Файл: М. А. Лукьяненко 2022 г. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития коммуникативных способностей младших школьников.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чего нельзя сказать об экспериментальной, в которой высокий уровень вырос на 10 %, средний на 8 %, а низкий понизился на 18 %.
Проведенный комплекс заданий для групповой работы способствовал тому, что большинство младших школьников научилось договариваться между собой, приходить к общему решению, уметь убеждать и аргументировать. Младшие школьники научились задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. Многие обучающиеся научились контролировать друг друга по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи.
Для большей наглядности, сравнительные результаты сформированности коммуникативных способностей в экспериментальной группе представлены на рисунке 3.
Рисунок 6 – Сравнительные результаты экспериментальной группы
Таким образом, по итогам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что разработанный комплекс заданий действительно поспособствовал повышению уровня коммуникативных способностей младших школьников. В результате повторной диагностики большинство школьников показали свое умение договариваться между собой, приходить к общему решению, умению убеждать и аргументировать. Обучающиеся научились задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. Многие ребята научились контролировать друг друга по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи.
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике уровня развития коммуникативных способностей младших школьников в процессе групповой работы. Проведенный эксперимент доказывает гипотезу данного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим базовым компонентом в обучении и воспитании детей является развитие коммуникативных умений. Следовательно, необходимо вести систематичную работу по формированию коммуникативных умений младших школьников на начальном этапе обучения, отсюда и вытекает основная задача современной школы – достижение наиболее эффективной формы организации учебной деятельности детей.
Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию коммуникативных способностей на уроках русского языка является групповая работа. Групповая работа повышает интерес детей к занятиям, в результате чего быстрее и качественнее происходит усвоение учебного материала. Такая форма работы приучает детей внимательно слушать ответ товарища, самому быть постоянно готовым к ответу, приучает к конструктивному диалогу, к доказательной аргументации своей позиции. Оказывая друг
другу помощь в процессе групповой работы, учащиеся актуализируют, конкретизируют, обобщают и закрепляют собственные знания, что приводит к положительным результатам в аспекте освоения предметного содержания занятия.
В теоретической части исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, выделены определения понятий «коммуникативные способности»; определены плюсы групповой работы; описана структура организации групповой работы на уроке русского языка; выделены действия учителя в рамках групповой работы в классе. Также были рассмотрены виды и разнообразные приёмы групповой работы младших школьников.
Экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов – констатирующего, формирующего и контрольного.
Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление исходного уровня развития коммуникативных способностей учащихся начальной школы. Для этого были применены следующие методики:
Целью формирующего этапа стало создание и реализация комплекса приёмов групповой работы по развитию следующих коммуникативных умений младших школьников:
Цель контрольного этапа – контрольная диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников, сравнение и обобщение результатов. Эффективность составленного комплекса приёмов групповой работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников была экспериментально доказана, цель исследования достигнута.
Таким образом, гипотеза о том, что если на уроках русского языка целенаправленно использовать комплекс приёмов групповой работы, то это, возможно, повысит уровень развития коммуникативных способностей младших школьников, подтверждена путём педагогического эксперимента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Диагностика выявления уровня коммуникативных способностей младших школьников
Цель: выявление уровня развития коммуникативных умений по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух учащихся усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому – карточку с ориентирами-точками. Первый учащийся говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию – дорогу к дому – по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролям, намечая новый путь к дому.
Критерии оценивания:
Интерпретация баллов для обработки результатов:
Проведенный комплекс заданий для групповой работы способствовал тому, что большинство младших школьников научилось договариваться между собой, приходить к общему решению, уметь убеждать и аргументировать. Младшие школьники научились задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. Многие обучающиеся научились контролировать друг друга по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи.
Для большей наглядности, сравнительные результаты сформированности коммуникативных способностей в экспериментальной группе представлены на рисунке 3.
Рисунок 6 – Сравнительные результаты экспериментальной группы
Таким образом, по итогам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что разработанный комплекс заданий действительно поспособствовал повышению уровня коммуникативных способностей младших школьников. В результате повторной диагностики большинство школьников показали свое умение договариваться между собой, приходить к общему решению, умению убеждать и аргументировать. Обучающиеся научились задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. Многие ребята научились контролировать друг друга по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи.
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике уровня развития коммуникативных способностей младших школьников в процессе групповой работы. Проведенный эксперимент доказывает гипотезу данного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим базовым компонентом в обучении и воспитании детей является развитие коммуникативных умений. Следовательно, необходимо вести систематичную работу по формированию коммуникативных умений младших школьников на начальном этапе обучения, отсюда и вытекает основная задача современной школы – достижение наиболее эффективной формы организации учебной деятельности детей.
Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию коммуникативных способностей на уроках русского языка является групповая работа. Групповая работа повышает интерес детей к занятиям, в результате чего быстрее и качественнее происходит усвоение учебного материала. Такая форма работы приучает детей внимательно слушать ответ товарища, самому быть постоянно готовым к ответу, приучает к конструктивному диалогу, к доказательной аргументации своей позиции. Оказывая друг
другу помощь в процессе групповой работы, учащиеся актуализируют, конкретизируют, обобщают и закрепляют собственные знания, что приводит к положительным результатам в аспекте освоения предметного содержания занятия.
В теоретической части исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, выделены определения понятий «коммуникативные способности»; определены плюсы групповой работы; описана структура организации групповой работы на уроке русского языка; выделены действия учителя в рамках групповой работы в классе. Также были рассмотрены виды и разнообразные приёмы групповой работы младших школьников.
Экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов – констатирующего, формирующего и контрольного.
Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление исходного уровня развития коммуникативных способностей учащихся начальной школы. Для этого были применены следующие методики:
-
методика «Дорога к дому» – модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А. Г. Лидерса на выявление уровня развития умения по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности; -
методика «Рукавички» Г.А. Цукермана на выявление уровня умений по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Целью формирующего этапа стало создание и реализация комплекса приёмов групповой работы по развитию следующих коммуникативных умений младших школьников:
-
коммуникативные умения, направленные на учёт позиции собеседника, -
коммуникативные умения, направленные на кооперацию и сотрудничество, -
коммуникативные умения по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Цель контрольного этапа – контрольная диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников, сравнение и обобщение результатов. Эффективность составленного комплекса приёмов групповой работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников была экспериментально доказана, цель исследования достигнута.
Таким образом, гипотеза о том, что если на уроках русского языка целенаправленно использовать комплекс приёмов групповой работы, то это, возможно, повысит уровень развития коммуникативных способностей младших школьников, подтверждена путём педагогического эксперимента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Абасов, З. А. Воспитательный потенциал групповой работы учащихся на уроке / З. А. Абасов, Н. М. Новичкова // Народное образование. – 2021. – № 6 (1489). – С. 185–192. -
Андреева, Г. М. Психология социального познания : монография / Г. М. Андреева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Аспект пресс, 2005. – 301 с. – (Учебник для вузов). – ISBN 5-7567-0340-3. -
Ануфриев, А. Ф. Психологические методики изучения личности : практикум / А. Ф. Ануфриев, Т. А. Барабанщикова, А. Н. Рыжкова. – Москва : Ось-89, 2008. – 303 с. – ISBN 978-5-9957-0010-4. -
Асмолов, А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека : учебник для студентов высших учебных заведений / А. Асмолов. – 4-е изд., испр. – Москва : Смысл ; Academia, 2010. – 447 с. – ISBN 978-5-89537-258-2. -
Аухадеева, Л. А. Коммуникативная культура будущего учителя как объект системного исследования / Л. А. Аухадеева. – Казань : Издательство Казанского университета, 2006. – 162 с. – ISBN 5-7464-1450-6. -
Багапова, Т. И. Деятельностный подход в формировании у младшего школьника коммуникативно-речевых умений при изучении текста / Т. И. Багапова // Образовательная социальная сеть : сайт. – [2022]. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/04/01/deyatelnostnyy-podhod-v-formirovanii-u-mladshego. – Дата публикации: 01.04.2019. -
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2022. – 160 с. – (Антология мысли). – URL: https://urait.ru/bcode/491822 (дата обращения: 07.02.2022). – ISBN 978-5-534-06998-3. -
Дарманян, А. С. Понятие коммуникативных способностей в психологии / А. С. Дарманян // Молодой ученый. – 2019. – № 33 (271). – С. 105–107. – URL: https://moluch.ru/archive/271/62013/ (дата обращения: 13.03.2022). -
Детская общность как объект и субъект воспитания / редакторы: Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова ; Институт эффективных технологий. – Москва : Институт эффективных технологий, 2012. – 322 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232200 (дата обращения: 17.03.2022). – ISBN 978-5-904212-21-6. -
Дубровина, И. В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования : учебное пособие / И. В. Дубровина. – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2016. – 180 с. – ISBN 978-5-4469-0944-5. -
Емельянова, Т. В. Социализация личности ребенка в системе начального образования по курсу «Педагогика начального образования» : учебное пособие / Т. В. Емельянова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Стерлитамакский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет». – Стерлитамак : Стерлитамакский филиал. БашГУ, 2013. – 199 с. -
Еремеева, О. А. Чтение, работа с текстом. Проверочные работы для учащихся 1-4 классов : учебно-методическое пособие / О. А. Еремеева, С. Ю. Прохорова. – Москва : Скрипторий 2003, 2015. – 40 с. – (ФГОС). – ISBN 978-5-98527-239-0. -
Жиркова, З. С. Стратегия управления развитием региональной системы образования методом инновационного проектирования : монография / З. С. Жиркова. – Москва : АСТ, 2011. – 174 с. – ISBN 978-5-87444-386-3. -
Зимняя, И. А. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение : монография / И. А. Зимняя, И. А. Мазаева, М. Д. Лаптева. – Москва : Аспект Пресс, 2020. – 400 с. – ISBN 978-5-7567-1093-9. -
Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений : учебное пособие для высших учебных заведений / Е. П. Ильин. – 2-е изд. – Москва ; Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 586 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-496-01604-9. -
Казанская, В. Г. Психология обучения: учитель – ученик : монография / В. Г. Казанская ; Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009. – 83 с. – ISBN 978-5-8290-0854-3. -
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под редакцией А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 151 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022831-2. -
Каменева, О. В. Ситуация этикетного речевого общения как средство формирования коммуникативных умений школьников / О. В. Каменева // Инновации в образовании. – 2011. – № 12. – С. 21–30. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17284210 (дата обращения: 21.03.2022). -
Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс [Текст] Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с. -
Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя / В. А. Кан-Калик. – Москва : Просвещение, 1987. – 190 с. – URL: https://www.booksite.ru/fulltext/kankal/text.pdf (дата обращения: 18.03.2022). -
Карелина, А. А. Методика оценки коммуникативных умений / А. А. Карелина // Gurutestov.ru : гуру в мире тестов : сайт. – 2022. – URL: http://www.gurutestov.ru/test/112/ (дата обращения: 15.03.2022). -
Кладова, Н. А. Анализ художественного текста: методика овладения умением : методическое пособие / Н. А. Кладова. – Москва : Эдитус, 2013. – 77 с. – ISBN 978-5-906162-57-1. -
Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 237 с. – (Вместе учимся, играем). – URL: https://fusionpiter.ru/articles/communication-lessons (дата обращения: 12.03.2022). – ISBN 5-7797-0012-5. -
Коротаева, Е. В. Основы педагогических взаимодействий / Е. В. Коротаева. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 160 с. – ISBN 978-5-4475-1586-7. -
Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. – 223 с. – (Руководство психолога и педагога. Чтение). – ISBN 978-5-17-047426-4. -
Кузнецова, И. В. Мотив аффилиации в межличностных отношениях : специальность 19.00.05 «Социальная психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Кузнецова Ирина Викторовна ; Санкт-Петербургский государственный университет. – Санкт-Петербург, 2006. – 18 с. – Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет. – URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003262308?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 18.03.2022). -
Куницына, В. Н. Саморегуляция и успешность межличностного общения : тест / В. Н. Куницына // Психология общения : энциклопедический словарь / под общей редакцией А. А. Бодалева. – Москва : Когито-Центр, 2011. – С. 524–525. -
Леонтьев, А. А. Психология общения : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / А. А. Леонтьев. – 5-е изд., стер. – Москва : Смысл : Academia, 2008. – 365 с. – (Психология для студента). – ISBN 978-5-7695-5617-3. -
Лидерс, А. Г Психологическое обследование семьи : учебное пособие-практикум / А. Г. Лидерс. – Москва : НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2015. – 552 с. – ISBN 978-5-9770-0524-1. -
Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : сборник / А. Н. Леонтьев ; под редакцией: Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2009. – 422 с. – (Живая классика). – ISBN 978-5-89357-278-0. -
Лукошкова, Т. С. Система работы по формированию коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка / Т. С. Лукошкова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – С. 119–125. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-po-formirovaniyu-kommunikativnyh-umeniy-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 18.03.2022). -
Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания : учебник для студентов вузов / А. В. Мудрик. – Москва : Педагогическое общество России, 2001. – 319 с. – ISBN 5-93134-141-2. -
Нарушевич, А. Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка / А. Г. Нарушевич, В. С. Анохина // Современное педагогическое образование. – 2020. – С. 202–212. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-protsesse-raboty-s-tekstom-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 18.03.2022). -
Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II : в 4 кн. Книга 4. Речь. Психические состояния : учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 243 с. – (Бакалавр. Академический курс). – URL: https://urait.ru/bcode/434320 (дата обращения: 10.04.2022). – ISBN 978-5-534-02395-4. -
Никитина, Е. Ю. Педагогические условия реализации методики формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников при освоении языкового образования / Е. Ю. Никитина, Л. П. Перфильева // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 25–30. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-metodiki-formirovaniya-kommunikativno-tolerantnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov-pri-osvoenii (дата обращения: 18.03.2022). -
Новикова, Л. И. Педагогика воспитания : избранные педагогические труды / Л. И. Новикова. – Москва : Издательство «ПЕР СЭ», 2010. – 335 с. – ISBN 978-5-9292-0191-2. -
Овчарова, Р. В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя : учебное пособие / Р. В. Овчарова. – 2-е изд. – Москва : РИОР : Инфра-М, 2017. – 273 с. – (Высшее образование. Магистратура). – ISBN 978-5-369-01647-3. -
Овчарова, Р. В. Психология личности : учебное пособие / Р. В. Овчарова, С. В. Уманский ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Курганский государственный университет. – Курган : Издательство КГУ, 2010. – 230 с. – ISBN 978-5-4217-0039-5. -
Одинцова, С. А. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка в начальной школе / С. А. Одинцова, С. В. Прыщенко // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 10. – С. 22–27. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36807261 (дата обращения: 15.02.2022). -
Окатова, Г. А. организация групповой работы на уроке / Г. А. Окатова // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы : сборник научных статей третьей всероссийской интернет-конференции (г. Ярославль, 01 октября – 01 декабря 2013). – Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского. – 2013. – С. 114–116. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26609494 (дата обращения: 18.03.2022). -
Павлова, А. А. Методика выявления особенностей речевого развития детей / А. А. Павлова, Л. А. Шустова // Вопросы психологии : сайт журнала. – [2022]. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/876/876123.htm (дата обращения: 10.02.2022). -
Пешкова, В. Е. Педагогические технологии начального образования : курс лекций / В. Е. Пешкова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 161 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344740 (дата обращения: 17.03.2022). – ISBN 978-5-4475-3919-1. -
Пилипко, Н. В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов / Н. В. Пилипко. – Москва : Перспектива, 2001. – Ч. 2. – 96 с. – ISBN 5-7744-0090-5. -
Проектирование современного урока в начальной школе : материалы участника личностно-ориентированного модуля / Л. М. Бочарникова, А. М. Соломатин, С. Н. Ямшинина [и др.]. – Москва : Академкнига : Учебник, 2013. – 56 с. – (Переподготовка и повышение квалификации работников образования). – ISBN 978-5-49400-354-6. -
Психолингвистика : учебник для вузов / редактор Т. Н. Ушакова. – Москва : ПЕР СЭ, 2006. – 416 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233357 (дата обращения: 10.05.2022). – ISBN 5-9292-0144-7. -
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Питер, 2013. – 705 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-496-00617-0. -
Сабитова, С. В. Организация групповой работы на уроке в начальной школе / С. В. Сабитова, С. В. Андросова, Н. В. Чаусова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 8–2 (60). – С. 92–94. -
Социальная психология развития : книга для учителя / под общей редакцией Е. И. Рогова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2016. – 452 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493317 (дата обращения: 14.03.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9275-1994-1. -
Сундарева, Е. А. Групповая работа на уроке в восприятии учителей и обучающихся / Е. А. Сундарева, Н. М. Шнайдер // Научный поиск: личность, образование, культура. – 2021. – № 3 (41). – С. 22–25. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47503392 (дата обращения: 18.03.2022). -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 : с изменениями на 11 декабря 2020 года // Кодекс: [официальный портал] : сайт. – 2022. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902180656 (дата обращения: 12.01.2022). -
Цукерман, Г. А. Диагностика умения учиться / Г. А. Цукерман, Е. В. Чудинова. – 2-е изд. – Москва : Author's club, 2018. – 62 с. – (ФГОС: школьная система оценки качества обучения). – ISBN 978-5-906778-95-6. -
Чернова, Г. Р. Психология общения : общеметодологические аспекты, коммуникативная компетентность, трудности общения, публичное выступление, практикум / Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина. – Москва : Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 235 с. – (Стандарт третьего поколения. Теория и практика). – ISBN 978-5-459-01210-1. -
Чиркова, Т. В. Формирование коммуникативных и учебных умений младших школьников при организации групповой работы на уроках русского языка / Т. В. Чиркова // Роль науки в развитии общества : сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 28 февраля 2015) / ответственный редактор А. А. Сукиасян. – Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. – С. 96–100. -
Шемшурина, А. И. Системный подход к нравственному воспитанию детей в образовательных и культурных учреждениях современного периода / А. И. Шемшурина // Литературно-педагогические Лихановские чтения. – Белгород : Константа, 2005. – С. 18–24. -
Шустова, Л. А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л. А. Шустова // Вопросы психологии : сайт журнала. – [2022]. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/904/904099.htm (дата обращения: 10.02.2022). -
Щуркова, Н. Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника / Н. Е. Щуркова. – Москва : Ювента, 2013. – 144 с. – ISBN 978-5-85429-633-5. -
Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Эльконин ; редактор-составитель Б. Д. Эльконин. – 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 383 с. –(Высшее образование) (Классическая учебная книга. Classicus). – ISBN 978-5-7695-5051-5. -
Яшин, Б. Л. Межличностная коммуникация и коммуникация в малых группах / Б. Л. Яшин // Культура общения: теория и практика коммуникаций / Б. Л. Яшин. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – Гл. 7. – С. 158–180. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=429211&page_id=158 (дата обращения: 04.04.2022). – ISBN 978-5-4475-5689-1. -
Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника / О. А. Яшнова. – Москва : Академический Проект, 2003. – 139 с. – (Руководство социального педагога). – ISBN 5-8291-0244-7.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Диагностика выявления уровня коммуникативных способностей младших школьников
-
Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А.Г. Лидерса).
Цель: выявление уровня развития коммуникативных умений по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух учащихся усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому – карточку с ориентирами-точками. Первый учащийся говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию – дорогу к дому – по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролям, намечая новый путь к дому.
Критерии оценивания:
-
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами; -
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги; -
умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; -
способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи; -
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, негативное.
Интерпретация баллов для обработки результатов:
-
низкий уровень (1 балл) узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно для партнера, -
средний уровень (2 балла) имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь от части; достигается частичное взаимопонимание, -
высокий уровень (3 балла) узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога учащиеся достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат с образцом.