Файл: 1. Раскройте понятие информационного права. Что такое информационная среда как объект правового регулирования Информационное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

7.Из чего состоит монтаж инфокоммуникационных систем?Назначением системы требований и рекомендаций по монтажу кабельных системявляется гарантия сохранения исходных рабочих характеристик отдельныхкомпонентов, собранных в линии, каналы и системы.︿Под правилами монтажа понимают методы и аккуратность выполнения соединенийкомпонентов и организаций кабельных потоков.Значительного уменьшения искажений передаваемых сигналов можно добиться при:— использовании специальных методов подготовки кабеля;— терминировании сред передачи на коммутационном оборудовании в соответствиис инструкциями производителя;— упорядочении организации кабельных потоков;— правильном пространственном расположении оборудования;— выполнении правил монтажа и требований производителей к монтажутелекоммуникационного оборудования.Установленная кабельная система на основе витой пары проводниковклассифицируется на основании производительности компонента линии или канала,обладающего наихудшими рабочими характеристиками передачи.Требования к построению кабельных систем:— целостность и последовательность в проектировании и монтаже;— гарантия соответствия требованиям к рабочим характеристикам передачи ифизическим параметрам линий;— гарантия возможности выполнения расширения системы и проведения в нейразличных изменений;— стандартная схема документирования и администрирования.Монтаж всех компонентов и элементов СКС должен быть выполнен с соблюдениеминструкций производителя компонентов по монтажу и требований настоящегостандарта.Работы по монтажу инфокоммуникационных систем должны производиться в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией или актом обследования. Отступления от проектной документации или актов обследования в процессе монтажа инфокоммуникационных систем не допускаются в общем случае без согласования с заказчиком., При монтаже должны соблюдаться нормы, правила и мероприятия по охране труда и пожарной безопасности. В процессе монтажа инфокоммуникационных систем в особых случаях следует вести общий и специальный журналы производства работ. Авторский надзор за производством монтажных работ осуществляется проектной организацией. Не допускается производить замену одних технических средств на другие, имеющие аналогичные технические и эксплуатационные характеристики, без согласованияТехнические средства, работающие от сети переменного тока, как правило, должны устанавливаться вне пожароопасных зон. Установка средств в пожароопасных зонах должны соответствовать требованиям ПУЭ.Монтаж электропроводок технических средств сигнализации должен выполняться в соответствии с проектом (актом обследования), типовыми проектными решениями и с учетом требований СНиП 2.04.09-84, СНиП 3.05.06-85*, ПУЭ, ВСН 600-81, "Общей инструкции по строительству линейных сооружений городских телефонных сетей", "Инструкции по монтажу сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения". Устройства заземления (зануления) должны выполняться в соответствии с требованиями СНиП 3.05.06-85, ПУЭ, технической документации предприятий - изготовителей.Производство пусконаладочных работ осуществляется в три этапа: подготовительные работы; наладочные работы; комплексная наладка технических средств.8.Опишите архитектуры аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети.Архитектура – это концепция, определяющая взаимосвязь, структуру и функции взаимодействия рабочих станций в сети. Архитектура определяет принципы построения и функционирования аппаратного и программного обеспечения элементов сети.В основном выделяют три вида архитектур: 1.архитектура терминал-главный компьютер: 2. Архитектура клиент-сервер; 3. Одноранговая архитектура.Соединённые в сеть компьютеры обмениваются информацией и совместно используют периферийное оборудование и устройства хранения информации.Сеть моноканальной топологии использует один канал связи, объединяющий все компьютеры сети.Сеть кольцевой топологии использует в качестве канала связи замкнутое кольцо из приемо-передатчиков, соединенных коаксиальным или оптическим кабелем.Все рабочие станции ЛВС связаны между собой по кругу. Последняя рабочая станция связана с первой и коммуникационная связь замыкается в кольцо.Сеть звездообразной топологии имеет активный центр (АЦ) – компьютер (или иное сетевое устройство), объединяющий все компьютеры сети.Головная машина получает и обрабатывает все данные с терминальных устройств как активный узел обработки данных. Основные компоненты, из которых строится сеть: -передающая среда; - рабочие станции – ПК, АРМ или собственно сетевая станция; - платы интерфейса: -серверы; - сетевое программное обеспечение.Для объединения сетей и маршрутизации данных используются программно-аппаратные средства.Для взаимодействия машин в сети необходимо, чтобы идущие на них программы знали о существовании друг друга. То есть, чтобы машина была готова принять данные с другой машины, послать ей данные или ответить на запрос. Для этого используются сетевые операционные системы. Главными задачами сетевой ОС являются разделение ресурсов сети, администрирование сети и поддержка сетевых протоколов. ОС могут работать в сети либо с помощью дополнительных модулей, как DOS, либо сами по себе, как Юникс или Windows. Существуют также ОС, созданные специально для серверов и ориентированные исключительно на работу с сетевыми запросами, например, Novell NetWare.Для согласования взаимодействия клиентов, серверов, линий связи и других устройств установлены определенные правила (соглашения), называемые протоколами. Протокол– набор правил и методов взаимодействия объектов сети, включающий основные процедуры, алгоритмы и форматы взаимодействия для согласования, преобразования и передачи данных в сети.Протоколы строятся по многоуровневому принципу. Протокол некоторого уровня определяет одно из технических правил связи. Для сетевых протоколов используется модель OSI (Open System Interconnection — взаимодействие открытых систем). Модель OSI представляет собой самые общие рекомендации для построения стандартов совместимых сетевых программных продуктов, она же служит базой для производителей при разработке совместимого сетевого оборудования, то есть эти рекомендации должны быть реализованы как в аппаратуре, так и в программных средствах сетей. Модель OSI — это 7-уровневая логическая модель работы сети:— на физическом уровне определяются физические (механические, электрические, оптические) характеристики линий связи;— на канальном уровне определяются правила использования узлами сети физического уровня;— сетевой уровень обеспечивает адресацию и доставку сообщений;— транспортный уровень контролирует очередность прохождения компонентов сообщения;— сеансовый уровень координирует связь между двумя прикладными программами, работающими на разных рабочих станциях;— уровень представления преобразует данные из внутреннего формата компьютера в формат передачи;— прикладной уровень обеспечивает удобный интерфейс связи сетевых программ пользователя, т.е. специальные приложения помогают пользователю создать документ (сообщение, рисунок и т. п.).Открытая система – система, доступная для взаимодействия с другими системами в соответствии с принятыми стандартами.Аппаратные средства: сетевые адаптеры, модемы, трансиверы, баррел-коннекторы, терминаторы, репитеры, концентраторы, коммутаторы, мосты, шлюзы, маршрутизаторы.Трансивер (приемопередатчик) — устройство для передачи и приёма сигнала между двумя физически разными средами системы связи. Позволяет станции передавать и получать из общей сетевой среды данные.Повторитель (репитер) – самый простой тип устройства для соединения однотипных ЛВС, предназначен для увеличения расстояния сетевого соединения путём повторения электрического сигнала «один в один», т.е. ретранслирует принимаемые пакеты из одной сети в другую.Концентратор (хаб) – объединяет несколько устройств в общий сегмент сети при создании сети произвольной топологии. Распространяет трафик от одного подключенного устройства ко всем остальным. Устройства подключаются при помощи витой пары, коаксиального кабеля или оптоволокна.В настоящее время хабы почти не выпускаются — им на смену пришли сетевые коммутаторы (свитчи). Сетевой коммутатор – устройство, объединяющее несколько узлов сети в пределах одного или нескольких сегментов сети. Коммутатор передаёт данные только непосредственно получателю. Это повышает производительность и безопасность сети, избавляя остальные сегменты сети от необходимости обрабатывать данные, которые им не предназначались.Мост – устройство связи для объединения сетей с одинаковыми методами передачи данных (т.е. однотипных по используемым аппаратуре и сетевым протоколам).Шлюз – узел (устройство), включающее технические и программные средства для объединения сетей разного типа и различных протоколов; обычно – для соединения ЛВС с глобальной сетью.Маршрутизатор – узел (устройство связи) для передачи пакетов в соответствии с протоколами, обеспечивает соединение ЛВС разного типа, но с одинаковыми протоколами. Осуществляют межсетевую маршрутизацию потоков в рамках единой (сегментированной) сети и включены в каждую из объединяемых подсетей (взаимосвязанных сегментов). Маршрутизация – процесс определения в сети пути, по которому вызов или пакет данных может достигнуть адресата.В отличие от мостов, обеспечивающих сегментацию сети на физическом уровне, маршрутизаторы выполняют ряд «интеллектуальных» функций при управлении трафиком.Часто функции «маршрутизаторов», «шлюзов» и «мостов» интегрируются в одном узле.Анализаторы — для контроля качества функционирования сети.Сетевые тестеры — для проверки кабелей и отыскания неисправностей в системе установленных кабелей.9.Выделите основные стандарты ИТ управления. Какие теории и методологии Вы знаете?СТАНДАРТЫ ИТ управления , ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИСтандартыОсновным стандартом является ISO 20000. Это международный стандарт для управления и обслуживания IT-сервисов. Представляет собой подробное описание требований к системе менеджмента IT-сервисов и ответственность за инициирование, выполнение и поддержку в организациях.теорииCobit – контрольный объект IT, предназначен для аудита ИС компании. Имеет четкую структуру: 4 группы, 34 подгруппы, 318 объектов аудита.ITCMM – модель зрелости IT-услуг. В ITCMM больше внимания уделяется организационным моментам и управлению услугами. Данная модель также применима для аудита уровня предоставления услуг.Методологии HP ITSM – одна из реализаций методологии ITSM, разработанная HP. Не является свободной и используется HP в рамках консалтинговых проектов. Она объединяет подходы к выполнению ITSM-процедур, типовые решения и шаблоны. IBM ITPM. По своей концепции отличается от ITIL по способу деления процессов и терминологии. Является не моделью для практического применения, а средой разработки для прикладных моделей. Microsoft MOF – набор статей, руководств, служб и материалов в виде трех моделей: Процессов Команд Управление рисками 10.Опишите основные методы и технологии повышения производительности сети.Используются три основных способа повышения производительности сети: - выбор высокоскоростных технологий передачи данных;- сегментация структуры сети;- использование технологии коммутации кадров.Первые классические варианты сетей использовали базовую технологию переда­чи данных Ethernet 10Base со скоростью передачи 10 Мбит/с. В настоящее время появилось много новых высокоскоростных технологий, в частности Fast Ethernet 100 Base и Gigabit Ethernet 1000 Base, позволяющих увеличить скорость передачи соответственно в 10 и 100 раз (при условии наличия хороших каналов связи).Интенсивность обмена данными между пользователями сети не является одно­родной. Часто в сети можно выделить группы пользователей, информационно более интенсивно связанных друг с другом — рабочие группы, выполняющие реше­ние однородных задач. В этом случае можно увеличить производительность сети, разместив разные рабочие группы в отдельных сегментах сети. Сегментация сети может быть выполнена установкой в сети мостов, коммутаторов, маршрутизаторов. В этом случае интенсивный информационный обмен, в том числе и широковещательный трафик, чаще выполняется внутри одного сегмента, интенсивность межсегментного трафика уменьшается, и количество коллизий в сети существенно снижается.Решение для анализа производительности сети и приложений реализует все этапы процесса устранения неполадок и обеспечивает видимость, необходимую для оптимизации сети.Шаг №1 – мониторинг и оповещениеПервый необходимый компонент при анализе и устранении проблем сети — система, которая своевременно оповещает о возникновении проблемы. При использовании непрерывно работающего решения анализа производительности сети и приложений автоматическое обнаружение и удобные рабочие процессы позволяют легко понять, что и с чем связано. Это существенно уменьшает время, необходимое для настройки и мониторинга.Данные производительности непрерывно собираются и сохраняются в базе данных и отображаются на панели мониторинга производительности, которую пользователь может настроить с учетом собственных потребностей. Производительность отслеживается на основе базовых показателей, заданных пользователем (например, соглашения об уровне обслуживания), и любые тревожные события немедленно отображаются в системе. Затем пользователь может изучить проблемы с различной степенью детализации на стадии анализа.Системы мониторинга производительности сети и приложений также могут быть интегрированы с существующими системами управления сетями, такими как HP OpenView или Tivoli Netcool, и могут передавать данные и оповещения решениям для управления службами и панелям мониторинга.Шаг №2 - ИсследованиеДля проведения быстрого и точного исследования решение должно собирать все соответствующие сведения, например данные SNMP, потоки, пакеты, время реагирования конечных пользователей и т. д., и сохранять их для последующего анализа. Решение мониторинга производительности сети и приложений также позволяет в реальном времени определять маршрут от клиента до службы или приложения, значительно уменьшая время для анализа. После этого можно выявить канал между двумя устройствами для мониторинга проблем во внутренних и внешних сетях, а также в устройствах в них. Результаты отображаются в графическом формате, что позволяет упростить интерпретацию и ускорить анализ основных причин.Для оптимальной эффективности система должна поддерживать интерфейсы со скоростями 1 Гбит/с и 10 Гбит/с, а также захват данных на скорости канала. Некоторые решения могут проследить маршрут в сети от клиента до сервера, обнаруживая устройства 2 и 3 уровня и предоставляя детализированные сведения для определения источника проблемы.Если неполадки вызваны клиентом или группой клиентов, инженер должен выполнить тест производительности или реагирования приложений, чтобы определить, вызвана ли проблема проблемой проводной или беспроводной сетью. Предоставляя инструменты для анализа проводной и беспроводной сети, интегрированные в единый пользовательский интерфейс, система мониторинга сети и приложений позволяет с помощью одного теста выявить источник проблемы.Шаг №3 - ИзоляцияНа этом этапе проблема изолирована в одном сегменте сети, коммутаторе, маршрутизаторе, сервере или приложении, при этом определены маршрут и все затронутые устройства и порты. Теперь необходимо проанализировать маршрут, чтобы получить статистику по трафику для каждого канала и выяснить, вызваны ли неполадки неисправным устройством, кабелем, помехами или перегрузкой трафика.Одно из величайших преимуществ протокола SNMP — это возможность изолировать неисправный участок. Используя SNMP, можно опросить каждую точку подключения, чтобы определить, вызвано ли замедление узким местом при передаче трафика. Это просто, если устройства в маршруте управляемые, а у инженера есть пароли или строки доступа для опроса устройств. В противном случае потребуется подключить инструмент к каждому каналу без нарушения целостности сети для просмотра пакетов и статистики трафика. Для этого может потребоваться очень много времени, если каналов много, и они находятся в масштабной географической области, и множество инструментов на различных объектах.Автоматизированная проверка состояния сетевой инфраструктуры с помощью инструмента мониторинга производительности сети и приложений позволяет контролировать все поддерживаемые SNMP-устройства, анализируя потоки приложений с потерей пакетов или высокой загруженностью, регулярно опрашивая базы MIB SNMP в маршрутизаторах. Процесс будет простым и быстрым даже для десятков и сотен коммутаторов в сети.Некоторые проблемы проявляются только в конкретной точке. Для их обнаружения требуется портативное устройство с широкими возможностями тестирования и нужным интерфейсом для подключения к проблемной точке, будь то клиент или канал 10 Гбит/с в центре обработки данных. Сейчас многие работают удаленно, поэтому инструмент, который обеспечит такую видимость, просто незаменим, а с ростом числа личных устройств на работе он станет еще более важным компонентом.Портативный прибор можно отправить на удаленную площадку, чтобы посмотреть, что конкретно происходит с неуправляемым оборудованием в сети. При этом отправлять на место инженера совершенно необязательно. В идеале он должен анализировать маршрут, оценивать состояние инфраструктуры и потоков приложений, анализировать производительность WLAN, возможности роуминга, а также любые помехи от внешних устройств.Если нет перегруженных каналов или ошибок кадров, проблема не в сети. Но подтвердить это можно, только если инженер проанализировал каналы в течение соответствующего периода времени, а проблема по-прежнему существует. Для этого система мониторинга производительности сети и приложений должна записывать данные в течение длительного времени.Шаг №4 – анализ причин возникновения проблемы и ее устранениеНа данном этапе инженер подтверждает причину проблемы, разрабатывает, применяет и проверяет решение. Если проблема не заключается в сети, скорости реагирования сервера или перегрузки ресурсов, требуется получить более подробную информацию за счет захвата и анализа пакетов. Сначала важно изолировать канал или проблему между сервером, сетью и приложением, так как для анализа пакетов требуется очень много времени и богатый опыт.Чтобы быстрее добраться до основной причины лучше всего начинать с уровня приложений. Например, если сетевой тракт в порядке, но время отклика — нет, значит проблема может заключаться в виртуализированном сервере, приложении, которое работает на нескольких уровнях или в ошибке приложения.Один из вариантов — использовать анализатор пакетов, который показывает данные на уровне приложений и многоступенчатые схемы пакетов. Сетевая технология IEEE802.3/EthernetСетевая технология — это согласованный набор протоколов и реализующих их аппаратно-программных компонентов, достаточных для построения сети. Самая распространенная в настоящее время технология (количество сетей, использующих эту технологию, превысило 5 млн с числом компьютеров в этих сетях более 50 млн) создана в конце 70-х годов и в первоначальном варианте использовала в качестве линии связи коаксиальный кабель. Но позже было разработано многомодификаций этой технологии, рассчитанных и на другие коммуникации, в частности:- 10Base-2 — использует тонкий коаксиальный кабель (диаметр 0,25") и обеспечивает сегменты длиной до 185 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 30;- 10Base-5 — использует толстый коаксиальный кабель (диаметр 0,5") и обеспе­чивает сегменты длиной до 500 м с максимальным числом рабочих станций в сег­менте 100;- 10Base-T — использует неэкранированную витую пару и обеспечивает сегмен­ты длиной до 100 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024;- 10Base-F — использует волоконно-оптический кабель и обеспечивает сегмен­ты длиной до 2000 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024.Технологии Ethernet и IEEE 802.3 во многом похожи; последняя поддерживает не только топологию «общая шина», но и топологию «звезда». Скорость передачи при этих технологиях равна 10 Мбит/с.Технология IEEE 802.5/Token RingТехнология IEEE 802.5/Token Ring поддерживает кольцевую (основная) и ради­альную (дополнительная) топологии сетей, для доступа к моноканалу использую­щих метод передачи маркера (его называют также детерминированным маркер­ным методом). Маркеры по сети продвигаются по кольцу в одном направлении (симплексный режим), и им может присваиваться до 8 уровней приоритета. Раз­мер маркера при скорости передачи данных 4 Мбит/с — 4 Кбайта, а при скорости 16 Мбит/с — 20 Кбайт. По умолчанию время удержания маркера каждой станцией 10 мс. Скорость передачи данных по сети не более 155 Мбит/с; поддерживает экра­нированную и неэкранированную витую пару и волоконно-оптический кабель. Мак­симальная длина кольца — 4000 м, а максимальное число узлов на кольце — 260.Реализация этой технологии существенно более дорога и сложна, нежели техно­логии Ethernet, но она тоже достаточно распространена.Технология ARCNETТехнология ARCNET (Attached Resource Computer NETwork, компьютерная сеть с присоединяемыми ресурсами) — это относительно недорогая, простая и надежная в работе технология, используемая только в сетях с персональными компью­терами. Она поддерживает разнообразные линии связи, включая коаксиальный кабель, витую пару и волоконно-оптический кабель. Обслуживаемые ею топологии — радиальная и шинная с доступом к моноканалу по методу передачи полномочий (централизованный маркерный метод). В первоначальной конфигурации ARCNET обеспечивала скорость передачи данных 4 Мбит/с, а в конфигурации ARCNET Plus

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К МЕЖСЕТЕВЫМ ЭКРАНАМ

от 28 апреля 2016 г. N 240/24/1986

РЕГЛАМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Общие положения

Профилактические работы на серверах

Профилактические работы на рабочих станциях

1 Общая часть

2 Порядок ввода в эксплуатацию и перемещение компьютерного оборудования

3 Меры безопасности

4 Порядок работы в информационной сети

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Международные стандарты[править | править код]

Государственные (национальные) стандарты РФ[править | править код]

Различные типы управления доступом



Требования предназначены для организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по созданию средств защиты информации, заявителей на осуществление обязательной сертификации продукции, а также для испытательных лабораторий и органов по сертификации, выполняющих работы по сертификации средств защиты информации на соответствие обязательным требованиям безопасности информации.

Выполнение Требований является обязательным при проведении работ по оценке соответствия (включая работы по сертификации) средств технической защиты информации и средств обеспечения безопасности информационных технологий, организуемых ФСТЭК России в пределах своих полномочий.

В соответствии с Требованиями выделяются следующие типы операционных систем:

- операционная система общего назначения (тип «А») - операционная система, предназначенная для функционирования на средствах вычислительной техники общего назначения (автоматизированные рабочие места, серверы, смартфоны, планшеты, телефоны и иные);

  • - встраиваемая операционная система (тип «Б») - операционная система, встроенная (прошитая) в специализированные технические устройства, предназначенные для решения заранее определённого набора задач;

  • - операционная система реального времени (тип «В») - операционная система, предназначенная для обеспечения реагирования на события в рамках заданных временных ограничений при заданном уровне функциональности.

Для дифференциации требований к функциям безопасности операционных систем выделяются шесть классов защиты операционных систем. Самый низкий класс - шестой, самый высокий — первый.

Операционные системы, соответствующие 6 классу защиты, применяются в государственных информационных системах 3 и 4 классов защищённости в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами 3 класса защищённости в информационных системах персональных данных при необходимости обеспечения 3 и 4 уровней защищённости персональных данных.

Операционные системы, соответствующие 5 классу защиты, применяются в государственных информационных системах 2 класса защищённости, в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами 2 класса защищённости, в информационных системах персональных данных при необходимости обеспечения 2 уровня защищённости персональных данных.

Операционные системы, соответствующие 4 классу защиты, применяются в государственных информационных системах 1 класса защищённости, в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами 1 класса защищённости, в информационных системах персональных данных при необходимости обеспечения 1 уровня защищённости персональных данных, в информационных системах общего пользования 2 класса.


Операционные системы, соответствующие 1, 2 и 3 классам защиты, применяются в информационных (автоматизированных) системах, в которых обрабатывается информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну.

Таким образом, с 1 июня 2017 г. разрабатываемые и производимые операционные системы, используемые для защиты информации, должны соответствовать Требованиям.

С 1 июня 2017 г. сертификация, а также инспекционный контроль серийного производства операционных систем будут осуществляться только на соответствие Требованиям.

Если коротко пройтись по информационному сообщению:

  • требования устанавливаются для операционных систем, которые используются как СЗИ (то есть если вы все требования закрываете надстроенными СЗИ, то закупать еще и сертифицированные операционные системы не нужно);

  • требования вступают в силу с 1 июня 2017 года (тут как и в ситуации с межсетевыми экранами, регулятор дает лабораториям, вендорам, заказчикам и другим заинтересованным лицам время на подготовку);

  • выделяется 3 типа операционных систем и 6 классов, итого — 18 профилей защиты ОС;

  • по типам ОС подразделяются на: обычные (тип «А») — хостовые и серверные ОС в самом привычном их понимании, встраиваемые (тип «Б») — прошивки оборудования и на ОС реального времени (тип «В»);

  • по классам защиты все вписывается в схему унификации классов СЗИ: 1-3 классы для гостайны, 4 — для ГИС 1 класса и ИСПДн УЗ-1, 5 — для ГИС 2 класса и ИСПДн УЗ-2, 6 — для ГИС 3 класса и ИСПДн УЗ-3,4.



16.Опишите основные требования охраны труда при работе с аппаратными, программно-аппаратными и программными средствами администрируемой инфокоммуникационной системы.










17.Какие требования предъявляются к средствам контроля съемных машинных носителей информации?
7 мая 2017 года вступают в силу новые требования для средств контроля съемных машинных носителей информации, применяемых в соответствии с Составом и содержанием организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденные приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21.

Приказом ФСТЭК России от 23.03.2017 №49 внесены изменения в приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 №21 в части касающегося технических мер защиты персональных данных. Технические меры защиты персональных данных реализуются посредством применения средств реализующим функции по предотвращению несанкционированного доступа к информации с использованием съемных машинных носителей персональных данных, подключаемых к информационной системе персональных данных (ИСПДн), и (или) по предотвращению несанкционированного отчуждения (переноса) персональных данных с зарегистрированных (учтенных) съемных машинных носителей персональных данных (средства контроля съемных носителей), в том числе программных (программно-аппаратных), в которых они реализованы, имеющих необходимые функции безопасности.

При использовании в ИСПДн сертифицированных по требованиям безопасности информации средств контроля съемных носителей:

  • в ИСПДн 1 уровня защищенности персональных данных применяются средства контроля съемных носителей не ниже 4 класса; 

  • в ИСПДн 2 уровня защищенности персональных данных применяются средства контроля съемных носителей не ниже 5 класса; 

  • в ИСПДн 3 уровня защищенности персональных данных применяются средства контроля съемных носителей 6 класса; 

  • в ИСПДн 4 уровня защищенности персональных данных применяются средства контроля съемных носителей 6 класса.

Для дифференциации требований к функциям безопасности средств контроля съемных носителей установлено шесть классов защиты средств контроля съемных носителей. Самый низкий класс – шестой, самый высокий – первый.

Выделены следующие типы средств контроля съемных носителей:

  • средства контроля подключения съемных машинных носителей информации; 

  • средства контроля отчуждения (переноса) информации со съемных машинных носителей информации.


18.Опишите механизм управления доступом к программно-аппаратным средствам администрируемой сети.


1. Обзор управления доступом


Управление доступом – это механизм безопасности, который управляет процессом взаимодействия пользователей с системами и ресурсами, а также систем между собой. Этот механизм защищает системы и ресурсы от несанкционированного доступа и принимает участие в определении уровня авторизации после успешного прохождения процедуры аутентификации. Нельзя забывать о том, что кроме пользователей, в сети существуют и другие сущности, которым нужен доступ к сетевым ресурсам и информации. В процессе управления доступом необходимо знать и понимать определения субъекта и объекта.

Доступ – это поток информации между субъектом и объектом. Субъект – активная сущность, запрашивающая доступ к объекту или данным внутри объекта. Субъектом может быть пользователь, программа или процесс, использующий доступ к объекту для выполнения своей задачи. Объект – пассивная сущность, содержащая информацию. Объектом может быть компьютер, база данных, файл, компьютерная программа, директория или поле таблицы базы данных. Например, если вы просматриваете информацию в базе данных, вы являетесь активным субъектом, а база данных – пассивным объектом. Рисунок 2-1 иллюстрирует субъекты и объекты.



Рисунок 2-1. Субъект – это активная сущность, которая использует доступ к объекту, являющемуся пассивной сущностью


Управление доступом – это широкое понятие, включающее различные типы механизмов, выполняющих функции управления доступом для компьютерных систем, сетей и информации. Управление доступом крайне важно, так как является первой линией обороны в борьбе с несанкционированным доступом к системам и сетевым ресурсам. Когда у пользователя запрашивается имя и пароль для входа в компьютер, это управление доступом. После входа в компьютер, пользователь пытается получить доступ к файлам, которые имеют списки контроля доступа, содержащие перечни пользователей и групп, имеющих право использовать эти файлы. Это тоже управление доступом. Управление доступом позволяет компании управлять, ограничивать, контролировать и защищать доступность, целостность и конфиденциальность ресурсов.


2. Принципы безопасности


Существует три основных принципа безопасности для любых видов управления безопасностью: доступность, целостность и конфиденциальность. Более подробно эти принципы рассматривались в Домене 01, но там они рассматривались с точки зрения управления безопасностью, а сейчас мы будем рассматривать их с точки зрения технологий и методик управления доступом. Каждый механизм защиты (или управления) реализует как минимум один из этих принципов. Специалист по безопасности должен понимать все возможные способы реализации этих принципов.

Доступность. Информация, системы и ресурсы должны быть доступны пользователям в нужное им время, так как это необходимо для выполнения ими своих обязанностей. Отсутствие доступа к информации может оказать существенное негативное воздействие на продуктивность работы пользователей. Следует применять механизмы обеспечения отказоустойчивости и восстановления для обеспечения непрерывной доступности ресурсов.

Информация имеет различные атрибуты, такие как точность, актуальность, оперативность и секретность. Для биржевых брокеров крайне важно иметь точную и своевременную информацию, чтобы они могли покупать и продавать ценные бумаги в нужное время и по правильной цене. Брокеру не нужно заботиться о конфиденциальности этой информации, его интересует только ее постоянная доступность. С другой стороны, компания, выпускающая безалкогольные напитки, зависит, в первую очередь, от сохранения в тайне рецептов приготовления этих напитков, и будет заботиться об этом, внедряя соответствующие механизмы безопасности.

Целостность. Информация должна быть точной, полной и защищенной от несанкционированных изменений. Механизмы безопасности, обеспечивающие целостность информации, должны уведомлять пользователей или администраторов о фактах незаконных изменений.

Например, если пользователь направляет в банк по системе Интернет-банкинга платежное поручение, банк должен убедиться в его целостности и в том, что никто не внес несанкционированных изменений в сумму, не изменил получателя платежа.

Конфиденциальность. Информация должна быть защищена от несанкционированного раскрытия неуполномоченным лицам, программам или процессам. Одна информация может быть более критична, чем другая информация, поэтому она требует более высокого уровня конфиденциальности. В связи с этим данные должны быть классифицированы. Следует применять механизмы управления, которые указывают, кто имеет доступ к данным и что может делать с ними, получив доступ. Эта деятельность должна контролироваться и постоянно отслеживаться.