Файл: Теории происхождения государства( Социальная организация догосударственного общественного уклада).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
История зарождения и последующего развития права всех народов свидетельствует о наличии одинаковых подходов к урегулированию общественных взаимоотношений. Прежде всего правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей установившейся власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за всякое покушение на жизнь и здоровье лиц, стоящих у власти или ближе к власти.
Уголовное право составляет главное содержание юридических памятников. Причем, чем сборник древнее, тем больше места в нём отведено уголовному содержанию. По степени значимости за уголовным правом следуют нормы, определяющие, что должно вносить население в пользу власти - это дань, налоги. Далее следуют нормы процессуальные. Определение порядка судопроизводства составляет важное содержание древних юридических памятников. И только затем уже следуют нормы гражданского права, которые в последующем стали занимать доминирующее положение в системе права большинства государств [12, с. 136].
В постоянно продолжающемся процессе дальнейшего генезиса права наблюдается устойчивая тенденция по пути дальнейшей правовой специализации [7, с. 95].
Для более глубокого понимания сущности и особенности права, его роли в жизни общественного уклада необходимо рассмотреть общую характеристику существующих теорий права.
Нормативистская теоретическая концепция. Ее представителем являлся Г. Кельзен. Право представляет собой иерархическую систему норм в виде «лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется» [16, с. 112].
Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав, а какие-либо «целесообразности», если и допустимы, то лишь в рамках толкования юридических норм. «Закон суров, но он Закон». Поэтому данный подход называют формально-юридическим. Нормативисты и легисты отождествляют право с законом и трактуют его принудительный характер как суть права. Закон ими понимается как одна из форм права, которое представляет собой совокупность законов. При этом право рассматривается лишь как официально - властное орудие, как средство для осуществления социального управленческого воздействия. Наиболее точно такой подход выражен в трактовке права, сформулированного В.И. Лениным: «Право - это возведенная в закон воля господствующего класса» [7, с. 52].
Социологическая теоретическая концепция возникла в ХVIII веке в рамках школы «свободного права». Ее суть заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях последующего генезиса капитализма, перестали удовлетворять потребности общественного уклада. В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством, иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится, к тому, что проявляется недоверие к закону и законности [11, с. 74].
Согласно социологическому подходу, закон - собрание во многом «волевых», далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное - не «буква», а «дух» закона. Высшее благо - не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право. Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.
Психологическая теоретическая концепция. Ее представители (к примеру, Петражицкий) рассматривают право, как психологическое явление, коренящееся в человеческом создании. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии индивида. Право опосредствует ими, живет в них, проявляет через них свою эффективность [7, с. 185].
Психологический подход представляет собой попытку государственно-правового «оформления» преобладающих суждений, но особенно - чувств и переживаний.
В соответствии с философским подходом к праву считается, что не заведомо несовершенное законодательство, а Право как выражение извечной природной справедливости является первичным, естественным и непреходящим выразителем и защитником справедливости. Основа права - интересы безопасности человека, как индивидуума, а конкретно - его права на жизнь, собственность и свободу [9, с. 75].
Теоретическая концепция естественного права. Представители данной объяснения теоретических основ (к примеру, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства, как способа организации всей общности людей нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок [1, с. 163].
Интегративная теоретическая концепция. Ее представители рассматривают право, как совокупность признаваемых в данном обществе правил, направленных на обеспечение социальной справедливости. Защита нормативами равенства, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг к другу.
Это право, выраженное в принципах (идеях), получивших законодательное признание и подтверждение в правовой деятельности. Опасность одностороннего подхода к праву - узконормативного или широкого - сейчас очевидна. И ныне, каких бы взглядов на право ученые-юристы не придерживались, все - против такой односторонности. Господствующая тенденция современного правоведения - углубление представлений о праве как едином целом. Задача заключается в том, чтобы восстановить на более широкой теоретической основе расчлененное анализом единство всех сторон права, с помощью синтеза представить его как целое, показав суть и взаимодействие отмеченных сторон, место и меру каждой из них [16, с. 114].
Этой задаче отвечает интегративный подход, способ теоретического познания и практического освоения социально-правовой действительности, позволяющий «собрать» воедино, объединить на общей основе все компоненты права - идеи, нормы, правовые представления и чувства, отношения, отобразив тем самым естественно-правовую природу права, его нормативность, обязательность, восприимчивость индивидуальным и массовым правосознанием и его деятельностный характер. C позиции интегративного подхода в праве все в одинаковой мере важно. Право, с этой точки зрения, есть правовая идея, воплощенная в норме, и реализующаяся в фактических правомерных действиях и отношениях - в правовом порядке. В таком аспекте право предстает системой общественного порядка, реальной силой общественного уклада, противостоящей произволу и беспорядку [13, с. 74].
Интегративный подход позволяет точнее подойти к оценке объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а, следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и не относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами [15, с. 83].
Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение, ориентируя массовое и профессиональное правосознание на понимание того, что правовое регулирование взаимоотношений и поступков возможно лишь там, где объективно существует доказуемость и исполнительность правовзаимоотношений средствами юридического процесса, что действие права предполагают определенные условия, требует необходимые ресурсы, наличие специальных структур, способных принять право и при необходимости принуждать к его исполнению [7, с. 94].
В рамках интегративного подхода каждое из проанализированных выше типов правопонимания - естественно-правовое, нормативное, социологическое и психологическое - выступает не только противовесом иному, но и представлено как усиление, дополнение к другому. Тем самым становится возможным не только исключить абсолютизацию какого-то одного взгляда на право, но и связать право с реальным бытием человека, как индивидуума, его ценностями и интересами.
Интегративный подход представляет собой методологическую платформу для сближения различных концепций права, позволяет максимально учесть требования полноты и всесторонности научного анализа в оценке природы права, определении источников, механизмов и закономерностей его последующего действия в обществе. Он не разводит по разным полюсам естественно-правовой, нормативный, социологический и психологический подходы к праву, но на общей методологической основе синтезирует их достоинства [8, с. 107].
Стержнем интегративного правопонимания, его системообразующим началом является идея действия права, синтезирующая своим содержанием все сущностные правовые характеристики и формы проявления права в социальном пространстве:
1) право, как идея, принцип;
2) право как институционализированная совокупность норм;
3) право как элемент сознания, психики человека, как индивидуума;
4) право в общественных отношениях [13, с. 84].
Классовая теоретическая концепция. Учение об общественно-экономических формациях, разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом с материалистических, пролетарско-классовых, коммунистических позиций, лежит в основе марксистской типологии государства, как способа организации всей общности людей и права. Определяющую роль в социально-историческом развитии, по марксизму, играют экономические отношения, составляющие базис общественного уклада, которым обусловливается и соответствующая ему надстройка, включая государство, как способ организации всей общности людей и право. Согласно такому подходу, вся история человеческой цивилизации делится на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй и коммунистический строй [12, с. 175].
Трем классово-антагонистическим формациям (рабовладельческой, феодальной и капиталистической), основанным на частной собственности и классовом делении, соответствуют три типа государства, как способа организации всей общности людей и права: рабовладельческое государство, как способ организации всей общности людей и право, феодальное государство, как способ организации всей общности людей и право, буржуазное государство, как способ организации всей общности людей и право. При первобытно-общинном строе еще нет государства, как способа организации всей общности людей и права, при коммунизме государство, как способ организации всей общности людей и право как классовые явления отомрут.
Применительно к государственности и праву на первой фазе коммунизма Маркс говорил о диктатуре пролетариата и буржуазном «равном праве» для регуляции меры труда и потребления [6, с. 187]. В дальнейшем в советской марксистской литературе - в очевидном расхождении с прогностическими положениями самих основоположников марксизма - стали выделять также и социалистический тип государства, как способа организации всей общности людей и права, что фактически демонстрировало отсутствие и несостоятельность предсказанного перехода от социализма к полному коммунизму без государства, как способа организации всей общности людей и права [16, с. 114].
Экономические и классовые взаимоотношения, наряду с другими факторами (духовными, культурными и т.д.), имеют, несомненно, важное значение в процессе зарождения, изменения, генезиса государства, как способа организации всей общности людей и права. Однако непропорциональное усиление их роли, характерное для всего марксизма, включая и марксистскую типологию государства, как способа организации всей общности людей и права, приводит к существенным порокам в общности людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение исследования подведем итоги всей курсовой работы.
Существует множество теорий зарождения государства, как способа организации всей общности людей, которые отличаются друг от друга по следующим причинам:
а) разные реальные исторические условия в разных общественных укладах;
б) разные философские основы построения теорий.
Современные отечественные исследователи основываются на материалистической объяснения теоретических основ и дополняют ее положениями других теорий.
Создавались самые разнообразные объяснения теоретических основ, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Государство, как способ организации всей общности людей явление многогранное. Рассмотренные нами объяснения теоретических основ по-разному объясняют причины зарождения и развития государственного механизма. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной объяснения теоретических основ вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса зарождения государства, как способа организации всей общности людей.
В общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие государственного механизма может быть сведено к противостоянию двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства, как способа организации всей общности людей и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения.
С этой точки зрения государственный механизм является орудиями и средствами в руках одной части общественного уклада для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общественного уклада.