Файл: Теории происхождения государства( Социальная организация догосударственного общественного уклада).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но надо иметь в виду и то обстоятельство, что объ­единение людей требует их взаимного согласия, и это определяет то положительное значение, которое имеет данная теоретическая концепция.

Историко-материалистическая теоретическая концепция. Появление этой объяснения теоретических основ связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой объяснения теоретических основ в том, что государство, как способ организации всей общности людей, возникает как резуль­тат естественного генезиса первобытно-общинного общественного уклада, последующего генезиса, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает ма­териальные условия зарождения государственного механизма, но и оп­ределяет социальные изменения общественного уклада, которые также пред­ставляют собой важные причины и условия зарождения государства, как способа организации всей общности людей и права [7, с. 85].

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решаю­щую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство, как способ организации всей общности людей возникает как продукта той непримиримости, как ору­дие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического генезиса усложняются само устройство всей общности людей, его производительная и распредели­тельная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управленческого воздействия, что и приводит к возникновению государства, как способа организации всей общности людей.

Именно историко-материалистическая теоретическая концепция имеет под собой строго научные основы. При этом, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических усло­виях решающее значение в качестве причин появления государства, как способа организации всей общности людей могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходи­мость решения общих дел, совершенствования управленческого воздействия устройство всей общности людей, специализации этого управленческого воздействия как формы разделения труда [10, с. 69].

Итогом «неолитической революции» стало зарождение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ.

На следующем этапе социально-экономического генезиса происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации – происходит становление раннеклассовых обществ [14, с. 75].


Они возникали в долинах крупных рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Янцзы и других, приблизительно между 20-40 градусами северной широты, т.е. в наиболее благоприятных для земледелия климатических и ландшафтных условиях, и составили к III-II тыс. до н.э. настоящий пояс первичных цивилизаций, простиравшийся от Средиземного моря до берегов Тихого океана. Этапы становления и последующего генезиса раннеземледельческих обществ по своему социально-экономическому значению и характеристиками занимают особое и самостоятельное место в общем процессе генезиса человеческой цивилизации [11, с. 158].

Переход к производящей экономике обеспечил рост человеческой цивилизации, необходимый для существования и расцвета цивилизации. Расчеты показывают, что охотнику, вооруженному луком и стрелами, чтобы прокормиться, нужно около 20 км2 территории. Этой площади хватило бы для того, чтобы прокормить по меньшей мере несколько сот земледельцев. Согласно другим расчетам, в результате перехода к производящему хозяйству население Земли, насчитывавшее в конце мезолита 10 млн человек, возросло в конце неолита до 50 млн человек [2, с. 119].

Эти предварительные расчеты убедительно говорят о резком увеличении численности населения после перехода к земледелию и скотоводству. Следовательно, производящая экономика уже на первых этапах своего становления характеризуется таким обменом между человеком и природой, при котором человек стал первоначально создавать избыточный продукт. И действительно, селекция растений, поливное земледелие, особенно ирригация, привели на первых порах к необыкновенным урожаям [4, с. 65].

Эта экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда. Выделяются группы организаторов производства, работников информационных систем, в которых осуществляется учет труда и распределения его результатов, а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.

Зарождение и присвоение прибавочного продукта ведет к становлению новых форм собственности: коллективной, групповой, частной; к дальнейшему социальному расслоению общественного уклада [11, с. 96].

Новая организация производственной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует социальной разделенности общественного уклада: происходит отделение верхушки общественного уклада от основной массы производителей, неучастие верхушки в материальном производстве. Начинается становление классов, новых организационных форм управленческого воздействия устройство всей общности людей, зарождение государственного механизма [3, с. 136].


Таким образом, «неолитическая революция» – переход человеческой цивилизации к производящей экономике – приводит первобытное устройство всей общности людей объективно, в силу своего внутреннего генезиса, к финальному рубежу – социальному расслоению общественного уклада, появлению классов, зарождению государства, как способа организации всей общности людей.

Древнейшие государственные образования возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общественного уклада и характеризуются как раннеклассовые государства, как способа организации всей общности людей. Эти первичные государства возникают к IV-III тыс. до н.э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга [9, с. 76].

3. Объяснения теоретических основ зарождения и развития государства, как способа организации всей общности людей

3.1. Социальные регуляторы общественных взаимоотношений

В человеческом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на генезис общественных взаимоотношений, на поведение людей. Уже в первобытно-общинном обществе действовали свои регуляторы – система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины, наиболее важные общественные отношения [13, с. 99].

Термин «регулирование» означает определение поведения людей и их объединений, придавание ему конкретного направления, введение в установленные рамки, упорядочивание. В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.

К нормативному относится регулирование посредством норм, т. е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных взаимоотношений [11, с. 177].

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.


Социальное принуждение может быть [14, с. 145]:

-государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

-моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;

-со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т. е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

-со стороны мирового уклада – в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.

Кроме средств принуждения, в социальном регулировании используются методы стимулирования, рекомендации, поощрения и др. [8, с. 71]

Систему существующих нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных взаимоотношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов – ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения [10, с. 65].

Ценностный регулятор определяет поведение членов общественного уклада с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общественного уклада или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах генезиса общественного уклада длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, к примеру, в сфере трудовых, семейных и национальных взаимоотношений [8, с. 145].

Директивный регулятор – способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), к примеру использование СМИ в защите прав и свобод человека, как индивидуума, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общественного уклада или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т. е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства, как способа организации всей общности людей и его информирование о положении дел в стране. Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие [13, с. 177].


Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых. У ценностного регулятора велика сила имитации, подражания массовому поведению. Это древнейший из всех регуляторов. Поэтому нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими [9, с. 142].

Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, к примеру, невыполнение директив грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.

3.2. Зарождение права как регулятора взаимоотношений в ранних государства, как способа организации всей общности людей

Право создавалось незаметными переходами, путем выделения из однородной массы правил общежития. Долгое время люди не замечали, как постепенно в всей общности людей появилось новое явление. Со временем оно достигло такой степени самостоятельности, что обратило на себя внимание и привлекло к себе естественный интерес. Естественно, что где есть устройство всей общности людей, там имеются и правила общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляли однородную массу. Они соответствовали характеру взаимоотношений именно данного общественного уклада [11, с. 174].

Основными причинами их последующей обособленности являются: численный рост населения; нарушение социальной однородности людей; увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общественного уклада; усложнение общественных связей; прогресс общественного генезиса.

Обнаружение нового явления настолько поразило воображение людей, что праву стали приписывать божественное зарождение и развитие. Философ Греции Демосфен назвал право изобретением и даром богов [13, с. 179]. Людям было трудно примириться с мыслью, что такое могучее средство поддерживания общественных связей, каким стало право, было делом рук простых смертных.