Файл: Тема Анализ и прогнозирование банкротства в системе антикризисного управления План лекции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для многих организаций затруднительной становится оценка имеющихся резервов и потенциальных возможностей. Здесь аналитику нужно уметь на основе внутренней учетной информации решать такие задачи, как:
− оценка возможностей увеличения загрузки мощностей и площадей для производства продукции, востребованной на рынке;
− выявление возможности роста доходов без дополнительных капитальных вложений (малозатратные проекты);
− оценка допустимой величины дебиторской задолженности и баланса меж- ду ней и кредиторской задолженностью;
− определение допустимой рациональной величины заемных средств;
− анализ достаточности запасов и денежных средств для бесперебойной работы, а также возможности сокращения операционного цикла;
− оценка данных промежуточного и окончательного ликвидационного ба- ланса;
− разработка нормативных значений аналитических показателей для органи- зации, ее структурных подразделений и др.
Длявнешних пользователей, к которым в условиях банкротства относятся в основном налоговые органы и кредиторы, детализированная учетно-отчетная ин- формация не только полезна, но и необходима. Ее наличие или отсутствие оказы- вает (или способно оказать) влияние на решения этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ра- нее сделанные оценки.
Недостаточное внимание уделяется требованию отражать в учете факты хо- зяйственной деятельности исходя не только из их правовой оценки и формы, но прежде всего, из их экономического содержания и условий хозяйствования.
Не всегда соблюдается при этом принцип нейтральности учетно-отчетной информации. Собственники и кредиторы организации-банкрота находятся в про- тивостоянии, их интересы во многом противоположны, поэтому возможности ис- кажения финансовой отчетности исключить нельзя. Так, при введении по реше- нию суда арбитражного управления заменяют не только руководителя организа- ции, но и главного бухгалтера.
Аналитики, как и другие заинтересованные пользователи, должны иметь возможность сравнивать информацию об организации-банкроте за разные перио- ды времени с тем, чтобы определить тенденции в ее финансово-экономическом положении.
Для этого, несмотря на необходимость изменения учетной политики на раз- ных стадиях банкротства, отчетная информация должна быть сравнимой. Для вы- полнения этого требования заинтересованных пользователей бухгалтерии следует информировать об учетной политике, принятой организацией-потенциальным банкротом, ее изменениях и о влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.
На основе учетной информации формируется система аналитических пока-
зателей, необходимых для осуществления антикризисного управления на различ- ных его этапах.
В настоящее время отсутствует единый подход при выборе таких показате- лей из десятков известных в мировой учетно-аналитической практике, используе- мых для оценки имущественного и финансового состояния компаний.
При традиционной схеме анализа выделяют шесть групп показателей, рас- крывающих:
− имущественное положение компании;
− ее финансовую устойчивость;
− ликвидность;
− деловую активность;
− финансовые результаты и рентабельность;
− положение на рынке ценных бумаг.
Цель и задачи антикризисного управления определяют выбор особой систе-
мы показателей, которые должны в условиях ограниченности во времени одно- значно указать на кризисные факторы и области деятельности (диагностика), слу- жить ориентирами для разработки программ финансового оздоровления (поиск ре- зервов) и быть постоянно контролируемыми параметрами (контроль и предупре- ждение кризисных состояний).
Эти показатели должны быть наиболее информативными, достоверными, охватывать все аспекты деятельности, связанные с кризисными состояниями, и в совокупности формировать систему показателей экономического анализа в усло- виях антикризисного управления.
Поэтому они не ограничиваются только финансовыми коэффициентами, а могут включать и количественные, и качественные характеристики. Следует учи- тывать, что в последние годы управление, ориентированное только на финансовые показатели, считается признаком слабого менеджмента.
Таким образом, к системе показателей анализа в целях антикризисного управления предъявляются следующие требования:
− объективность оценки вероятности банкротства;
− использование оперативных и стратегических характеристик;
− методическое единство показателей анализа по вертикали управления сложной организации;
− компактность и «работоспособность» системы показателей, включающей комплексные и частные показатели.
Для анализа в целях антикризисного управления наиболее важными являют- ся следующие группы показателей:
показатели правового характера, обусловленные законодательством о банкротстве;
показатели состояния и эффективности использования имущественного комплекса, его сохранности;
параметры доходности и прибыльности деятельности, распределения накоплений;
коэффициенты ликвидности (платежеспособности) и финансовой устой- чивости;
показатели анализа денежных потоков организации;
показатели оценки состояния расчетов и платежной дисциплины, показа- тели аналитической экспертизы сделок;
показатели безубыточности;
показатели качества управления деятельностью, уровня компетентности и трудовой этики;
показатели эффективности использования трудовых, материальных ресур- сов и деловой активности;
показатели качества выручки от продаж (достаточности, динамики, рит- мичности, структуры) и другие неформальные показатели банкротства.
2. Научные основы анализа и прогнозирования банкротства (теории кризи-
сов, циклов, антикризисного управления, реструктуризации, экономиче-
ского анализа).
При анализе финансового состояния на различных стадиях жизненного цикла организации используются такие понятия, как "кризис",
"несостоятельность", "банкротство". Следует отметить, что у ученых и практиков не сложилось однозначного отношения к дифференциации и определению указанных понятий. Если обратиться к словарю С.И. Ожегова, то:
- кризис - затруднительное, тяжелое положение;
- несостоятельный - материально не обеспеченный;
- банкротство - несостоятельность, сопровождающаяся прекращением платежей по долговым обязательствам.
Исследуемые понятия неравнозначны, но скорее всего находятся в иерархической зависимости: «кризис» - «несостоятельность» - «банкротство», если считать последнее частным случаем несостоятельности.
К. Маркс выделил следующие причины (абстрактные возможности) кризиса:
- разрыв единства фаз производства и обращения, который заложен в функции денег как средстве обращения и в форме обращения: товар - деньги - товар. За продажей может не последовать немедленная купля. Но если одни продают, не покупая, то другие не могут реализовать свой товар; они не могут продать, потому не могут купить;
- использование денег как средства платежа и появление кредита. Чтобы покрыть вовремя свои кредитные обязательства, должнику необходимо реализовать свой товар в соответствующий срок и выручить за него определенную сумму денег. Если одно из этих условий нарушается, должник оказывается банкротом. Кредитор, не получивший долга в срок, в свою очередь не может погасить своих обязательств. Вторая причина кризиса является дальнейшим продолжением первой;
- необходимость (неизбежность) наступления кризисов, заключающаяся в коренном противоречии капитализма - противоречии между общественным характером производства (создание продукта труда соединенными усилиями многих людей для удовлетворения общественной потребности) и
частнокапиталистической формой присвоения
(присвоение капиталом
(владельцами) всего национального дохода, созданного трудом рабочих, которые получают свою долю в национальном доходе в форме заработной платы, т.е. в форме части капитала, используемой для оплаты рабочей силы).
Классификация кризисов необходима для выработки средств и способов управления ими. Так, если есть понимание характера кризиса, появляется возмож- ность его преодоления, снижения его остроты и т. п.
Применительно к организации можно выделить следующие группы кризи- сов:
. экономические;
. социальные;
. организационные;
. психологические;
. технологические.
Экономические кризисы. Это острые противоречия в экономическом со- стоянии организации (компании, фирмы и т. д.). Это могут быть кризисы «пере- производства» и сбыта товаров; взаимоотношений между партнѐрами; неплате- жей; потери конкурентных преимуществ и т. п. В группе экономических кризи- сов особое место занимают финансовые кризисы, которые характеризуют про- тиворечия между доходами и расходами организации и еѐ подразделений. Финан- совый кризис проявляется в форме задержек выплат заработной платы, неплате- жей и т. п.
Социальные кризисы - это столкновение интересов и обострение проти- воречий социальных групп.
Социальные кризисы могут возникать из-за недовольства условиями труда, стилем управления и т. п., то есть сами по себе, и могут являться продолжением экономических кризисов.
Организационные кризисы - это кризисы разделения и интеграции дея- тельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных под- разделений. Они проявляются в деловых конфликтах, безответственности, слож- ности контроля и пр., что бывает при чрезмерном и быстром росте организации, изменении условий еѐ функционирования и развития, ошибках при реструктури- зации, рождающей бюрократические тенденции.
Психологические кризисы - это кризисы в социально-психологическом климате всего коллектива организации или отдельной еѐ группы. Они проявляют- ся в виде стрессов, приобретающих массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой и соци- альным положением.
Технологический кризис - это кризис новых технологических идей в усло- виях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис отторжения новых технологических решений. Такие кризисы могут проявляться в виде обострения противоречий между тенденциями научно-технического прогрес- са и возможностями организации.
(присвоение капиталом
(владельцами) всего национального дохода, созданного трудом рабочих, которые получают свою долю в национальном доходе в форме заработной платы, т.е. в форме части капитала, используемой для оплаты рабочей силы).
Классификация кризисов необходима для выработки средств и способов управления ими. Так, если есть понимание характера кризиса, появляется возмож- ность его преодоления, снижения его остроты и т. п.
Применительно к организации можно выделить следующие группы кризи- сов:
. экономические;
. социальные;
. организационные;
. психологические;
. технологические.
Экономические кризисы. Это острые противоречия в экономическом со- стоянии организации (компании, фирмы и т. д.). Это могут быть кризисы «пере- производства» и сбыта товаров; взаимоотношений между партнѐрами; неплате- жей; потери конкурентных преимуществ и т. п. В группе экономических кризи- сов особое место занимают финансовые кризисы, которые характеризуют про- тиворечия между доходами и расходами организации и еѐ подразделений. Финан- совый кризис проявляется в форме задержек выплат заработной платы, неплате- жей и т. п.
Социальные кризисы - это столкновение интересов и обострение проти- воречий социальных групп.
Социальные кризисы могут возникать из-за недовольства условиями труда, стилем управления и т. п., то есть сами по себе, и могут являться продолжением экономических кризисов.
Организационные кризисы - это кризисы разделения и интеграции дея- тельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных под- разделений. Они проявляются в деловых конфликтах, безответственности, слож- ности контроля и пр., что бывает при чрезмерном и быстром росте организации, изменении условий еѐ функционирования и развития, ошибках при реструктури- зации, рождающей бюрократические тенденции.
Психологические кризисы - это кризисы в социально-психологическом климате всего коллектива организации или отдельной еѐ группы. Они проявляют- ся в виде стрессов, приобретающих массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой и соци- альным положением.
Технологический кризис - это кризис новых технологических идей в усло- виях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис отторжения новых технологических решений. Такие кризисы могут проявляться в виде обострения противоречий между тенденциями научно-технического прогрес- са и возможностями организации.
В современных условиях имеет большое значение понимание и распознава- ние экологических кризисов как кризисов взаимоотношения человека с приро- дой, вызванных деятельностью человека (истощение ресурсов, загрязнение окру- жающей среды, возникновение опасных технологий и т.п.).
Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожидан- ными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами (потребность в реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздей- ствием научно-технического прогресса и т. п.).
Неожиданные кризисы - это результат грубых ошибок в управлении или каких-либо природных явлений.
В организации также можно выделить кризисы явные и скрытые. Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, проте- кают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны. Кризисы могут быть
глубокими и лѐгкими. Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению ор- ганизации или отдельных еѐ подразделений. Они протекают сложно и неравно- мерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий. Лѐгкие кризисы про- текают, как правило, безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.
Следует различать затяжные и кратковременные кризисы. Затяжные кри- зисы обычно проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием не- умения управлять кризисными ситуациями, непонимания сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.
Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом не- способность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Банкротство — наиболее острая форма экономического кризиса.
Теория антикризисного управления
Антикризисное управление - такая система управления предприятием, ко- торая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на пред- приятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяю- щей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные по- зиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
Принципы антикризисного управления:
1. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности
предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностировать- ся на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
2. Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хо-
зяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэто- му чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими воз- можностями к восстановлению будет располагать предприятие.
3. Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы
его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрали- зации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми за- тратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адек- ватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механиз- ма избыточно).
4. Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия
из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.
Теория реструктуризации
Реструктуризация предприятия – целенаправленный процесс изменения производственной, организационной структуры предприятия, структуры его капи- тала, который не является частью повседневного делового цикла и направлен на увеличение стоимости предприятия.
Цели реструктуризации: 1) решение определенных экономических задач
(например: финансовое оздоровление);
2) изменение состава собственников предприятия;
3) привлечение инвестиций в производство;
4) увеличение стоимости предприятия;
5) разрешение конфликтов между отдельными подразделениями, филиалами и центральным аппаратом.
Все причины реструктуризации можно разделить на две группы причин – внутренние и внешние.
К внутренним причинам относится:
1) Эволюционная причина. Основной причиной реструктуризации предпри- ятия являются качественные изменения внутри предприятия в процессе его эво- люционного развития во времени. Малое предприятие со временем превращается в среднее, затем в крупное предприятие и далее в холдинг. Переход от одной ста- дии эволюционного развития к другой характеризуется реструктуризацией этого предприятия. Например, переход от малого к среднему чаще всего сопровождает- ся реструктуризацией организационной структуры. Эволюционную причину мож- но назвать естественной причиной роста предприятия.
2) Изменение интересов собственников предприятия. Данная причина явля- ется существенной, поскольку собственник может ликвидировать предприятие, продать или расширить его. В этом случае реструктуризация предприятия может осуществляться, как разделение сфер бизнеса, ликвидация бизнеса, создание на базе действующего предприятия ряда новых.
3. Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы
его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрали- зации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми за- тратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адек- ватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механиз- ма избыточно).
4. Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия
из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.
Теория реструктуризации
Реструктуризация предприятия – целенаправленный процесс изменения производственной, организационной структуры предприятия, структуры его капи- тала, который не является частью повседневного делового цикла и направлен на увеличение стоимости предприятия.
Цели реструктуризации: 1) решение определенных экономических задач
(например: финансовое оздоровление);
2) изменение состава собственников предприятия;
3) привлечение инвестиций в производство;
4) увеличение стоимости предприятия;
5) разрешение конфликтов между отдельными подразделениями, филиалами и центральным аппаратом.
Все причины реструктуризации можно разделить на две группы причин – внутренние и внешние.
К внутренним причинам относится:
1) Эволюционная причина. Основной причиной реструктуризации предпри- ятия являются качественные изменения внутри предприятия в процессе его эво- люционного развития во времени. Малое предприятие со временем превращается в среднее, затем в крупное предприятие и далее в холдинг. Переход от одной ста- дии эволюционного развития к другой характеризуется реструктуризацией этого предприятия. Например, переход от малого к среднему чаще всего сопровождает- ся реструктуризацией организационной структуры. Эволюционную причину мож- но назвать естественной причиной роста предприятия.
2) Изменение интересов собственников предприятия. Данная причина явля- ется существенной, поскольку собственник может ликвидировать предприятие, продать или расширить его. В этом случае реструктуризация предприятия может осуществляться, как разделение сфер бизнеса, ликвидация бизнеса, создание на базе действующего предприятия ряда новых.