Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО «РОСИНКА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 362

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ

1.1. Понятие и сущность формирования ассортимента товаров

1.2. Этапы формирования товарного ассортимента

1.3. Методика управления ассортиментом товаров

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСИНКА»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «РОСИНКА»

2.2. Анализ структуры и динамики товарного ассортимента

2.3. Анализ показателей эффективности управления товарным ассортиментом

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ООО «РОСИНКА»

3.1. Оптимизация ассортимента товаров и стимулирование сбыта

3.2. Оптимизация закупок и складских запасов товаров

3.3. Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Прибыль от продаж в 2019 г. снизилась по сравнению с 2018 г. на 5025 тыс. руб. (на 13,65%) и составила 31782 тыс. руб. По сравнению с 2017 г. показатель увеличился на 5665 тыс. руб. (на 21,69%). Чистая прибыль ООО «РОСИНКА» в 2018 г. составила 14427 тыс. руб. По сравнению с 2018 г. прирост показателя составил 7886 тыс. руб. (120,56%). По сравнению с 2017 г. чистая прибыль почти не изменилась (снизилась всего на 5 тыс. руб.).

Максимального уровня рентабельности продаж ООО «РОСИНКА» достигло в 2018 г. – 16,30%. В 2019 г. данный показатель имеет минимальное значение за анализируемый период – 6,60%. Следовательно, эффективность торговой деятельности ООО «РОСИНКА» снижается.

Как видно из проведенного анализа, в 2019 г. эффективность финансово – хозяйственной деятельности ООО «РОСИНКА» снижается, и необходимо изыскивать неиспользованные резервы ее повышения.

Основной причиной ухудшения показателей деятельности предприятия является рост себестоимости товаров, который связан с ростом цен у поставщиков. Это приводит к снижению рентабельности предприятия. Второй важной проблемой является недостаточная оборачиваемость товарных запасов. По этой причине значительные суммы денежных средств заморожены в товарах, при этом возрастают затраты предприятия на складское хранение.

2.2. Анализ структуры и динамики товарного ассортимента

Рассмотрим структуру товарооборота ООО «РОСИНКА» по укрупненным ассортиментным группам (таблица 2.2).

Таблица 2.2

Структура товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2017-2019 гг., тыс. руб.

Группы товаров

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Мясомолочная продукция и рыба

35252

14,31

34393

15,23

88254

Бакалейные товары

48801

19,81

40219

17,81

63156

Хлебобулочные изделия

44958

18,25

36877

16,33

68985

Консервы

20521

8,33

21047

9,32

52124

Кондитерские изделия

23206

9,42

25315

11,21

60844

Овощи и фрукты

22984

9,33

26286

11,64

58386

Безалкогольные напитки

7957

3,23

9507

4,21

24665

Алкогольные напитки

31064

12,61

24388

10,80

40514

Прочие продовольственные товары

7908

3,21

4810

2,13

13007

Хозяйственные товары

3696

1,50

2980

1,32

11802

Итого

246347

100,0

225822

100,0

481737


Как видно из приведенных данных, в структуре товарооборота ООО «РОСИНКА» наибольший удельный вес приходится на мясомолочную продукцию и рыбу (14,31%, 15,23% и 18,32% в 2017 г., 2018 г. и 2019 г. соответственно). За анализируемый период удельный вес товаров данной группы увеличился на 4,01 процентных пункта.

На втором месте по объему продаж находятся хлебобулочные изделия (14,32% товарооборота магазина в 2019 г.). Однако удельный вес товаров данной группы имеет тенденцию к снижению, в течение анализируемого периода он снизился на 3,93 процентных пункта.

В структуре товарооборота ООО «РОСИНКА» велик удельный вес такого вида товаров, как бакалейные товары. Однако в анализируемом периоде он снижается (с 19,81% в 2017 г. до 13,11% в 2019 г.), за три года снижение показателя составило 6,70 процентных пункта).

Удельный вес кондитерских изделий в структуре товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2017 г. составил 9,42%, в 2018 г. он увеличился до 11,21% и достиг максимального значения в 2019 г. (12,63%). За анализируемый период показатель возрос на 3,21 процентных пункта.

Овощи и фрукты составляют 9,33 %, 11,64 % и 12,12 % в структуре товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2017 г., 2018 г. и 2019 г. соответственно. Прирост удельного веса товаров данной группы за последние три года составил 2,79 процентных пункта.

Наименьший объем продаж приходится на хозяйственные товары, однако он имеет тенденцию к росту с 1,5 % в 2017 г. до 2,45 % в 2019 г. Прочие товары также имеют незначительный удельный вес в структуре товарооборота ООО «РОСИНКА» - 2,70 % в 2019 г.

Структура ассортимента товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2019 г. приведена на рисунке 2.1.

Рис. 2.1 Структура товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2019 г.

Проанализируем динамику товарооборота ООО «РОСИНКА» в разрезе укрупненных ассортиментных групп в 2017 – 2019 гг. (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Динамика товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2017 – 2019 гг., тыс. руб.

Показатели

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2018 г.к 2017 г.

2019 г. к 2018 г.

Абсолютное отклонение, +/-, тыс. руб.

Темп прироста, %

Абсолютное отклонение, +/-, тыс. руб.

Мясомолочная продукция и рыба

35252

34393

88254

-859

-2,44

53861

Бакалейные товары

48801

40219

63156

-8582

-17,59

22937

Хлебобулочные изделия

44958

36877

68985

-8081

-17,97

32108

Консервы

20521

21047

52124

526

2,56

31077

Кондитерские изделия

23206

25315

60844

2109

9,09

35529

Овощи и фрукты

22984

26286

58386

3302

14,37

32100

Безалкогольные напитки

7957

9507

24665

1550

19,48

15158

Алкогольные напитки

31064

24388

40514

-6676

-21,49

16126

Прочие продовольственные товары

7908

4810

13007

-3098

-39,18

8197

Хозяйственные товары

3696

2980

11802

-716

-19,37

8822

Итого

246347

225822

481737

-20525

-8,33

255915


Как показывают расчеты, в целом объем товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2019 г. составил 481737 тыс. руб. Он увеличился по сравнению с 2018 г. на 113,33% (на 255915 тыс. руб.), по сравнению с 2017 г. - на 95,55% (на 235390 тыс. руб.). Следовательно, товарооборот предприятия увеличивается быстрыми темпами (рисунок 2.2).

Рис. 2.2. Динамика товарооборота ООО «РОСИНКА» в 2017 – 2019 гг.

Наибольшие темпы прироста объема продаж характерны для таких ассортиментных групп, как хозяйственные товары и безалкогольные напитки. В 2019 г. ООО «РОСИНКА» продало хозяйственных товаров на сумму 11802 тыс. руб. По сравнению с 2018 г. объем их продажи увеличился в 4 раза, по сравнению с 2017 г. – в три раза. Объем продажи безалкогольных напитков в 2019 г. составил 24665 тыс. руб., по сравнению с 2017 г. прирост их продаж составил 209,98%.

Объем продажи прочих продовольственных товаров в 2019 г. 13007 тыс. руб. Он увеличился по сравнению с 2018 г. на 8197 тыс. руб., или на 170,42%. Прирост данного показателя по сравнению с 2017 г. составил 5099 тыс. руб., или 64,48%.

За последние три года объем продажи кондитерских изделий в ООО «РОСИНКА» увеличился на 37638 тыс. руб., или на 162,19%. В 2019 г. кондитерских изделий было реализовано на сумму 60844 тыс. руб. Данный вид товаров пользуется большим спросом у потребителей.

Объем реализации мясомолочной продукции и рыбы в 2017 г. составил 35252 тыс. руб. В 2018 г. он существенно сократился по причине закрытия нескольких предприятий – поставщиков.

Стабильными являются продажи хлебобулочных изделий, консервов, овощей и фруктов. В 2019 г. ООО «РОСИНКА» реализовало хлебобулочных изделий на сумму 68985 тыс. руб.

Самые низкие темпы роста характерны для объема продажи товаров таких ассортиментных групп, как бакалейные товары (на 14355 тыс. руб. или на 29,42% в 2019 г. по сравнению с 2017 г.) и алкогольные напитки (66,12% в 2019 г. по сравнению с прошлым годом). Однако данный вид товаров ООО «РОСИНКА« пользуется стабильным спросом у потребителей, и объем их реализации в абсолютном выражении достаточно велик.

Оценим сезонность продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2017 – 2019 гг. (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Сезонность продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2017 – 2019 гг., тыс. руб.

Месяц

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Товарооборот, тыс. руб.

Удельный вес, %

Товарооборот, тыс. руб.

Удельный вес, %

Товарооборот, тыс. руб.

январь

17491

7,10

14362

6,36

34011

февраль

16776

6,81

14069

6,23

31265

март

18353

7,45

16350

7,24

34492

I квартал

52620

21,36

44781

19,83

99768

апрель

17786

7,22

16508

7,31

33962

май

19905

8,08

17321

7,67

40032

июнь

21950

8,91

15695

6,95

44416

II квартал

59641

24,21

49524

21,93

118410

июль

23625

9,59

20640

9,14

48511

август

23945

9,72

23576

10,44

48463

сентябрь

19215

7,80

19963

8,84

38346

III квартал

66785

27,11

64179

28,42

135320

октябрь

19880

8,07

20640

9,14

38587

ноябрь

20669

8,39

20956

9,28

39647

декабрь

26753

10,86

25744

11,40

50004

IV квартал

67302

27,32

67340

29,82

128238

Итого

246347

100,0

225822

100,00

481737


Квартальная структура продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2017-2019 гг. приведена на рисунке 2.3. Из приведенных данных видно, что наибольший объем продажи товаров ООО «РОСИНКА» приходится на третий и четвертый квартал года.

Рис. 2.3 Квартальная структура продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2017-2019 гг.

На рисунке 2.3 приведена динамика продажи товаров ООО «РОСИНКА» по месяцам 2019 г. График показывает, что наибольший удельный вес проданных товаров приходится на декабрь (10,38%), июль (10,07%) август (10,06%.) и июнь (9,22%). Это объясняется тем, что население города значительно увеличивается в летнее время и в декабре перед Новым годом за счет гостей, студентов иногородних ВУЗов, приехавших домой на каникулы, а также за счет притока туристов.

Самый маленький объем продажи товаров ООО «РОСИНКА» приходится на февраль – 6,49% или 31265 тыс. руб. Однако февраль - самый короткий месяц в году, этим и объясняется несущественное снижение товарооборота.

Рис. 2.4. Структура продажи товаров ОООО «РОСИНКА» по месяцам 2019 г.

По итогам анализа можно сделать вывод, что для продажи товаров ООО «РОСИНКА» характерна очень незначительная сезонность. Продажи почти равномерны в течение календарного года.

Проанализируем структуру и динамику прибыли от продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2017 – 2019 гг. по укрупненным ассортиментным группам (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Структура прибыли ООО «РОСИНКА» от продажи товаров в 2017-2019 гг., тыс. руб.

Группы товаров

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Мясомолочная продукция и рыба

4593

17,59

6709

18,23

6763

Бакалейные товары

3897

14,92

5564

15,12

3076

Хлебобулочные изделия

6103

23,37

6586

17,89

5080

Консервы

1678

6,42

3595

9,77

3294

Кондитерские изделия

4039

15,47

6546

17,78

6187

Овощи и фрукты

554

2,12

833

2,26

712

Безалкогольные напитки

1002

3,84

2072

5,63

2064

Алкогольные напитки

3346

12,81

4183

11,36

3295

Прочие продовольственные товары

642

2,46

464

1,26

706

Хозяйственные товары

263

1,00

255

0,70

605

Итого

26117

100,00

36807

100,00

31782


Как видно из таблицы 2.5, большую часть прибыли ООО «РОСИНКА» приносят такие виды товаров, как мясомолочная продукция и рыба (21,28% в 2019 г.), кондитерские изделия (19,47% в 2019 г.). Удельный вес прибыли от продажи этих групп товаров в структуре прибыли ООО «РОСИНКА» от продаж ежегодно увеличивается.

В структуре прибыли от продаж велик удельный вес прибыли от реализации хлебобулочных изделия, однако он снизился с 23,27% в 2017 г. до 15,98% в 2019 г. (на 7,29 процентных пункта). Алкогольные напитки обеспечили ООО «РОСИНКА» в 2019 г. 10,37% прибыли от продаж. По сравнению с 2017 г. показатель снизился на 2,44 процентных пункта.

В 2017 г. прибыль от продажи бакалейных товаров имела значительный удельный вес в структуре прибыли ООО «РОСИНКА» от продаж – 14,92%. В 2018 г. он увеличился до 15,12%, а в 2019 г. резко снизился до 9,68%. Это произошло по причине роста закупочных цен на бакалейные товары и небольшого снижения спроса на данный товар у потребителей.

Удельный вес прибыли от продажи безалкогольных напитков ежегодно увеличивается. В 2017г. он составил 3,84%, в 2018 г. увеличился до 5,63% и достиг максимального значения в 2019 г. – 6,49%. Следовательно, безалкогольные напитки являются перспективным видом товаров для ООО «РОСИНКА», и их ассортимент целесообразно расширять.

Прибыль от продажи остальных групп товаров имеет незначительный удельный вес в структуре прибыли ООО «РОСИНКА» от продаж. Так, удельный вес прибыли от продажи овощей и фруктов составил 2,12%, 2,26% и 2,24% в 2017 г., 2018 г. и 2019 г. соответственно. Удельный вес прибыли от продажи прочих продовольственных товаров в 2019 г. составил 2,22%, а от продажи хозяйственных товаров – 1,91% прибыли ООО «РОСИНКА» от продаж.

2.3. Анализ показателей эффективности управления товарным ассортиментом

Для оценки эффективности формирования ассортимента товаров в ООО «РОСИНКА» проанализируем производительность труда продавцов, полноту использования торговых и складских площадей, динамику показателей товарооборачиваемости и рентабельности продаж.

Проанализируем оборачиваемость товаров ООО «РОСИНКА» в 2017 - 2019 гг. (таблица 2.6).

Таблица 2.6

Анализ товарооборачиваемости по группам товаров ООО «РОСИНКА» в 2017 - 2019 гг., тыс. руб.

Наименование товаров

Средний запас товаров за год

Продано за год, тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости товаров

Период оборачиваемости, дни

2017 г.

Мясомолочная продукция и рыба

1012

35252

34,82

10

Бакалейные товары

7516

48801

6,49

56

Хлебобулочные изделия

508

44958

88,50

4

Консервы

2911

20521

7,05

52

Кондитерские изделия

1068

23206

21,73

17

Овощи и фрукты

750

22984

30,65

12

Безалкогольные напитки

1106

7957

7,19

51

Алкогольные напитки

2926

31064

10,62

34

Прочие товары

699

7908

11,31

32

Хозяйственные товары

640

3696

5,78

63

Итого

19134

246347

12,87

28

2018 г.

Мясомолочная продукция и рыба

1817

34393

18,93

19

Бакалейные товары

12981

40219

3,10

118

Хлебобулочные изделия

885

36877

41,67

9

Консервы

5116

21047

4,11

89

Кондитерские изделия

1886

25315

13,42

27

Овощи и фрукты

1167

26286

22,52

16

Безалкогольные напитки

3422

9507

2,78

131

Алкогольные напитки

5123

24388

4,76

77

Прочие товары

2458

4810

1,96

186

Хозяйственные товары

1679

2980

1,77

206

Итого

36532

225822

6,18

59

2019 г.

Мясомолочная продукция и рыба

3602

88254

24,50

15

Бакалейные товары

17946

63156

3,52

104

Хлебобулочные изделия

1517

68985

45,47

8

Консервы

8669

52124

6,01

61

Кондитерские изделия

3552

60844

17,13

21

Овощи и фрукты

1680

58386

34,75

11

Безалкогольные напитки

6477

24665

3,81

96

Алкогольные напитки

7222

40514

5,61

65

Прочие товары

4581

13007

2,84

129

Хозяйственные товары

3691

11802

3,20

114

Итого

58936

481737

8,17

45