Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 484
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Правовая природа и общая характеристика допроса свидетелей и потерпевших
1.1 Понятие и сущность допроса, его соотношение с другими
1.2 Процессуальное положение свидетелей и потерпевших
1.3 Показания свидетелей и потерпевших как доказательства в
2.1 Тактика допроса свидетелей и потерпевших
2.2 Особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших
2.3 Особенности допроса свидетелей и потерпевших, обладающих
Для более полной и точной фиксации показаний рекомендуется допрашивать потерпевших (свидетелей) по каждому из эпизодов, стадии совершения преступления, делая по ходу следственного действия краткие черновые записи. По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем. Ходатайство допрашиваемого о дополнении или уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.
Ведение протокола заканчивается записью о том, что допрашиваемый не имеет дополнений, протокол записан с его слов правильно и прочитан им, заверяется подписью допрашиваемого.
Последний заверяет подписями каждую из страниц протокола.
Помимо протоколирования могут применяться и такие средства фиксации хода и результатов допроса, как звукозапись и видеозапись.
Чаще всего при допросе используется звукозапись, не заменяя при этом протокола, а дополняя его.
Так, Романовым В.И. использование звукозаписи беседы допрашиваемого и допрашивающего рассматривалось в качестве одного из важных тактических приемов, которому должна была предшествовать тщательная подготовка.
Несмотря на снисходительное и терпимое отношение допрашиваемых к диктофонной фиксации допроса, следователю приходится учитывать, что в результате применения звукозаписи может нарушиться уже установленный с допрашиваемым психологический контакт, либо затруднится его установление.
Тактика допроса с применением диктофона зависит как от этапа расследования дела, так и от особенностей расследуемого дела. Следователю следует учитывать и такие моменты, как процессуальный статус допрашиваемого, избранной им позиция содействия или противодействия следствию, объемы располагаемых и еще неполученных по делу доказательств, а также другие условия производства следственного действия.
Учитывая возможность провокаций и инсценировок со стороны допрашиваемого во время допроса (хлопанье ладонями – «меня ударили», двигание стулом – «меня уронили»), которые затем могут быть использованы для заявления дальнейших необоснованных протестов о применении недозволенных методов следствия, следователю с целью предотвращения таких конфликтных ситуаций необходимо сделать замечание, акцентирующее внимание на инсценировку допрашиваемым противоправных действий и их последующее восприятие в ходе дальнейших этапов расследования по этому делу. При этом, с сохранением спокойствия и придерживаясь ранее намеченного плана допроса, обращается внимание на недопустимость подобных действий на будущее и адвоката допрашиваемого.
Обязательными атрибутами поведения следователя в рамках тактики ведения допроса с применением диктофона должны стать доброжелательность, сдержанность, а также уважительное отношение к допрашиваемому.
Следователю следует обращать внимание на свою речь, ее четкость: он не должен сомневаться, что смысл сказанного им не доходит до сознания допрашиваемого.
Большинство следователей в процессе допросов, сопровождаемых звукозаписью, пользуются разговорным речью, содержащей затрудняющие ее последующее прослушивание особенности - повторения и оговорки, уточнения и пропуски слов, незавершенные высказывания и возвраты к сказанному, «слова-паразиты» и т.д.).
Поэтому при использовании разговорного стиля речи задаваемые допрашиваемому лицу вопросы должны следует четко формулировать и внятно произносить.
Было бы нецелесообразным задавать допрашиваемому сразу несколько вопросов, что спровоцирует рассеивание внимание последнего. Они должны задаваться последовательно, необходимо дать допрашиваемому ответить на поставленный вопрос, и лишь потом озвучивать следующий [32, c. 167-169].
На фонограмме должны быть зафиксированы все необходимые реквизиты протокола допроса: дата и место производства, время начала и окончания, фамилия, должность и звание лица, производящего допрос, все анкетные данные допрашиваемого, предупреждение его об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний и т.д.
Допрашивая свидетеля (потерпевшего) с использованием звукозаписи следователю представляется целесообразным воспользоваться следующей рекомендацией.
Во время допроса могут якобы «случайно», а на самом деле умышленно допускаться неточности при формулировке отдельных вопросов допрашиваемому, которые в качестве ответной реакции спровоцируют последнего уточнить «промахи» следователя, тем самым выдать себя.
Поправив следователя и выдав себя, допрашиваемый дает точный ответ на вопрос, который фиксируется на диктофон, что позволяет в дальнейшем использовать подобные неосторожные показания допрашиваемого и исключает возможность для допрашиваемого позже заявлять об оказанном на него давлении
, когда он давал подобные показания.
К тому же, воспроизведенная позже запись подтвердит, что допущенные следователем неточности в спокойной и деловой обстановке допроса корректировались допрашиваемым [32, c. 167-169].
Наиболее целесообразным представляется использование звукозаписи, чтобы фиксировать показания несовершеннолетних и малолетних, показания сторон с участием переводчика, а также данные в ходе допросов лиц, находящихся в болезненном состоянии по причине ранения или болезни, в том числе опасной для жизни.
За аудиовидеозаписью признается важное тактическое значение в ходе допросов тех лиц, которые дают ложные показания либо в силу своего слабоволия или зависимости от других людей, либо от иных факторов проявляют склонность к изменению показаний, а также оговаривать следователя в применении незаконных методов допроса.
Допрос заканчивается воспроизведением сделанной в ходе допроса звукозаписи целиком от начала до конца допрашиваемому, тем самым последнему представляется возможность внести окончательные замечания, заявить возражения, либо согласиться с содержанием фонограммы, о чем делается отметка в протоколе допроса с использованием звукозаписи.
Фонограммы должны храниться в материалах уголовного дела, а по окончании предварительного следствия опечатываются. Изготовленные в ходе допроса допрашиваемыми схемы и чертежи приобщаются к протоколу с внесением соответствующей записи [19, c. 191-192].
На успешность применения видеозаписи в качестве дополнительного средства фиксации процесса допроса влияют такие обстоятельства, как наличие:
-
подготовленного видеооборудования с запасом кассет или носителей цифровой информации; -
подготовленного к процессу съемки помещения (отсутствие посторонних звуков, достаточное освещение и акустика); -
места для участников следственного действия и установки видеокамеры; -
возможности обеспечить исправность и комплектность видеооборудования ы ходе съемки, произвести пробную съемку.
Видеозапись должна начинаться с момента входа допрашиваемого в кабинет. В моменты, когда задается вопрос, камера должна фиксировать крупным планом реакцию допрашиваемого на задаваемые вопросы.
Также крупный план используется в моменты предъявления доказательств, чтобы в кадр одновременно попадали как само вещественное доказательство, так и допрашиваемый (его реакция).
В конце видеозаписи обязательно фиксируется, что записанные в протоколе и на видеофонограмме записаны верно, соответствуют друг, дополнений и замечаний нет [35, c. 164-165].
К сожалению, в изученных архивных уголовных делах, единственными техническими средствами, которыми пользовались следователи во время допроса на предварительном следствии с участием адвоката, были указаны лишь компьютеры и принтеры.
Нередко звуко- и видеозапись оказывает на допрашиваемого и дисциплинирующее воздействие, когда последний отказывается от дачи показаний, начинает вести себя вызывающе, угрожая и оскорбляя присутствующих [40, c. 516-518].
Заключение
Таким образом, приходим к следующим выводам:
Показания свидетелей имеют важное значение в уголовном процессе, так как они содействуют изобличению преступника, полному и всестороннему исследованию всех обстоятельств дела, реабилитации невиновных, выявлению условий, способствующих совершению преступления.
Посредством свидетельских показаний выясняются и устанавливаются многие важные для дела факты. Если подозреваемый и обвиняемый вправе отказаться давать показания, в силу особенностей их процессуального статуса, то свидетели, по общему правилу, обязаны не только давать показания вообще, но и давать показания, соответствующие действительности, поскольку свидетелю грозит уголовная ответственность как за отказ от дачи показаний – по ст. 308 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), так и за дачу заведомо ложных показаний – по ст. 307 УК РФ.
Законодатель предусмотрел стимулирующую к даче правдивых показаний норму, которая может сподвигнуть свидетеля, который уже дал ложные показания к тому, чтобы одуматься и, не боясь привлечения к уголовной ответственности, всё же дать правдивые показания.
Следственное действие в познавательном аспект следует понимать как способ собирания (формирования) доказательств, представляющий собой «регламентированный уголовно-процессуальным законом и осуществляемый следователем комплекс познавательных и удостоверительных операций, соответствующих особенностям определенных следов и приспособленных к эффективному отысканию, восприятию закреплению содержащейся в них доказательственной информации, т.е. к получению соответствующего вида доказательства».
Для характеристики познавательной стороны допроса необходимо выяснить каким образом происходит отражение следов преступления в материалах уголовного дела.
Можно говорить о том, что тактические приемы допроса – это способ поведения, направленный на решение определенной тактической задачи, представляющий собой алгоритм действия.
Существование такого алгоритма предполагает наличие алгоритма производства отдельного следственного действия, который должен быть представлен тактическими приемами, т.е. приемами воздействия на исследуемый объект, содержащий доказательственную и ориентирующую информацию. Именно воздействие