Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Правовая природа и общая характеристика допроса свидетелей и потерпевших
1.1 Понятие и сущность допроса, его соотношение с другими
1.2 Процессуальное положение свидетелей и потерпевших
1.3 Показания свидетелей и потерпевших как доказательства в
2.1 Тактика допроса свидетелей и потерпевших
2.2 Особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших
2.3 Особенности допроса свидетелей и потерпевших, обладающих
появлении данных участников уголовного процесса, которые также возлагают на следователя обязанность обеспечить их право на дачу показаний, если они не отказываются от данного процессуального действия.
Таким образом, в уголовно-процессуальном аспекте сущность допроса определяется сообразно его роли в процессе доказывания, под которым принято понимать осуществляемую в процессуальных формах деятельность дознавателя, следователя, суда, с привлечением других участников уголовного судопроизводства, направленную на собирание, закрепление. Различия в научных подходах к рассмотрению вопроса об элементах процессуального доказывания не столь существенны.
В процессе организации и проведения допроса допрашиваемое лицо является одним из важнейших элементов. Например, на стадии подготовки к допросу подозреваемого и обвиняемого о личности допрашиваемого обязательно собираются персональные сведения, а также изучаются соответствующие материалы уголовного дела и иная информация, позволяющие получше узнать участника предстоящего допроса.
В ходе собирания необходимых доказательств по делу проводятся и другие следственные действия, как-то допрос свидетелей и потерпевших, число организационно подготовительных действий к которым незначительно [28, с. 46]. Это, в частности, объясняется тем, что в силу большого числа допросов свидетелей (их ведь немало) в ходе следствия, следователь не успевает проводить такой объем подготовительные операции к этому действию в полном объеме. При таких обстоятельствах процессуальный статус допрашиваемого лица напрямую влияет на процедуру допроса [7, с. 17].
Поскольку предмет показаний свидетелей и потерпевших ч. 2 ст. 78 и ч. 2 ст. 79 УПК РФ образует совокупность всех известных им обстоятельств, которые имеют отношение к делу (включая информацию о взаимоотношениях с подозреваемым или обвиняемым) [15, с. 251], в него в обязательном порядке включаются и сведения о:
Поэтому правильная оценка пסказаний подразумевает получение в процессе допросов достоверной и объективной инфסрмации об условиях восприятия и субъективном состоянии допрашиваемых.
Выявленные в свидетельских показаниях противоречия станут поводом к тщательному и повторному при необходимости исследованию и выяснению обнаруженных противоречий [14, с. 128]. Например, нельзя считать основанной на законе просьбу осужденного привлечь к уголовной ответственности потерпевшего и свидетеля за дачу ими ложных показаний, так как у получивших их суда в строгом соответствии с прописанной в УПК РФ процедурой, на первый взгляд, не должно быть сомнений в правдивости этиих показаний.
Показания свидетеля и потерпевшего, которые давались в соответствии с логикой расследования конкретного дела, будут выглядеть последовательными и поэтому согласующимися между собой и с иными, собранными по делу, доказательствами. Так, если ФИО стала свидетельницей того, как К. выходил из двора дома ФИО с полностью наполненным мешком белого цвета в руках, держа в правой руке металлический предмет квадратной формы со сквозным отверстием круглой формы, похожий на плиту, а потерпевший ФИО, согласно его показаниям, видел К. выхסдящим из двора его дома с металлической плитой и мешком белого цвета, суд с учетом подтверждаемой материалами дела стоимости похищенной плиты и согласования показаний потерпевшего и свидетельницы логично и обоснованно придет к выводу о том, что полученные им показания являются полными, последовательными, согласующимися между собой и с материалами уголовного дела [1].
Процессуальный аспект дסпрסса свидетелей и потерпевших состоит в том, что его проведение регламентировано нормами УПК РФ, совокупность которых образует институт уголовно-процессуального права и охватывающей основания проведения допроса, права свидетелей и потерпевших, привлекаемых к участию в допросе, предписания, סпределяющие содержание познавательных и удостоверительных операций, меры принуждения, которые могут быть применены к недобросовестным участникам.
Процессуальный порядок допроса потерпевшего в судебном заседании в соответствии с ч. 1 ст. 277 УПК РФ установлен частями 2-6 ст. 278 и ст. 278.1 УПК РФ. При этом в отличие от свидетелей, так же, как и подсудимый, потерпевший обладает правом с разрешения председательствующего давать показания в любой момент следствия (ч. 2 ст. 277 УПК РФ).
В остальном правила допроса потерпевшего идентичны допросу свидетеля.
В связи с чем далее следует остановиться на некоторых проблемных вопросах допроса свидетелей в судебном производстве. Суд в соответствии с нормами ч. 2 ст. 278 УПК РФ перед допросом каждого из свидетелей должен принять меры к установлению их личности, выяснению отношения их к подсудимому, разъяснению прав, обязанностей и взаимосвязанной с ними ответственности, предусмотренных ст. 56 УПК РФ.
Кроме того, каждый свидетель должен быть предупрежден об уголовной ответственности по ст. ст. 307, 308 УК РФ, о чем отбирались соответствующие подписки, которые приобщены к делу. Согласно ч. 3 ст. 278 УПК РФ, также, как и ч. 2 ст. 282 УПК РФ первой задает вопросы та сторона, по ходатайству которой лицо вызвано для допроса в суд, затем - противная сторона, а в завершение - суд. В силу ч. 4 ст. 278 УПК РФ будучи допрошенными свидетели могут покинуть зал судебного заседания до окончания судебного следствия, получив разрешение председательствующего с учетом мнения сторон.
Особое внимание хотелось бы обратить на случаи, когда на свидетеля оказывается противоправное воздействие, что регламентировано ч. 5 ст. 278 УПК РФ. В таких случаях суд правомочен допрашивать его без оглашения подлинных данных о личности свидетеля в условиях, исключающих его визуальное наблюдение другими участниками процесса. При этом, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ важнейшее значение имеет проверка протокола допроса и показаний анонимного свидетеля [26].
Суд, не оглашая данные о его личности, обязан его личность установить. Так, из протокола судебного заседания и материалов уголовного дела следует, что перед оглашением показаний свидетеля под псевдонимом «Семенов» суд не вскрыл конверт, содержащий постановление о засекречивании подлинных данных о личности свидетеля, имеющийся на л.д. № в томе №, подшитый перед протоколом его допроса, целостность бирки, наклеенной на указанном конверте следователем - не нарушена.
Изложенное свидетельствует о том, что суд не убедился в наличии установленного ч. 9 ст. 166 УПК РФ постановления следователя и его соответствии требованиям уголовно-процессуального закона, не убедился в том, что личность свидетеля следователем удостоверена, в постановлении имеется образец его подписи и он соответствует подписи в протоколе допроса, который был оглашен судом.
Свидетель и потерпевший могут быть допрошены судом первой инстанции путем использования систем видео-конференц-связи (ч. 4 ст. 240 УПК РФ). Определенные споры в правоприменительной практике вызывает ст. 281 УПК РФ, закрепляющая порядок оглашения показаний потерпевшего и свидетелей.
В этой связи, согласно распространенной в научной среде и основанной на мнении Конституционного Суда точке зрения положения ст. 281 УПК РФ не позволяют расширительно толковать перечень случаев, когда допускается оглашать в суде те показания, которые давались потерпевшими и свидетелями, не присутствовавшими в судебном заседании [27].
Считается, что от такого оглашения не должно пострадать право обвиняемого получить эффективную судебную защиту, гарантированное статьями 278 и 281 УПК РФ, согласно которым не должно быть изъятий из установленного порядка доказывания по уголовным делам, а обвинительный приговор должен основываться на тех доказательствах, не вызывающих каких-либо сомнений об их достоверности и соответствии закону. Сомнения, возникающие при оценке оглашенных в суде показаний на предмет их допустимости и достоверности должны истолковываться в пользу обвнияемого (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ).
Необходимо отметить, что в ходе судебного следствия при допросе несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и в возрастеот 14 до 18 лет согласно ч. 1 ст. 280 УПК РФ участвует педагог, возможность же присутствия психолога не предусмотрена, чтס необеспечивает системного регулирования данного вопроса в различных стадиях уголовного судопроизводства и являет собой очередной пробел законодательной регламентации. Педагог вправе задавать вопросы, имеющие отношение к подлежащим доказыванию обстоятельствам и к условиям, в которых воспринмиал события несовершеннолетний [31, с. 41]. Таким образом, допрос является достаточно сложным и многоплановым следственным действием, которое имеет не только процессуальный, но и криминалистический, организационный, психологический, а также и этические аспекты.
В уголовно-процессуальном аспекте сущность допроса, понимаемого как деятельность следственных (судебных) с участием других субъектов уголовного судопроизводства по собиранию и закреплению доказательств, раскрывается в процессе доказывания.
Таким образом, в уголовно-процессуальном аспекте сущность допроса определяется сообразно его роли в процессе доказывания, под которым принято понимать осуществляемую в процессуальных формах деятельность дознавателя, следователя, суда, с привлечением других участников уголовного судопроизводства, направленную на собирание, закрепление. Различия в научных подходах к рассмотрению вопроса об элементах процессуального доказывания не столь существенны.
1.2 Процессуальное положение свидетелей и потерпевших
В процессе организации и проведения допроса допрашиваемое лицо является одним из важнейших элементов. Например, на стадии подготовки к допросу подозреваемого и обвиняемого о личности допрашиваемого обязательно собираются персональные сведения, а также изучаются соответствующие материалы уголовного дела и иная информация, позволяющие получше узнать участника предстоящего допроса.
В ходе собирания необходимых доказательств по делу проводятся и другие следственные действия, как-то допрос свидетелей и потерпевших, число организационно подготовительных действий к которым незначительно [28, с. 46]. Это, в частности, объясняется тем, что в силу большого числа допросов свидетелей (их ведь немало) в ходе следствия, следователь не успевает проводить такой объем подготовительные операции к этому действию в полном объеме. При таких обстоятельствах процессуальный статус допрашиваемого лица напрямую влияет на процедуру допроса [7, с. 17].
Поскольку предмет показаний свидетелей и потерпевших ч. 2 ст. 78 и ч. 2 ст. 79 УПК РФ образует совокупность всех известных им обстоятельств, которые имеют отношение к делу (включая информацию о взаимоотношениях с подозреваемым или обвиняемым) [15, с. 251], в него в обязательном порядке включаются и сведения о:
-
том, как свидетелем посредством своих органов чувств воспринимались какие-то факты (обстоятельства); -
о форме восприятия (произвольной и непроизвольной) и личнסстных установках свидетеля, а также запечатлениях, обусловливающих полноту и объективность восприятия; -
присущих свидетелю особенностях эмоционального отношения к воспринимаемым событиям и фактам; -
особенностях органов чувств свидетеля; -
о влиянии внешних услסвий, в которых проходило восприятие.
Поэтому правильная оценка пסказаний подразумевает получение в процессе допросов достоверной и объективной инфסрмации об условиях восприятия и субъективном состоянии допрашиваемых.
Выявленные в свидетельских показаниях противоречия станут поводом к тщательному и повторному при необходимости исследованию и выяснению обнаруженных противоречий [14, с. 128]. Например, нельзя считать основанной на законе просьбу осужденного привлечь к уголовной ответственности потерпевшего и свидетеля за дачу ими ложных показаний, так как у получивших их суда в строгом соответствии с прописанной в УПК РФ процедурой, на первый взгляд, не должно быть сомнений в правдивости этиих показаний.
Показания свидетеля и потерпевшего, которые давались в соответствии с логикой расследования конкретного дела, будут выглядеть последовательными и поэтому согласующимися между собой и с иными, собранными по делу, доказательствами. Так, если ФИО стала свидетельницей того, как К. выходил из двора дома ФИО с полностью наполненным мешком белого цвета в руках, держа в правой руке металлический предмет квадратной формы со сквозным отверстием круглой формы, похожий на плиту, а потерпевший ФИО, согласно его показаниям, видел К. выхסдящим из двора его дома с металлической плитой и мешком белого цвета, суд с учетом подтверждаемой материалами дела стоимости похищенной плиты и согласования показаний потерпевшего и свидетельницы логично и обоснованно придет к выводу о том, что полученные им показания являются полными, последовательными, согласующимися между собой и с материалами уголовного дела [1].
Процессуальный аспект дסпрסса свидетелей и потерпевших состоит в том, что его проведение регламентировано нормами УПК РФ, совокупность которых образует институт уголовно-процессуального права и охватывающей основания проведения допроса, права свидетелей и потерпевших, привлекаемых к участию в допросе, предписания, סпределяющие содержание познавательных и удостоверительных операций, меры принуждения, которые могут быть применены к недобросовестным участникам.
Процессуальный порядок допроса потерпевшего в судебном заседании в соответствии с ч. 1 ст. 277 УПК РФ установлен частями 2-6 ст. 278 и ст. 278.1 УПК РФ. При этом в отличие от свидетелей, так же, как и подсудимый, потерпевший обладает правом с разрешения председательствующего давать показания в любой момент следствия (ч. 2 ст. 277 УПК РФ).
В остальном правила допроса потерпевшего идентичны допросу свидетеля.
В связи с чем далее следует остановиться на некоторых проблемных вопросах допроса свидетелей в судебном производстве. Суд в соответствии с нормами ч. 2 ст. 278 УПК РФ перед допросом каждого из свидетелей должен принять меры к установлению их личности, выяснению отношения их к подсудимому, разъяснению прав, обязанностей и взаимосвязанной с ними ответственности, предусмотренных ст. 56 УПК РФ.
Кроме того, каждый свидетель должен быть предупрежден об уголовной ответственности по ст. ст. 307, 308 УК РФ, о чем отбирались соответствующие подписки, которые приобщены к делу. Согласно ч. 3 ст. 278 УПК РФ, также, как и ч. 2 ст. 282 УПК РФ первой задает вопросы та сторона, по ходатайству которой лицо вызвано для допроса в суд, затем - противная сторона, а в завершение - суд. В силу ч. 4 ст. 278 УПК РФ будучи допрошенными свидетели могут покинуть зал судебного заседания до окончания судебного следствия, получив разрешение председательствующего с учетом мнения сторон.
Особое внимание хотелось бы обратить на случаи, когда на свидетеля оказывается противоправное воздействие, что регламентировано ч. 5 ст. 278 УПК РФ. В таких случаях суд правомочен допрашивать его без оглашения подлинных данных о личности свидетеля в условиях, исключающих его визуальное наблюдение другими участниками процесса. При этом, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ важнейшее значение имеет проверка протокола допроса и показаний анонимного свидетеля [26].
Суд, не оглашая данные о его личности, обязан его личность установить. Так, из протокола судебного заседания и материалов уголовного дела следует, что перед оглашением показаний свидетеля под псевдонимом «Семенов» суд не вскрыл конверт, содержащий постановление о засекречивании подлинных данных о личности свидетеля, имеющийся на л.д. № в томе №, подшитый перед протоколом его допроса, целостность бирки, наклеенной на указанном конверте следователем - не нарушена.
Изложенное свидетельствует о том, что суд не убедился в наличии установленного ч. 9 ст. 166 УПК РФ постановления следователя и его соответствии требованиям уголовно-процессуального закона, не убедился в том, что личность свидетеля следователем удостоверена, в постановлении имеется образец его подписи и он соответствует подписи в протоколе допроса, который был оглашен судом.
1.3 Показания свидетелей и потерпевших как доказательства в
уголовном процессе
Свидетель и потерпевший могут быть допрошены судом первой инстанции путем использования систем видео-конференц-связи (ч. 4 ст. 240 УПК РФ). Определенные споры в правоприменительной практике вызывает ст. 281 УПК РФ, закрепляющая порядок оглашения показаний потерпевшего и свидетелей.
В этой связи, согласно распространенной в научной среде и основанной на мнении Конституционного Суда точке зрения положения ст. 281 УПК РФ не позволяют расширительно толковать перечень случаев, когда допускается оглашать в суде те показания, которые давались потерпевшими и свидетелями, не присутствовавшими в судебном заседании [27].
Считается, что от такого оглашения не должно пострадать право обвиняемого получить эффективную судебную защиту, гарантированное статьями 278 и 281 УПК РФ, согласно которым не должно быть изъятий из установленного порядка доказывания по уголовным делам, а обвинительный приговор должен основываться на тех доказательствах, не вызывающих каких-либо сомнений об их достоверности и соответствии закону. Сомнения, возникающие при оценке оглашенных в суде показаний на предмет их допустимости и достоверности должны истолковываться в пользу обвнияемого (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ).
Необходимо отметить, что в ходе судебного следствия при допросе несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и в возрастеот 14 до 18 лет согласно ч. 1 ст. 280 УПК РФ участвует педагог, возможность же присутствия психолога не предусмотрена, чтס необеспечивает системного регулирования данного вопроса в различных стадиях уголовного судопроизводства и являет собой очередной пробел законодательной регламентации. Педагог вправе задавать вопросы, имеющие отношение к подлежащим доказыванию обстоятельствам и к условиям, в которых воспринмиал события несовершеннолетний [31, с. 41]. Таким образом, допрос является достаточно сложным и многоплановым следственным действием, которое имеет не только процессуальный, но и криминалистический, организационный, психологический, а также и этические аспекты.
В уголовно-процессуальном аспекте сущность допроса, понимаемого как деятельность следственных (судебных) с участием других субъектов уголовного судопроизводства по собиранию и закреплению доказательств, раскрывается в процессе доказывания.