ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 827
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
внутренний клиент, а на территории проживания-бытия — как ликовый аспект личности, или как внутренний терапевт.
Идея трех языков. Проявления Я (эго) человека на трех территориях в качестве трех указанных субъектов или аспектов личности человека можно охарактеризовать как различные формы говорения, различные голоса или языки: внутренний наблюдатель использует знаковый язык поведения, внутренний клиент — сигнальный язык тела, внутренний терапевт — символический (образный) язык состояний.
Дифференциация представлений триалогического подхода с учетом сформулированных выше идей позволяет описать наряду с двумя интерперсональными, или внешними, триалогами (Т— С — К и Т — с — К) четыре интраперсональных, или внутренних, триа-лога. Эти внутренние триалоги образуются внутренними наблюдателями, внутренними клиентами и внутренними терапевтами каждого из участников психотерапевтического-консультационного общения — психотерапевта-консультанта (Т), пациента-клиента (К), наблюдателя-супервизора (С) и наблюдателя-субвизора (с).
Иначе говоря, наряду с эмпирически зафиксированными внешними триалогами можно постулировать в качестве гипотетических конструктов внутренние триалоги как существенные личностные характеристики всех участников психотерапевтического-консультационного общения. Таким образом, полная схема ситуации психотерапии-консультирования может быть представлена совокупностью двух внешних и четырех внутренних триалогов (см. рис. 11).
Четыре внутренних триалога (психотерапевта-консультанта, пациента-клиента, наблюдателя-супервизора и наблюдателя-субвизора) образуют интрапсихическую структуру психотерапии-консультирования и создают в самой этой ситуации основные направления и градиенты, которые собственно и ответственны за саму возможность, направленность и интенсивность позитивной личностной динамики. Вертикальный градиент образует несовпадение инстанций внугренних триалогов наблюдателя-супервизора (Сн — Ск — Ст) и наблюдателя-субвизора (сн — ск — ст), а горизонтальный градиент — несовпадение инстанций внутренних триалогов психотерапевта-консультанта (Тн — Тк — Тт) и паци-
239
ента-клиента (Кн — Кк — Кт). При этом мы исходим из того, что основным дифференцирующим параметром является степень пер-сонализации-персонификации личностных структур участников психотерапевтического-консультативного общения (см. 1138]). Данный параметр распределен в континууме
сп — Сп, так что любое психотерапевтическое-консультативное взаимодействие Ю — 77 оказывается частью этого континуума.
Вместе с тем такое частное взаимодействие представляет собой отражение и выражение (воплощение) наиболее принципиальных оппозиций, существующих в данной области, оппозиций
Рис. 11. Соотношение внешних и внутренних триалогов в ситуации психотерапии-консультирования, где Т—психотерапевт-консультант, К — пациент-клиент, С—наблюдатель-супервизор, с — наблюдатель-субви-зор; Тн, Тк, Тт — внутренние наблюдатель, клиент и терапевт психотерапевта-консультанта; Кн, Кк, Кт— внутренние наблюдатель, клиент и терапевт пациента-клиента; Си, Ск, Ст— внутренние наблюдатель, клиент и терапевт наблюдателя-супервизора; сн, ск, ст — внутренние наблюдатель, клиент и терапевт наблюдателя-субвизора
240
между сп и Сп, между предельно персонализированной личностью и предельно персонифицированной личностью1. Сами эти личности можно определить двояко. Можно полагать их существующими реально и самим своим присутствием задающими данную оппозицию, подобно самоактуализирующимся личностям (по А. Маслоу) в отличие от нереализованных личностей. Можно полагать их в качестве гипотетических конструктов, подобно полноценно функционирующему человеку (по К. Роджерсу) и его «двойнику» со знаком минус (некоему предельно частично функционирующему человеку).
В любом случае внутренние триалоги этих двух индивидов будут представлять собой качественно различные, противоположные состояния и процессы. В случае предельного наблюдателя-супервизора (Сп) его внутренний терапевт (Сиг) выступает как актуально существующая, открытая и пассивная позиция, субъект бытия (проживания) или ценностного процесса (по К.Роджерсу), как готовность и способность к эмфилическому2 контакту с другим человеком, к конгруэнтному самовыражению и выражению другого посредством символических образов и состояний. Внутренний клиент такого предельного наблюдателя-супервизора (Спк) является актуально существующей открытой и активной позицией, субъектом эмпатического переживания, готовностью и способностью эмпатизировать другому человеку и самому себе с помощью сигнального языка тела. Внутренний наблюдатель предельного наблюдателя-супервизора (Спн) проявляется как активная, актуально существующая, открытая позиция безусловного позитивного принятия-изживания другого, готовность и способность к эмлогическому
3 контакту, принятию и позитивному изжива-
' Отметим в этой связи, что все усилия, предпринимаемые в области психотерапии-консультирования в целях построения некой интегральной психотерапевтической системы и ориентированные при этом на поиски интегрирующего психологического знания или психотехнического метода, т. е. на поиски ответа на вопрос «что?», есть заведомо безуспешные усилия. Истина в этой области, как, впрочем, и в любой другой, не есть ответ на вопрос «что есть истина?», но всегда ответ на вопрос «кто есть истина?». Иначе говоря, интегральная психотерапия не есть интегральный объект (предмет), но есть интегральный субъект (homo totus), а поиск/построение/становление такой терапии есть поиск/построение/ становление такого человека.
2 Эмфилия — солюбовь (ср. эмпатия — сопереживание) — термин, сконструированный для обозначения такого контактирования между клиентом и консультантом, которое осуществляется на символическом языке состояний, задействует ликовые аспекты их личности (их внутренних терапевтов) и территории проживания-бытия.
3 Эмлогия — сорассуждение (ср. эмпатия — сопереживание)— термин, сконструированный для обозначения такого контактирования между клиентом и консультантом, которое осуществляется на знаковом языке поведения, задействует персональные аспекты их личности (их внутренних наблюдателей) и территории изживания-действия.
9 Орлов
241
нию другого и самого себя с помощью рационального знакового языка.
Все эти три позиции внутреннего триалога предельного наблюдателя-супервизора (Сп) сосуществуют, свободно взаимодействуют, образуют единый аутокоммуникативный контур и одновременно могут быть свободно выражены вовне, в пространство межличностной коммуникации. Такой внутренний триалог — это предельно развитый, завершенный процесс персонификации.
Внутренний триалог предельного наблюдателя-субвизора (сп) — это, напротив, предельно развитый процесс персонализации. Внутренний терапевт (спт) в таком триалоге не существует, никак не проявляется, отсутствует, закрыт и скрыт от индивида, который лишен готовности и способности к эмфилии, лишен возможности символического самовыражения и выражения другого, лишен образов воображения, фантазии, интуиции. Внутренний клиент такого предельного наблюдателя-субвизора (спк) также не существует, и вследствие этого индивид лишен готовности и способности к эмпатии как в отношениях с другими людьми, так и в отношении с самим собой. Его тело мертво, лишено языка самовыражения. Внутренний наблюдатель
(спи) — активная инстанция самоизживания в беспокойной и безудержной деятельности, полного непринятия себя и других, неготовности и неспособности к элементарному эмлогическому контакту, полного безумия и распада знакового языка. Каждая из этих трех позиций внутреннего триалога сп существует изолированно и негативно как пустота, «черная дыра», это остановившийся, умерший триалог, предельно развитый, завершенный процесс персонализации — конечное состояние персонализации.
Все прочие личности, включенные в восходящую и нисходящую иерархии, образованы промежуточными внутренними триа-логами по отношению к внутренним триалогам Сп и сп. При этом интраперсональное пространство внутренних триалогов всех этих индивидов можно рассматривать как наполненное разными соотношениями интроектов (интраперсональных представителей на-блюдателей-субвизоров) и экстроектов (интраперсональных представителей наблюдателей-супервизоров). В качестве таких интро-экстроектов могут выступать и знаки (например, имя человека), и сигналы (например, чувства), и символы (например, символы веры).
Вернемся, однако, к рассмотрению внешних триалогов. Отношения, существующие между четырьмя различными позициями внешних триалогов в практике психотерапии-консультирования, можно проиллюстрировать с помощью следующей аналогии (которая, впрочем, как всякая аналогия, не является, естественно, вполне адекватным иллюстративным средством). Такой аналогией являются отношения, существующие между участниками (сторо-
242
Рис. 12. Внешние триалоги в юридической практике, где По — подсудимый, О — обвиняемый, Су — судья, А — адвокат, Пр — прокурор, Св — свидетель
нами) другой, профессионализированной еще в Античности и поэтому чрезвычайно развитой, дифференцированной и регламентированной практики межличностного общения. Мы имеем в виду юридическую практику или, точнее, практику судопроизводства. Основными отношениями между действующими сторонами (позициями) в этой практике являются: подсудимый — судья, обвиняемый — адвокат, судья —прокурор, подсудимый — прокурор, обвиняемый — свидетель, адвокат — свидетель. Эти позиции и отношения также можно представить в виде двух совмещенных внешних триалогов (рис. 12).
Аналогом позиции пациента-клиента являются в практике судопроизводства позиции подсудимого и обвиняемого. Фактически совмещенные в одном индивиде в практике психотерапии-консультирования, эти две позиции обнаруживают себя в таких оппозициях, как психогнозис (психодиагностика) — психопраксис (психотерапия), патология — норма, внешний — внутренний идентифицируемый клиент. Аналогия позволяет более отчетливо увидеть амбивалентность, двойственность, противоречивость позиции пациент-клиент, всю ту систему отношений и самоотношений, которая реально существует для человека, находящегося в данной позиции.
Аналогом позиции психотерапевта-консультанта в юридической практике также являются две автономные позиции судьи и адвоката. Если в практике психотерапии-консультирования эти позиции также совмещены в одном лице, то в более развитой и
243
дифференцированной практике судопроизводства эти позиции распределены и закреплены за двумя различными лицами (сторонами). При этом судья, пребывая под прокурорским надзором, находится в отношении с подсудимым, а адвокат, использующий показания свидетеля, находится в отношении с обвиняемым. Здесь также аналогия позволяет более отчетливо видеть систему внутренних оппозиций, противоречий, содержащуюся в самой позиции психотерапевта-консультанта.
Аналогом позиции наблюдателя-субвизора в практике судопроизводства является позиция прокурора, выступающего, с одной стороны, в качестве лица, осуществляющего судебный надзор за соблюдением норм закона и судопроизводства, а с другой стороны, в качестве обвинителя в отношении подсудимого.
Аналог позиции наблюдателя-супервизора — позиция свидетеля, функцией которого в рамках практики судопроизводства является, с одной стороны, дача свидетельских показаний, т.е. свидетельство вание как привнесение и утверждение правды, элементов оправдания в отношении обвиняемого, а с другой — партнерство с адвокатом в интересах учета и защиты интересов обвиняемого.
Используя данную аналогию, можно сказать, что
• психотерапевт-консультант, испытывающий противоречивые влияния наблюдателя-субвизора и наблюдателя-супервизора, балансирует между позициями судьи и адвоката, между обвинением и оправданием в отношении с пациентом-клиентом; это балансирование во многом объясняет многообразие разновидностей психотерапии-консультирования, распределенных в континууме психотерапевто-центрированная — клиенто-центрированная психотерапия;
• пациент-клиент, также испытывающий эти противоречивые влияния наблюдателя-субвизора и наблюдателя-супервизора, балансирует между позициями пациента и клиента, обвиняемого и оправдываемого в отношениях с психотерапевтом-консультантом; данный баланс представлен континуумом позиций «пациент» — «клиент»;
• наблюдатель-субвизор является, с одной стороны, прокурорской, обвиняющей инстанцией, привносящей чувства вины и зависимости в жизнь пациента-клиента, а с другой — надзирающей инстанцией, которая самим своим существованием курирует психотерапевта-консультанта, требует от него соблюдения конвенциональных норм, ограничивает его деятельность сферой конвенционального; влияния наблюдателя-субвизора в практике психотерапии-консультирования проявляются тем самым как персонализирующие (патогенные) формы взаимоотношений с пациентом-клиентом, как «негативная психология» (А. Менегетти) и как консервативные тенденции в деятельности психотерапевта-консультанта;
Идея трех языков. Проявления Я (эго) человека на трех территориях в качестве трех указанных субъектов или аспектов личности человека можно охарактеризовать как различные формы говорения, различные голоса или языки: внутренний наблюдатель использует знаковый язык поведения, внутренний клиент — сигнальный язык тела, внутренний терапевт — символический (образный) язык состояний.
Дифференциация представлений триалогического подхода с учетом сформулированных выше идей позволяет описать наряду с двумя интерперсональными, или внешними, триалогами (Т— С — К и Т — с — К) четыре интраперсональных, или внутренних, триа-лога. Эти внутренние триалоги образуются внутренними наблюдателями, внутренними клиентами и внутренними терапевтами каждого из участников психотерапевтического-консультационного общения — психотерапевта-консультанта (Т), пациента-клиента (К), наблюдателя-супервизора (С) и наблюдателя-субвизора (с).
Иначе говоря, наряду с эмпирически зафиксированными внешними триалогами можно постулировать в качестве гипотетических конструктов внутренние триалоги как существенные личностные характеристики всех участников психотерапевтического-консультационного общения. Таким образом, полная схема ситуации психотерапии-консультирования может быть представлена совокупностью двух внешних и четырех внутренних триалогов (см. рис. 11).
Четыре внутренних триалога (психотерапевта-консультанта, пациента-клиента, наблюдателя-супервизора и наблюдателя-субвизора) образуют интрапсихическую структуру психотерапии-консультирования и создают в самой этой ситуации основные направления и градиенты, которые собственно и ответственны за саму возможность, направленность и интенсивность позитивной личностной динамики. Вертикальный градиент образует несовпадение инстанций внугренних триалогов наблюдателя-супервизора (Сн — Ск — Ст) и наблюдателя-субвизора (сн — ск — ст), а горизонтальный градиент — несовпадение инстанций внутренних триалогов психотерапевта-консультанта (Тн — Тк — Тт) и паци-
239
ента-клиента (Кн — Кк — Кт). При этом мы исходим из того, что основным дифференцирующим параметром является степень пер-сонализации-персонификации личностных структур участников психотерапевтического-консультативного общения (см. 1138]). Данный параметр распределен в континууме
сп — Сп, так что любое психотерапевтическое-консультативное взаимодействие Ю — 77 оказывается частью этого континуума.
Вместе с тем такое частное взаимодействие представляет собой отражение и выражение (воплощение) наиболее принципиальных оппозиций, существующих в данной области, оппозиций
Рис. 11. Соотношение внешних и внутренних триалогов в ситуации психотерапии-консультирования, где Т—психотерапевт-консультант, К — пациент-клиент, С—наблюдатель-супервизор, с — наблюдатель-субви-зор; Тн, Тк, Тт — внутренние наблюдатель, клиент и терапевт психотерапевта-консультанта; Кн, Кк, Кт— внутренние наблюдатель, клиент и терапевт пациента-клиента; Си, Ск, Ст— внутренние наблюдатель, клиент и терапевт наблюдателя-супервизора; сн, ск, ст — внутренние наблюдатель, клиент и терапевт наблюдателя-субвизора
240
между сп и Сп, между предельно персонализированной личностью и предельно персонифицированной личностью1. Сами эти личности можно определить двояко. Можно полагать их существующими реально и самим своим присутствием задающими данную оппозицию, подобно самоактуализирующимся личностям (по А. Маслоу) в отличие от нереализованных личностей. Можно полагать их в качестве гипотетических конструктов, подобно полноценно функционирующему человеку (по К. Роджерсу) и его «двойнику» со знаком минус (некоему предельно частично функционирующему человеку).
В любом случае внутренние триалоги этих двух индивидов будут представлять собой качественно различные, противоположные состояния и процессы. В случае предельного наблюдателя-супервизора (Сп) его внутренний терапевт (Сиг) выступает как актуально существующая, открытая и пассивная позиция, субъект бытия (проживания) или ценностного процесса (по К.Роджерсу), как готовность и способность к эмфилическому2 контакту с другим человеком, к конгруэнтному самовыражению и выражению другого посредством символических образов и состояний. Внутренний клиент такого предельного наблюдателя-супервизора (Спк) является актуально существующей открытой и активной позицией, субъектом эмпатического переживания, готовностью и способностью эмпатизировать другому человеку и самому себе с помощью сигнального языка тела. Внутренний наблюдатель предельного наблюдателя-супервизора (Спн) проявляется как активная, актуально существующая, открытая позиция безусловного позитивного принятия-изживания другого, готовность и способность к эмлогическому
3 контакту, принятию и позитивному изжива-
' Отметим в этой связи, что все усилия, предпринимаемые в области психотерапии-консультирования в целях построения некой интегральной психотерапевтической системы и ориентированные при этом на поиски интегрирующего психологического знания или психотехнического метода, т. е. на поиски ответа на вопрос «что?», есть заведомо безуспешные усилия. Истина в этой области, как, впрочем, и в любой другой, не есть ответ на вопрос «что есть истина?», но всегда ответ на вопрос «кто есть истина?». Иначе говоря, интегральная психотерапия не есть интегральный объект (предмет), но есть интегральный субъект (homo totus), а поиск/построение/становление такой терапии есть поиск/построение/ становление такого человека.
2 Эмфилия — солюбовь (ср. эмпатия — сопереживание) — термин, сконструированный для обозначения такого контактирования между клиентом и консультантом, которое осуществляется на символическом языке состояний, задействует ликовые аспекты их личности (их внутренних терапевтов) и территории проживания-бытия.
3 Эмлогия — сорассуждение (ср. эмпатия — сопереживание)— термин, сконструированный для обозначения такого контактирования между клиентом и консультантом, которое осуществляется на знаковом языке поведения, задействует персональные аспекты их личности (их внутренних наблюдателей) и территории изживания-действия.
9 Орлов
241
нию другого и самого себя с помощью рационального знакового языка.
Все эти три позиции внутреннего триалога предельного наблюдателя-супервизора (Сп) сосуществуют, свободно взаимодействуют, образуют единый аутокоммуникативный контур и одновременно могут быть свободно выражены вовне, в пространство межличностной коммуникации. Такой внутренний триалог — это предельно развитый, завершенный процесс персонификации.
Внутренний триалог предельного наблюдателя-субвизора (сп) — это, напротив, предельно развитый процесс персонализации. Внутренний терапевт (спт) в таком триалоге не существует, никак не проявляется, отсутствует, закрыт и скрыт от индивида, который лишен готовности и способности к эмфилии, лишен возможности символического самовыражения и выражения другого, лишен образов воображения, фантазии, интуиции. Внутренний клиент такого предельного наблюдателя-субвизора (спк) также не существует, и вследствие этого индивид лишен готовности и способности к эмпатии как в отношениях с другими людьми, так и в отношении с самим собой. Его тело мертво, лишено языка самовыражения. Внутренний наблюдатель
(спи) — активная инстанция самоизживания в беспокойной и безудержной деятельности, полного непринятия себя и других, неготовности и неспособности к элементарному эмлогическому контакту, полного безумия и распада знакового языка. Каждая из этих трех позиций внутреннего триалога сп существует изолированно и негативно как пустота, «черная дыра», это остановившийся, умерший триалог, предельно развитый, завершенный процесс персонализации — конечное состояние персонализации.
Все прочие личности, включенные в восходящую и нисходящую иерархии, образованы промежуточными внутренними триа-логами по отношению к внутренним триалогам Сп и сп. При этом интраперсональное пространство внутренних триалогов всех этих индивидов можно рассматривать как наполненное разными соотношениями интроектов (интраперсональных представителей на-блюдателей-субвизоров) и экстроектов (интраперсональных представителей наблюдателей-супервизоров). В качестве таких интро-экстроектов могут выступать и знаки (например, имя человека), и сигналы (например, чувства), и символы (например, символы веры).
Вернемся, однако, к рассмотрению внешних триалогов. Отношения, существующие между четырьмя различными позициями внешних триалогов в практике психотерапии-консультирования, можно проиллюстрировать с помощью следующей аналогии (которая, впрочем, как всякая аналогия, не является, естественно, вполне адекватным иллюстративным средством). Такой аналогией являются отношения, существующие между участниками (сторо-
242
Рис. 12. Внешние триалоги в юридической практике, где По — подсудимый, О — обвиняемый, Су — судья, А — адвокат, Пр — прокурор, Св — свидетель
нами) другой, профессионализированной еще в Античности и поэтому чрезвычайно развитой, дифференцированной и регламентированной практики межличностного общения. Мы имеем в виду юридическую практику или, точнее, практику судопроизводства. Основными отношениями между действующими сторонами (позициями) в этой практике являются: подсудимый — судья, обвиняемый — адвокат, судья —прокурор, подсудимый — прокурор, обвиняемый — свидетель, адвокат — свидетель. Эти позиции и отношения также можно представить в виде двух совмещенных внешних триалогов (рис. 12).
Аналогом позиции пациента-клиента являются в практике судопроизводства позиции подсудимого и обвиняемого. Фактически совмещенные в одном индивиде в практике психотерапии-консультирования, эти две позиции обнаруживают себя в таких оппозициях, как психогнозис (психодиагностика) — психопраксис (психотерапия), патология — норма, внешний — внутренний идентифицируемый клиент. Аналогия позволяет более отчетливо увидеть амбивалентность, двойственность, противоречивость позиции пациент-клиент, всю ту систему отношений и самоотношений, которая реально существует для человека, находящегося в данной позиции.
Аналогом позиции психотерапевта-консультанта в юридической практике также являются две автономные позиции судьи и адвоката. Если в практике психотерапии-консультирования эти позиции также совмещены в одном лице, то в более развитой и
243
дифференцированной практике судопроизводства эти позиции распределены и закреплены за двумя различными лицами (сторонами). При этом судья, пребывая под прокурорским надзором, находится в отношении с подсудимым, а адвокат, использующий показания свидетеля, находится в отношении с обвиняемым. Здесь также аналогия позволяет более отчетливо видеть систему внутренних оппозиций, противоречий, содержащуюся в самой позиции психотерапевта-консультанта.
Аналогом позиции наблюдателя-субвизора в практике судопроизводства является позиция прокурора, выступающего, с одной стороны, в качестве лица, осуществляющего судебный надзор за соблюдением норм закона и судопроизводства, а с другой стороны, в качестве обвинителя в отношении подсудимого.
Аналог позиции наблюдателя-супервизора — позиция свидетеля, функцией которого в рамках практики судопроизводства является, с одной стороны, дача свидетельских показаний, т.е. свидетельство вание как привнесение и утверждение правды, элементов оправдания в отношении обвиняемого, а с другой — партнерство с адвокатом в интересах учета и защиты интересов обвиняемого.
Используя данную аналогию, можно сказать, что
• психотерапевт-консультант, испытывающий противоречивые влияния наблюдателя-субвизора и наблюдателя-супервизора, балансирует между позициями судьи и адвоката, между обвинением и оправданием в отношении с пациентом-клиентом; это балансирование во многом объясняет многообразие разновидностей психотерапии-консультирования, распределенных в континууме психотерапевто-центрированная — клиенто-центрированная психотерапия;
• пациент-клиент, также испытывающий эти противоречивые влияния наблюдателя-субвизора и наблюдателя-супервизора, балансирует между позициями пациента и клиента, обвиняемого и оправдываемого в отношениях с психотерапевтом-консультантом; данный баланс представлен континуумом позиций «пациент» — «клиент»;
• наблюдатель-субвизор является, с одной стороны, прокурорской, обвиняющей инстанцией, привносящей чувства вины и зависимости в жизнь пациента-клиента, а с другой — надзирающей инстанцией, которая самим своим существованием курирует психотерапевта-консультанта, требует от него соблюдения конвенциональных норм, ограничивает его деятельность сферой конвенционального; влияния наблюдателя-субвизора в практике психотерапии-консультирования проявляются тем самым как персонализирующие (патогенные) формы взаимоотношений с пациентом-клиентом, как «негативная психология» (А. Менегетти) и как консервативные тенденции в деятельности психотерапевта-консультанта;