Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО «РОСИНКА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ

1.1. Понятие и сущность формирования ассортимента товаров

1.2. Этапы формирования товарного ассортимента

1.3. Методика управления ассортиментом товаров

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСИНКА»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «РОСИНКА»

2.2. Анализ структуры и динамики товарного ассортимента

2.3. Анализ показателей эффективности управления товарным ассортиментом

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ООО «РОСИНКА»

3.1. Оптимизация ассортимента товаров и стимулирование сбыта

3.2. Оптимизация закупок и складских запасов товаров

3.3. Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Как видно из таблицы 3.8, расходы ООО «РОСИНКА» на оплату труда по прогнозу в 2020 г. составят 9807 тыс. руб., что больше фактического значения на 2802 тыс. руб. (на 40,00%). Увеличение заработной платы запланировано на 10 % для компенсации инфляционных процессов и на 30 % за счет увеличения производительности труда сотрудников.

Начисления на фонд оплаты труда по прогнозу увеличиваются пропорционально расходам на оплату труда – на 40,00% (на 919 тыс. руб.) и составят в 2020 г. 3216 тыс. руб.

Расходы на командировки и прочие расходы ООО «РОСИНКА» по прогнозу увеличиваются пропорционально приросту товарооборота (на 60,73%) и составят в 2020 г. 1371 тыс. руб. и 6903 тыс. руб. соответственно.

По прогнозу управленческие расходы ООО «РОСИНКА» в 2020 г. составят 30203 тыс. руб., увеличившись по сравнению с фактическим значением на 6568 тыс. руб. (на 27,79%).

Прогноз финансовых результатов ООО «РОСИНКА» на 2020 г. с учетом внедрения всех разработанных мероприятий, направленных на совершенствование системы формирования ассортимента товаров, приведен в таблице 3.9.

Таблица 3.9

Прогноз финансовых результатов ООО «РОСИНКА» на 2020 г., тыс. руб.

Показатели

2019 г.

2020 г. прогноз

Абсолютное отклонение, +/-, тыс.руб.

Темп прироста, %

Товарооборот

481737

774296

292559

60,73

Себестоимость товаров

426388

645788

219400

51,46

Валовая прибыль

56349

128508

72159

128,06

Коммерческие расходы

1932

3231

1299

67,24

Управленческие расходы

23635

30203

6568

27,79

Прибыль от продаж

31782

95074

63292

199,14

Рентабельность продаж, %

6,60

12,28

5,68

86,06

Как видно из таблицы 3.9, по прогнозу в 2020 г. товарооборот предприятия увеличится на 60,73% (на 292559 тыс. руб.) и составит 774296 тыс. руб. Покупная стоимость товаров увеличится меньшими темпами – на 51,46% (на 219400 тыс. руб.) и составит по прогнозу в 2020 г. 645788 тыс. руб.

Валовая прибыль ООО «РОСИНКА» по прогнозу в 2020 г. составит 128508 тыс. руб., увеличившись по сравнению с фактическим значением на 72159 тыс. руб. (на 128,06%).


Прибыль от продаж ООО «РОСИНКА» по прогнозу в 2020 г. увеличится на 63292 тыс. руб. (в два раза) по сравнению с фактическим значением 2019 г. и составит 95074 тыс. руб.

Прогноз прибыли от продаж и рентабельности продаж по ассортиментным группам товаров ООО «РОСИНКА» на 2020 г. приведен в таблице 3.10. При этом распределение управленческих и коммерческих расходов между ассортиментными группами товаров производилось пропорционально их покупной стоимости.

Таблица 3.10

Прогноз прибыли от продаж и рентабельности продаж по группам товаров ООО «РОСИНКА» на 2020 г., тыс. руб.

Ассортиментные группы товаров

Выручка от продаж, тыс. руб.

Себестоимость товаров, тыс. руб.

Управленческие и коммерческие расходы, тыс. руб.

Общая сумма затрат, тыс. руб.

Прибыль от продаж, тыс. руб.

Рентабельность продаж, %

Мясомолочная продукция и рыба

157337

129016

6679

135695

21642

13,76

Бакалейные товары

101510

86284

4467

90751

10759

10,60

Хлебобулочные изделия

134108

111310

5763

117073

17035

12,70

Консервы

83779

70374

3643

74017

9762

11,65

Кондитерские изделия

113280

90624

4692

95316

17964

15,86

Овощи и фрукты

93845

83522

4324

87846

5999

6,39

Безалкогольные напитки

24158

19810

1026

20836

3322

13,75

Алкогольные напитки

49632

40698

2107

42805

6827

13,76

Прочие продовольственные товары

9292

7898

409

8307

985

10,60

Хозяйственные товары

7355

6252

324

6576

779

10,59

Итого

774296

645788

33434

679222

95074

12,28


На рисунке 3.4 приведено сравнение плановых финансовых результатов и показателей рентабельности по каждой ассортиментной группе товаров ООО «РОСИНКА» с фактическим значением 2019 г.

По прогнозу увеличится прибыль от продажи товаров ООО «РОСИНКА» практически по всем ассортиментным группам (рисунок 18). Наиболее существенно увеличится прибыль от продажи овощей и фруктов (в 8,4 раза), бакалейных товаров (в 3,5 раза), хлебобулочных изделий (в 3,4 раза) и мясомолочной продукции и рыбы (в 3,2 раза). Наименьшие темпы прироста характерны для прибыли от продажи хозяйственных товаров (на 28,76 %) и прочих продовольственных товаров (на 39,52 %). Причиной этого является сокращение данных групп товаров в структуре ассортимента магазина.

Рис. 3.4. Прогноз прибыли от продажи товаров ООО «РОСИНКА» по ассортиментным группам на 2020 г.

Рентабельность продаж по прогнозу также увеличится по всем ассортиментным группам товаров ООО «РОСИНКА» (рисунок 3.5).

Рис. 3.6 Прогноз рентабельности продажи товаров ООО «РОСИНКА» по ассортиментным группам на 2020 г.

Обобщая вышесказанное, внедрение разработанных мероприятий, направленных на совершенствование системы формирования ассортимента товаров ООО «РОСИНКА», приведет к росту товарооборота, прибыли от продаж и рентабельности продаж по всем ассортиментным группам товаров.

По результатам разработки мероприятий, направленных на совершенствование системы формирования ассортимента товаров в ООО «РОСИНКА», можно сделать следующие выводы.

Основными направлениями совершенствования системы формирования ассортимента товаров ООО «РОСИНКА» являются оптимизация их ассортимента, создания интернет-сайта и предоставления покупателям скидок, снижение товарных запасов на складе до норматива и совершенствование процесса закупок.

В результате внедрения разработанных мероприятий существенно увеличится валовая прибыль ООО «РОСИНКА» и прибыль от продаж, рентабельность продаж, высвободится значительный объем денежных средств за счет сокращения складских запасов товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение обобщим результаты проведенного анализа и разработки путей совершенствования формирования ассортимента товаров на предприятии ООО «РОСИНКА».

Во второй главе работы был проведен анализ эффективности формирования ассортимента товаров на предприятии ООО «РОСИНКА». Основным видом товаров данного предприятия являются продукты питания. В структуре ассортимента преобладают мясомолочная продукция и рыба, хлебобулочные и кондитерские изделия, бакалейные товары, овощи и фрукты.


Проведенный анализ показал, что для ООО «РОСИНКА» в 2019 г. характерно существенное увеличение товарооборота по всем ассортиментным группам товаров по сравнению с прошлыми периодами. Продажи ООО «РОСИНКА» за последние три года являются рентабельными, убытков предприятие не имело. В 2019 г. произошло ускорение товарооборачиваемости по сравнению с 2018 г.

В ходе исследования был выявлен ряд существенных недостатков, присущих системе формирования ассортимента товаров ООО «РОСИНКА» в анализируемом периоде.

Во-первых, рентабельность продажи товаров в 2019 г. снизилась по всем ассортиментным группам. Основной причиной этого является увеличение покупной стоимости товаров из-за не оптимально организованных закупок. ООО «РОСИНКА» закупает товары небольшими партиями у многочисленных поставщиков по мелкооптовым ценам, которые значительно выше крупнооптовых цен. Кроме того, предприятие периодически нарушает расчетную дисциплину и выплачивает поставщикам штрафные санкции за нарушение договорных сроков оплаты счетов.

Во-вторых, в ООО «РОСИНКА» практически не применяются методы стимулирования сбыта товаров. Скидки покупателям не предоставляются, различные акции в магазине не практикуются. Товары с истекающим в ближайшее время сроком годности и с испорченным товарным видом не продаются по сниженным ценам, а списываются.

В-третьих, на предприятии не осуществляется анализ и оптимизация товарного ассортимента, в то время как в нем присутствуют товары с низким уровнем рентабельности и медленной товарооборачиваемостью.

В третей главе данной работы были разработаны мероприятия, направленные на совершенствование системы формирования ассортимента товаров в ООО «РОСИНКА».

В первую очередь ООО «РОСИНКА» необходимо провести оптимизацию товарного ассортимента. Для предприятия был проведен анализ ассортимента по АВС методу. Анализ показал, что наиболее привлекательными для предприятия являются три группы товаров, обеспечивающих максимальный размер прибыли, обладающие высокой рентабельностью и оборачиваемостью: хлебобулочные изделия, мясомолочная продукция и рыба, кондитерские изделия. Предприятию рекомендовано увеличить их удельный вес в структуре ассортимента путем увеличения продуктовой линейки за счет сокращения таких видов товаров, как алкогольные и безалкогольные напитки, прочие продовольственные и хозяйственные товары.

ООО «Росинка» также было рекомендовано более активно осуществлять стимулирование сбыта товара. С этой целью предприятию необходимо создать собственный интернет – сайт, на котором необходимо разместить информацию об ассортименте, ценах, составе и калорийности продуктов, скидках на товары. Также необходимо еженедельно проводить рекламные акции в виде распространения по близлежащим домам листовок с предложением скидок. Скидки рекомендуется предоставлять постоянным покупателям – держателям дисконтных карт, а также на товары с истекающим в ближайшее время сроком годности и утратившим товарный вид.


Внедрение разработанного проекта совершенствования системы формирования ассортимента товаров позволит ООО «РОСИНКА»:

- увеличить объем продажи продукции на 30%;

-увеличить прибыль от продаж в два раза;

-повысить рентабельность продаж на 5,68 процентных пункта;

- снизить расходы на аренду складского помещения в два раза;

- уменьшить покупную стоимость товаров на 5%;

- высвободить из оборота 46530 тыс. руб., замороженных в сверхнормативных товарных запасах.

Таким образом, внедрение разработанного проекта совершенствования системы формирования ассортимента товаров в практическую деятельность ООО «РОСИНКА» целесообразно и экономически эффективно.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Азрилиян А. Н. Большой экономический словарь: 26500 терминов. – М.: Институт новой экономики, 2016. – 426 с.
  2. Алексеева А. И., Васильев Ю. В., Малеева А. В., Ушвицкий Л. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: КноРус, - 2017. – 718 с.
  3. Артюхова Т. З., Еремин В. В. Маркетинг: учеб. пособие. Ч. I / Томский политехнический университет. – 3-е изд., перераб. и доп. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 290 с.
  4. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учеб. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2017. – 540 с.
  5. Баев А. В. Совершенствование методов экономической оценки ассортиментной политики нефтеперерабатывающего предприятия: дис. … канд. экон. наук. – Уфа, 2005. – 180 с.
  6. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, - 2017. – 224 с.
  7. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учеб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 220 с.
  8. Голубкова Е. Н, Сидорчук Р. Р. Маркетинговое управление товаром. – М.: Дело и сервис, - 2016. – 176 с.
  9. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: учеб. пособие / пер. с нем. А. М. Макарова; под ред. И. С. Минко. – М.: Высш. шк., 2017. – 450 c.
  10. Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы: учеб.-практ. пособие. – М.: Эксмо, 2016. – 370 с.
  11. Ильющенко Е. В. Маркетинг на предприятии. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 380 с.
  12. Каплина С. Организация и технология розничной торговли. – М.: Феникс, - 2018. – 336 с.
  13. Квасникова В. В., Жучкевич О. Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум. – М.: Инфра-М, - 2016.- 192 с.
  14. Кован С. Е., Мокрова Л. П., Ряховская А. Н. Теория антикризисного управления предприятием: учеб. пособие / под ред. М. А. Федотовой, А. Н. Ряховской. – М.: КНОРУС, 2017. – 310 с.
  15. Куликова Н.Р., Трыкова Т.А., Борзунова Н. С. Управление ас-сортиментом товаров: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, - 2017. – 380 с.
  16. Медузов В. С. Ассортимент и качество производимой продукции. – Омск: Книголюб, 2015. – 365 с.
  17. Минько Э. В. Организация коммерческой деятельности промышленного предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 305 с.
  18. Николаева М. А., Карташова Л. В. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учеб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016. – 410 с.
  19. Полонская Л. А., Турнянская М. М. Формирование ассортимента товаров в розничной торговле. – Киев: Техника, 2018. – 328 с.
  20. Тимофеева В. Товароведение продовольственных товаров. – М.: Феникс, - 2018. – 496 с.