Файл: Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое регулирование регистрации прав на недвижимое имущество

Основные изучаемые вопросы:

1. Общая характеристика закона о госрегистрации прав. 2. Органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 3. Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 4. ЕГРП. 5.Порядок государственной регистрации прав и сделок. 6. Общедоступность сведений, содержащихся в ЕГРП. 7. Тенденции в развитии регистрации сделок с недвижимым имуществом.

Методические советы по изучению темы

Под государственной регистрацией понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законом о госрегистрации прав.

Права, возникшие в соответствии с ранее действовавшим законодательством, считаются юридически действительными.

В случаях, предусмотренных законом о госрегистрации прав, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Например, Приказ Минюста России от 01.07.2002 № 184 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В настоящее время полномочия по государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним и ведение ЕГРП осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним:


-акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

-договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

-акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты;

-акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

ЕГРП содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219 утверждены Правила ведения ЕГРП.

Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке. Сначала осуществляется прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов в книге входящих документов. В дальнейшем проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества. В случае отсутствий указанных противоречий и других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации, осуществляется внесение записей в ЕГРП.

Проведенная регистрация удостоверяется посредством совершения надписей на правоустанавливающих документах и выдачей удостоверений о произведенной государственной регистрации прав. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица в случаях,

предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены правоустанавливающие документы, а также документ об уплате государственной пошлины.

Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.

Сведения, содержащиеся в ЕГРП, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц

Сведения, содержащиеся в ЕГРП, предоставляются в виде выписки из ЕГРП или в ином виде. Сведения о содержании правоустанавливающих документов:

- обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются строго установленному кругу лиц, в том числе:

-самим правообладателям или их законным представителям;

-залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге; судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями; лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону; арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества и иным лицам, определенным в ст. 8 закона о госрегистрации прав.

Приказом Минэкономразвития от 18.12.2009 № 534 утверждена Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. В Концепции подчеркнуто, что создание в Российской Федерации единой системы регистрации прав и кадастрового учета направлено на интеграцию соответствующих информационных систем и объединение данных об объектах недвижимости, унификацию процедур оказания учетно-регистрационных услуг, а также иных мероприятий организационного, технологического и правового характера.


Процессы интеграции и унификации государственных органов, регулирующих отношения в сфере недвижимости, являются программной задачей Правительства Российской Федерации, реализация которой началась с принятия постановления Правительства Российской Федерации от 25.10. 2001 № 745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)».

Росреестр в настоящее время осуществляет функции технического и кадастрового учета объектов недвижимости, а также функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Следует отметить, что на протяжении 2012 года активно обсуждался вопрос о пересмотре ряда ключевых положений регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, предполагалось предусмотреть различие в моменте возникновения права в зависимости от того возникает ли оно по сделке или на основании закона; устранить дублирование регистрационных действий при регистрации сделок, повысив при этом роль нотариального удостоверения сделок с недвижимостью. Однако ожидавшихся в рамках реформы гражданского законодательства существенных изменений в системе регистрации прав на недвижимость, также как и пересмотра вещных прав и других, связанных с земельными правоотношениями вопросов, судя по всему, в ближайшей перспективе не произойдет.
Контрольные вопросы:

1. Какой орган осуществляет госрегистрацию прав?

2. Какую роль играют подзаконные акты при осуществлении регистрации прав на недвижимое имущество?

3. Что подлежит государственной регистрации?

4. Назовите основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

5. Какие сведения включаются в ЕГРП.

6. Назовите порядок государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом?

7. Охарактеризуйте общедоступность сведений, содержащихся в ЕГРП.
Обзор изменений земельного законодательства

Новый порядок получения земли: новый инструмент, но не новая стратегия (О Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ).

23 июня 2014 года был подписан Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступающий в силу с 1 марта 2015 года, за исключением отдельных положений.


Закон устанавливает порядок образования земельных участков и регулирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Что этот закон означает для нас с вами?

Введение в проблематику

Чем определяется успешное выживание народа и его государственности? Ростом населения, ростом его культурного уровня, который выражается в повышении эффективности управления жизненно важными процессами, его достаточным материальным обеспечением, посредством:

1) роста промышленности (т.к. она обеспечивает население потребительскими товарами),

2) роста темпов строительства (жилья и той же промышленности),

3) роста производительности сельского хозяйства (ибо никакая промышленность не нужна, и никакой космос недоступен, если населению нечего есть).

Все это – объекты инфраструктуры. Они не подвешены в воздухе, все они возводятся на земле. Дома и инженерные сети к ним надо строить быстро и с наименьшими затратами. А не тратить годы на бумажную волокиту вокруг прав на пустырь. Промышленность нужно строить быстро, не рискуя, что возведенные здания отнимут, сославшись на неправильно оформленную землю. Все от земли. Все вопросы упираются в землю. Потому земельный вопрос актуален всегда. Решает ли его новый закон?

С 1 марта 2015 года в России вступит в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ввиду того, что земля всегда есть основа любой хозяйственной деятельности, как сельскохозяйственной, так и промышленной, а также того, что сейчас в России преобладающая часть земли находится в государственной собственности, то указанный Федеральный закон № 171-ФЗ имеет ключевое значение.

Нюансы в данном вопросе заключены в словах «находится в государственной собственности». То есть, чтобы на ней что-то делать, надо ее получить у государства и это в большинстве случаев. Но как ее получить? Этот вопрос до настоящего момента оставался открытым.

Чтобы получить землю у государства, нужно иметь прописанное в законе право на это. Иначе чиновник, не найдя соответствующую норму, прямо указывающую на его обязанность что-то сделать, ничего делать не будет. Далее, если у вас есть такое право, но не прописан порядок предоставления вам земли - будет тот же самый.

Но даже если и право у вас есть, и порядок такой прописан, то все равно этот механизм работать не будет, ибо он не говорит о том, как определить, сформировать земельный участок, который вы хотите получить и который чиновник вам должен предоставить. До настоящего момента в такую проблему и упирался существовавший порядок предоставления земли.