Файл: Методы допроса свидетеля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 485

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших




Зачастую, когда в деле в качестве обвиняемого или лица привлекаемого к ответственности выступает несовершеннолетний, то и свидетелями, и потерпевшими оказываются его ровесники – такие же несовершеннолетние.

Такие обстоятельства нередки, когда, например, между одноклассниками - школьниками произошла драка и кому-либо причинены побои.

Необходимо заметить, что допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей как особых субъектов представляет сложность для получения от них достоверных показаний.

Кроме того, он сопряжен с определенными трудностями, которые связаны с возрастными особенностями несовершеннолетних и участием в проведении допроса третьих лиц (педагог, законный представитель, защитник) [13, c.48].

Учитывая возраст данных субъектов, законодатель предусмотрел правила проведения допроса, где указал его продолжительность и условия проведения.

Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей не может продолжаться непрерывно более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день (ст. 425 УПК РФ).

Законодателем определено участие педагога в допросе несовершеннолетних потерпевших:

  • обязательно - при допросе потерпевших до 14 лет;

  • по усмотрению следователя - от 14 до 18 лет (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).

Указанные участники, согласно этой же статье, не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, им говорится о том, что они должны говорить правду.

Если участие в допросе законного представителя противоречит интересам потерпевшего или свидетеля, то следователь обязан пригласить другого законного представителя для производства допроса.

При допросе с участием несовершеннолетних до шестнадцати лет в делах против половой неприкосновенности, либо уже достигших шестнадцатилетнего возраста, но имеющих психические отклонения или отставание в психике, психолог участвует обязательно.

Видеозапись, также, как и киносъемка, обязательны при допросе, кроме случаев прямого возражения потерпевших, свидетелей, или их законных представителей. Сами материалы, с указанием даты, времени проведения, хранятся в материалах уголовного дела.


Правила проведения допроса не ограничивает следователя при выборе тактики проведения этого следственного действия (ч. 2 ст. 189 УПК РФ), однако предполагается, что любая выбранная тактика должна обеспечить оптимальный режим его проведения и учитывать ряд возрастных особенностей несовершеннолетних и наличием информационной базы.

При выборе педагога для более эффективного проведения допроса рекомендуется соблюдать следующие требования.

  • Педагог должен иметь практический опыт, поскольку часто приходится работать с несовершеннолетними учениками вспомогательных школ, а специальные знания или подобный опыт работы помогает компенсировать возрастное или интеллектуальное отстающее развитие в общении при допросе.

  • Незаинтересованность педагога в исходе рассмотрения дела. Для этого не следует приглашать учителей той же школы, где учится несовершеннолетний, поскольку у педагога могут быть конфликты с данным учеником.

  • Пол педагога должен соответствовать полу несовершеннолетнего, особенно при расследовании преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности, совершенных несовершеннолетними или против них.

  • Недопустимо в качестве педагогов приглашать сотрудников правоохранительных органов, например, ПДН [20, с. 144-145].

До допроса несовершеннолетнего следователю выяснить:

  • профессиональный уровень педагога;

  • знание личности несовершеннолетнего, его образа жизни, воспитания, окружения;

  • наличие личных взаимоотношений с подростком или его близкими;

  • известно ли педагогу о совершенном преступлении и участии в нем несовершеннолетнего;

  • участвовал ли ранее педагог в следственных действиях.

Учитывая предоставленное педагогу ст. 280 УПК РФ право присутствовать во время допроса и задавать вопросы, следователю следует заранее согласовать эти вопросы с педагогом, и сформулировать их таким образом, чтобы учитывались особенности личности и психического развития допрашиваемого несовершеннолетнего.

Педагогу должно быть разъяснено о принадлежащем ему праве задавать во время допроса вопросы, непосредственно касающиеся предмета допроса, с целью скорректировать уже имеющиеся данные, а также корректировать вопросы следователя несовершеннолетнему свидетелю, чтобы несовершеннолетний смог правильно и достоверно понять и интерпретировать для себя эти вопросы, а также адекватно на эти вопросы ответить.



Из этого круга задаваемых вопросов исключаются те, которые затрагивают состояние здоровья несовершеннолетнего таким образом, что могут повлиять на его способность продуктивно участвовать в следственном действии. Таким образом, благодаря правильно организованному процессу участия педагога в допросе с участием несовершеннолетнего следователь сможет продуктивнее провести данное следственное действие.



2.3 Особенности допроса свидетелей и потерпевших, обладающих

свидетельским иммунитетом




Лица, которых законодательством не позволяется в обязательном порядке привлекать в качестве свидетелей, указаны в ч. 3 ст. 56 УПК РФ. Свидетельский иммунитет помимо положений УПК РФ гарантируется им и ст. 51 Конституции РФ.

Согласно данному в пункте 40 статьи 5 УПК РФ понятию свидетельский иммунитет представляет собой право лица не давать показания против самого себя, своих близких родственников, а также в иных случаях, установленных УПК РФ. Уточнение круга близких родственников закреплено пунктом 4 статьи 5 УПК РФ в основных понятиях.

Иные нормативные правовые акты РФ не раскрывают понятие близких родственников, составляющий близкий круг лиц, против которых свидетелю разрешено не давать показания.

Вне отношений, регулируемых нормативно-правовыми актами, под иммунитетом нередко имеется ввиду юридическое исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, которое предоставляется привилегированным лицам, занимающим особое положение в государстве.

Такое определение нельзя считать до конца точным, поскольку правовой иммунитет может принадлежать не только привилегированным физическим лицам и гражданам, но и юридическим, одним из которых можно считать государство [24, c. 120].

Подтверждением тому, что помимо государственных лиц, иммунитетом могут обладать и другие субъекты, включая граждан, принято считать международно-правовые и национальные акты, которыми заранее определенному кругу субъектов предоставляются исключительные права иметь неприкосновенность и пользоваться ей.

Таким образом, при ближайшем рассмотрении содержании правового иммунитета выясняется, что иммунитет вкратце является особым видом привилегии, наделяющим ее обладателей исключительным абсолютным (исключающим пользование им в тот же момент времени кем-либо еще) и весьма значительным преимуществом перед другими лицами - правовой неприкосновенностью.

В результате анализа сущности правовой неприкосновенности, А.В. Малько были выделены следующие, характерные для иммунитетов признаки:

  • В отношении иммунитетов действует особый юридический режим, облегчающий положение владеющих ими субъектов,

предоставляющий расширенные возможности по удовлетворению интересов, прав и свобод.


  • Посредством иммунитетов, реализующих правостимулирующую функцию, побуждается определенное поведение в правовом поле и поощряется положительная правовая мотивация.

  • Иммунитеты гарантируют социально полезную деятельность, стимулируя осуществление ряда обязанностей.

  • Они закрепляются в качестве своеобразных изъятий и правомерных исключений в специальных правовых положениях.

  • В них проявляется дифференциация юридического упорядочения общественных отношений, позволяющего одновременно иммунитетам быть исключением из принципа правового равенства и не быть по отношению к другим правам и свободам дискриминационным (дискриминирующим) [23, c. 27].

Следовательно, благодаря иммунитету у субъекта – его носителя появляется исключительное право, оставаясь участником правового поля, быть неприкосновенным по отношению к другим субъектам в тех или иных пределах.

Правовые иммунитеты по сути являются особыми льготами и привилегиями, связанными с освобождением от каких-то обязанностей, конкретно закрепляемыми в международно-правовых нормах и положениях национального законодательства, как это имеет место в Конституции РФ, позволяющей любому лицу воздержаться от показаний как против себя самого, а также заранее известных ближайших родственников.

Посредством вышеупомянутого положения п. 2 ст. 51 Конституции РФ отсылает нас к федеральному закону, ограничивающему круг близких родственников и устанавливающему иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Отсутствие в российском Основном законе полного законченного, а значит ограниченного, перечня случаев предоставления иммунитета объясняется тем, что этот перечень мог бы теоретически расширен со временем посредством нижестоящих по отношению к Конституции нормативно-правовых актов, а они должны соответствовать Основному закону и не противоречить ему.

Подразумеваемый под принципом освобождения лица от обязанности свидетельствовать против себя и своих близких «свидетельский иммунитет» следом за Конституцией РФ находит свое продолжение в актах как процессуального, так и материального отраслях права России.

Так, данный конституционный принцип уточняется в примечании к ст. 308 УК РФ следующим образом: «лицо не подлежит уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников».