Файл: Понятие и основные признаки правовой нормы (Понятие правовой нормы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) по уровню определенности – абсолютно-определенные, в которых точно указан вид и размер «наказания»; относительно-определенные, в которых закреплены определенные виды «наказания» в пределах от минимального до максимального или только до максимального;

г) в зависимости от назначения (цели) – превентивные, карательные, право-восстановительные, компенсационные санкции и др. [11, с.203]

Можно выделить следующие виды правовых стимулов:

а) по природе – материальные и духовные;

б) по уровню формальной определенности – абсолютно-определенные, в которых точно определен вид и размер «поощрения», и относительно-определенные стимулы, в которых точно не определен вид «поощрения», его границы указаны от минимального до максимального или только до максимального;

в) по значимости правовых стимулов – существенные и несущественные;

г) по характеру стимулов и социально-правовым последствиям – поощрения и льготы. [24, с.3]

О трех-, четырехэлементном и т. п. составе нормы права можно говорить лишь применительно к ее «логической структуре», воссоздается она логическим путем. Логическую (точнее, логико-семантическую) структуру нормы права некоторые авторы представляют в несколько ином аспекте. Так, М.В. Пресняков считает, что норму права составляют адресат (субъект правового общения), меры (формы) поведения и соответствующий понудительный фактор. [28, с.152]

Многие дискуссионные вопросы о количестве свойств и элементов нормы права разрешаются весьма успешно, если иметь в виду стохастическую ее структуру. Последняя позволяет применительно к каждой разновидности норм права, а также в конкретной сфере нормативно-правового регулирования выяснить необходимые (стационарные и т. п.) и непостоянные (нестационарные, переменные и т. п.) ее свойства и элементы, связи между ними. Поэтому и возникают такие ситуации, когда норма права может содержать лишь гипотезу и диспозицию, гипотезу и санкцию, гипотезу и стимул и т. д. Например, регулятивные нормы (рассчитаны на правомерное поведение субъектов) обычно состоят из гипотезы и диспозиции или гипотезы и стимула (см. ст. 454 ГК РФ, ст. 144 ТК РФ), а охранительные (предусматривают меры принудительного воздействия) – из гипотезы и санкции (см. ст. 115 УК РФ).

Генетическая структура раскрывает связи отдельных элементов и нормы права в целом с экономическими и политическими, социальными и духовными, внутренними и иными условиями общественной жизни. Поэтому не случайно некоторые авторы рассматривают логический, социально-юридический, волевой и другие аспекты содержания нормы права.


Функциональная структура, во-первых, показывает, на сколько эффективно функционирует каждый из элементов (свойств и т. п.) нормы права; во-вторых, раскрывает функциональные связи между этими свойствами и элементами; в-третьих, указывает на функции, которые выполняют те или иные разновидности норм права, взятые по отдельности или определенной их совокупности. [25, с.112]

Горизонтальная структура дает возможность рассмотреть связи между нормами права одного уровня юридической силы с позиции их координации (например, нормами гражданского и семейного права, закрепленными в ГК РФ и СК РФ); вертикальная структура – между нормами, разными по юридической силе, связанными между собой отношениями субординации (например, нормами права, выраженными в законах и подзаконных актах).

Временная структура норм права позволяет раскрыть определенную последовательность их издания, внесения изменений в их содержание и форму, взаимодействие правовых норм, принятых в различные периоды (отрезки) времени. Этот аспект проблемы имеет важное практическое значение для правотворчества и толкования, систематизации и реализации права.

Пространственная структура проявляется в наличии разнообразных типов, видов и подвидов норм права, одновременно функционирующих в правовых системах общества. [18, с.11]

Любопытной представляется психологическая структура правовой нормы. Мы уже обращали внимание на то, что отдельные авторы рассматривают волевые, интеллектуальные и прочие аспекты содержания норм права.

Комплексный подход к праву в целом и нормам права в частности позволяет исследовать также и другие их структуры: лингвистическую, социологическую, аксиологическую, информационную, синергетическую, рекурсивную и т. д.

4. Типы, виды и подвиды правовой нормы

Структура юридической нормы есть объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы.

Дальнейший анализ структуры норм права требует рассмотрения их родовидовых характеристик, что предполагает расчленение правовых норм на отдельные виды (подвиды) и группировку их с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа (пространственная структура).


В отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно рассмотрены разнообразные типы, виды и подвиды норм права, некоторые аспекты их взаимодействия. Поэтому наша задача будет заключаться не в обстоятельной характеристике содержания тех или иных норм права, а в уточнении некоторых критериев их классификации и обосновании выделения дополнительных разновидностей правовых норм.

1. Так, в зависимости от правовой системы (семьи) их следует подразделять на нормы национального права (российского, французского и т. п.), нормы рабовладельческого (феодального и т. п.), нормы романо-германской и англосаксонской, мусульманской и других традиционно-религиозных семей, международного права (общего и регионального) и т. д. [21, с.11]

2. Весьма распространенной является классификация норм права по отраслевой принадлежности. Выделяются, в частности, нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного и иных отраслей права. [11, с.203]

Хотелось бы обратить внимание на то, что здесь используются два относительно самостоятельных основания деления:

а) отраслевая принадлежность норм права;

б) предмет их правового регулирования.

По поводу же первого критерия (а) требуются в свою очередь некоторые уточнения. Отрасль права, как известно, является частью системы права наряду с институтами (субинститутами и т. п.), подотраслями, комплексными отраслями, материальным и процессуальным правом, частным и публичным правом и другими нормативно-правовыми общностями и массивами. Поэтому в зависимости от места и роли правовых норм в системе права важное значение для правотворчества, реализации, толкования и систематизации права имеет анализ норм отдельных институтов, субинститутов, подотраслей, «классических» и комплексных отраслей права, норм материального и процессуального, частного и публичного права. [19, с.108]

Разграничение права на публичное и частное было проведено еще римскими юристами, а в последующем получило дополнительное обоснование в трудах ученых-юристов применительно прежде всего к романо-германской правовой семье. Нормы частного права (гражданского, торгового и др.) регулируют и защищают «цивильные отношения», права и законные интересы преимущественно частных (физических и юридических) лиц, а нормы публичного права (уголовного, административного, полицейского и др.) – преимущественно властные отношения, обеспечивают государственные и общественные потребности и интересы. [13, с.12]

Мы уже отмечали, что каждое нормативно-правовое предписание, в том числе и норма права, имеет свой предмет правового регулирования (отдельные общественные отношения, типичные социально-правовые ситуации и т. д.) либо в этом предмете воздействует на какую-то его сторону. По данному критерию можно разграничивать правовые нормы, регулирующие, например, имущественные отношения (ст. 60 СК РФ), личные неимущественные отношения (ст. 17 СК РФ) и иные общественные отношения. [18, с.14]


3. В зависимости от выполняемых функций большинство авторов подразделяют нормы права на регулятивные (установительные) и охранительные. Критериями деления в данном случае являются, на наш взгляд, не функции, поскольку их система более многообразна (информационная, ориентационная и др.), а основные, главные цели правовых норм. Регулятивные нормы закрепляют позитивные права и обязанности и рассчитаны на правомерное поведение людей (п. 1 ст. 41 ЗК РФ). Охранительные нормы права связаны как с правонарушениями, так и иными юридическими фактами (составами), при возникновении которых необходима реализация мер принуждения (например, при реквизиции). Поэтому регулятивные и охранительные правовые нормы имеют различную логическую структуру. Первые состоят из гипотезы и диспозиции, вторые – из гипотезы и санкции. Комплексное воздействие регулятивных и охранительных норм права на сознание и поведение людей и позволяет упорядочивать, закреплять и охранять общественные отношения, обеспечивать законность и правопорядок во всех сферах жизнедеятельности страны (региона и т. п.). [11, с.203]

По методу правового регулирования некоторые авторы выделяют императивные и диспозитивные, поощрительные и рекомендательные нормы. Думается, что здесь смешаны две группы норм права, которые разграничиваются по двум относительно самостоятельным основаниям: категоричности предписаний (императивные и диспозитивные нормы) и способам юридического воздействия. Причем последний критерий позволяет классифицировать нормы права на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, стимулирующие (поощряющие и т. п.) и рекомендательные.

Управомочивающие нормы права предоставляют субъектам определенные полномочия, права на совершение тех или иных деяний. Так, почти все нормы права, закрепленные в главе 11 СК РФ «Права несовершеннолетних детей», относятся к подобной разновидности. [16]

Обязывающие нормы права требуют обязательного совершения соответствующих активных действий. Например, «заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, который предусмотрен договором займа» (п. 1 ст. 850 ГК РФ). [1]

Запрещающие нормы права требуют воздержания от совершения запрещенных ими действий. Например, в ст. 73 ЖК РФ записано: «Обмен жилыми помещениями между нанимателем данных помещений по договорам социального найма не допускается в случае, если … принято решение о сносе соответствующего дома или его переоборудовании для использования в других целях…».[25]


Стимулирующие (поощряющие и т. п.) нормы права нацеливают субъектов на достижение определенных результатов, как правило превосходящих обычные требования, стимулируют их активное правомерное поведение. Таковыми, например, являются нормы права, закрепленные в ст. 134 УИК РФ.

Рекомендующие нормы права содержат пожелания и рекомендации наиболее целесообразного и полезного правового поведения. Особенность их властного характера заключается в том, что указанные пожелания подлежат обязательному учету адресатами. Действия, противоречащие рекомендуемым, должны быть тщательно обоснованы и аргументированы.

Мы уже обращали внимание, что в зависимости от категоричности сформулированных в нормах права правил они бывают императивными и диспозитивными. Императивные нормы не допускают никаких отступлений от закрепленных в них требований. Например, «договор найма жилого помещения заключается в письменной форме» (ст. 674 ГК РФ). [14]

Диспозитивные нормы предоставляют возможность самим участникам общественных отношений по взаимному согласию устанавливать необходимые правила поведения. Если же такие правила ими не сформулированы, то действуют категорические предписания норм права. Например, «текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения» (п. 1 ст. 681 ГК РФ). [1]

Важное теоретическое и практическое значение имеет классификация норм права по юридической силе. Так, правовые нормы, содержащиеся в конституциях и конституционных (органических) и иных законах обладают более высокой юридической силой по сравнению с нормами права, закрепленными в подзаконных актах (указах президента, постановлениях правительства и т. д.). Это общее правило, из которого могут быть исключения, установленные законом или иным нормативным правовым актом. Например, в Конституции Испании говорится, что Генеральные кортесы могут делегировать Правительству право принятия норм, имеющих силу закона, по тем вопросам, по которым не требуется издания органических (конституционных) законов (ст. 81 и 82). Но это ни в коей мере не означает, что нормы права не обладают юридической силой. [10]

6. Нормы права могут быть классифицированы по субъектам правотворческой практики. Они издаются государственными и негосударственными, представительными и исполнительными учреждениями, общественными и частными органами, хозяйствующими субъектами и т. д. В настоящее время, например, весьма дискуссионным является вопрос о природе корпоративных норм права. Так, представители узкого подхода (Т. В. Кашанина, О. А. Макарова и др.) рассматривают корпоративные нормы права как результат согласования воль и интересов управляющих и управляемых (например, акционеров) в «частных фирмах». Представители широкого подхода (Р. Б. Головкин, Д. Ю. Лапаев, М. Н. Марченко и др.) полагают, что корпоративные нормы права содержатся во всех нормативных правовых актах негосударственных организаций. [24, с.3]