Файл: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 526

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

230
Таблица 8
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Территориальные органы и подведомственные учреждения
Росреестра.

п/п
Федеральные округа
Территориальные
органы (управле-
ния)
Филиалы ФГБУ
«Федеральная ка-
дастровая палата»
1.
Центральный
18 19*
2.
Северо-Западный
10 10 3.
Приволжский
14 14 4.
Северо-Кавказский
8 7
5.
Южный
6 6
6.
Сибирский
12 12 7.
Дальневосточный
8 8
8.
Уральский
6 6
Всего
82 82
* Включая ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (г. Москва).
Минсельхоз России ведёт в настоящее время также землеустроительные работы по изучению качества земель сельскохозяйственного назначения. К этой работе подключено созданное в 2010 г. ФГБУ «Россельхозземмониторинг»
(Российский центр государственного мониторинга земель сельскохозяйствен- ного назначения), 100 центров и станций агрохимической службы, 7 центров химизации и сельхозрадиологии, 83 управления мелиорации и другие подве- домственные Минсельхозу России федеральные государственные бюджетные учреждения.
Минсельхоз России в последние годы организует также работы по поста- новке земельных участков сельскохозяйственного назначения на кадастровый учёт. Так, только в 2011-2012 гг. на эти цели в качестве субсидий фермерам бы- ло выделено 1,4 млрд. руб. В связи с необходимостью разработки проектов ме- жевания земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 29 де- кабря 2010 г. № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сель- скохозяйственного назначения» Министерство сельского хозяйства приступило к организации проведения этих видов землеустроительных работ. Для этого был подготовлены «Методические рекомендации по совершенствованию обо-

231 рота и использования земель сельскохозяйственного назначения» М.: ФГБНУ
«Росинформагротех», 2011. – 128 с.) и разработаны соответствующие планы.
Отдельные виды работ по межеванию земель проводятся в нашей стране и через другие министерства и ведомства.
12.6. Государственное и муниципальное регулирование проведения
землеустройства
В соответствии со ст. 9 Земельного Кодекса Российской Федерации от
25.10.2001 г. № 136-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области зе- мельных отношений относится государственное управление в области осу- ществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, земле- устройства (в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ; от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ).
Государственное регулирование проведения землеустройства осуществ- ляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Фе- дерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Ро- среестром), его территориальными органами на местах.
К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведе-
ния землеустройства относятся (ст. 5 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»):
- установление порядка проведения землеустройства;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной вла- сти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;
- проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;
- принятие нормативных правовых актов о землеустройстве; установле- ние порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;
- организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ);


232
- разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустрой- ства территории Российской Федерации;
- управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;
- другие установленные федеральными законами полномочия Российской
Федерации в области регулирования проведения землеустройства.
В полномочия субъектов Российской Федерации входят:
- принятие в пределах своих полномочий законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области землеустройства, контроль за их соблюдением;
- инициирование проведения землеустройства на своей территории;
- резервирование, изъятие, в том числе путём выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;
- разработка и реализация региональных программ использования и охра- ны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
- организация проведения и финансирования землеустройства в соответ- ствии с региональными программами и на землях, находящихся в собственно- сти субъектов Российской Федерации;
- иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федера- ции или к полномочиям органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления полномочны:
- инициировать проведение землеустройства на своей территории;
- разрабатывать и реализовывать местные программы использования и охраны земель;
- резервировать и изымать, в том числе путём выкупа, земельные участки для муниципальных нужд;
- устанавливать с учётом требований законодательства Российской Феде- рации, правила землепользования и застройки территорий городских и сель- ских поселений, территорий других муниципальных образований;

233
- осуществлять иные полномочия по решению вопросов местного значе- ния в области использования и охраны земель.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, регулирующие отношения при проведении землеустройства, организовывать и осуществлять землеустрой- ство на территории муниципальных образований.
12.7. Участники землеустройства
Землеустройство проводится уполномоченными лицами при участии за- интересованных сторон или их полномочных представителей. Все они – участ- ники землеустройства.
Таким образом, участники землеустройства – это субъекты (участники) земельных отношений (физические и юридические лица), участвующие в про- ведении землеустройства, имеющие законные интересы в осуществлении зе- мельных преобразований.
Участниками землеустройства являются:
- заказчики землеустроительной документации;
- подрядчики землеустроительных работ (разработчики землеустроитель- ной документации);
- органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления, участвующие в организации и регулировании землеустрои- тельной деятельности в соответствии со своей компетенцией;
- судебные органы, выносившие решения по поводу проведения или ито- гов землеустройства;
- собственники и пользователи земли, земельные участки которых при- мыкают к землеустраиваемой территории или находятся в ее пределах (смеж- ные землевладельцы и землепользователи);


234
- граждане, общественные и другие предприятия, учреждения, организа- ции, иные юридические лица, не имеющие земли, но чьи интересы затрагивает землеустройство.
Состав участников землеустройства при проведении тех или иных работ устанавливается действующим законодательством.
Заказчиками землеустроительной документации выступают лица, при- нявшие решение или возбудившие ходатайство о проведении землеустроитель- ных работ. К ним относятся:
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- граждане и юридические липа, претендующие на предоставление им зе- мельного участка;
- граждане и юридические лица, правообладатели земельных участков, принявшие решение о проведении с ними сделки или о внутрихозяйственном землеустройстве.
В качестве заказчика выступают: федеральный орган исполнительной вла- сти, исполняющий функцию по оказанию государственных услуг в сфере земле- устройства, и его территориальные органы при передаче им этих полномочий органом, принявшим решение о проведении землеустроительных работ.
Подрядчики землеустроительных работ – это юридические лица или ин- дивидуальные предприниматели, которые могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено законом. В настоящее время основными подрядчиками по проведению земле- устроительных работ являются подведомственные предприятия Росреестра, частные землеустроительные организации и индивидуальные предпринимате- ли, занимающиеся землеустройством, другие государственные и частные орга- низации, имеющие землеустроительные структурные подразделения, соответ- ствующих специалистов и техническое оснащение.

235
Учитывая то, что в последние годы часть землеустроительных работ ста- новится связанной с кадастровой деятельностью, подрядчиками при проведе- нии землеустройства всё чаще выступают кадастровые инженеры.
Это объясняется тем, что в ст. 29 Федерального закона от 24 июля 2007 г.
№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что ка- дастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной вла- сти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соот- ветствие квалификационным требования, предъявляемым к кадастровым инже- нерам. При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадаст- ровых инженеров.
По состоянию на 1 ноября 2012 г. в государственном реестре кадастровых инженеров Российской Федерации числилось 22 тыс. специалистов данного профиля.
Кадастровый инженер может осуществлять кадастровую деятельность и выполнять землеустроительные работы как в качестве индивидуального пред- принимателя, так и в качестве работника юридического лица, исполняющего свои обязанности на основании трудового договора.
В последнем случае договоры подряда на выполнение кадастровых и землеустроительных работ заключаются таким юридическим лицом, которое в своём штате обязано иметь не менее двух аттестованных кадастровых инжене- ров и обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и треть- их лиц при выполнении соответствующих работ.
Землеустроительные работы, выполняемые за государственные средства, распределяются между подрядчиками, как правило, на конкурсной основе.
При проведении землеустройства должны быть соблюдены интересы всех участников землеустроительной деятельности и гласность при выполне- нии работ. Граждане и юридические лица, интересы которых затрагивает зем-


236 леустройство, должны быть осведомлены о предусмотренных землеустрои- тельных работах и их результатах. Если затрагиваются интересы значительной части жителей землеустраиваемой территории, решение о проведении земле- устройства доводят до общественности через средства массовой информации.
Мнение общественности учитывают при разработке, согласовании и утвержде- нии землеустроительной документации.
Основной правовой документ, регулирующий отношения участников землеустроительной деятельности, - договор. Заключение договора, выбор партнеров, определение обязательств или других форм взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации, нормативным пра- вовым актам субъектов Российской Федерации, являются исключительной компетенцией участников землеустройства. В договорные отношения между ними не допускается вмешательство государственных органов исполнительной власти и управления, должностных лиц, выходящее за пределы их компетен- ции.
Договор между участниками землеустройства может быть заключен, из- менен или расторгнут только по взаимному соглашению.
Участники землеустройства имеют право:
- представительствовать в землеустроительных комиссиях или иных ор- ганах при обсуждении вопросов землеустройства, затрагивающих их права и законные интересы;
- получать безвозмездно информацию о ходе и результатах проведения землеустройства;
- обжаловать неправомерные действия, нарушающие их законные инте- ресы в ходе проведения землеустройства, в соответствии с законодательством.
Участники землеустройства обязаны:
- соблюдать земельное законодательство Российской Федерации, норма- тивные правовые акты субъектов Российской Федерации в области регулирова- ния земельных отношений и землеустройства;

237
- выполнять требования государственных органов контроля за использо- ванием и охраной земель, предъявляемые в пределах их компетенции;
- обеспечивать соблюдение решений государственных органов исполни- тельной власти и управления по реализации утвержденной землеустроительной документации;
- предоставлять доступ ко всем земельным участкам, находящимся на землеустраиваемой территории.
При землеустройстве, установлении, восстановлении границ землевладе- ний и землепользовании, затрагивающих смежные участки, участники земле- устройства подписывают соответствующие протоколы.
Государство гарантирует всем участникам землеустройства независимо от форм собственности на землю, гражданства обеспечение равных прав и охраняемых законом интересов при осуществлении землеустроительных реше- ний, а также права обжалования в судебном порядке любых неправомерных действий.
12.8. Организация и порядок проведения землеустройства
Организация и порядок проведения землеустройства устанавливаются ст.
69 Земельного кодекса Российской Федерации (2001 г.).
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполни- тельных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
- изменения границ объектов землеустройства;
- выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;