Файл: Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основании принятого, решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Под мелиорацией земель понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Законодатель выделяет следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация; агролесомелиорация; культуртехническая мелиорация; химическая мелиорация.

Финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий) осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств собственников, владельцев и пользователей мелиорируемых (мелиорированных) земель, кредитов банков и других не запрещенных законом источников.

Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.

Государственный мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственного мониторинга земель и представляет собой систему наблюдений за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются изменения состояния мелиорированных земель и дается оценка таких изменений.

Планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по 'заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.


Федеральное законодательство особое внимание уделяет охране земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие земель сельскохозяйственного назначения — способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться при условии соблюдения экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения плодородия проводятся агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия.

В рамках государственного управления реализуются следующие функции по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения: осуществляются разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и региональных целевых программ в данной области; государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения; государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения; мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения; обязательное подтверждение соответствия агрохимикатов и пестицидов.
Контрольные вопросы:

1. Дайте определение охраны земель.

2. Каковы цели охраны земель?

3 Какие нормативные акты регламентируют охрану земель?

4. Назовите мероприятия, осуществляемые в рамках охраны земель.

5. Определите порядок консервации земель?

6. В чем заключаются цели и содержание мелиорации земель?

7. Каковы основные типы мелиорации земель?

8. Какие вы знаете мероприятия по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения?


Правовое обеспечение государственного управления земельным фондом

Система государственного управления земельным фондом

Основные изучаемые вопросы:

1. Система государственного и муниципального управления земельным фондом, ее развитие в условиях земельной реформы. 2. Выработка и реализация государственной земельной политики. 3. Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы. 4. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений. 5.Административная реформа. 6. Полномочия, система и структура публичных органов земельного управления. 7. Органы общей и специальной компетенции по управлению земельным фондом. 8. Ведомственные органы земельного управления. 9. Государственная гражданская служба.

Методические советы по изучению темы

Современная отечественная система государственного управления земельным фондом сформировалась в условиях СССР и в своей основе не изменилась, несмотря на произошедшие за последние 20 лет радикальные перемены земельных отношений. Она включает в себя:

- установление целевого назначения земель и земельных участков (их отнесение к определенной категории земель);

- распределение и перераспределение земель (между отраслями экономики, социальными группами, публичными образованиями, категориями землепользователей, отдельными землепользователями), которое осуществляется путем изъятия и предоставления земельных участков, а также путем резервирования земель;

- мероприятия по охране земель, обеспечивающие сохранение и повышение ее продуктивности, соблюдение экологических требований в процессе землепользования;

- кадастровый учет земельных участков (в рамках ГКН; до 2007г. - государственный земельный кадастр);

- регистрацию прав на землю (после 1998 года такая регистрация вошла в систему единой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

- государственный мониторинг земель (начиная с 1991 года);

- землеустройство;

- государственный земельный надзор (контроль);

- взимание платы за землю.

Основным программным документом, определяющим направления дальнейшего развития указанной системы, являются Основы земельной политики, которые в качестве основных задач по управлению земельным фондом на современном этапе предусматривают:


- создание условий для организации рационального и эффективного использования земельных участков, включающих в себя учет общественных и отраслевых потребностей, требования устойчивого развития территорий, а также соблюдение гарантий прав участников земельных отношений;

- обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том числе охраны земель и сохранения объектов культурного наследия;

- сохранение и повышение качественного состояния земель;

- сохранение статуса особо охраняемых природных территорий как особо охраняемых земель в составе земельного фонда;

- обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на недвижимое имущество, а также для снижения административных барьеров и обеспечения налогообложения недвижимости.

Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений:

-установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

-установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

- государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;

- установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

- резервирование земель, изъятие земельных участков, для нужд Российской Федерации; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

- иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, ЗК РФ, федеральными законами.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся изъятие земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление правил землепользования и застройки, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.


Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации осуществляется Российской Федерацией, земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - субъектами Российской Федерации, а земельными участками, находящимися в муниципальной собственности — органами местного самоуправления.

Среди органов земельного управления выделяют органы общей компетенции, осуществляющие управленческую деятельность в области использования и охраны земель наряду с другими функциями, отнесенными к их компетенции, и во исполнение этих функций, и органы специальной компетенции.

Общей компетенцией на федеральном уровне обладают Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации; на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - главы (президенты) республик, губернаторы и другие руководители администраций субъектов Российской Федерации, законодательные собрания и иные представительные органы субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, которым делегируется определенная часть функций государственного управления (городские, районные, поселковые и сельские администрации).

Органы специальной компетенции подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы.

Функциональные органы земельного управления специально уполномочены в области охраны и использования земель на уровне Российской Федерации и ее субъектов - земельное управление является их основной или одной из основных функций (они созданы специально для осуществления таких функций).

В связи с проведенной в 2004 году административной реформой в современной России установлена трехзвенная структура федеральных органов исполнительной власти:

- федеральные министерства, которые вырабатывают государственную политику в установленной сфере деятельности и самостоятельно осуществляют нормативно-правовое регулирование;

- федеральные службы, которые осуществляют функции по контролю и надзору;

- федеральные агентства, которые оказывают государственные услуги по управлению государственным имуществом и осуществляют правоприменительные функции (за исключением функций по контролю и надзору).