Файл: Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное законодательство о землеустройстве

Правое регулирование отношений при проведении землеустройства

Основные изучаемые вопросы:

1. Общая характеристика Федерального закона «О землеустройстве». 2.Объекты землеустройства, описание местоположения и (или) установление на местности их границ.3. Изучение состояния земель. 4.Планирование и организация рационального использования земель и их охраны. 5.Внутрихозяйственное землеустройство. 6. Контроль за проведением землеустройства. 7.Землеустроительная документация. 8. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

В современном производстве в нашей стране продолжается передел земли, связанный с выделением фермерских хозяйств и созданием акционерных сельскохозяйственных предприятий, каждое предприятие, организация или учреждение для своего размещения требует выделения земельных участков. При этом земля необходима не столько для строительства зданий, сооружений, дорог, но в большинстве случаев и для осуществления основной производственной деятельности - ведения сельского и лесного хозяйства, добычи полезных ископаемых и т.д. Таким образом, важнейшим условием образования любого предприятия является предоставление ему земли, осуществляемое в процессе землеустройства.

Перераспределение земель происходит между отраслями, т.е. земельный фонд находится в постоянном движении и регулируется в ходе землеустройства.

По состоянию на 1 января 1995 года земельный фонд РФ составлял 1709,7 млн. га. Земли с/х предприятий и граждан занимали 38%, в ведении городских и сельских администраций находилось 2%, земли промышленности, транспорта, связи и др. - 1%, заповедников, оздоровительного и историко-культурного назначения - около 2%. Половина земельного фонда страны приходилось на земли лесохозяйственных организаций.

Площадь сельскохозяйственных угодий составляла 222 млн. га, т.е. 13%, из них:

- пашня – 131,6 млн. га (7.,%);

- естественные кормовые угодья – 89,3 млн. га (5,2%).

В современном понятии землеустройство – это система государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей.

Основной задачей землеустройства является организация наиболее полного, рационального и эффективного использования земель, повышения культуры земледелия и охрана земель.


В 1990 г. вышел Закон «О земельной реформе», который обозначил следующие целевые установки:

1) осуществление в процессе реформы перехода к многообразию видов собственности на землю, землевладения, землепользования;

2) обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель и создание равных условий для всех форм хозяйствования;

3) создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования использования и охраны земель;

4) прекращение процессов деградации земель и обеспечение их восстановления.

Законы «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» стали базовыми в осуществлении земельной реформы, но нужен был главный документ, соединяющий цели и задачи реформы, объединяющий ранее принятые законы и углубляющий процессы регулирования земельных отношений. Им стал Земельный кодекс, принятый в мае 1991 года.

Значение Земельного кодекса заключалось в том, что он:

1) дал понимание сущности и статуса различным видам собственности, пользования, владения землей и формам хозяйствования;

2) определил компетенцию органов управления и регулирования земельными ресурсами на всех уровнях власти;

3) установил порядок изъятия и предоставления земельных участков;

4) узаконил права и обязанности собственников, владельцев и пользователей земель;

5) ввел механизм экономического стимулирования использования земель и их платности;

6) установил режимы использования земель различных категорий и экологические требования землепользования;

7) установил порядок государственного контроля за использованием земли;

8) в Земельном кодексе особо выделены вопросы управления земельными ресурсами: землеустройство, кадастр объектов недвижимости, мониторинг земель.

В системе государственного управления землеустройством особое место занимает правовое регулирование отношений, возникающих при проведении землеустройства, которое в настоящее время осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Федеральным законом «О землеустройстве», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс в статьях 68-69 дает понятие о том, какое назначение содержит в себе землеустройство, организацию и порядок проведения землеустройства, а именно:



Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов

Методические советы по изучению темы

В настоящее время правовой основой землеустройства являются ЗК РФ и Федеральный закон «О землеустройстве».

Землеустройство - изучение состояния земель в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии, которое включает в себя следующие мероприятия:

1) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

2) оценка качества земель для получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве, а также для установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (т.е. это - не кадастровая оценка);

3) инвентаризации земель для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, а также других характеристик земель;

- планирование и организация рационального использования земель и их охраны в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования, земель и их охраны. Эти мероприятия включают в себя такие виды работ как:

а) разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

б) природно-сельскохозяйственное районирование земель;

- описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства.

При этом объектом землеустройства являются:

1) территории субъектов. Российской Федерации;

2) территории муниципальных образований;


3) территории населенных пунктов;

4) территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий, а также

5) части указанных территорий и зон;

-организацию рационального использования земельных участков гражданами и юридическими лицами для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организацию территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к указанным малочисленным народам, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

При проведении внутрихозяйственного землеустройства также выполняются работы по разработке мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

При этом любые виды работ по землеустройству могут проводить без специальных разрешений юридические лица или индивидуальные предприниматели, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Однако в ряде предусмотренных законом случаев проведение землеустройства носит обязательный характер это:

- изменение границ объектов землеустройства;

- выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

- проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.


К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства законодательством отнесены:

- установление порядка проведения землеустройства;

- координация деятельности федеральных органов (различного уровня) исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;

- проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;

- принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;

- установление порядка государственной экспертизы земле устроительной документации;

-организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства;

- разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;

- управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;

- другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

В целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему Росреестр осуществляет надзор (контроль) за проведением землеустройства.

Контроль осуществляется до окончания работ по проведению землеустройства и сдачи таких работ заказчику. В случае если работы по проведению землеустройства выполнены, а результат таких работ передан заказчику, то проверка соблюдения лицами, осуществляющими проведение землеустройства, требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему может быть осуществлена при проведении в установленном порядке государственной экспертизы землеустроительной документации.

Законодательством к видам землеустроительной документации отнесены:

- генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований. Схемы использования и охраны земель карты (планы) объектов землеустройства (отображают в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики);