Файл: Тема Предприятие бурения нефтяных и газовых скважин как объект и материальная база предпринимательства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планирование является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.
Мотивация — комплекс мероприятий по стимулированию деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации. При всей простоте и ясности этого определения теория и практика мотивации весьма непросты, так как истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, весьма неопределенны и сложны. Знаменитый метод кнута и пряника, принцип материальной заинтересованности или социалистическая система моральных (в первую очередь!) и материальных стимулов не всегда давали ожидаемые результаты. Эффективная работа предприятия зависит от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, проявляет инициативу. Все это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение профессиональной квалификации работающих.
Процесс управления протекает в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и характеризуется различной степенью неопределенности. Достигло ли управляющее воздействие поставленных целей? Нуждаются ли управленческие решения в корректировке? На эти вопросы дает ответ контроль, который осуществляется в системе управления с помощью обратных связей и обеспечивает количественную и качественную оценку труда и учет результатов деятельности организации. Эффективно организованный контроль прежде всего ориентирован на решение стратегических задач, на конечные результаты работы и должен быть прост, нагляден и убедителен для каждого исполнителя.
В условиях производства контроль выполнения плана работ, сроков выполнения и особенно качества продукции должен осуществляться на ранних стадиях технологического процесса:
Контроль на ранних стадиях производственного процесса дает существенный экономический эффект, так как в намеченный для производства продукт еще не вложены большие трудовые затраты и его суммарная стоимость еще находится на наименьшем уровне. Производительность любого действия представляет объем производства, разделенный на труд, который необходимо затратить на это действие. Это же принципиальное положение распространяется на любой управленческий процесс — чем раньше будет выявлена ошибка в системе управления, тем меньшие негативные последствия она будет иметь.
Помимо перечисленных основных функций управления предприятие должно решать еще значительный комплекс взаимосвязанных задач: управление финансовой деятельностью, кадровой политикой, обучением и повышением квалификации персонала, решением научно-исследовательских и конструкторских проблем и т.п. Особое место среди функций управления производством занимает маркетинг, призванный обеспечивать приспособление производства к требованиям и спросу рынка, т.е.решать новые для российского предпринимательства задачи. С методологической точки зрения изучение функций управления должно ориентироваться на изменения в содержании управленческих концепций, отражающие глубинные процессы, происходящие в экономике России. Проблемы маркетинга особенно актуальны в настоящее время не только в силу своей новизны для большинства руководителей, но и из-за особо сложной конкурентной ситуации на отечественном рынке, куда хлынули новые и в основном высококачественные импортные товары. Особая роль теперь отводится потребителю, выдвигающему свои требования к товару, к его технико-экономическим характеристикам, возрастает значение конкуренции, борьбы за покупателя. Все это дает основания для рассмотрения проблем маркетинга как одной из важнейших функций управления.
Тема 3.2. Организация основного и вспомогательного производства
Успешность решения задач организации основного производства и их методы в значительной мере зависят от уровня специализации, кооперирования и комбинирования.
Весь состав работ по организации основного производства можно разделить на три большие составные части:
- техническая подготовка производства;
- организация производственного потока;
- организация контроля и регулирования процессов основного производства.
Техническая подготовка основного производства включает выполнение следующих работ:
- проектирование новых и совершенствование ранее освоенных конструкций машин с обеспечением их производства чертежами и технической документацией;
- проектирование новых и совершенствование действующих, технологических процессов, инструмента, разработка технических норм на выполнение разработанных процессов;
- внедрение новой техники и процессов в производство.
Техническая подготовка - это непрерывный процесс, связанный с общим развитием науки и техники, с творческими возможностями коллектива и задачами развития производства.
Техническая подготовка подразделяется на подготовку:
- научно-исследовательскую;
- проектно-конструкторскую;
- технологическую;
- материальную;
- организационно-плановую.
Научно-исследовательская подготовка проводится, по тематике исследований, проводимых научно-исследовательскими организациями.
Проектно-конструкторская подготовка - разработка новых и модернизация освоенных заводом изделий и оформление технической документации, доработка полученной техдокументации от разработчиков, составление и согласование технических условий на серийный выпуск.
Технологическая подготовка охватывает проектирование технологических процессов, выбор прогрессивных способов изготовления продукции, отработку технологии, выбор и расстановку оборудования, разработку методов технического контроля, нормирование затрат труда, материалов, топлива, энергии, технологических потерь.
Под технологическим процессом понимают совокупность методов изготовления продукции путем изменения состояния, свойств, формы и размеров исходного сырья, материалов и полуфабрикатов.
Технологическая схема - зафиксированная тем или иным способом последовательность и перечень технологических операций, которые надо выполнить, чтобы превратить сырье в готовый продукт.
Практически под технологической схемой понимается схема основного процесса производства продукции, которая включает полный перечень операций.
Требования к технологическим процессам:
- прогрессивность метода;
- максимальная автоматизация и механизация процессов;
- высокопроизводительные технологические методы;
- высокая производительность труда;
- низкие затраты на изготовление продукции;
- обеспечение высокого качества продукции;
- обеспечение комплексной переработки сырья (малоотходная и безотходная технологии);
- обеспечение здоровых и безопасных условий труда, охраны окружающей среды;
- соответствие технологических процессов типам производства.
Материальная подготовка реализует проектно-конструкторскую и технологическую подготовку. Она состоит в обеспечении нужного состава оборудовании, инструментов, приспособлений, приведение их в дееспособное состояние, освоение и налаживание выпуска новых изделий.
Организационно-плановая подготовка производства включает производственные структуры предприятий, если объем и содержание работ по реконструкции выявляют в этом необходимость.
Решаются вопросы организации производства, выбор транспортных средств, подготовка Тары и средств хранения сырья, полуфабрикатов и продукции; внедрение поточных методов, оснащение рабочих мест, совершенствование структуры управления.
Совершенствование организации производства включает дальнейшее развитие специализации: и кооперирования, типизацию и нормализацию, элементов производственного процесса, совершенствование систем контроля качества, внедрения единой системы конструкторской документации (БСКД), единой системы технологической документации (ЕСТД) и прогрессивных форм организации производственных процессов.
Организация производственного потока сводится, к следующим этапам:
1. Расчленение процесса производства продукции на составные части, выделение стадий, частичных процессов, операций.
2. Группировка по принципу технологического подобия отдельных видов продукции и их составных частей (видов исходного сырья, полуфабрикатов, ингредиентов).
3. Расчет производственных заданий и ритмов: поточных линий и операций потока.
4. Расчет количества машин и рабочих мест по операциям потока.
5. Расчет производственных заданий и ритмов работы машины (рабочих мест).
6. Расчет загрузки ведущих машин потока.
7. Синхронизация потока.
8. Определение, числа одноименных поточных линий.
9. Планировка поточных линий и расчет численности рабочих.
10.Организация труда на рабочих местах потока.
Тема 3.3. Психолого-педагогические основы управления первичным производственным коллективом
Любой коллектив в свою очередь состоит из групп и микрогрупп. Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал неорганизованными группами».
Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть.
Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.
Различают следующие стили управления:
Ориентированный на задачу, которую необходимо выполнить, при этом, как утверждает Бизани, руководитель:
порицает недостаточную работу;
побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;
придает особенное значение объему работы;
руководит железной рукой;
обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;
побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям;
требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи.
Исследования Хальпина—Винера и Пельца показывают, что такие руководители:
часто более положительно характеризуются своими начальниками, чем личностно-ориентированные руководители;
позитивно оцениваются своими сотрудниками, если руководители имеют влияние "наверху".
Личностно-ориентированный, при котором в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. По Бизани, руководитель:
обращает внимание на здоровье сотрудников; заботится о хороших отношениях со своими подчиненными; обращается со своими подчиненными как с равноправными;
поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать;
заступается за своих сотрудников.
Руководитель, который управляет, ориентируясь на личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны влияние и уважение руководителя "наверху", на основе чего он способен защищать интересы сотрудников.
Стилю управления присущи три проблемы:
1. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны воедино.
2. Абсолютизация стиля управления рассматривается как способ