Файл: Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
указанных случаях земельные участки, раздел которых осуществлен, сохраняются в измененных границах.
При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. В случае, если земельный участок находится в собственности одного лица, то у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. По общему правилу перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается. В случае, если производится перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
По общему правилу образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Земельные участки образуются также при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно указанному Федеральному закону под искусственным земельным участком понимается сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Основанием для образования такого земельного участка является разрешение на создание искусственного земельного участка, выдаваемое уполномоченным органом государственной власти. Со дня выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию такой участок признается земельным участком, использование и оборот которого осуществляются в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются законом об обороте сельхозземель.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка на основании договора с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Выдел производится в соответствии с проектом межевания земельного участка или земельных участков, который определяет размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.
Под оборотоспособностью земельных участков понимается их возможность находиться в частной собственности, а также быть объектами гражданско-правовых сделок.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а, также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, имеющими особое значение, такими как:
-государственные природные заповедники и национальные парки;
-здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды;
-объекты организаций федеральной службы безопасности;
-воинские и гражданские захоронения и др.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К ограниченным в обороте земельным участкам относятся земельные участки из состава земель лесного фонда; предоставленные для нужд организаций транспорта; расположенные под объектами гидротехнических сооружений и др.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется законом об обороте сельхозземель.
Контрольные вопросы:
1. Назовите признаки, индивидуализирующие земельный участок.
2. Охарактеризуйте порядок образования земельного участка.
3. Назовите требования, предъявляемые к образуемым и измененным земельным участкам?
4. Какие существуют способы образования земельных участков?
5. В чем заключаются особенности образования земельных участков при разделе?
6. Назовите особенности образования земельных участков при объединении.
7.Назовите порядок выдела земельного участка из земель сельхозназначения?
8. Есть ли какие – либо особенности образования земельных участков при выделе земельных участков?
9. Как образуются искусственные земельные участки?
10. Что такое оборотоспособность земельных участков?
11. Дайте перечень земельных участков, изъятых из оборота.
12. Перечислите земельные участки ограниченные в обороте.
Право собственности и иные права на землю в Российской Федерации
Основные изучаемые вопросы:
1. Понятие, содержание и формы собственности на землю, основания и порядок ее возникновения и прекращения. 2. Общая собственность на землю (понятие, виды, особенности реализации, земельные доли). 3. Принципы и процедура разграничения государственной собственности на землю. 4. Понятие и общая характеристика ограниченных вещных прав на землю. 5. Аренда земли. 6.Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право пожизненного наследуемого владения земельным участком, особенности их переоформления для граждан и юридических лиц. 7. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком. 8. Служебные земельные наделы. 9. Частный и публичный сервитут. 10. Иные обременения и ограничения прав на землю.
Методические советы по изучению темы
Собственность на землю. Понятие право собственности состоит из трех правомочий: владение, пользование и распоряжение своим имуществом. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе совершать любую гражданско-правовую сделку, не запрещенную законом: продавать, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду, распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Причем, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно ЗК РФ собственность на землю возникает у граждан по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. К ним можно отнести акты, изданные уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления; сделки в отношении земельных участков (или, в случаях, установленных законом - с недвижимым имуществом); свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством,
действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Федеральная собственность на землю может возникнуть по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также в случае признания собственности в силу федеральных законов и при разграничении государственной собственности на землю.
Собственность субъектов Российской Федерации на землю возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также в случае признания собственности в силу федеральных законов, при разграничении государственной собственности на землю и при безвозмездной передаче земельных участков субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Собственность муниципальных образований на землю возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также в случае признания собственности в силу федеральных законов и принятых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, при разграничении государственной собственности на землю и при безвозмездной передаче земельных участков в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Процедура разграничения государственной собственности на землю с 01.07.2006 г. устанавливается Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 №404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».
В процессе разграничения участвуют только публичные образования: Российская федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Процесс разграничения государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:
К федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а
При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. В случае, если земельный участок находится в собственности одного лица, то у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. По общему правилу перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается. В случае, если производится перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
По общему правилу образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Земельные участки образуются также при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно указанному Федеральному закону под искусственным земельным участком понимается сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Основанием для образования такого земельного участка является разрешение на создание искусственного земельного участка, выдаваемое уполномоченным органом государственной власти. Со дня выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию такой участок признается земельным участком, использование и оборот которого осуществляются в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются законом об обороте сельхозземель.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка на основании договора с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Выдел производится в соответствии с проектом межевания земельного участка или земельных участков, который определяет размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.
Под оборотоспособностью земельных участков понимается их возможность находиться в частной собственности, а также быть объектами гражданско-правовых сделок.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а, также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, имеющими особое значение, такими как:
-государственные природные заповедники и национальные парки;
-здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды;
-объекты организаций федеральной службы безопасности;
-воинские и гражданские захоронения и др.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К ограниченным в обороте земельным участкам относятся земельные участки из состава земель лесного фонда; предоставленные для нужд организаций транспорта; расположенные под объектами гидротехнических сооружений и др.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется законом об обороте сельхозземель.
Контрольные вопросы:
1. Назовите признаки, индивидуализирующие земельный участок.
2. Охарактеризуйте порядок образования земельного участка.
3. Назовите требования, предъявляемые к образуемым и измененным земельным участкам?
4. Какие существуют способы образования земельных участков?
5. В чем заключаются особенности образования земельных участков при разделе?
6. Назовите особенности образования земельных участков при объединении.
7.Назовите порядок выдела земельного участка из земель сельхозназначения?
8. Есть ли какие – либо особенности образования земельных участков при выделе земельных участков?
9. Как образуются искусственные земельные участки?
10. Что такое оборотоспособность земельных участков?
11. Дайте перечень земельных участков, изъятых из оборота.
12. Перечислите земельные участки ограниченные в обороте.
Право собственности и иные права на землю в Российской Федерации
Основные изучаемые вопросы:
1. Понятие, содержание и формы собственности на землю, основания и порядок ее возникновения и прекращения. 2. Общая собственность на землю (понятие, виды, особенности реализации, земельные доли). 3. Принципы и процедура разграничения государственной собственности на землю. 4. Понятие и общая характеристика ограниченных вещных прав на землю. 5. Аренда земли. 6.Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право пожизненного наследуемого владения земельным участком, особенности их переоформления для граждан и юридических лиц. 7. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком. 8. Служебные земельные наделы. 9. Частный и публичный сервитут. 10. Иные обременения и ограничения прав на землю.
Методические советы по изучению темы
Собственность на землю. Понятие право собственности состоит из трех правомочий: владение, пользование и распоряжение своим имуществом. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе совершать любую гражданско-правовую сделку, не запрещенную законом: продавать, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду, распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Причем, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно ЗК РФ собственность на землю возникает у граждан по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. К ним можно отнести акты, изданные уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления; сделки в отношении земельных участков (или, в случаях, установленных законом - с недвижимым имуществом); свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством,
действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Федеральная собственность на землю может возникнуть по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также в случае признания собственности в силу федеральных законов и при разграничении государственной собственности на землю.
Собственность субъектов Российской Федерации на землю возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также в случае признания собственности в силу федеральных законов, при разграничении государственной собственности на землю и при безвозмездной передаче земельных участков субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Собственность муниципальных образований на землю возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также в случае признания собственности в силу федеральных законов и принятых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, при разграничении государственной собственности на землю и при безвозмездной передаче земельных участков в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Процедура разграничения государственной собственности на землю с 01.07.2006 г. устанавливается Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 №404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».
В процессе разграничения участвуют только публичные образования: Российская федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Процесс разграничения государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:
К федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а