Файл: М. А. Лукьяненко 2022 г. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития коммуникативных способностей младших школьников.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман.
Цель: обнаружение степени развития умений по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.
Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, то есть так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
-
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; -
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать; -
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; -
взаимопомощь по ходу рисования; -
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся).
Интерпретация баллов для обработки результатов:
-
низкий уровень (1 балл) в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем, -
средний уровень (2 балла) сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия, -
высокий уровень (3 балла) рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы умения и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Комплекс заданий для групповой работы
Тема: «Части речи».
Задание 1.
Цель: повторение и закрепление знаний о частях речи, умение распознавать имена существительные, прилагательные и глагол.
Распределите слова по группам: 1 ряд – имя существительное; 2 ряд – имя прилагательное; 3 ряд – глагол. Найдите слова своей группы и запишите в тетрадь.
Шляпа, красивый, доска, зимний, зашла, писать, небесное, тополя, дом, спит, грязный, бегаем.
Исключение лишнего слова из цепочки слов. На доске записаны цепочки слов:
б..рёза, пч..ла, лё..кий, м..лина;
р..чистый, р..ка, п..лезный;
раз..яснить, д..н..сти, н..п..вать, р..зьба;
от, у, п..хучий, под;
п..ч..рка, п..рина, п..тнать, р..жок.
Найдите в каждой цепочке лишнее. Ответ обоснуйте. Напишите цепочки слов, исключив лишнее. Вставьте пропущенные буквы.
Задание 2.
Цель: развитие умения выделять глагол среди других частей речи. Лингвистический материал задания был разделен на три блока.
1 блок: найти в тексте глаголы и подчеркнуть их.
Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.
2 блок: от данных словарных слов образовать глагол.
Беседа – …
Завтрак – …
Работа – …
Рассказ – …
Чувство – …
3 блок: вспомнить пословицы и вставить подходящие по смыслу глаголы
1) Труд человека …., а лень …..
2) Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много …..
3) Что в других не любишь, того и сам …..
Слова для справки: портит, трудиться, не делай, кормит.
Тема: «Имя существительное как часть речи».
Задание 3.
Цель: формирование умения находить имена существительные в тексте и разбирать их как часть речи, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Обучающиеся делятся на 3 группы. Задание для первой группы. Найди в предложении имя существительное и разбери его как часть речи по алгоритму.
Всё запорошило снегом.
Задание для второй группы. Найди в предложении имя существительное и разбери его как часть речи по алгоритму.
Звёзды погасли на небосклоне.
Задание для третьей группы. Найди в предложении имя существительное и разбери его как часть речи по алгоритму.
Лена прочитала интересную сказку.
Алгоритм:
-
назови часть речи (значение и вопрос),
-
поставь слово в начальную форму, -
перечисли постоянные признаки, -
перечисли непостоянные признаки, -
укажи, каким членом предложения является данное существительное.
Задание для всех групп. Составьте из данных слов предложение, запишите и разберите его по членам. Найдите существительные. Какими членами предложения они являются?
светит, в, яркая, луна, небе
Задание 4.
Работа в группах. Заполните таблицу, распределяя в ней предложенные слова в зависимости от их значения.
Имя существительное.
Предмет | Явление | Состояние |
| | |
Портфель, инструмент, цилиндр, свёкла, шофёр, гроза, жара, засуха, тайфун, метель, храбрость, восторг, равнодушие, милосердие, бодрость.
Дополните таблицу тремя своими примерами в каждой категории.
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Задание 5.
Цель: формировать умение разделять слова на группы одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задание выполняется в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, телефон, труд, футболист, тракторист, тарелка, подушка.
2 группа: хоккеист, группа, холодильник, мальчик, спорт, тренер, диван, охота, мышь, дятел.
3 группа: лес, охотник, конфета, медведь, дерево, волк, стая, краски, космос, одеяло.
4 группа: деревня, народ, дедушка, дом, председатель, корова, сестра, игрушка, солнце, трава.
5 группа: детвора, корзина, девочка, птица, метель, мальчик, машина, лесник, камень, цветок.
Задание 6.
Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам.
Класс делится 3 группы. Задания для первой четвертой группы.
Уровень 1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
Укажи соответствие:
1) что? 2) кто? | __ одушевлённые __ неодушевлённые |
Уровень 2. Сосчитай, сколько всего в предложениях одушевлённых имён существительных?Запиши число: ____
Был гололёд. Олег возвращался из школы. Вдруг мальчик поскользнулся и упал. Он сломал ногу. Ему пришёл на помощь его друг Митя. Пришлось отвести Олега в больницу.
Задания для второй и пятой группы.
Уровень 1. Выбери одушевлённые имена существительные.
1) мальчик 2) тетрадь 3) вьюга 4) врач 5) Саша
Уровень 2. Укажи, где правда +, а где ложь V.
-
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. -
Названия игрушек и механизмов, похожих на живых существ, являются неодушевлёнными именами существительными. -
Одушевлённые имена существительные обозначают названия живых существ. -
Неодушевлённые имена существительные обозначают названия явлений и предметов неживой природы и большинство предметов, сделанных руками человека. -
Названия растений – это одушевлённые имена существительные.
Задания для третьей и шестой группы.
Уровень 1. Выбери неодушевлённые имена существительные.
1) телефон 2) бабочка 3) куртка 4) ручей 5) Костя
Уровень 2. Найди в предложении имена существительные. Подпиши над ними: 1 – если это существительное одушевлённое, 2 – если, это существительное неодушевлённое.
Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала и велика!».
Тема: «Падеж имен существительных».
Задание 7.
Цель: способствовать формированию умения определять падеж имён существительных.
Выполнение задания проходило в несколько этапов.
Этап 1: даны имена существительные: вьюга, стужа, неправда, врач, друг, кино. К данным словам подберите имена существительные, близкие по значению, но не однокоренные.
Группа 1: поставьте данные слова в родительный падеж.
Группа 2: поставьте данные слова в дательный падеж.
Группа 3: поставьте данные слова в винительный падеж.
Группа 4: поставьте данные слова в творительный падеж.
Группа 5: поставьте данные слова в предложный падеж.
Этап 2. Задание для всех групп. Даны слова в разброс: «Перьями птица человек а красна ученьем. Не спеши делом торопись языком». Из данных слов составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Объясните значение пословиц, определите падежи имен существительных.
Этап 3: в данные словосочетания впишите подходящие по смыслу предлоги и укажите падеж.
Группа 1: доехать ….. дома, подбежать …. школе, летел …. полем.
Группа 2: добежать …. площадки, побежать …. сцене, летать…. океаном.
Группа 3: добраться …. земли, вернуться …. театру, находиться …. обрывом.
Группа 4: отдыхать …. завтра, подойти …. дороге, пролетать …. городом.
Группа: добежать …. аптеки, ходить …. друзьям, стоять …. пропастью.
Задание 8.
Цель: способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля.
Разбейтесь на группы по 3-4 человека. На листочках записаны пословицы и простые предложения. Укажите в каком падеже стоят выделенные слова. Расположите данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке:
-
Славен человек не словами, а делами. -
Дело словом не заменишь. -
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. -
Мы радуемсяпобедеспортсменов. -
Я на дереве вижу дятла. -
Есть много пословиц о труде.
Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
Тема: «Творительный падеж имен существительных».
Задание 9.
Цель: формирование представления об особенностях имени существительного в форме творительного падежа.
Определите падеж имён существительных.
1-я группа. Пословицы:
-
Не спеши языком, торопись делом. -
От слова до дела целая верста. -
Пишут не пером, а умом. -
Мы сильны дружбой. -
Умен на словах, да глуп на делах.
2-я группа. Фразеологизмы:
-
Витать в облаках. -
Не заманишь калачом. -
Мозолить глаза. -
Кривить душой. -
Показать товар лицом
3-я группа. Предложения:
-
Метель замела двор. -
С первым снегом птичка появляется у жилья человека. -
Стайка снегирей обсыпала вершину дерева. -
Ветер сломал окно. -
Ребята бродили по лесу.
4-я группа.
Словосочетания: растёт на дереве, сидит за партой, спрятались от холода, подарил товарищу, поставил на стол, мечтаю о походе, выследил волка.
Тема: «Глагол как часть речи».
Задание 10.
Цель: развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, проверить прочность усвоения навыка.
Класс делится на 3 команды. Каждый ряд получает конверт, в котором лист со словом и вопросом. Задача игроков – написать слова, обозначающие действия, которые может производить: