети строят понятные для партнёра высказывания, умеют задавать вопросы. Уже к семилетнему возрасту дети должны уметь выделять и отображать в речи ориентиры действия, а также сообщать их партнёру [54].

По мнению В. В. Соколовой, человек как существо, обладающее языком, не хочет испытывать затруднений в том, что сказать, когда ему это необходимо, чтобы то, как он говорит, способствовало тому, зачем говорит, чтобы располагало слушателей в его пользу [9].

В современном обществе увеличивается поток информации, а значит, что ученику нужно усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно усваивать знания, выстраивать свои отношения с другими людьми, работать в группе.

Одной из важных проблем педагогики является развитие коммуникативных способностей. Часто в современном мире мы наблюдаем нежелание человека вступать в контакт с окружающими людьми, неумение слушать собеседника, неумение эмоционально сопереживать. Проблема актуальности формирования коммуникативных способностей у учащихся возрастает [46].


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, в качестве обязательных коммуникативных умений отображены задачи формирования у младшего школьника умений слушать и слышать собеседника и обосновывать свою позицию и личное мнение. Кроме того, согласно ФГОС начального общего образования, под формированием коммуникативных умений понимается научение младшего школьника задавать вопросы и давать четкие формулировки ответов на вопросы, которые ему задают, внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении рассматриваемого вопроса, высказывать комментарии, касающиеся выражений собеседников, а также давать критическую оценку и аргументировать свою позицию в той или иной группе [34].

Ребёнок, который приходит в первый класс, должен владеть такими элементами культуры общения как: умение прощаться, приветствовать, просить, благодарить, понимать речь другого. Каждый ребёнок индивидуален, у каждого свои особенности, влияющие на коммуникативные стороны общения. К таким особенностям можно отнести влияние семьи, здоровье самого школьника, его личностные качества. Поэтому учителю важно с 1 класса обращать внимание на эти особенности ребёнка и помогать ему в преодолении замкнутости, стеснительности [16].

Младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными способностями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира, литературного чтения, математики, а особенно русского языка могут стать основой формирования коммуникативных способностей.

Вопрос формирования коммуникативных способностей личности рассматривался во многих трудах отечественных и зарубежных учёных Л. С. Выготского [7], А. Н. Леонтьева [30].

Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребёнка.

Развитие коммуникативных способностей идёт по разным направлениям. Это и обогащение словарного запаса младшего школьника, увеличение объёма высказываний, и качественные изменения – развитие связной речи, её усложнение, структурированность мысли. Но основным критерием успешного коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать разные коммуникативные задачи [31].

Решением проблемы развития коммуникативных способностей и их формирования занимался Л. С. Выготский. В своих трудах он рассматривал общение в качестве главного условия развития личности и воспитания ребёнка. Рассматривая его подход, важно отметить, что формирование коммуникативных способностей является одной из главных задач школы, поскольку результативность и качество процесса общения зависит от уровня сформированности коммуникативных способностей субъектов общения [7].



Младшие школьники более импульсивны, непосредственны в общении, в их речи преобладают невербальные средства, слабо развита обратная связь, а сам процесс общения имеет чрезмерно эмоциональный характер. Но эти особенности общения с возрастом постепенно исчезают. Процесс общения становится более рациональным, совершенствуется обратная связь.

Коммуникативные способности необходимы для решения различных коммуникативных задач. Исследованию этих задач посвящены работы педагога И. А. Зимней [15]. В данных работах под задачей понимается «осуществляемое субъектом общения воздействие на партнёра общения и принятия им на себя такого воздействия».

Автор отмечает, что продуктом решения коммуникативной задачи является текст в устной или письменной форме. Одновременно тот, кто слушает и тот кто говорит, в рамках коммуникативного общения решают свои коммуникативные задачи. Говорящий реализует такие коммуникативные способности, как сообщить, спросить, убедить. Задачи слушающего — коммуникативно-познавательные. Он познаёт что-то новое для себя и одновременно реализует процесс общения.

Младший школьный возраст является оптимальным периодом для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению и социальным нормам, умению общаться с детьми разного пола, способов различения социальных ситуаций:

1. Ребёнок, приходя в школу, открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У ребёнка появляются постоянные обязанности, которые связаны с учебной деятельностью. Учителя и взрослые общаются с ним как с человеком, который взял на себя обязательство учиться, как и все дети его возраста.

2. У младших школьников достаточно развиты рефлексивные способности. Этот возраст характеризуется мотивом «Я должен», а не «Я хочу». Ребёнок под руководством учителя овладевает основными формами человеческого сознания (наука, искусство, мораль) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями со стороны людей.

3. В школе к ученику предъявляются требования в отношении речевого развития. При ответе на уроке речь обучающегося должна быть грамотной, краткой, точной и чёткой. Ребёнок должен брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить контакты с учителем и сверстниками.

4. У младшего школьника складываются предпосылки формирования социальных качеств личности. Он начинает адаптироваться к новым социальным связям, в которых начинает проявляться личность ребёнка. Важно, как ребёнок входит в коллектив сверстников, как относится к школе. Осваивая основные нормы человеческого общения, ребёнок успешно адаптируется [12].


Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяет решение социальных проблем. Это в настоящее время является актуальной задачей учителя начальных классов. Произвольное действие формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Сначала у ребёнка формируется совместная деятельность с взрослым, который даёт ребёнку средства организации такого поведения, а уже потом новое поведение ребёнка становится его индивидуальным способом действия [38].

С первых дней нахождения в школе обучающийся включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. Это взаимодействие имеет свою динамику и закономерность развития [16].

Когда ребёнок адаптируется к школе, его общение с одноклассниками уходит на второй план по причине обилия новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети устанавливают посредством педагога.

Ученик начальной школы — человек, который активно овладевает навыками общения. В это время ребёнок устанавливает дружеские контакты. Важной задачей развития на этом этапе становится приобретение навыков социального взаимодействия с группой товарищей и умение заводить новые знакомства.

Обучающийся, который к 9-10 летнему возрасту научился устанавливать дружеские отношения со своими сверстниками, умеет наладить и тесный социальный контакт, поддержать отношения продолжительное время со своими ровесниками. Кроме того, это значит, что с ним общаться кому-то тоже интересно.

По мере освоения ребёнком школьной жизни, у него складывается система личных отношений в классе. Для их возникновения становятся такие важные качества как доброта, отзывчивость, внимательность, честность. Однако есть и группы школьников, которые не смогли по каким-либо причинам установить благополучные личные отношения в классе. Эти дети тоже обладают характеристиками: капризные, драчливые, грубые, неаккуратные, жадные.

По мнению Р. С. Немова, в младшем школьном возрасте важно детей обучать гибкости общения для поддержания эффективного взаимодействия друг с другом. Этот возрастной период способствует формированию у ребёнка умения устанавливать и поддерживать положительные отношения с людьми. Нужно научить ребёнка следовать своим целям и уважать интересы, мнения других людей [35].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к особенностям развития коммуникативных способностей младших школьников относится умение слушать и слышать собеседника, а также обосновывать свою позицию и личное мнение. Также младший школьник должен уметь задавать вопросы и давать четкие формулировки ответов на вопросы, которые ему задают, внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении рассматриваемого вопроса, высказывать комментарии, касающиеся выражений собеседников, а также давать критическую оценку и аргументировать свою позицию. Коммуникативные способности необходимо последовательно формировать и развивать в младшем школьном возрасте в тесной связи с учебными умениями. Развитие коммуникативных способностей в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, а как средство успешного овладения любыми предметными знаниями и умениями.


     
    1.   1   2   3   4   5