Файл: М. А. Лукьяненко 2022 г. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития коммуникативных способностей младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чего нельзя сказать об экспериментальной, в которой высокий уровень вырос на 10 %, средний на 8 %, а низкий понизился на 18 %.

Проведенный комплекс заданий для групповой работы способствовал тому, что большинство младших школьников научилось договариваться между собой, приходить к общему решению, уметь убеждать и аргументировать. Младшие школьники научились задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. Многие обучающиеся научились контролировать друг друга по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи.

Для большей наглядности, сравнительные результаты сформированности коммуникативных способностей в экспериментальной группе представлены на рисунке 3.


Рисунок 6 – Сравнительные результаты экспериментальной группы
Таким образом, по итогам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что разработанный комплекс заданий действительно поспособствовал повышению уровня коммуникативных способностей младших школьников. В результате повторной диагностики большинство школьников показали свое умение договариваться между собой, приходить к общему решению, умению убеждать и аргументировать. Обучающиеся научились задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. Многие ребята научились контролировать друг друга по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи.

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике уровня развития коммуникативных способностей младших школьников в процессе групповой работы. Проведенный эксперимент доказывает гипотезу данного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим базовым компонентом в обучении и воспитании детей является развитие коммуникативных умений. Следовательно, необходимо вести систематичную работу по формированию коммуникативных умений младших школьников на начальном этапе обучения, отсюда и вытекает основная задача современной школы – достижение наиболее эффективной формы организации учебной деятельности детей.

Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию коммуникативных способностей на уроках русского языка является групповая работа. Групповая работа повышает интерес детей к занятиям, в результате чего быстрее и качественнее происходит усвоение учебного материала. Такая форма работы приучает детей внимательно слушать ответ товарища, самому быть постоянно готовым к ответу, приучает к конструктивному диалогу, к доказательной аргументации своей позиции. Оказывая друг
другу помощь в процессе групповой работы, учащиеся актуализируют, конкретизируют, обобщают и закрепляют собственные знания, что приводит к положительным результатам в аспекте освоения предметного содержания занятия.

В теоретической части исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, выделены определения понятий «коммуникативные способности»; определены плюсы групповой работы; описана структура организации групповой работы на уроке русского языка; выделены действия учителя в рамках групповой работы в классе. Также были рассмотрены виды и разнообразные приёмы групповой работы младших школьников.

Экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов – констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление исходного уровня развития коммуникативных способностей учащихся начальной школы. Для этого были применены следующие методики:

  • методика «Дорога к дому» – модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А. Г. Лидерса на выявление уровня развития умения по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности;

  • методика «Рукавички» Г.А. Цукермана на выявление уровня умений по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Целью формирующего этапа стало создание и реализация комплекса приёмов групповой работы по развитию следующих коммуникативных умений младших школьников:

  • коммуникативные умения, направленные на учёт позиции собеседника,

  • коммуникативные умения, направленные на кооперацию и сотрудничество,

  • коммуникативные умения по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Цель контрольного этапа – контрольная диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников, сравнение и обобщение результатов. Эффективность составленного комплекса приёмов групповой работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников была экспериментально доказана, цель исследования достигнута.

Таким образом, гипотеза о том, что если на уроках русского языка целенаправленно использовать комплекс приёмов групповой работы, то это, возможно, повысит уровень развития коммуникативных способностей младших школьников, подтверждена путём педагогического эксперимента.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абасов, З. А. Воспитательный потенциал групповой работы учащихся на уроке / З. А. Абасов, Н. М. Новичкова // Народное образование. – 2021. – № 6 (1489). – С. 185–192.

  2. Андреева, Г. М. Психология социального познания : монография / Г. М. Андреева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Аспект пресс, 2005. – 301 с. – (Учебник для вузов). – ISBN 5-7567-0340-3.

  3. Ануфриев, А. Ф. Психологические методики изучения личности : практикум / А. Ф. Ануфриев, Т. А. Барабанщикова, А. Н. Рыжкова. – Москва : Ось-89, 2008. – 303 с. – ISBN 978-5-9957-0010-4.

  4. Асмолов, А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека : учебник для студентов высших учебных заведений / А. Асмолов. – 4-е изд., испр. – Москва : Смысл ; Academia, 2010. – 447 с. – ISBN 978-5-89537-258-2.

  5. Аухадеева, Л. А. Коммуникативная культура будущего учителя как объект системного исследования / Л. А. Аухадеева. – Казань : Издательство Казанского университета, 2006. – 162 с. – ISBN 5-7464-1450-6.

  6. Багапова, Т. И. Деятельностный подход в формировании у младшего школьника коммуникативно-речевых умений при изучении текста / Т. И. Багапова // Образовательная социальная сеть : сайт. – [2022]. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/04/01/deyatelnostnyy-podhod-v-formirovanii-u-mladshego. – Дата публикации: 01.04.2019.

  7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2022. – 160 с. – (Антология мысли). – URL: https://urait.ru/bcode/491822 (дата обращения: 07.02.2022). – ISBN 978-5-534-06998-3.

  8. Дарманян, А. С. Понятие коммуникативных способностей в психологии / А. С. Дарманян // Молодой ученый. – 2019. – № 33 (271). – С. 105–107. – URL: https://moluch.ru/archive/271/62013/ (дата обращения: 13.03.2022).

  9. Детская общность как объект и субъект воспитания / редакторы: Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова ; Институт эффективных технологий. – Москва : Институт эффективных технологий, 2012. – 322 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232200 (дата обращения: 17.03.2022). – ISBN 978-5-904212-21-6. 

  10. Дубровина, И. В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования : учебное пособие / И. В. Дубровина. – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2016. – 180 с. – ISBN 978-5-4469-0944-5.

  11. Емельянова, Т. В. Социализация личности ребенка в системе начального образования по курсу «Педагогика начального образования» : учебное пособие / Т. В. Емельянова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Стерлитамакский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет». – Стерлитамак : Стерлитамакский филиал. БашГУ, 2013. – 199 с.

  12. Еремеева, О. А. Чтение, работа с текстом. Проверочные работы для учащихся 1-4 классов : учебно-методическое пособие / О. А. Еремеева, С. Ю. Прохорова. – Москва : Скрипторий 2003, 2015. – 40 с. – (ФГОС). – ISBN 978-5-98527-239-0.

  13. Жиркова, З. С. Стратегия управления развитием региональной системы образования методом инновационного проектирования : монография / З. С. Жиркова. – Москва : АСТ, 2011. – 174 с. – ISBN 978-5-87444-386-3.

  14. Зимняя, И. А. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение : монография / И. А. Зимняя, И. А. Мазаева, М. Д. Лаптева. – Москва : Аспект Пресс, 2020. – 400 с. – ISBN 978-5-7567-1093-9.

  15. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений : учебное пособие для высших учебных заведений / Е. П. Ильин. – 2-е изд. – Москва ; Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 586 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-496-01604-9.

  16. Казанская, В. Г. Психология обучения: учитель – ученик : монография / В. Г. Казанская ; Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009. – 83 с. – ISBN 978-5-8290-0854-3.

  17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под редакцией А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 151 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022831-2.

  18. Каменева, О. В. Ситуация этикетного речевого общения как средство формирования коммуникативных умений школьников / О. В. Каменева // Инновации в образовании. – 2011. – № 12. – С. 21–30. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17284210 (дата обращения: 21.03.2022).

  19. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс [Текст] Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с.

  20. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя / В. А. Кан-Калик. – Москва : Просвещение, 1987. – 190 с. – URL: https://www.booksite.ru/fulltext/kankal/text.pdf (дата обращения: 18.03.2022).

  21. Карелина, А. А. Методика оценки коммуникативных умений / А. А. Карелина // Gurutestov.ru : гуру в мире тестов : сайт. – 2022. – URL: http://www.gurutestov.ru/test/112/ (дата обращения: 15.03.2022).

  22. Кладова, Н. А. Анализ художественного текста: методика овладения умением : методическое пособие / Н. А. Кладова. – Москва : Эдитус, 2013. – 77 с. – ISBN 978-5-906162-57-1.

  23. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 237 с. – (Вместе учимся, играем). – URL: https://fusionpiter.ru/articles/communication-lessons (дата обращения: 12.03.2022). – ISBN 5-7797-0012-5. 

  24. Коротаева, Е. В. Основы педагогических взаимодействий / Е. В. Коротаева. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 160 с. – ISBN 978-5-4475-1586-7.

  25. Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. – 223 с. – (Руководство психолога и педагога. Чтение). – ISBN 978-5-17-047426-4.

  26. Кузнецова, И. В. Мотив аффилиации в межличностных отношениях : специальность 19.00.05 «Социальная психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Кузнецова Ирина Викторовна ; Санкт-Петербургский государственный университет. – Санкт-Петербург, 2006. – 18 с. – Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет. – URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003262308?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 18.03.2022).

  27. Куницына, В. Н. Саморегуляция и успешность межличностного общения : тест / В. Н. Куницына // Психология общения : энциклопедический словарь / под общей редакцией А. А. Бодалева. – Москва : Когито-Центр, 2011. – С. 524–525.

  28. Леонтьев, А. А. Психология общения : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / А. А. Леонтьев. – 5-е изд., стер. – Москва : Смысл : Academia, 2008. – 365 с. – (Психология для студента). – ISBN 978-5-7695-5617-3.

  29. Лидерс, А. Г Психологическое обследование семьи : учебное пособие-практикум / А. Г. Лидерс. – Москва : НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2015. – 552 с. – ISBN 978-5-9770-0524-1.

  30. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : сборник / А. Н. Леонтьев ; под редакцией: Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2009. – 422 с. – (Живая классика). – ISBN 978-5-89357-278-0.

  31. Лукошкова, Т. С. Система работы по формированию коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка / Т. С. Лукошкова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – С. 119–125. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-po-formirovaniyu-kommunikativnyh-umeniy-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 18.03.2022).

  32. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания : учебник для студентов вузов / А. В. Мудрик. – Москва : Педагогическое общество России, 2001. – 319 с. – ISBN 5-93134-141-2.

  33. Нарушевич, А. Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка / А. Г. Нарушевич, В. С. Анохина // Современное педагогическое образование. – 2020. – С. 202–212. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-protsesse-raboty-s-tekstom-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 18.03.2022).

  34. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II : в 4 кн. Книга 4. Речь. Психические состояния : учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 243 с. – (Бакалавр. Академический курс). – URL: https://urait.ru/bcode/434320 (дата обращения: 10.04.2022). – ISBN 978-5-534-02395-4.

  35. Никитина, Е. Ю. Педагогические условия реализации методики формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования / Е. Ю. Никитина, Л. П. Перфильева // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 25–30. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-metodiki-formirovaniya-kommunikativno-tolerantnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov-pri-osvoenii (дата обращения: 18.03.2022).

  36. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания : избранные педагогические труды / Л. И. Новикова. – Москва : Издательство «ПЕР СЭ», 2010. – 335 с. – ISBN 978-5-9292-0191-2.

  37. Овчарова, Р. В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя : учебное пособие / Р. В. Овчарова. – 2-е изд. – Москва : РИОР : Инфра-М, 2017. – 273 с. – (Высшее образование. Магистратура). – ISBN 978-5-369-01647-3.

  38. Овчарова, Р. В. Психология личности : учебное пособие / Р. В. Овчарова, С. В. Уманский ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Курганский государственный университет. – Курган : Издательство КГУ, 2010. – 230 с. – ISBN 978-5-4217-0039-5.

  39. Одинцова, С. А. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка в начальной школе / С. А. Одинцова, С. В. Прыщенко // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 10. – С. 22–27. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36807261 (дата обращения: 15.02.2022).

  40. Окатова, Г. А. организация групповой работы на уроке / Г. А. Окатова // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы : сборник научных статей третьей всероссийской интернет-конференции (г. Ярославль, 01 октября – 01 декабря 2013). – Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского. – 2013. – С. 114–116. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26609494 (дата обращения: 18.03.2022).

  41. Павлова, А. А. Методика выявления особенностей речевого развития детей / А. А. Павлова, Л. А. Шустова // Вопросы психологии : сайт журнала. – [2022]. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/876/876123.htm (дата обращения: 10.02.2022).

  42. Пешкова, В. Е. Педагогические технологии начального образования : курс лекций / В. Е. Пешкова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 161 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344740 (дата обращения: 17.03.2022). – ISBN 978-5-4475-3919-1. 

  43. Пилипко, Н. В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов / Н. В. Пилипко. – Москва : Перспектива, 2001. – Ч. 2. – 96 с. – ISBN 5-7744-0090-5.

  44. Проектирование современного урока в начальной школе : материалы участника личностно-ориентированного модуля / Л. М. Бочарникова, А. М. Соломатин, С. Н. Ямшинина [и др.]. – Москва : Академкнига : Учебник, 2013. – 56 с. – (Переподготовка и повышение квалификации работников образования). – ISBN 978-5-49400-354-6.

  45. Психолингвистика : учебник для вузов / редактор Т. Н. Ушакова. – Москва : ПЕР СЭ, 2006. – 416 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233357 (дата обращения: 10.05.2022). – ISBN 5-9292-0144-7.

  46. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Питер, 2013. – 705 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-496-00617-0.

  47. Сабитова, С. В. Организация групповой работы на уроке в начальной школе / С. В. Сабитова, С. В. Андросова, Н. В. Чаусова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 8–2 (60). – С. 92–94.

  48. Социальная психология развития : книга для учителя / под общей редакцией Е. И. Рогова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2016. – 452 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493317 (дата обращения: 14.03.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9275-1994-1. 

  49. Сундарева, Е. А. Групповая работа на уроке в восприятии учителей и обучающихся / Е. А. Сундарева, Н. М. Шнайдер // Научный поиск: личность, образование, культура. – 2021. – № 3 (41). – С. 22–25. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47503392 (дата обращения: 18.03.2022).

  50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 : с изменениями на 11 декабря 2020 года // Кодекс: [официальный портал] : сайт. – 2022. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902180656 (дата обращения: 12.01.2022).

  51. Цукерман, Г. А. Диагностика умения учиться / Г. А. Цукерман, Е. В. Чудинова. – 2-е изд. – Москва : Author's club, 2018. – 62 с. – (ФГОС: школьная система оценки качества обучения). – ISBN 978-5-906778-95-6.

  52. Чернова, Г. Р. Психология общения : общеметодологические аспекты, коммуникативная компетентность, трудности общения, публичное выступление, практикум / Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина. – Москва : Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 235 с. – (Стандарт третьего поколения. Теория и практика). – ISBN 978-5-459-01210-1.

  53. Чиркова, Т. В. Формирование коммуникативных и учебных умений младших школьников при организации групповой работы на уроках русского языка / Т. В. Чиркова // Роль науки в развитии общества : сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 28 февраля 2015) / ответственный редактор А. А. Сукиасян. – Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. – С. 96–100.

  54. Шемшурина, А. И. Системный подход к нравственному воспитанию детей в образовательных и культурных учреждениях современного периода / А. И. Шемшурина // Литературно-педагогические Лихановские чтения. – Белгород : Константа, 2005. – С. 18–24.

  55. Шустова, Л. А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л. А. Шустова // Вопросы психологии : сайт журнала. – [2022]. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/904/904099.htm (дата обращения: 10.02.2022).

  56. Щуркова, Н. Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника / Н. Е. Щуркова. – Москва : Ювента, 2013. – 144 с. – ISBN 978-5-85429-633-5.

  57. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Эльконин ; редактор-составитель Б. Д. Эльконин. – 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 383 с. –(Высшее образование) (Классическая учебная книга. Classicus). – ISBN 978-5-7695-5051-5.

  58. Яшин, Б. Л. Межличностная коммуникация и коммуникация в малых группах / Б. Л. Яшин // Культура общения: теория и практика коммуникаций / Б. Л. Яшин. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – Гл. 7. – С. 158–180. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=429211&page_id=158 (дата обращения: 04.04.2022). – ISBN 978-5-4475-5689-1.

  59. Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника / О. А. Яшнова. – Москва : Академический Проект, 2003. – 139 с. – (Руководство социального педагога). – ISBN 5-8291-0244-7.



ПРИЛОЖЕНИЕ А

Диагностика выявления уровня коммуникативных способностей младших школьников


  1. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А.Г. Лидерса).

Цель: выявление уровня развития коммуникативных умений по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух учащихся усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому – карточку с ориентирами-точками. Первый учащийся говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию – дорогу к дому – по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролям, намечая новый путь к дому.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

  • умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

  • способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, негативное.

Интерпретация баллов для обработки результатов:

  • низкий уровень (1 балл) узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно для партнера,

  • средний уровень (2 балла) имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь от части; достигается частичное взаимопонимание,

  • высокий уровень (3 балла) узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога учащиеся достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат с образцом.