Файл: 1 Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2 Значение формирования экологических знаний у младших школьников
В современных стандартах уделяется большое внимание экологическому образованию и воспитанию младших школьников на всех предметах. Но главную роль в этом процессе играет предмет "Окружающий мир".

Перед тем как начать формирование экологических знании у младших школьников, следует изучить основные понятия этой темы: экология, знания, экологические знания.

Экология (от греч. oikos - дом, жилище, logos - слово, наука) - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Экология (от греч. oikos - жилище, местопребывание и - логия), биологическая наука, изучающая организацию и функционирование над организменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Прежде, чем раскрывать такое многосложное понятие, как экологические знания, нам необходимо раскрыть отдельные структурные его части.

Поскольку понятие "знание" в разных отраслях наук имеет разное значение, изучим его определение с точки зрения философии и педагогики.

Знания в педагогике - это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полной системностью, осознанностью и действенностью.

С точки зрения философии знание - это продукт общественно - трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира. Непосредственной функцией знания является перевод разрозненных представлений в форму всеобщности, удерживание в них того, что может быть передано другим в качестве устойчивой основы практических действий.

Экологические знания - это совокупность сформированных представлений и понятий человека об основных закономерностях экологии, о взаимосвязях, существующих в природных сообществах, о строении природных систем различного ранга.

Только на основе знаний у человека формируются убеждения, складывается отношение к проблемам экологии, и развиваются умения рационального природопользования. Экологические знания являются составной частью экологического образования.


Экологическое образование - образование в области защиты и улучшения среды человека на протяжении всей жизни, целью которого является развитие сознания об основных характеристиках среды человека, отношение в ней и к ней, на основе чего человек стремится к сохранению и улучшению среды таким образом, чтобы обеспечить существование человеческого рода сегодня и в будущем.

Так же частью формирования экологической культуры, а, следовательно, и экологического образования является экологическое воспитание.

Экологическое воспитание - процесс формирование у учащихся экологически ответственного отношения к природе, готовности и потребности в интеллектуальном, эмоциональном и практическом взаимодействии с ней.

На основе знаний у человека формируются убеждения, складывается отношение к проблемам экологии, и развиваются умения рационального природопользования. Экологические знания формируются у человека при систематически направленном процессе обучения на разных ступенях образования.

Формирование экологических знаний является частью экологического образования. Исходя из анализа выше приведенных определений, можно сделать вывод, что процесс формирования экологических знаний имеет деятельный аспект, он направлен на решение практических задач. А, следовательно, использование наблюдения как метод формирования экологических знаний у детей младшего школьного возраста целесообразно.

О взаимоотношениях человека и природы говорили еще задолго до нашего века. Об укрепление гуманности ребенка средствами природы писали такие педагоги как Ж. - Ж. Руссо и Г Песталоцци. Они писали о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.Ж. - Ж. Руссо в своем труде "Эмиль, или о воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от цивилизации.

Против формального изучения и бездушного отношения к окружающей среде выступали русские просветители: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Они боролись за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни

, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения.

К.Д. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы. так мало оценено в педагогике".

В настоящее время экологические знания приобретают особую актуальность, которая связана с происходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениями окружающей среды. Существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования качественно новых взаимоотношений в системе "Человек - природа". Эти отношения могут быть сформированы только путем воспитания в семье и экологического образования в учреждениях.

Экологические знания и, выработанные на их основе убеждения в необходимости ответственного отношения к природе, способствуют развитию умений применять эти знания в конкретной деятельности, вовлечению школьников в общественно-полезный труд по охране природы. На основе экологических понятий, развиваемых в курсе "Окружающий мир", вырабатываются нормы поведения в природе.

Проблема взаимоотношений природы и ребенка отражается в работах большинства современных педагогов-естественников таких, как А.А. Плешаков, Д.Л. Теплов, Н.Ф. Чернова и др.

По мнению исследователей, у младших школьников отношение к природе в первую очередь проявляется в познавательной сфере. С.Д. Дерябо отмечает, что этому способствуют два фактора.

Во-первых, значимость учебной деятельности в жизни младшего школьника: большинство учеников первого, да и второго классов увлечены самим процессом познания, что задает определенную стратегию поведения - им интересно узнать вообще что-то новое. И, во-вторых, приобретенное умение читать: у младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои "почему".

Исследователи относят любознательность к познавательным потребностям человека. С.А. Соловейчик рассматривает любознательность как познавательную потребность человека. "Познавательная потребность - потребность в знании - принадлежит к числу самых основных потребностей человека. Она предстает перед нами как любознательность" Автор утверждает, что "все дети рождаются на свет любознательными, без любознательности ребенок просто не может существовать.


Роль знания состоит в том, что знания являются источником любознательности (нельзя любить то, что не знаешь). Они расширяют возможности вопросительного отношения младшего школьника к окружающей жизни. Это, в свою очередь, способствует приобретению новых знаний.








1.3 Использование информационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе
Использование информационных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Использование информационных технологий позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Самостоятельная работа за компьютером - основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно - познавательной деятельности.

Автономная деятельность повышает личную ответственность ребёнка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами даёт заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание продолжать работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Компьютер помогает при проведении уроков как электронная доска, а также при проверке знаний учащихся.

Включение в процесс обучения ещё аудио и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе.

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто его можно использовать на уроках окружающего мира. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребенка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге, а чаще всего к верному другу-компьютеру, так как обучающих программ достаточно на прилавках магазинов и в Интернете.

А теперь непосредственно обратимся к урокам окружающего мира. Предмет "Окружающий мир" в начальной школе сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование информационных технологий на уроках окружающего мира позволяет формировать и