ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 828
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я пациента-клиента;
• озвучивание психотерапевтом-консультантом голоса духов-I ного Я пациента-клиента;
• встреча наличного Я и духовного Я пациента-клиента, восстановление внутренней диалогичности, освобождение, очище-
233
ние (катарсис) и исцеление (обретение целостности) внутреннего мира пациента-клиента.
Диалогическая интенция — это характеристика внутренней активности пациента-клиента в ситуации блокирования и фрустрации собственной внутренней диалогичное™. Диалогическая интенция — это возможность внутренней диалогичное™, обратная сторона тех реальных затруднений, которые испытывает пациент-клиент при вступлении в диалог с психотерапевтом-консультантом. Само существование диалогической интенции пациента-клиента ставит перед психотерапевтом-консультантом задачу ее провокации. При этом общим методическим решением в данном случае является так называемый «принцип молчания» (А. Ф. Копьев) как специально создаваемый психотерапевтом-консультантом дефицит значимых реакций, депривация обратных связей в общении с пациентом-клиентом.
Диалогическая позиция — это профессиональная позиция психотерапевта-консультанта, образуемая комплексом его установок или внутренних принципов:
• внутренней диалогичное™ любого человека;
• неравенства позиций психотерапевта-консультанта и пациента-клиента как следствие особой диалогической, вненаходимой и т.д. позиции профессионала;
• допустимости условного принятия и оценивания психотерапевтом-консультантом наличного Я пациента-клиента;
• незавершенности и неопределенности субъектной природы пациента-клиента;
• допустимости совета как средства установления контакта с пациентом-клиентом, актуализации в его сознании тех или иных содержаний, указания на игнорируемые аспекты его собственной проблемы;
• свободы и ответственности пациента-клиента за свою жизнь. Остановимся на оценке данного подхода. Во-первых, следует отметить, что диалогический подход не
существует как единое и целостное направление, он представлен в работах своих сторонников в виде особых, иногда весьма различающихся друг от друга вариантов или версий. До настоящего времени никто еще не предпринял попытки интегрировать эти версии в одно целостное, систематически разработанное и представленное единым сообществом психологов-практиков направление. Во-вторых, разработки в рамках диалогического подхода отличает, как это ни парадоксально, монологичность, отсутствие диалога с современным многообразным миром психотерапии-консультирования. Отсутствие эксплицированного психологического референтного круга восполняется при этом подчас имплицитными прикреплениями к православной, святоотеческой «христианской психологии».
234
В-третьих, множественность, неоднородность, а подчас и противоречивость источников, вариантов и методологических ориентации внутри диалогического подхода во многом определяют его многоаспектную маргинальность, его положение между наукой и религией, мировой и отечественной психологией, досоветской и советской психологией.
И, наконец, в-четвертых, некоторые постулаты диалогического подхода, имеющие непосредственное отношение к практике психотерапии-консультирования, явно не согласованы между собой и противоречивы. Например, допустимость условного принятия и оценивания пациента-клиента в работе психотерапевта-консультанта никак не согласуется с пониманием собеседника не как объекта исследования, диагностики и воздействия, а как равноправного субъекта живого диалогического общения; постулируемое неравенство позиций участников психотерапевтического-консультационного общения очевидным образом противоречит самой идее диалога как равноправного общения и т.д.
Триалогический подход
Разработка диалогического подхода к психотерапии-консультированию представляется нам крайне важным и до последнего времени единственным прецедентом продуктивного отношения к данной сфере отечественных психологов-практиков. Вместе с тем рефлексия проблемных аспектов диалогического подхода в сочетании с собственной теоретической и практической работой автора позволили сформулировать совокупность идей и положений, развивающих, с одной стороны, общепсихологическую концепцию личности и сущности человека [138], а с другой — систему основополагающих понятий и представлений самого диалогического подхода. Исходя из представлений автора о структуре личности как интрапсихической триаде инстанций (персона, тень, лик) и представлений А. А. Ухтомского о триаде «человек» — «другой как двойник» — «другой как лицо (собеседник)», была начата разработка триалогического подхода к психотерапии-консультированию [139]. Ключевой, основополагающей категорией этого подхода является категория триалога — троегласия и троебытия человека. Можно указать четыре основных значения данной категории.
Первое значение: триалог выступает как концептуа.1ьная фиксация фундаментальной тройственности человека как структуры или системы. Эта тройственность представляет собой сквозную основополагающую идею большинства религиозных, философских и психологических учений о человеке и его личности. Исходная триада «тело —душа—дух» в видоизмененном и подчас
235
до неузнаваемости трансформированном виде многократно обнаруживает себя в широчайшем диапазоне — от «сакрального» (неба) до «профанного» (земли): в христианской религии это учение о Божественной Троице, в искусстве это темы Троицы и Святого семейства, трех богатырей, птицы-тройки, трех братьев и трех сестер; в философии это идеи трех моментов диалектики и трех миров (или планов существования) человека; в психологии это многочисленные триалогические построения классической психологии (эмоции — интеллект — воля), психоанализа (ид —эго — суперэго), аналитической психологии (тень —персона — самость), трансактного анализа (ребенок—взрослый —родитель), гуманистической психологии {те —I—self). В приземленных жизненных проявлениях это структура нуклеарной семьи, любовный треугольник и даже своеобразный ритуал «на троих».
Второе значение: триалог — это коммуникативная и аутокоммуникативная структура, контур которой обладает интерперсональным (персона —персона), интраперсональным (персона— тень) и транс-персональным (лик —лик) измерениями [138].
Третье значение: триалог — это реальный феномен практики психотерапии-консультирования, которая, лишь на первый взгляд являясь диалогическим общением tete-a-tete, всегда включает в себя не только две позиции, два голоса психотерапевта-консультанта и пациента-клиента, но также позицию (голос) наблюдателя — третьего участника общения. При этом позиция наблюдателя в практике психотерапевтического-консультативного общения представлена двояко, в двух различных, диаметрально противоположных ипостасях или плоскостях. С одной стороны, это позиция наблюдателя-супервизора, того значимого другого, который обеспечивает профессиональное и личностное становление психотерапевта-консультанта, инициирует его приобщение к практике психотерапии-консультирования, осуществляет передачу профессионального мастерства и ремесла. С другой стороны, это позиция наблюцателя-субвизора (наблюдателя со стороны пациента-клиента), того значимого другого, участие которого в жизни пациента-клиента в значительной степени определяет его проблему и запрос. Позиции психотерапевта-консультанта, наблюдателя-супервизора и пациента-клиента образуют внешнюю триаду (триалог) психотерапевта-консультанта. Позиции психотерапевта-консультанта, наблюдателя-субвизора и пациента-клиента образуют внешнюю триаду (триалог) пациента-клиента.
Таким образом, полная позиционная интерперсональная структура практики психотерапии-консультирования включает в себя два совмещенных триалога, две внешние триады. Тем самым психотерапевтическое-консультационное общение, иллюзорно воспринимаемое как осуществляющееся
tete-a-tete, на линии «пси-
236
Рис. 10. Психотерапевтическая-консультационная практика, включающая в себя: а) позиции психотерапевта-консультанта (Г), пациента-клиента (К), наблюдателя-супервизора (С) и наблюда-теля-субвизора (с); б) совмещение внешнего триало-га психотерапевта-консультанта (Т — С — К) и внешнего триалога пациента-клиента (К — с — Т); в) оппозиции психотерапевта-консультанта и пациента-клиента (Т— А"), наблюдателя-супервизора и наблюдателя-субвизора {С — с)
хотерапевт-консультант — пациент-клиент», в реальности обнаруживает в себе сакральную символику магендовида (звезды Давида) и креста (рис. 10).
Поскольку наблюдатель-супервизор и наблюдатель-субвизор — это реальные индивиды, то каждый из них имеет своих наблюдателей. Совокупность наблюдателей-супервизоров образует восходящую иерархию наблюдателей, тогда как совокупность наблюда-телей-субвизоров — нисходящую иерархию наблюдателей. Практика психотерапии-консультирования может быть представлена тем самым одновременно как действо, диалог в диаде психотерапевт-консультант — пациент-клиент (Т — К), как таинство включенности психотерапевта-консультанта в восходящую иерархию наблюдателей-супервизоров (Т — С.Сп) и как тайна включенности пациента-клиента в нисходящую иерархию наблюдателей-суб-визоров (К— с.сп), как актуальное и латентное, реальное и виртуальное общение.
Четвертое значение:триалог — это обучающая процедура в практике психотерапии-консультирования. Традиционной формой такой процедуры является супервизорство, практикуемое фактически во всех разновидностях психотерапии-консультирования и предполагающее систематическую работу практикующего психотерапевта-консультанта со своим супервизором в целях повышения эффективности своей работы. Еще одной формой обучающей процедуры в данной сфере является практикуемая главным образом в гуманистических разновидностях психотерапии-консультирования так называемая «работа в триадах». Такая работа позво-
237
ляет обучающимся последовательно осваивать три основные формы опыта, являющиеся составными частями опыта профессионала, — опыт обращения за помощью и получения помощи (в позиции пациента-клиента), опыт оказания помощи (в позиции психотерапевта-консультанта), опыт фиксации и анализа психотерапевтического-консультационного процесса (в позиции наблюдателя-супервизора). Важно отметить, что каждый из этих трех компонентов опыта профессионал может получить лишь путем реального освоения каждой из позиций в триаде психотерапевт-консультант — пациент-клиент — наблюдатель-супервизор. Традиционное обучение психотерапии-консультированию также предполагает экспириентальное (опытное) освоение всех трех позиций, однако это освоение практикуется в виде различных и разнесенных во времени форм работы: позиция пациента-клиента осваивается в форме личной терапии; позиция психотерапевта-консультанта — в форме профессиональной деятельности; позиция наблюдателя-супервизора — в практике супервизорства.
Содержание триалогического подхода к психотерапии-консультированию задается не только рассмотренными выше основными значениями категории «триалог», но и тремя основными идеями данного подхода.
Идея трех территорий. Переход от классической (спекулятивной) к постклассической (экспериментальной и практической) психологии, связанный с именами В.Вундта, А.Бине и З.Фрейда, существенным образом изменил научные представления о субъекте (личности) как неком самовластном центре психической жизни человека. Благодаря работам в области экспериментальной и практической психологии личность человека перестала рассматриваться в качестве целостного субъекта, превратилась в расщепленную, внутренне противоречивую, сложную и динамическую конструкцию. Не смену кредо Р.Декарта — «Cogito, ergo sum» пришло замечательное своей точностью и проницательностью кредо Ж. Лакана — «Ямыслю не там, где я существую» (цит. по [153, с. 253]). Используя систему представлений триалогического подхода, эту переформулировку Ж. Лакана можно в свою очередь преобразовать, представив ее в следующем виде: «Я изживаю не там, где я переживаю, и я переживаю не там, где я живу»1.
Таким образом, любого человека (в том числе любого психотерапевта-консультанта и любого пациента-клиента) можно рас-
' Под «изживанием» мы понимаем любое предметное, мотивированное и ориентированное вовне действование, совокупность любых — поведенческих, перцептивных, мнемических, интеллектуальных, оценочных и прочих действий личности, всякое действование вовне как отреагирование; под «переживанием» — любые формы эмоционального опыта — аффекты, эмоции и чувства личности, а под «проживанием», или «жизнью», — любые формы транс-персонального опыта, общения, непосредственные проявления сущности и лика человека.
238
сматривать как одновременно существующего и проявляющегося в трех различных планах или на трех различных территориях — территории изживания-действия, территории переживания-чувства и территории проживания-бытия.
Идея трех субъектов (персонажей, внутренних инстанций). Я (эго) человека, осваивая каждую из трех территорий, выступает каждый раз в качестве особого субъекта. На территории изживания-действия Я человека выступает как персональный аспект личности, или как внутренний наблюдатель, на территории переживания-чувства — как теневой аспект личности, или как
• озвучивание психотерапевтом-консультантом голоса духов-I ного Я пациента-клиента;
• встреча наличного Я и духовного Я пациента-клиента, восстановление внутренней диалогичности, освобождение, очище-
233
ние (катарсис) и исцеление (обретение целостности) внутреннего мира пациента-клиента.
Диалогическая интенция — это характеристика внутренней активности пациента-клиента в ситуации блокирования и фрустрации собственной внутренней диалогичное™. Диалогическая интенция — это возможность внутренней диалогичное™, обратная сторона тех реальных затруднений, которые испытывает пациент-клиент при вступлении в диалог с психотерапевтом-консультантом. Само существование диалогической интенции пациента-клиента ставит перед психотерапевтом-консультантом задачу ее провокации. При этом общим методическим решением в данном случае является так называемый «принцип молчания» (А. Ф. Копьев) как специально создаваемый психотерапевтом-консультантом дефицит значимых реакций, депривация обратных связей в общении с пациентом-клиентом.
Диалогическая позиция — это профессиональная позиция психотерапевта-консультанта, образуемая комплексом его установок или внутренних принципов:
• внутренней диалогичное™ любого человека;
• неравенства позиций психотерапевта-консультанта и пациента-клиента как следствие особой диалогической, вненаходимой и т.д. позиции профессионала;
• допустимости условного принятия и оценивания психотерапевтом-консультантом наличного Я пациента-клиента;
• незавершенности и неопределенности субъектной природы пациента-клиента;
• допустимости совета как средства установления контакта с пациентом-клиентом, актуализации в его сознании тех или иных содержаний, указания на игнорируемые аспекты его собственной проблемы;
• свободы и ответственности пациента-клиента за свою жизнь. Остановимся на оценке данного подхода. Во-первых, следует отметить, что диалогический подход не
существует как единое и целостное направление, он представлен в работах своих сторонников в виде особых, иногда весьма различающихся друг от друга вариантов или версий. До настоящего времени никто еще не предпринял попытки интегрировать эти версии в одно целостное, систематически разработанное и представленное единым сообществом психологов-практиков направление. Во-вторых, разработки в рамках диалогического подхода отличает, как это ни парадоксально, монологичность, отсутствие диалога с современным многообразным миром психотерапии-консультирования. Отсутствие эксплицированного психологического референтного круга восполняется при этом подчас имплицитными прикреплениями к православной, святоотеческой «христианской психологии».
234
В-третьих, множественность, неоднородность, а подчас и противоречивость источников, вариантов и методологических ориентации внутри диалогического подхода во многом определяют его многоаспектную маргинальность, его положение между наукой и религией, мировой и отечественной психологией, досоветской и советской психологией.
И, наконец, в-четвертых, некоторые постулаты диалогического подхода, имеющие непосредственное отношение к практике психотерапии-консультирования, явно не согласованы между собой и противоречивы. Например, допустимость условного принятия и оценивания пациента-клиента в работе психотерапевта-консультанта никак не согласуется с пониманием собеседника не как объекта исследования, диагностики и воздействия, а как равноправного субъекта живого диалогического общения; постулируемое неравенство позиций участников психотерапевтического-консультационного общения очевидным образом противоречит самой идее диалога как равноправного общения и т.д.
Триалогический подход
Разработка диалогического подхода к психотерапии-консультированию представляется нам крайне важным и до последнего времени единственным прецедентом продуктивного отношения к данной сфере отечественных психологов-практиков. Вместе с тем рефлексия проблемных аспектов диалогического подхода в сочетании с собственной теоретической и практической работой автора позволили сформулировать совокупность идей и положений, развивающих, с одной стороны, общепсихологическую концепцию личности и сущности человека [138], а с другой — систему основополагающих понятий и представлений самого диалогического подхода. Исходя из представлений автора о структуре личности как интрапсихической триаде инстанций (персона, тень, лик) и представлений А. А. Ухтомского о триаде «человек» — «другой как двойник» — «другой как лицо (собеседник)», была начата разработка триалогического подхода к психотерапии-консультированию [139]. Ключевой, основополагающей категорией этого подхода является категория триалога — троегласия и троебытия человека. Можно указать четыре основных значения данной категории.
Первое значение: триалог выступает как концептуа.1ьная фиксация фундаментальной тройственности человека как структуры или системы. Эта тройственность представляет собой сквозную основополагающую идею большинства религиозных, философских и психологических учений о человеке и его личности. Исходная триада «тело —душа—дух» в видоизмененном и подчас
235
до неузнаваемости трансформированном виде многократно обнаруживает себя в широчайшем диапазоне — от «сакрального» (неба) до «профанного» (земли): в христианской религии это учение о Божественной Троице, в искусстве это темы Троицы и Святого семейства, трех богатырей, птицы-тройки, трех братьев и трех сестер; в философии это идеи трех моментов диалектики и трех миров (или планов существования) человека; в психологии это многочисленные триалогические построения классической психологии (эмоции — интеллект — воля), психоанализа (ид —эго — суперэго), аналитической психологии (тень —персона — самость), трансактного анализа (ребенок—взрослый —родитель), гуманистической психологии {те —I—self). В приземленных жизненных проявлениях это структура нуклеарной семьи, любовный треугольник и даже своеобразный ритуал «на троих».
Второе значение: триалог — это коммуникативная и аутокоммуникативная структура, контур которой обладает интерперсональным (персона —персона), интраперсональным (персона— тень) и транс-персональным (лик —лик) измерениями [138].
Третье значение: триалог — это реальный феномен практики психотерапии-консультирования, которая, лишь на первый взгляд являясь диалогическим общением tete-a-tete, всегда включает в себя не только две позиции, два голоса психотерапевта-консультанта и пациента-клиента, но также позицию (голос) наблюдателя — третьего участника общения. При этом позиция наблюдателя в практике психотерапевтического-консультативного общения представлена двояко, в двух различных, диаметрально противоположных ипостасях или плоскостях. С одной стороны, это позиция наблюдателя-супервизора, того значимого другого, который обеспечивает профессиональное и личностное становление психотерапевта-консультанта, инициирует его приобщение к практике психотерапии-консультирования, осуществляет передачу профессионального мастерства и ремесла. С другой стороны, это позиция наблюцателя-субвизора (наблюдателя со стороны пациента-клиента), того значимого другого, участие которого в жизни пациента-клиента в значительной степени определяет его проблему и запрос. Позиции психотерапевта-консультанта, наблюдателя-супервизора и пациента-клиента образуют внешнюю триаду (триалог) психотерапевта-консультанта. Позиции психотерапевта-консультанта, наблюдателя-субвизора и пациента-клиента образуют внешнюю триаду (триалог) пациента-клиента.
Таким образом, полная позиционная интерперсональная структура практики психотерапии-консультирования включает в себя два совмещенных триалога, две внешние триады. Тем самым психотерапевтическое-консультационное общение, иллюзорно воспринимаемое как осуществляющееся
tete-a-tete, на линии «пси-
236
Рис. 10. Психотерапевтическая-консультационная практика, включающая в себя: а) позиции психотерапевта-консультанта (Г), пациента-клиента (К), наблюдателя-супервизора (С) и наблюда-теля-субвизора (с); б) совмещение внешнего триало-га психотерапевта-консультанта (Т — С — К) и внешнего триалога пациента-клиента (К — с — Т); в) оппозиции психотерапевта-консультанта и пациента-клиента (Т— А"), наблюдателя-супервизора и наблюдателя-субвизора {С — с)
хотерапевт-консультант — пациент-клиент», в реальности обнаруживает в себе сакральную символику магендовида (звезды Давида) и креста (рис. 10).
Поскольку наблюдатель-супервизор и наблюдатель-субвизор — это реальные индивиды, то каждый из них имеет своих наблюдателей. Совокупность наблюдателей-супервизоров образует восходящую иерархию наблюдателей, тогда как совокупность наблюда-телей-субвизоров — нисходящую иерархию наблюдателей. Практика психотерапии-консультирования может быть представлена тем самым одновременно как действо, диалог в диаде психотерапевт-консультант — пациент-клиент (Т — К), как таинство включенности психотерапевта-консультанта в восходящую иерархию наблюдателей-супервизоров (Т — С.Сп) и как тайна включенности пациента-клиента в нисходящую иерархию наблюдателей-суб-визоров (К— с.сп), как актуальное и латентное, реальное и виртуальное общение.
Четвертое значение:триалог — это обучающая процедура в практике психотерапии-консультирования. Традиционной формой такой процедуры является супервизорство, практикуемое фактически во всех разновидностях психотерапии-консультирования и предполагающее систематическую работу практикующего психотерапевта-консультанта со своим супервизором в целях повышения эффективности своей работы. Еще одной формой обучающей процедуры в данной сфере является практикуемая главным образом в гуманистических разновидностях психотерапии-консультирования так называемая «работа в триадах». Такая работа позво-
237
ляет обучающимся последовательно осваивать три основные формы опыта, являющиеся составными частями опыта профессионала, — опыт обращения за помощью и получения помощи (в позиции пациента-клиента), опыт оказания помощи (в позиции психотерапевта-консультанта), опыт фиксации и анализа психотерапевтического-консультационного процесса (в позиции наблюдателя-супервизора). Важно отметить, что каждый из этих трех компонентов опыта профессионал может получить лишь путем реального освоения каждой из позиций в триаде психотерапевт-консультант — пациент-клиент — наблюдатель-супервизор. Традиционное обучение психотерапии-консультированию также предполагает экспириентальное (опытное) освоение всех трех позиций, однако это освоение практикуется в виде различных и разнесенных во времени форм работы: позиция пациента-клиента осваивается в форме личной терапии; позиция психотерапевта-консультанта — в форме профессиональной деятельности; позиция наблюдателя-супервизора — в практике супервизорства.
Содержание триалогического подхода к психотерапии-консультированию задается не только рассмотренными выше основными значениями категории «триалог», но и тремя основными идеями данного подхода.
Идея трех территорий. Переход от классической (спекулятивной) к постклассической (экспериментальной и практической) психологии, связанный с именами В.Вундта, А.Бине и З.Фрейда, существенным образом изменил научные представления о субъекте (личности) как неком самовластном центре психической жизни человека. Благодаря работам в области экспериментальной и практической психологии личность человека перестала рассматриваться в качестве целостного субъекта, превратилась в расщепленную, внутренне противоречивую, сложную и динамическую конструкцию. Не смену кредо Р.Декарта — «Cogito, ergo sum» пришло замечательное своей точностью и проницательностью кредо Ж. Лакана — «Ямыслю не там, где я существую» (цит. по [153, с. 253]). Используя систему представлений триалогического подхода, эту переформулировку Ж. Лакана можно в свою очередь преобразовать, представив ее в следующем виде: «Я изживаю не там, где я переживаю, и я переживаю не там, где я живу»1.
Таким образом, любого человека (в том числе любого психотерапевта-консультанта и любого пациента-клиента) можно рас-
' Под «изживанием» мы понимаем любое предметное, мотивированное и ориентированное вовне действование, совокупность любых — поведенческих, перцептивных, мнемических, интеллектуальных, оценочных и прочих действий личности, всякое действование вовне как отреагирование; под «переживанием» — любые формы эмоционального опыта — аффекты, эмоции и чувства личности, а под «проживанием», или «жизнью», — любые формы транс-персонального опыта, общения, непосредственные проявления сущности и лика человека.
238
сматривать как одновременно существующего и проявляющегося в трех различных планах или на трех различных территориях — территории изживания-действия, территории переживания-чувства и территории проживания-бытия.
Идея трех субъектов (персонажей, внутренних инстанций). Я (эго) человека, осваивая каждую из трех территорий, выступает каждый раз в качестве особого субъекта. На территории изживания-действия Я человека выступает как персональный аспект личности, или как внутренний наблюдатель, на территории переживания-чувства — как теневой аспект личности, или как