Файл: Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Земельные споры рассматриваются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 №262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением; прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков могут быть: соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка; акт государственного органа исполнительной, власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте; акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; решение суда.
Основания и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определяются ЗКРФ и ГКРФ.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации; размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, таких как объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, объекты обороны и безопасности, автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и др.; иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец и арендатор земельного участка должны быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлены об этом органом, принявшим решение об изъятии. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия его правообладателя.
Контрольные вопросы:
1. Назовите права собственника земельного участка по его использованию.
2. Чем отличаются права землепользователя, землевладельца и арендатора по использованию земельного участка от прав собственника?
3. Перечислите основания прекращения прав на землю.
4. Определите порядок отказа собственности от прав на землю?
5. Назовите основные отличия отказа от права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
6. В каком порядке происходит принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения?
7. В каком порядке происходит прекращение арендных прав на земельный участок?
8. Каков механизм реализации и защиты прав на земельные участки.
9. В каких случаях производится возмещение убытков правообладателям земельных участков?
10. Каким образом производится возмещение убытков, причиненных нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков?
Правовая охрана земель
Основные изучаемые вопросы:
1. Понятие и содержание правовой охраны земель. 2. Конституционные положения, регламентирующие охрану земель и бережное отношение к природным богатствам. 3. Рекультивация земель. 4. Консервация земель. 5. Мелиорация земель. 6. Мероприятия по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Методические советы по изучению темы
Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного и несельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда.
Цели охраны земель:
- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
- сохранению почв и их плодородия;
-защите земель от негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
- защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревья ми и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов;
- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
Сохранению достигнутого уровня мелиорации;
- рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
- сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Конституция Российской Федерации в ст. 9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федеральных законов.
В настоящее время существует достаточно большое количество федеральных законов, определяющих порядок пользования землей: ЗК РФ, закон об обороте сельхозземель, Федеральный закон «О мелиорации земель», Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и другие. Во исполнение указанных федеральных законов принимаются подзаконные акты, а также законы субъектов Российской Федерации.
На собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по рекультивации нарушенных земель (ст. 13 ЗК РФ). Порядок рекультивации земель установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», а также Приказом Минприроды России № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Рекультивация нарушенных земель
осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
Существует два основных этапа рекультивации. Работы по рекультивации обычно имеют два основных этапа — технический и биологический. На техническом этапе проводится корректировка ландшафта (засыпка рвов, траншей, ям, впадин, провалов грунта, разравнивание и террасирование промышленных терриконов), создаются гидротехнические и мелиоративные сооружения, осуществляется захоронение токсичных отходов, производится нанесение плодородного слоя почвы. На биологическом этапе проводятся агротехнические работы, целью которых является улучшение свойств почвы.
Направления рекультивации земель. В зависимости от тех целей, которые ставятся при рекультивации земель, различают следующие направления рекультивации земель:
• природоохранное направление;
• рекреационное направление;
• сельскохозяйственное направление;
• растениеводческое направление
• сенокосно-пастбищное направление;
• лесохозяйственное направление;
• водохозяйственное направление.
Консервация земель
- временное исключение земель из хозяйственного оборота, осуществляемое для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации территорий, подвергшихся загрязнению.
В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени загрязненности земель вместо консервации земель может вводиться специальный режим их использования или производиться изменение целевого назначения земель.
Консервации подлежат:
а) сельскохозяйственные угодья с сильно эродированными, сильно засоленными, сильно заболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований) почвами, подверженные в большой степени опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом в случаях, когда использование по целевому назначению земель с указанными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;
б) земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней.
Консервация земель с изъятием их из оборота допускается в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.
Порядок консервации земель установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».
Консервация допускается в отношении следующих земель: земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом; земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов; земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов).
Решения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, земель, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления. Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.