Файл: Тема Анализ и прогнозирование банкротства в системе антикризисного управления План лекции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для многих организаций затруднительной становится оценка имеющихся резервов и потенциальных возможностей. Здесь аналитику нужно уметь на основе внутренней учетной информации решать такие задачи, как:
− оценка возможностей увеличения загрузки мощностей и площадей для производства продукции, востребованной на рынке;
− выявление возможности роста доходов без дополнительных капитальных вложений (малозатратные проекты);
− оценка допустимой величины дебиторской задолженности и баланса меж- ду ней и кредиторской задолженностью;
− определение допустимой рациональной величины заемных средств;
− анализ достаточности запасов и денежных средств для бесперебойной работы, а также возможности сокращения операционного цикла;
− оценка данных промежуточного и окончательного ликвидационного ба- ланса;
− разработка нормативных значений аналитических показателей для органи- зации, ее структурных подразделений и др.
Длявнешних пользователей, к которым в условиях банкротства относятся в основном налоговые органы и кредиторы, детализированная учетно-отчетная ин- формация не только полезна, но и необходима. Ее наличие или отсутствие оказы- вает (или способно оказать) влияние на решения этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ра- нее сделанные оценки.
Недостаточное внимание уделяется требованию отражать в учете факты хо- зяйственной деятельности исходя не только из их правовой оценки и формы, но прежде всего, из их экономического содержания и условий хозяйствования.
Не всегда соблюдается при этом принцип нейтральности учетно-отчетной информации. Собственники и кредиторы организации-банкрота находятся в про- тивостоянии, их интересы во многом противоположны, поэтому возможности ис- кажения финансовой отчетности исключить нельзя. Так, при введении по реше- нию суда арбитражного управления заменяют не только руководителя организа- ции, но и главного бухгалтера.
Аналитики, как и другие заинтересованные пользователи, должны иметь возможность сравнивать информацию об организации-банкроте за разные перио- ды времени с тем, чтобы определить тенденции в ее финансово-экономическом положении.
Для этого, несмотря на необходимость изменения учетной политики на раз- ных стадиях банкротства, отчетная информация должна быть сравнимой. Для вы- полнения этого требования заинтересованных пользователей бухгалтерии следует информировать об учетной политике, принятой организацией-потенциальным банкротом, ее изменениях и о влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.
На основе учетной информации формируется система аналитических пока-
зателей, необходимых для осуществления антикризисного управления на различ- ных его этапах.


В настоящее время отсутствует единый подход при выборе таких показате- лей из десятков известных в мировой учетно-аналитической практике, используе- мых для оценки имущественного и финансового состояния компаний.
При традиционной схеме анализа выделяют шесть групп показателей, рас- крывающих:
− имущественное положение компании;
− ее финансовую устойчивость;
− ликвидность;
− деловую активность;
− финансовые результаты и рентабельность;
− положение на рынке ценных бумаг.
Цель и задачи антикризисного управления определяют выбор особой систе-
мы показателей, которые должны в условиях ограниченности во времени одно- значно указать на кризисные факторы и области деятельности (диагностика), слу- жить ориентирами для разработки программ финансового оздоровления (поиск ре- зервов) и быть постоянно контролируемыми параметрами (контроль и предупре- ждение кризисных состояний).
Эти показатели должны быть наиболее информативными, достоверными, охватывать все аспекты деятельности, связанные с кризисными состояниями, и в совокупности формировать систему показателей экономического анализа в усло- виях антикризисного управления.
Поэтому они не ограничиваются только финансовыми коэффициентами, а могут включать и количественные, и качественные характеристики. Следует учи- тывать, что в последние годы управление, ориентированное только на финансовые показатели, считается признаком слабого менеджмента.
Таким образом, к системе показателей анализа в целях антикризисного управления предъявляются следующие требования:
− объективность оценки вероятности банкротства;
− использование оперативных и стратегических характеристик;
− методическое единство показателей анализа по вертикали управления сложной организации;
− компактность и «работоспособность» системы показателей, включающей комплексные и частные показатели.
Для анализа в целях антикризисного управления наиболее важными являют- ся следующие группы показателей:

показатели правового характера, обусловленные законодательством о банкротстве;

показатели состояния и эффективности использования имущественного комплекса, его сохранности;

параметры доходности и прибыльности деятельности, распределения накоплений;

коэффициенты ликвидности (платежеспособности) и финансовой устой- чивости;


показатели анализа денежных потоков организации;

показатели оценки состояния расчетов и платежной дисциплины, показа- тели аналитической экспертизы сделок;

показатели безубыточности;

показатели качества управления деятельностью, уровня компетентности и трудовой этики;

показатели эффективности использования трудовых, материальных ресур- сов и деловой активности;

показатели качества выручки от продаж (достаточности, динамики, рит- мичности, структуры) и другие неформальные показатели банкротства.
2. Научные основы анализа и прогнозирования банкротства (теории кризи-
сов, циклов, антикризисного управления, реструктуризации, экономиче-
ского анализа).
При анализе финансового состояния на различных стадиях жизненного цикла организации используются такие понятия, как "кризис",
"несостоятельность", "банкротство". Следует отметить, что у ученых и практиков не сложилось однозначного отношения к дифференциации и определению указанных понятий. Если обратиться к словарю С.И. Ожегова, то:
- кризис - затруднительное, тяжелое положение;
- несостоятельный - материально не обеспеченный;
- банкротство - несостоятельность, сопровождающаяся прекращением платежей по долговым обязательствам.
Исследуемые понятия неравнозначны, но скорее всего находятся в иерархической зависимости: «кризис» - «несостоятельность» - «банкротство», если считать последнее частным случаем несостоятельности.
К. Маркс выделил следующие причины (абстрактные возможности) кризиса:
- разрыв единства фаз производства и обращения, который заложен в функции денег как средстве обращения и в форме обращения: товар - деньги - товар. За продажей может не последовать немедленная купля. Но если одни продают, не покупая, то другие не могут реализовать свой товар; они не могут продать, потому не могут купить;
- использование денег как средства платежа и появление кредита. Чтобы покрыть вовремя свои кредитные обязательства, должнику необходимо реализовать свой товар в соответствующий срок и выручить за него определенную сумму денег. Если одно из этих условий нарушается, должник оказывается банкротом. Кредитор, не получивший долга в срок, в свою очередь не может погасить своих обязательств. Вторая причина кризиса является дальнейшим продолжением первой;
- необходимость (неизбежность) наступления кризисов, заключающаяся в коренном противоречии капитализма - противоречии между общественным характером производства (создание продукта труда соединенными усилиями многих людей для удовлетворения общественной потребности) и

частнокапиталистической формой присвоения
(присвоение капиталом
(владельцами) всего национального дохода, созданного трудом рабочих, которые получают свою долю в национальном доходе в форме заработной платы, т.е. в форме части капитала, используемой для оплаты рабочей силы).
Классификация кризисов необходима для выработки средств и способов управления ими. Так, если есть понимание характера кризиса, появляется возмож- ность его преодоления, снижения его остроты и т. п.
Применительно к организации можно выделить следующие группы кризи- сов:
. экономические;
. социальные;
. организационные;
. психологические;
. технологические.
Экономические кризисы. Это острые противоречия в экономическом со- стоянии организации (компании, фирмы и т. д.). Это могут быть кризисы «пере- производства» и сбыта товаров; взаимоотношений между партнѐрами; неплате- жей; потери конкурентных преимуществ и т. п. В группе экономических кризи- сов особое место занимают финансовые кризисы, которые характеризуют про- тиворечия между доходами и расходами организации и еѐ подразделений. Финан- совый кризис проявляется в форме задержек выплат заработной платы, неплате- жей и т. п.
Социальные кризисы - это столкновение интересов и обострение проти- воречий социальных групп.
Социальные кризисы могут возникать из-за недовольства условиями труда, стилем управления и т. п., то есть сами по себе, и могут являться продолжением экономических кризисов.
Организационные кризисы - это кризисы разделения и интеграции дея- тельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных под- разделений. Они проявляются в деловых конфликтах, безответственности, слож- ности контроля и пр., что бывает при чрезмерном и быстром росте организации, изменении условий еѐ функционирования и развития, ошибках при реструктури- зации, рождающей бюрократические тенденции.
Психологические кризисы - это кризисы в социально-психологическом климате всего коллектива организации или отдельной еѐ группы. Они проявляют- ся в виде стрессов, приобретающих массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой и соци- альным положением.
Технологический кризис - это кризис новых технологических идей в усло- виях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис отторжения новых технологических решений. Такие кризисы могут проявляться в виде обострения противоречий между тенденциями научно-технического прогрес- са и возможностями организации.


В современных условиях имеет большое значение понимание и распознава- ние экологических кризисов как кризисов взаимоотношения человека с приро- дой, вызванных деятельностью человека (истощение ресурсов, загрязнение окру- жающей среды, возникновение опасных технологий и т.п.).
Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожидан- ными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами (потребность в реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздей- ствием научно-технического прогресса и т. п.).
Неожиданные кризисы - это результат грубых ошибок в управлении или каких-либо природных явлений.
В организации также можно выделить кризисы явные и скрытые. Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, проте- кают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны. Кризисы могут быть
глубокими и лѐгкими. Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению ор- ганизации или отдельных еѐ подразделений. Они протекают сложно и неравно- мерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий. Лѐгкие кризисы про- текают, как правило, безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.
Следует различать затяжные и кратковременные кризисы. Затяжные кри- зисы обычно проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием не- умения управлять кризисными ситуациями, непонимания сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.
Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом не- способность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Банкротство — наиболее острая форма экономического кризиса.
Теория антикризисного управления
Антикризисное управление - такая система управления предприятием, ко- торая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на пред- приятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяю- щей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные по- зиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
Принципы антикризисного управления:
1. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности
предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностировать- ся на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
2. Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хо-

зяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэто- му чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими воз- можностями к восстановлению будет располагать предприятие.
3. Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы
его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрали- зации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми за- тратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адек- ватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механиз- ма избыточно).
4. Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия
из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.
Теория реструктуризации
Реструктуризация предприятия – целенаправленный процесс изменения производственной, организационной структуры предприятия, структуры его капи- тала, который не является частью повседневного делового цикла и направлен на увеличение стоимости предприятия.
Цели реструктуризации: 1) решение определенных экономических задач
(например: финансовое оздоровление);
2) изменение состава собственников предприятия;
3) привлечение инвестиций в производство;
4) увеличение стоимости предприятия;
5) разрешение конфликтов между отдельными подразделениями, филиалами и центральным аппаратом.
Все причины реструктуризации можно разделить на две группы причин – внутренние и внешние.
К внутренним причинам относится:
1) Эволюционная причина. Основной причиной реструктуризации предпри- ятия являются качественные изменения внутри предприятия в процессе его эво- люционного развития во времени. Малое предприятие со временем превращается в среднее, затем в крупное предприятие и далее в холдинг. Переход от одной ста- дии эволюционного развития к другой характеризуется реструктуризацией этого предприятия. Например, переход от малого к среднему чаще всего сопровождает- ся реструктуризацией организационной структуры. Эволюционную причину мож- но назвать естественной причиной роста предприятия.
2) Изменение интересов собственников предприятия. Данная причина явля- ется существенной, поскольку собственник может ликвидировать предприятие, продать или расширить его. В этом случае реструктуризация предприятия может осуществляться, как разделение сфер бизнеса, ликвидация бизнеса, создание на базе действующего предприятия ряда новых.