Файл: Тема Анализ и прогнозирование банкротства в системе антикризисного управления План лекции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) Увеличение масштаба предприятия или нейтрализация конкурентов. Для реализации эффекта от масштаба чаще всего осуществляется слияние поглощение или присоединение. При этом нейтрализуются непосредственные конкуренты.
4) Конфликты между собственниками,
между генеральным директором и советом директоров или топ-менеджментом и др. Обычно конфликты между вы- шеназванными участниками со временем накапливаются и разрешить их можно лишь при помощи реструктуризации (например, по средствам разделения пред- приятия на несколько самостоятельных предприятий).
К внешним причинам реструктуризации относятся:
1) экономические условия;
2) политические изменения;
3) законодательные изменения и другие.
Классификация реструктуризации.
По способам осуществления реструктуризации можно выделить:
1) реструктуризацию путем расширения (слияние, поглощение, присоедине- ние);
2) реструктуризация путем сокращения (ликвидация, расщепление, отчуж- дение).
По формам осуществления реструктуризации и объектам, подлежащим ре- структуризации выделяют:
1) правовая реструктуризация;
2) финансовая реструктуризация;
3) организационная реструктуризация;
4) управленческая реструктуризация;
5) операционная реструктуризация.
Объекты реструктуризации:
1) элементы, формирующие имущественный комплекс предприятия;
2) элементы, формирующие бизнес предприятия.
К элементам, формирующим имущественный комплекс предприятия, отно- сятся активы этого предприятия и его обязательства.
Реструктуризация активов представляет собой процесс изменения условий использования активов с целью повышения экономической эффективности функ- ционирования предприятия.
Реструктуризация обязательств – это изменение условий погашения обяза- тельств с целью повышения экономической эффективности функционирования предприятия. К элементам, формирующим бизнес предприятия, относятся различ- ные бизнес-направления, в рамках которых функционируют различные бизнес- единицы. Общей целью реструктуризации на предприятии выступает получение экономического эффекта от мероприятий по реструктуризации.
Методы реструктуризации
Реструктуризация посредством расширения осуществляется следующими методами:
1. Слияние. В соответствии с западным законодательством под слиянием понимается любое объединение нескольких хозяйствующих субъектов. В резуль-
тате слияния образуется новый хозяйствующих субъект из двух или более, суще- ствовавших ранее предприятий, которые при этом теряют свою самостоятель- ность, поскольку прекращают свое существование как отдельные юридические лица. Кроме того, под слиянием понимается и объединение нескольких лиц, одно из которых «выживает», а остальные прекращают существование.
В Российском законодательстве термин «слияние» обозначает возникнове- ние нового юридического лица, вследствие передачи ему прав и обязанностей двух или более юридических лиц с обязательным условием прекращения их само- стоятельной деятельности.
2. Присоединение. Под присоединением в Российском законодательстве признается ситуация, когда в результате объединения нескольких юридических лиц одно из них «выживает», а остальные прекращают деятельность.
3. Поглощение. Понятия слияние и поглощение близки между собой.
Наиболее существенное различие между ними заключается в том, что поглощение чаще всего является враждебным.
Таким образом, слияние, поглощение, присоединение – это сложные про- цессы, сопровождающиеся глубокими изменениями на всех предприятиях участ- вующих в реструктуризации. Сложность этих процессов обусловлена тем, что при объединении различных предприятий возникают серьезные проблемы, особенно при объединении оргструктур, персонала, корпоративной культуры и др.
Выделяют 3 основных типа слияния:
1) горизонтальное;
2) вертикальное;
3) конгломерат.
При горизонтальном слиянии объединяются предприятия, выпускающие од- нотипную продукцию или осуществляющие одинаковую стадию некоторого тех- нологического процесса. Основным мотивом данного типа слияния является эко- номия за счет масштаба, а также захват большей доли рынка.
Вертикальное слияние представляет собой объединение предприятий, осу- ществляющих разные стадии единого технологического процесса.
Конгломерат образуется в результате объединения нескольких предприятий, чьи технологические процессы не связаны между собой.
Реструктуризация посредством сокращения осуществляется при помощи следующих методов:
1) отделение;
2) отчуждение;
3) сокращение капитала;
4) ликвидация.
1. Отделение. Отделение подразумевает передачу части активов и обяза- тельств новому предприятию, с последующим предоставлением акционерам мате- ринского предприятия акций нового предприятия пропорционально их доле соб- ственности в первоначальном предприятии.
Существует две разновидности отделения:
В Российском законодательстве термин «слияние» обозначает возникнове- ние нового юридического лица, вследствие передачи ему прав и обязанностей двух или более юридических лиц с обязательным условием прекращения их само- стоятельной деятельности.
2. Присоединение. Под присоединением в Российском законодательстве признается ситуация, когда в результате объединения нескольких юридических лиц одно из них «выживает», а остальные прекращают деятельность.
3. Поглощение. Понятия слияние и поглощение близки между собой.
Наиболее существенное различие между ними заключается в том, что поглощение чаще всего является враждебным.
Таким образом, слияние, поглощение, присоединение – это сложные про- цессы, сопровождающиеся глубокими изменениями на всех предприятиях участ- вующих в реструктуризации. Сложность этих процессов обусловлена тем, что при объединении различных предприятий возникают серьезные проблемы, особенно при объединении оргструктур, персонала, корпоративной культуры и др.
Выделяют 3 основных типа слияния:
1) горизонтальное;
2) вертикальное;
3) конгломерат.
При горизонтальном слиянии объединяются предприятия, выпускающие од- нотипную продукцию или осуществляющие одинаковую стадию некоторого тех- нологического процесса. Основным мотивом данного типа слияния является эко- номия за счет масштаба, а также захват большей доли рынка.
Вертикальное слияние представляет собой объединение предприятий, осу- ществляющих разные стадии единого технологического процесса.
Конгломерат образуется в результате объединения нескольких предприятий, чьи технологические процессы не связаны между собой.
Реструктуризация посредством сокращения осуществляется при помощи следующих методов:
1) отделение;
2) отчуждение;
3) сокращение капитала;
4) ликвидация.
1. Отделение. Отделение подразумевает передачу части активов и обяза- тельств новому предприятию, с последующим предоставлением акционерам мате- ринского предприятия акций нового предприятия пропорционально их доле соб- ственности в первоначальном предприятии.
Существует две разновидности отделения:
1. «Расщепление» - часть акционеров получает долю собственности в новом предприятии в обмен на их акции в расщепляемом.
2. «Разбивка» все активы реструктурируемого предприятия разделяются между отделяемыми предприятиями, и материнское предприятие перестает суще- ствовать.
2. Отчуждение. Данный метод представляет собой прямую продаж всех или части активов для получения денежных средств. В данном случае в результате сделки чаще всего не происходит создания обособленного юридического лица.
3. Сокращение капитала. В данном случае материнское предприятие учре- ждает новое предприятие и предает ему свои активы, затем продает акции нового предприятия.
4. Ликвидация. Данный метод реструктуризации сводится к добровольному или принудительном прекращению текущей деятельности юридического лица или подразделения, входящего в структуру предприятия и не являющегося самостоя- тельным юридическим лицом.
3.
Информационная база анализа и прогнозирования банкротства
В условиях близкого банкротства требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете, к ее составу и методам получения, становятся более жестки- ми. Во многих организациях отсутствуют информационные условия, необходимые для эффективного антикризисного управления. С одной стороны, информационные потребности пользователей в кризисных ситуациях растут и во многом являются специфичными, а с другой, обостряется необходимость снижения расходов всех ви- дов, включая затраты на учет и отчетность.
Общепринято, что учетная информация, должна быть объективной, надежной и сравнимой. Особенности требований внутренних пользователей, определяю- щих полезность информации, формируемой в бухгалтерском учете и предна- значенной для защиты от неправомерного банкротства и поиска внутренних ре- зервов укрепления финансового состояния, устанавливает руководство органи- зации. Эти особенности состоят в следующем:
информационной основой становятся данные управленческого учета как более объективные, надежные и исчерпывающие;
данные бухгалтерской отчетности в целях внутреннего антикризисного анализа должны быть уточнены и откорректированы, основаны на тщательной инвента- ризации активов и обязательств;
центр внимания переносится с внешней диагностики (финансовой устойчиво- сти и платежеспособности) на оценку использования внутренних ресурсов
(производительности труда, материалоемкости продукции, фондоотдачи), а ди- агностический этап дополняется развернутым резервопоисковым.
Если финансово-экономическое оздоровление – цель антикризисного анализа, то в числе его основных задач – поиск резервов для его осуществления.
Слабым местом в аналитической работе проблемных организации является, как правило, ее резервопоисковый этап. Анализ здесь обычно проводится в ми-
нимальных объемах и является незавершенным, что проявляется в его обезли- ченности (когда не установлены конкретные виновники допущенных наруше- ний и приняты компромиссные, обтекаемые решения), отсутствии действенно- го контроля за денежными потоками, затратами, убытками, слабой работе по- выявлению скрытых резервов.
Для многих организаций затруднительной становится оценка имеющихся ре- зервов и потенциальных возможностей. Здесь аналитику нужно уметь на осно- ве внутренней учетной информации решать такие задачи как:
оценка возможностей увеличения загрузки мощностей и площадей для производства востребованной продукции;
выявление возможности роста доходов без дополнительных капитальных вложений;
оценка допустимой величины дебиторской задолженности и баланса меж- ду ней и кредиторской задолженностью;
определение допустимой рациональной величины заемных средств;
анализ достаточности запасов и денежных средств для бесперебойной ра- боты, а также возможности сокращения операционного цикла;
оценка данных промежуточного и окончательного ликвидационных балан- сов;
разработка нормативно-ориентирующих значений аналитических показа- телей для организации и ее структурных подразделений и т.д.
Для внешних пользователей, к которым в условиях банкротства принадлежат в основном кредиторы, детализированная учетно-отчетная информация не только по- лезна, но и необходима, так как ее наличие или отсутствие оказывает (или способно оказать) влияние на решения этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.
При этом важны содержание и существенность информации. Существенной с позиции кредиторов признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей. Данные учета и от- четности должны быть надежными, т.е. объективно отражать факты хозяйствен- ной деятельности, к которым они относятся.
Недостаточное внимание уделяется требованию отражать в учете факты хо- зяйственной деятельности, исходя не только из их правовой оценки и формы, но прежде всего, из их экономического содержания и условий хозяйствования.
Не всегда соблюдается при этом принцип нейтральности учетно-отчетной информации. Собственники и кредиторы организации-банкрота находятся в про- тивостоянии, их интересы во многом противоположны, и потому возможности ис- кажения финансовой отчетности исключить нельзя. Не случайно при введении по решению суда арбитражного управления заменяют не только руководителя орга- низации, но и главного бухгалтера.
Аналитики, как и другие заинтересованные пользователи, должны иметь воз- можность сравнивать информацию об организации-банкроте за разные периоды времени, с тем, чтобы определить тенденции в ее финансово-экономическом по-
Для многих организаций затруднительной становится оценка имеющихся ре- зервов и потенциальных возможностей. Здесь аналитику нужно уметь на осно- ве внутренней учетной информации решать такие задачи как:
оценка возможностей увеличения загрузки мощностей и площадей для производства востребованной продукции;
выявление возможности роста доходов без дополнительных капитальных вложений;
оценка допустимой величины дебиторской задолженности и баланса меж- ду ней и кредиторской задолженностью;
определение допустимой рациональной величины заемных средств;
анализ достаточности запасов и денежных средств для бесперебойной ра- боты, а также возможности сокращения операционного цикла;
оценка данных промежуточного и окончательного ликвидационных балан- сов;
разработка нормативно-ориентирующих значений аналитических показа- телей для организации и ее структурных подразделений и т.д.
Для внешних пользователей, к которым в условиях банкротства принадлежат в основном кредиторы, детализированная учетно-отчетная информация не только по- лезна, но и необходима, так как ее наличие или отсутствие оказывает (или способно оказать) влияние на решения этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.
При этом важны содержание и существенность информации. Существенной с позиции кредиторов признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей. Данные учета и от- четности должны быть надежными, т.е. объективно отражать факты хозяйствен- ной деятельности, к которым они относятся.
Недостаточное внимание уделяется требованию отражать в учете факты хо- зяйственной деятельности, исходя не только из их правовой оценки и формы, но прежде всего, из их экономического содержания и условий хозяйствования.
Не всегда соблюдается при этом принцип нейтральности учетно-отчетной информации. Собственники и кредиторы организации-банкрота находятся в про- тивостоянии, их интересы во многом противоположны, и потому возможности ис- кажения финансовой отчетности исключить нельзя. Не случайно при введении по решению суда арбитражного управления заменяют не только руководителя орга- низации, но и главного бухгалтера.
Аналитики, как и другие заинтересованные пользователи, должны иметь воз- можность сравнивать информацию об организации-банкроте за разные периоды времени, с тем, чтобы определить тенденции в ее финансово-экономическом по-
ложении.
Для этого, несмотря на необходимость изменения учетной политики на раз- ных стадиях банкротства, отчетная информация должна быть сравнимой. Для вы- полнения этого требования заинтересованных пользователей бухгалтерии следует информировать об учетной политике, принятой организацией – потенциальным банкротом, ее изменениях и о влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.
Информация об изменениях в финансовых (денежных) потоках организации отражается в отчете о движении денежных средств и является производной от по- казателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Форма и содержание информации, представленной для анализа, являются одним из важнейших факторов, определяющих решения, принимаемые на основе ее экспертной оценки.
По сфере доступности информацию можно разделить на открытую и закры- тую (секретную). Информация, содержащаяся в бухгалтерской и статистической отчетности, выходит за пределы хозяйствующего субъекта и является открытой информацией. Вместе с тем, каждый хозяйствующий субъект разрабатывает свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы, лимиты, систему их оценки и регулирования финансовой деятельности. Эта информация составляет его ком- мерческую тайну, а иногда и «ноу-хау».
Для более полного рассмотрения источников финансовой информации, о можно предложить следующую классификацию:
− публичная финансовая отчетность;
− данные управленческого учета;
− специальная отчетность;
− информация независимых агентств;
− общедоступные базы данных;
− печать, телевидение и другие средства массовой информации;
− данные валютных и финансовых рынков;
− корпоративные базы данных.
Основными компонентами публичной финансовой отчетности являются следующие отчеты: баланс на отчетную дату, отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах), отчет о движении капитала, отчет о движении денеж- ных средств, пояснения и дополнения к отчетности, специализированные формы, установленные нормативными и законодательными актами. Особое значение для всех пользователей отчетных данных имеет бухгалтерский баланс и отчет о при- былях и убытках. На их основе можно судить о выполнении обязательств, прежде всего перед акционерами, инвесторами, покупателями, а также о возможных фи- нансовых затруднениях, ведущих порой к «предынфарктному» финансовому со- стоянию.
Форма предоставляемой финансовой информации строго стандартизирова- на и дает возможность обеспечить сопоставимость данных о деятельности пред- приятия. Основным признаком публичной финансовой отчетности является ее полная или значительная доступность большому кругу пользователей финансовой
Для этого, несмотря на необходимость изменения учетной политики на раз- ных стадиях банкротства, отчетная информация должна быть сравнимой. Для вы- полнения этого требования заинтересованных пользователей бухгалтерии следует информировать об учетной политике, принятой организацией – потенциальным банкротом, ее изменениях и о влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.
Информация об изменениях в финансовых (денежных) потоках организации отражается в отчете о движении денежных средств и является производной от по- казателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Форма и содержание информации, представленной для анализа, являются одним из важнейших факторов, определяющих решения, принимаемые на основе ее экспертной оценки.
По сфере доступности информацию можно разделить на открытую и закры- тую (секретную). Информация, содержащаяся в бухгалтерской и статистической отчетности, выходит за пределы хозяйствующего субъекта и является открытой информацией. Вместе с тем, каждый хозяйствующий субъект разрабатывает свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы, лимиты, систему их оценки и регулирования финансовой деятельности. Эта информация составляет его ком- мерческую тайну, а иногда и «ноу-хау».
Для более полного рассмотрения источников финансовой информации, о можно предложить следующую классификацию:
− публичная финансовая отчетность;
− данные управленческого учета;
− специальная отчетность;
− информация независимых агентств;
− общедоступные базы данных;
− печать, телевидение и другие средства массовой информации;
− данные валютных и финансовых рынков;
− корпоративные базы данных.
Основными компонентами публичной финансовой отчетности являются следующие отчеты: баланс на отчетную дату, отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах), отчет о движении капитала, отчет о движении денеж- ных средств, пояснения и дополнения к отчетности, специализированные формы, установленные нормативными и законодательными актами. Особое значение для всех пользователей отчетных данных имеет бухгалтерский баланс и отчет о при- былях и убытках. На их основе можно судить о выполнении обязательств, прежде всего перед акционерами, инвесторами, покупателями, а также о возможных фи- нансовых затруднениях, ведущих порой к «предынфарктному» финансовому со- стоянию.
Форма предоставляемой финансовой информации строго стандартизирова- на и дает возможность обеспечить сопоставимость данных о деятельности пред- приятия. Основным признаком публичной финансовой отчетности является ее полная или значительная доступность большому кругу пользователей финансовой
информации, представленной в этой отчетности. Среди таких пользователей могут быть владельцы предприятия (акционеры, отдельные мелкие или крупные инве- сторы), принимающие решения о купле-продаже акций, потенциальные или суще- ствующие кредиторы (банки, прочие кредитные и финансовые учреждения, стра- ховые компании). Публичная финансовая отчетность предприятия играет важней- шую роль в современной финансовой системе, поэтому информация о его дея- тельности, выраженная в финансовой отчетности, должна соответствовать дей- ствительному состоянию дел предприятия.
Публичная финансовая отчетность является основным источником инфор- мации для финансового анализа, используемой инвесторами, кредиторами и вла- дельцами предприятия, однако существуют и прочие системы отчетности, часто используемые источники информации, которые также заслуживают внимания.
К ним относятся данные управленческого учета, то есть сведения о функци- онировании разных отделов и подразделений. Основное внимание, как правило, уделяется текущим операционным показателям: объему продаж, выручки по раз- ным типам продукции, подразделений, себестоимости и расходов; коэффициентам оборачиваемости товара, движения запасов и т. п.
Управленческая отчетность, составленная для руководителей подразделений предприятия, не предназначена для внешнего пользования, она более содержа- тельна и детализирована, чем финансовая отчетность. Требования по составлению внутренней управленческой отчетности предприятия устанавливаются ее опера- тивным руководством. Специальная отчетность — отчетность, составляемая под специальный проект (обычно инвестиционный проект), бизнес планы, промежу- точные формы отчетности, требуемые кредиторами (например, банками). Нередко подобная отчетность составляется непосредственно при участии представителей инвестора, которые некоторое время работают на предприятии для сбора и обра- ботки информации.
Информация независимых агентств: общественных, частных и государ- ственных, которые занимаются сбором и обработкой информации об отдельных предприятиях, предпринимателях, целых отраслях экономики, также может быть использована при финансовом анализе. В частности они ведут кредитную историю предприятия (информация о том, как предприятие рассчитывается по своим дол- гам). В зависимости от финансовой устойчивости и кредитоспособности предпри- ятия ему присваивается тот или иной рейтинг.
С развитием электронных информационных систем и появлением Internet появилась возможность наладить оперативный обмен информацией с огромным числом предприятий, организаций и граждан. Любой владелец персонального компьютера, модема и соответствующего программного обеспечения может стать источником и пользователем финансовой информации. Отличительной чертой
Internet является демократичность и общедоступность.
С помощью средств массовой информации (печать, телевидение, радио) можно также отслеживать деятельность того или иного предприятия и делать со- ответствующие выводы. Если не принимать во внимание не специализированные
Публичная финансовая отчетность является основным источником инфор- мации для финансового анализа, используемой инвесторами, кредиторами и вла- дельцами предприятия, однако существуют и прочие системы отчетности, часто используемые источники информации, которые также заслуживают внимания.
К ним относятся данные управленческого учета, то есть сведения о функци- онировании разных отделов и подразделений. Основное внимание, как правило, уделяется текущим операционным показателям: объему продаж, выручки по раз- ным типам продукции, подразделений, себестоимости и расходов; коэффициентам оборачиваемости товара, движения запасов и т. п.
Управленческая отчетность, составленная для руководителей подразделений предприятия, не предназначена для внешнего пользования, она более содержа- тельна и детализирована, чем финансовая отчетность. Требования по составлению внутренней управленческой отчетности предприятия устанавливаются ее опера- тивным руководством. Специальная отчетность — отчетность, составляемая под специальный проект (обычно инвестиционный проект), бизнес планы, промежу- точные формы отчетности, требуемые кредиторами (например, банками). Нередко подобная отчетность составляется непосредственно при участии представителей инвестора, которые некоторое время работают на предприятии для сбора и обра- ботки информации.
Информация независимых агентств: общественных, частных и государ- ственных, которые занимаются сбором и обработкой информации об отдельных предприятиях, предпринимателях, целых отраслях экономики, также может быть использована при финансовом анализе. В частности они ведут кредитную историю предприятия (информация о том, как предприятие рассчитывается по своим дол- гам). В зависимости от финансовой устойчивости и кредитоспособности предпри- ятия ему присваивается тот или иной рейтинг.
С развитием электронных информационных систем и появлением Internet появилась возможность наладить оперативный обмен информацией с огромным числом предприятий, организаций и граждан. Любой владелец персонального компьютера, модема и соответствующего программного обеспечения может стать источником и пользователем финансовой информации. Отличительной чертой
Internet является демократичность и общедоступность.
С помощью средств массовой информации (печать, телевидение, радио) можно также отслеживать деятельность того или иного предприятия и делать со- ответствующие выводы. Если не принимать во внимание не специализированные