Файл: Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время к функциональным органам земельного управления федерального уровня относятся:
- Министерство экономического развития Российской Федерации и находящиеся в его ведении Росреестр и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и находящаяся в его ведении Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и находящаяся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Министерство регионального развития Российской Федерации, имеющее в своем составе департаменты регулирования градостроительной деятельности и территориального планирования и регионального развития. .
Ведомственные органы земельного управления, также решают отдельные задачи земельного управления. Однако для них такие задачи не являются главными, поскольку эти органы образованы для решения других задач. Но их решение требует использования земельных ресурсов и, в определенной мере,ведомственного упорядочения такого использования. Это:
- Минтранс России,
- Минобороны России,
- Рослесхоз и другие министерства и ведомства,
- предприятия и организации, находящиеся в ведомственном подчинении которых, используют земельные участки различного целевого назначения.
Следует учитывать, что по мере изменения экономической и социальной обстановки, возникновения новых задач, требующих решения в рамках государственного управления состав федеральных и региональных органов государственной власти уточняется. При этом могут появиться новые органы, а существующие - реорганизоваться или объединиться. Кроме того, корректируется компетенция таких органов: они прекращают выполнять одни функции (признанные в установленном порядке избыточными или дублирующими полномочия других органов) или, как реакция на усложнение социально-экономических процессов, наделяются новыми полномочиями.
Государственная гражданская служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации
Принципами гражданской службы являются:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
- профессионализм и компетентность гражданских служащих;
- стабильность гражданской службы;
- доступность информации о гражданской службе;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Государственный служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы или на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Права, обязанности государственных служащих, ограничения| и запреты, связанные с прохождением государственной службы, требования к служебному поведению государственных служащих и другие вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы, урегулированы Федеральным законом от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также изданными в соответствии с ним подзаконными актами.
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные задачи государственной политики по управлению земельным фондом?
2. Дайте характеристику системы государственного управления земельным фондом.
3.Каким образом разграничены полномочия в области земельных отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления?
4. Назовите органы общей и специальной компетенции по управлению земельным фондом.
5. Какие федеральные органы исполнительной власти участвуют в управлении земельным фондом, каковы их основные функции?
6. Каковы принципы государственной службы в Российской Федерации?
7.Кто такой государственный служащий, каковы его права и обязанности?
Организационно-распорядительные аспекты управления
земельным фондом
Основные изучаемые вопросы:
1. Деление земель на категории. 2. Отнесение земельного участка к определенной категории земель. 3. Особенности перевода земель из одной категории в другую. 4. Состав документов и порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель из одной категории в другую. 5. Нормы и процедура предоставления земельных участков. 6. Особенности предоставления земельных участков для строительства. 7. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Методические советы по изучению темы
Отнесение земель или земельных участков к одной из установленных ЗК РФ категорий земель является обязательным.
Все земельные ресурсы, расположенные в пределах территории страны подразделяются по целевому назначению на следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Категория земель указывается:
1) в актах о предоставлении земельных участков;
2) в договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) в ГКН;
4) в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В случае раздела, объединения, перераспределения или выдела вновь образуемых земельных участков для них сохраняется целевое назначение того участка, в счет которого они образуются.
Если категория земель по каким-либо причинам не установлена, то принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
При этом земельные участки
, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к категории земель, определяемой в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Решение о переводе земель из одной категории в другую принимается:
- Правительством Российской Федерации - в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, а также земель, находящихся в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) и необходимых для федеральных нужд или для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и в частной собственности;
- органами местного самоуправления - в отношении земель находящихся в муниципальной и в частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
Решения об отнесении к той или иной категории либо о переводе в другую категорию земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, т.е. неразграниченных земель (кроме необходимых для федеральных нужд или для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, - органы местного самоуправления.
Для принятия решения о переводе земельных участков из .состава земель одной категории в другую необходимо согласие правообладателя земельного участка (кроме случаев, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо с установлением или изменением черты населенных пунктов).
Состав документов и порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, а также особенности перевода для различных категорий определены законом о переводе земель.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, для перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую требуется заключение государственной экологической экспертизы.
В настоящее время активно обсуждается вопрос об отмене института категорий земель. В частности, Основы земельной политики предусматривают исключение из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории.
Предоставление земельных участков. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату или бесплатно.
Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату.
Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления при предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам определены ст. 9,10, 11 и 29 ЗК РФ, нормы предоставления - ст. 33 ЗК РФ.
Процессуальный механизм предоставления земельных участков (ст. 30 - 34 ЗК РФ*) различается в зависимости от того, предоставляются ли они для целей, не связанных со строительством, либо для строительства. Предоставление земельных участков для строительства проводится с предварительным согласованием места размещения объекта или без такого согласования.
* Примечание: с 01.03.2015 указанные статьи утрачивают силу.
По мере решения государством различных задач в рамках реализации экономической и социальной политики в отношении отдельных лиц могут корректироваться условия и порядок предоставления земельных участков.
В частности, в 2011 году ЗК РФ был дополнен положение о том, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют прав приобрести бесплатно находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки (в том числе дл: индивидуального жилищного строительства), причем, без предварительного согласования мест размещения объектов. При этом конкретные случаи и порядок такого приобретения устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
При изучении вопросов, связанных с управлением земельным фондом путем его резервирования, следует четко уяснить, что земельные участки могут быть зарезервированы только для государственных или муниципальных нужд и лишь в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств РФ;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: - объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;