Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО «РОСИНКА».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 368
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
1.1. Понятие и сущность формирования ассортимента товаров
1.2. Этапы формирования товарного ассортимента
1.3. Методика управления ассортиментом товаров
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСИНКА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «РОСИНКА»
2.2. Анализ структуры и динамики товарного ассортимента
2.3. Анализ показателей эффективности управления товарным ассортиментом
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ООО «РОСИНКА»
3.1. Оптимизация ассортимента товаров и стимулирование сбыта
3.2. Оптимизация закупок и складских запасов товаров
3.3. Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность вопросов анализа и формирования ассортимента товаров обусловлена их важной ролью в обеспечении бесперебойной и эффективной деятельности любого предприятия торговой сферы.
Эффективное формирование ассортимента товаров обеспечивает не только наличие товаров в торговом зале магазина, но и способствует устойчивости ассортимента, дает возможность осуществлять выбранную торговой организацией ценовую политику, в полной мере удовлетворяя запросы потребителей.
Высокоэффективная торговля возможна в настоящее время только при условии системной организации формирования товарного ассортимента на основе научных методов, компьютеризации учета, статистики, анализа, прогноза, обработки всей документации, позволяющей не только оптимизировать запасы, снижать расходы по хранению, но и значительно ускорить обслуживание покупателей.
В процессе анализа фактическое наличие товарного ассортимента сравнивают с нормативом в абсолютных суммах и в днях запаса. В процессе анализа определяются сверхнормативные товарный ассортимент либо величина незаполнения норматива, дается оценка состояния товарного ассортимента, а также устанавливаются причины отклонений фактического запаса товаров от установленных норм.
Чрезмерный товарный запас требует как повышенных расходов на складское обслуживание, так и значительного его финансирования. Поэтому управление товарными запасами успешно, если в каждый момент организация торговли располагает необходимым для реализации количеством товара.
Целью данной работы является изучение и критическая оценка системы управления формирования ассортимента товаров и определение направлений повышения ее эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать понятие и сущность формирования ассортимента товаров;
- выделить этапы формирования товаров;
- описать методику управления ассортиментом товаров;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «РОСИНКА»;
- провести анализ структуры и динамики товарного ассортимента;
- проанализировать эффективность управления товарным ассортиментом;
- провести оптимизацию ассортимента товаров и стимулирование сбыта;
- осуществить оптимизацию закупок и складских запасов товаров;
- дать оценку экономической эффективности разработанных мероприятий.
Объектом исследования в данной работе является общество с ограниченной ответственностью «РОСИНКА». В соответствии с Уставом и действующим российским законодательством, данное предприятие осуществляет розничную торговлю продуктами питания.
Предметом исследования в работе является система формирования ассортимента, применяемая в ООО «РОСИНКА».
Методология исследования включает в себя анализ литературы, а также совокупность общенаучных методов и приемов, таких как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и другие методы анализа и синтеза экономической информации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
1.1. Понятие и сущность формирования ассортимента товаров
Различные аспекты проблемы управления ассортиментом были рассмотрены в работах таких ученых-экономистов, как Е. Дихтль, Х. Хершген[1], Э. В. Минько[2], А. Н. Асаул[3]. Методы управления ассортиментом описаны в трудах ученых экономистов Ф. Котлера, В. В. Зотова, Н. М. Морозова, В. С. Медузова. Кроме того, данные вопросы освещаются многими периодическими изданиями.
В экономической литературе ассортиментная политика применительно к хозяйствующим субъектам рассматривается с различных точек зрения. В связи с этим существует множество трактовок понятия «ассортиментная политика» (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Сравнительный анализ различных взглядов на понятие «ассортиментная политика»
№ |
Автор(ы) |
Определение |
1 |
А. В. Баев[4] |
Ассортиментная политика – политика, суть которой состоит в определении номенклатуры производства и реализации товаров, продукции с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры и динамики цен |
2 |
Р. И. Бунеева[5] |
Ассортиментная политика – это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении/сужении ассортимента выпускаемой/продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие |
3 |
С. Е. Кован[6] |
Ассортиментная политика – это формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и ограничений на различные виды используемых в производстве ресурсов |
4 |
И. Н. Герчикова |
Ассортиментная политика предполагает решение проблемы выбора номенклатуры производимой продукции и ее оптимизацию |
5 |
М. А. Николаева |
Ассортиментная политика организации – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, заданные ее руководством[7] |
6 |
Э. В. Минько |
Определение выбора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом, – один из основных вопросов ассортиментной политики |
7 |
Е. Дихтль, Х. Хершген[8] |
Ассортиментная политика является важнейшим инструментом комплекса маркетинга, заключается в создании такой совокупности отдельных продуктов, которая имеет преимущества с точки зрения покупателей |
8 |
В. В. Зотов |
Ассортиментная политика – процесс формирования оптимальной структуры ассортимента организаций различных форм собственности и отраслевой принадлежности[9] |
9 |
Е. В. Ильющенко[10] |
Ассортиментная политика – политика, целью которой является определение набора товаров, обеспечивающих успешную работу на рынке и прибыльную деятельность предприятия |
10 |
Л. А. Полонская[11] |
Ассортиментная политика представляет собой систему взглядов и комплекс мер по управлению торговым ассортиментом, которая включает общие направления формирования ассортимента торговой сети организации или города, соответствующие требованиям повышения уровня культуры народного потребления, интересам народного хозяйства |
11 |
А. И. Алексеева[12] |
Ассортиментная политика организации связана с общей рыночной стратегией, и в рамках этой стратегии осуществляется формирование и совершенствование состава и структуры ассортимента товара. |
12 |
А. Н. Асаул[13] |
Ассортиментная политика – определение набора ассортиментных групп, наиболее предпочтительного с точки зрения обеспечения экономически эффективной деятельности коммерческой организации в стратегическом и тактическом периоде |
13 |
А. Н. Азрилиян[14] |
Ассортиментная политика – формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей |
Формирование ассортимента – процесс подбора и установления номенклатуры товаров, которая соответствует спросу покупателей и обеспечивает высокую прибыльность торгового предприятия [15].
Основными направлениями в области формирования ассортимента являются стабилизация, сокращение, обновление, расширение, совершенствование, гармонизация[16].
Таблица 1.2
Основные направления формирования товарного ассортимента[17]
№ п/п |
Направление |
Характеристика |
Условия применения |
1 |
Сокращение |
Количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты |
Падение спроса, недостаточность предложения, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров |
2 |
Расширение |
Количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты, новизны |
Увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров |
3 |
Стабилизация |
Состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления |
Редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых товаров повседневного спроса |
4 |
Обновление |
Количественные и качественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны |
Необходимость удовлетворения новых, постоянно изменяющихся потребностей; стремление к повышению конкурентоспособности; стремление продавцов стимулировать спрос |
5 |
Совершенствование |
Количественные и качественные изменения набора товаров для повышения его рациональности |
Учет научно обоснованных рациональных потребностей, а также требований общества |
6 |
Гармонизация |
Количественные и качественные изменения набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента |
На отечественном рынке это сравнительно новое направление, выражающееся в стремлении ряда элитных магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм |
Общими факторами являются спрос и рентабельность. Спрос – определяющий фактор формирования ассортимента, в свою очередь, он зависит от сегмента потребителей. Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг – соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг[18][19].
Специфическими факторами формирования торгового ассортимента являются специализация торговой организации, каналы распределения, формирования спроса и методы стимулирования сбыта, материально-техническая база торговой организации[20].
Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом[21]. Таким образом, ассортиментная политика предполагает установление реальных и ожидаемых потребностей в отдельных товарах; определение основных показателей ассортимента и проведение анализа его рациональности; выявление источников товарных ресурсов, необходимых для оптимизации ассортимента; оценку материальных возможностей фирмы для реализации определенных товаров; выбор основных направлений формирования ассортимента и управления ассортиментом в целом.
1.2. Этапы формирования товарного ассортимента
Эффективность системы формирования товарного ассортимента зависит от качественного уровня аналитической работы на торговом предприятии, глубины экономического анализа, обоснованности его выводов.
Основной целью формирования товарного ассортимента является выявление резервов ускорения товарооборота, рациональности использования товарных ресурсов. Для достижения данной цели в процессе анализа решаются следующие задачи[22]:
- анализ структуры и динамики товарного ассортимента;
- анализ факторов, влияющих на товарный ассортимент;
- оценка ассортиментной структуры товарооборота;
- анализ товарооборачиваемости и оценка его влияния на деятельность торговой организации;
- анализ рентабельности продаж по группам и видам товаров[23].
Основными источниками информации для формирования товарного ассортимента являются данные статистической и бухгалтерской отчетности, материалы наблюдений, бухгалтерского учета, выборочных исследований, плановых и внеплановых инвентаризаций, результаты уценки товаров.
В ходе анализа структуры и динамики товарного ассортимента решаются следующие задачи[24]:
- оценка динамики и структуры товарного ассортимента по видам и группам;
- анализ динамики товарооборота по видам и группам товаров;
- оценка доли розничных и оптовых покупателей в общем объеме товарооборота и по отдельным ассортиментным группам товаров;
- изучение соотношения товарного ассортимента и товарооборота;
- оценка сезонности продажи товаров.
Между величиной товарного ассортимента и товарооборотом существует тесная взаимосвязь, ее формула имеет следующий вид[25]:
, (1.1)
Где Р - объем продажи товаров;
П - объем закупки товаров;
Зн, Зк - размер товарного ассортимента на начало и конец периода;
В - выбытие товаров из-за естественной убыли и по прочим причинам[26].
Следующим этапом анализа является оценка влияния факторов на величину товарного ассортимента. На величину товарного ассортимента торговой организации влияют следующие факторы[27]:
- изменение объема товарооборота;
- изменение структуры товарооборота. Если в структуре товарооборота увеличивается доля товаров с низкой оборачиваемостью, товарный ассортимент увеличиваются, а при увеличении удельного веса товаров с более быстрой оборачиваемостью товарный ассортимент снижаются.
- скорость оборота товаров (товарооборачиваемость).
Влияние изменения среднегодовых товарного ассортимента, скорости оборачиваемости товаров и рентабельности продаж на изменение прибыли от продаж в оценивают с помощью следующей факторной модели[28].
, (1.2)
где П – прибыль от продаж;
Коб – коэффициент оборачиваемости товаров;
ТЗ – среднегодовые товарный ассортимент;
Р – рентабельность продаж.
В ходе формирования товарного ассортимента рассчитывают и оценивают динамику показателей, характеризующих степень использования торговых площадей:
- товарооборот на один квадратный метр общей площади;
- товарооборот на один квадратный метр торговой площади;
- размер товарного ассортимента на один квадратный метр складской площади;
- прибыль на один квадратный метр торговой площади;
- коэффициент использования торговой площади;
- коэффициент установочной площади магазина;
- доля торговой площади в общей площади торговой организации[29].
Товароборачиваемость – это время обращения средних товарного ассортимента за определенный период. При оценке оборачиваемости товарного ассортимента рассчитывают два показателя[30]:
- число дней оборота;
- число оборотов (скорость) - показывает время, необходимое для полного обновления товарного ассортимента[31].
Продолжительность одного оборота товарного ассортимента рассчитывается по формуле: