Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО «РОСИНКА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ

1.1. Понятие и сущность формирования ассортимента товаров

1.2. Этапы формирования товарного ассортимента

1.3. Методика управления ассортиментом товаров

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСИНКА»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «РОСИНКА»

2.2. Анализ структуры и динамики товарного ассортимента

2.3. Анализ показателей эффективности управления товарным ассортиментом

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ООО «РОСИНКА»

3.1. Оптимизация ассортимента товаров и стимулирование сбыта

3.2. Оптимизация закупок и складских запасов товаров

3.3. Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Как видно из таблицы 2.6, наибольший срок оборачиваемости характерен для таких видов товаров ООО «РОСИНКА», как прочие товары. Он увеличился с 32 дней в 2017 г. до 129 дней в 2019 г. (на 97 дней). Коэффициент оборачиваемости по данной группе товаров снизился с 11,31 в 2017 г. до 2,84 в 2019 г. (на 8,47 пункта).

Большой срок оборачиваемости характерен также для хозяйственных товаров. В 2017 г. он составил 63 дня, в 2018 г. резко увеличился до 206 дней, а в 2019 г. составил 114 дней. Коэффициент оборачиваемости данного вида товаров снизился с 5,78 в 2017 г. до 3,20 в 2019 г. (на 2,58 пункта).

Бакалейные товары в 2019 г. имели срок оборачиваемости 104 дня. По сравнению с 2017 г. он увеличился на 48 дней, по сравнению с 2018 г. - снизился на 14 дней. Коэффициент оборачиваемости по данному виду товарных запасов снизился с 6,49 в 2017 г. до 3,52 в 2019 г. (на 2,97 пункта). Длительный срок оборачиваемости прочих, хозяйственных и бакалейных товаров обусловлен длительным сроком их хранения.

Период оборачиваемости консервов составил 52 дня, 89 дней и 61 день в 2017 г., 2018 г. и 2019 г. соответственно. Максимальной скорости товарооборота поданной группе товаров предприятие достигло в 2017 г.

Алкогольные и безалкогольные напитки также имеют достаточно большой срок товарооборачиваемости (65 дней и 96 дней в 2019 г. соответственно). Это обусловлено большим сроком годности данного вида товаров.

Остальные виды товаров ООО «РОСИНКА» имеют небольшой срок оборачиваемости, поскольку являются скоропортящимися. Период оборачиваемости хлебобулочные изделий за анализируемый период увеличился в два раза (с 4 дней в 2017 г. до 8 дней в 2019 г.). Коэффициент оборачиваемости по данной группе товаров соответственно снизился с 88,50 в 2017 г. до 45,47 в 2019 г. (на 43,03 пункта за три года).

Товарооборачиваемость овощей и фруктов в анализируемом периоде ускорилась. В 2019 г. период их оборачиваемости составил 11 дней. Это на 5 дней меньше, чем в 2018 г. и на один день меньше, чем в 2017 г.

Оборачиваемость мясомолочной продукции и рыбы в ООО «РОСИНКА» достигла максимальной скорости в 2017 г. – 10 дней, минимальной – в 2018 г. (19 дней). В 2019 г. период оборачиваемости товаров данной группы составил 15 дней. Коэффициент оборачиваемости мясомолочной продукции и рыбы снизился с 34,82 в 2017 г. до 24,50 в 2019 г.

Расчеты, приведенные в таблице 10, свидетельствуют о замедлении оборачиваемости товаров ООО «РОСИНКА», что свидетельствует о снижении деловой активности данного предприятия и оценивается отрицательно. Продолжительность оборота товаров в 2019 г. составила 45 дней. Это на 14 дней меньше, чем в 2018 г., но на 17 дней больше аналогичного показателя 2017 г. Коэффициент оборачиваемости снизился с 12,87 в 2017 г. до 8,17 в 2019 г. Таким образом, максимальной скорости товарооборачивемости ООО «РОСИНКА» достигло в 2017 г., минимальной – в 2018 г. (рисунок 2.5).


Рис. 2.5 Динамика коэффициента оборачиваемости товаров ООО «РОСИНКА» в 2017 – 2019 гг.

Динамика среднегодовой выработки в расчете на одного сотрудника ООО «РОСИНКА» и объема товарооборота на один рубль фонда оплаты труда в 2017 – 2019 гг. приведена на рисунке 2.6.

Рис. 2.6. Динамика товарооборота на одного работника ООО «РОСИНКА» в 2017 - 2019 гг.

Из приведенных данных видно, что производительность труда работников ООО «РОСИНКА» достигла максимального значения в 2019 г. В 2019 г. объем товарооборота на одного работника составил 10250 тыс. руб. По сравнению с 2017 г. он увеличился на 3407 тыс. руб. (на 49,79%), а по сравнению с 2018 г. – на 4742 тыс. руб. (на 86,09%). Следовательно, производительность труда сотрудников ООО «РОСИНКА» повышается.

Величина товарооборота в расчете на один рубль фонда оплаты труда работников ООО «РОСИНКА» также увеличивается (рисунок 9). В 2018 г. она составила 45,43 руб., в 2018 г. снизилась на 9,61 руб. (на 21,15%) и составила 35,82 руб., это минимальное значение показателя за анализируемый период. В 2019 г. предприятие использовало фонд оплаты труда максимально эффективно за последние три года. На рубль фонда оплаты труда приходилось 68,77 руб. розничного товарооборота. Это на 23,34 руб. (51,38%) больше, чем в 2017 г. и на 32,95 руб. (на 91,99%) больше показателя 2018 г.

Рис. 2.7. Динамика товарооборота на рубль фонда оплаты труда работников ООО «РОСИНКА» в 2017 - 2019 гг.

По результатам анализа можно сделать вывод о повышении в 2019 г. производительности труда сотрудников ООО «РОСИНКА» и повышении эффективности расходов на оплату их труда.

Проанализируем рентабельность продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2017 – 2019 гг. по укрупненным ассортиментным группам (таблица 2.6).

Таблица 2.6

Анализ рентабельности продажи товаров ООО «РОСИНКА» по укрупненным ассортиментным группам в 2017 – 2019 гг., тыс. руб.

Группы товаров

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Выручка от продаж

Прибыль от продаж

Рентабельность продаж, %

Выручка от продаж

Прибыль от продаж

Рентабельность продаж, %

Выручка от продаж,

Прибыль от продаж

Мясомолочная продукция и рыба

35252

4593

13,03

34393

6709

19,51

88254

6763

Бакалейные товары

48801

3897

7,99

40219

5564

13,83

63156

3076

Хлебобулочные изделия

44958

6103

12,91

36877

6586

17,86

68985

5080

Консервы

20521

1678

13,57

21047

3595

17,08

52124

3294

Кондитерские изделия

23206

4039

17,40

25315

6546

25,86

60844

6187

Овощи и фрукты

22984

554

2,41

26286

833

3,17

58386

712

Безалкогольные напитки

7957

1002

12,59

9507

2072

21,79

24665

2064

Алкогольные напитки

31064

3346

10,77

24388

4183

17,15

40514

3295

Прочие продовольственные товары

7908

642

8,12

4810

464

9,64

13007

706

Хозяйственные товары

3696

263

7,12

2980

255

8,55

11802

605

Итого

246347

26117

10,60

225822

36807

16,30

481737

31782


Как видно из таблицы 2.6, максимального значения рентабельности продаж ООО «РОСИНКА» достигло в 2018 г. – 16,30%. В 2019 г. данный показатель снизился до минимального значения за анализируемый период – 6,60%.

Наибольшая рентабельность характерна для продажи кондитерских изделий. В 2017 г. она составила 17,40%, в 2018 г. увеличилась до 25,86% и в 2019 г. резко сократилась на 15,69 процентных пункта и составила 10,17%.

Высокорентабельными являются продажи безалкогольных напитков. Однако рентабельность продаж по данной группе товаров снизилась с 12,59% в 2017 г. до 8,37% в 2019 г. Максимальная рентабельность продажи безалкогольных напитков была достигнута в 2018 г. – 21,79%. Алкогольные напитки также очень рентабельны (8,13% в 2019 г.), однако за три года рентабельность их продаж снизилась на 2,64 процентных пункта.

Рентабельность продажи мясомолочной продукции и рыбы достигла максимального значения в 2018 г. – 19,51%. В 2019 г. данный показатель снизился в 2,5 раза и составил 7,66%. Рентабельность продажи хлебобулочных изделий также снизилась в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 10,50 процентных пункта и составила 7,36%.

Рентабельность продажи консервов в 2019 г. составила 6,32%, бакалейных товаров – 4,87%, прочих продовольственных товаров – 5,43%, хозяйственных товаров – 5,13%. Рентабельность всех перечисленных групп товаров в 2019 г. существенно снизилась по сравнению с 2018 г.

Наименьшая рентабельность характерна для продажи овощей и фруктов (2,41%, 3,17% и 1,22% в 2017 г., 2018 г. и 2019 г. соответственно. Низкое значение показателя обусловлено большими потерями при хранении данного вида товаров от порчи.

Рентабельности продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2019 г. по укрупненным ассортиментным группам приведена на рисунке 2.8.

Рис. 2.8. Рентабельность продажи товаров ООО «РОСИНКА» в 2019 г.

По итогам анализа можно сделать вывод, что максимальной рентабельности продаж по всем сортиментным группам товаров ООО «РОСИНКА» достигло в 2018 г. В 2019 г. наблюдается резкое снижение показателей рентабельности продаж. Причиной снижения является увеличение закупочной стоимости товаров. Следовательно, предприятию необходимо изыскивать резервы повышения рентабельности продаж.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ООО «РОСИНКА»


3.1. Оптимизация ассортимента товаров и стимулирование сбыта

Основные направления совершенствования системы формирования ассортимента товаров, рекомендуемые к внедрению ООО «РОСИНКА», представлены на рисунке 3.1.

Рис. 3.1 Направления совершенствования системы формирования ассортимента товаров ООО «РОСИНКА»

Первым направлением совершенствования системы формирования ассортимента товаров ООО «РОСИНКА» является оптимизация их ассортимента. Оптимизацию ассортимента проведем методом АВС.

Для оптимизации ассортимента ООО «РОСИНКА» методом АВС в первую очередь проведем группировку товаров по степени их привлекательности для предприятия.

Итоговый показатель привлекательности группы товаров рассчитывается методом сложения всех трех выбранных показателей с учетом их весовых коэффициентов. Результаты расчетов по данным ООО «РОСИНКА» за 2019 г. приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Оценка привлекательности ассортиментных групп товаров

ООО «РОСИНКА»

Ассортиментные группы товаров

Выручка от продаж

Рентабельность продаж, %

Коэффициент оборачиваемости товаров

Доля в общем итоге

С учетом весового коэффициента 0,5

Коэффициент

Доля в общем итоге

С учетом весового коэффициента 0,3

Коэффициент

Доля в общем итоге

С учетом весового коэффициента 0,2

Мясомолочная продукция и рыба

0,1832

0,092

7,66

0,1185

0,036

24,50

0,1668

0,033

Бакалейные товары

0,1311

0,066

4,87

0,0753

0,023

3,52

0,0240

0,005

Хлебобулочные изделия

0,1432

0,072

7,36

0,1138

0,034

45,47

0,3097

0,062

Консервы

0,1082

0,054

6,32

0,0977

0,029

6,01

0,0409

0,008

Кондитерские изделия

0,1263

0,063

10,17

0,1573

0,047

17,13

0,1167

0,023

Овощи и фрукты

0,1212

0,061

1,22

0,0189

0,006

34,75

0,2367

0,047

Безалкогольные напитки

0,0512

0,026

8,37

0,1294

0,039

3,81

0,0259

0,005

Алкогольные напитки

0,0841

0,042

8,13

0,1257

0,038

5,61

0,0382

0,008

Прочие продовольственные товары

0,0270

0,013

5,43

0,0840

0,025

2,84

0,0193

0,005

Хозяйственные товары

0,0245

0,011

5,13

0,0794

0,023

3,20

0,0218

0,004

Сумма показателей

1,0000

0,500

64,66

1,0000

0,300

146,84

1,0000

0,200


По данным таблицы 3.1 проведем ранжирование привлекательности для ООО «РОСИНКА» всех перечисленных ассортиментных товарных групп (рисунок 3.2). Наиболее привлекательными товарами при этом будут те, которые получили максимальную оценку, а менее привлекательные - соответственно с наименьшим значением итогового показателя привлекательности группы товаров.

Рис. 3.2 Показатели привлекательности товаров ООО «РОСИНКА»

Из представленных данных видно, что для ООО «РОСИНКА» наиболее привлекательными являются такие товарные группы, как хлебобулочные изделия, мясомолочная продукция и рыба, кондитерские изделия. Данные товарные группы имеют наибольшие значения итогового показателя привлекательности. К наименее привлекательным группам товаров относятся безалкогольные напитки, прочие продовольственные товары и хозяйственные товары.

Далее проведем оптимизацию товарного ассортимента ООО РОСИНКА« по АВС - методу. Для этого распределим все товары магазина по трем укрупненным группам:

  • «А» - товары, сумма итогового показателя привлекательности которых составляет первые 50% от его общей величины;
  • «В» - товары,   сумма итогового показателя привлекательности которых составляет от 50% до 80 % от его общей величины;
  • «C» - остальные товары, сумма итогового показателя привлекательности которых составляет от 80% до 100 % от его общей величины.

Результаты оптимизации товарного ассортимента ООО «РОСИНКА» по АВС-методу представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Оптимизации товарного ассортимента ООО «РОСИНКА» по АВС-методу

Категория товаров

Ассортиментная группа товаров

Итоговый показатель привлекательности группы товаров

Сумма итоговых показателей привлекательности товаров с накопительным итогом, %

А

Хлебобулочные изделия

0,168

57,6

Мясомолочная продукция и рыба

0,161

Кондитерские изделия

0,133

Овощи и фрукты

0,114

В

Бакалейные товары

0,094

84,9

Консервы

0,091

Алкогольные напитки

0,088

С

Безалкогольные напитки

0,070

100,0

Прочие продовольственные товары

0,043

Хозяйственные товары

0,038