Файл: 1. Раскройте понятие информационного права. Что такое информационная среда как объект правового регулирования Информационное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

7.Из чего состоит монтаж инфокоммуникационных систем?Назначением системы требований и рекомендаций по монтажу кабельных системявляется гарантия сохранения исходных рабочих характеристик отдельныхкомпонентов, собранных в линии, каналы и системы.︿Под правилами монтажа понимают методы и аккуратность выполнения соединенийкомпонентов и организаций кабельных потоков.Значительного уменьшения искажений передаваемых сигналов можно добиться при:— использовании специальных методов подготовки кабеля;— терминировании сред передачи на коммутационном оборудовании в соответствиис инструкциями производителя;— упорядочении организации кабельных потоков;— правильном пространственном расположении оборудования;— выполнении правил монтажа и требований производителей к монтажутелекоммуникационного оборудования.Установленная кабельная система на основе витой пары проводниковклассифицируется на основании производительности компонента линии или канала,обладающего наихудшими рабочими характеристиками передачи.Требования к построению кабельных систем:— целостность и последовательность в проектировании и монтаже;— гарантия соответствия требованиям к рабочим характеристикам передачи ифизическим параметрам линий;— гарантия возможности выполнения расширения системы и проведения в нейразличных изменений;— стандартная схема документирования и администрирования.Монтаж всех компонентов и элементов СКС должен быть выполнен с соблюдениеминструкций производителя компонентов по монтажу и требований настоящегостандарта.Работы по монтажу инфокоммуникационных систем должны производиться в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией или актом обследования. Отступления от проектной документации или актов обследования в процессе монтажа инфокоммуникационных систем не допускаются в общем случае без согласования с заказчиком., При монтаже должны соблюдаться нормы, правила и мероприятия по охране труда и пожарной безопасности. В процессе монтажа инфокоммуникационных систем в особых случаях следует вести общий и специальный журналы производства работ. Авторский надзор за производством монтажных работ осуществляется проектной организацией. Не допускается производить замену одних технических средств на другие, имеющие аналогичные технические и эксплуатационные характеристики, без согласованияТехнические средства, работающие от сети переменного тока, как правило, должны устанавливаться вне пожароопасных зон. Установка средств в пожароопасных зонах должны соответствовать требованиям ПУЭ.Монтаж электропроводок технических средств сигнализации должен выполняться в соответствии с проектом (актом обследования), типовыми проектными решениями и с учетом требований СНиП 2.04.09-84, СНиП 3.05.06-85*, ПУЭ, ВСН 600-81, "Общей инструкции по строительству линейных сооружений городских телефонных сетей", "Инструкции по монтажу сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения". Устройства заземления (зануления) должны выполняться в соответствии с требованиями СНиП 3.05.06-85, ПУЭ, технической документации предприятий - изготовителей.Производство пусконаладочных работ осуществляется в три этапа: подготовительные работы; наладочные работы; комплексная наладка технических средств.8.Опишите архитектуры аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети.Архитектура – это концепция, определяющая взаимосвязь, структуру и функции взаимодействия рабочих станций в сети. Архитектура определяет принципы построения и функционирования аппаратного и программного обеспечения элементов сети.В основном выделяют три вида архитектур: 1.архитектура терминал-главный компьютер: 2. Архитектура клиент-сервер; 3. Одноранговая архитектура.Соединённые в сеть компьютеры обмениваются информацией и совместно используют периферийное оборудование и устройства хранения информации.Сеть моноканальной топологии использует один канал связи, объединяющий все компьютеры сети.Сеть кольцевой топологии использует в качестве канала связи замкнутое кольцо из приемо-передатчиков, соединенных коаксиальным или оптическим кабелем.Все рабочие станции ЛВС связаны между собой по кругу. Последняя рабочая станция связана с первой и коммуникационная связь замыкается в кольцо.Сеть звездообразной топологии имеет активный центр (АЦ) – компьютер (или иное сетевое устройство), объединяющий все компьютеры сети.Головная машина получает и обрабатывает все данные с терминальных устройств как активный узел обработки данных. Основные компоненты, из которых строится сеть: -передающая среда; - рабочие станции – ПК, АРМ или собственно сетевая станция; - платы интерфейса: -серверы; - сетевое программное обеспечение.Для объединения сетей и маршрутизации данных используются программно-аппаратные средства.Для взаимодействия машин в сети необходимо, чтобы идущие на них программы знали о существовании друг друга. То есть, чтобы машина была готова принять данные с другой машины, послать ей данные или ответить на запрос. Для этого используются сетевые операционные системы. Главными задачами сетевой ОС являются разделение ресурсов сети, администрирование сети и поддержка сетевых протоколов. ОС могут работать в сети либо с помощью дополнительных модулей, как DOS, либо сами по себе, как Юникс или Windows. Существуют также ОС, созданные специально для серверов и ориентированные исключительно на работу с сетевыми запросами, например, Novell NetWare.Для согласования взаимодействия клиентов, серверов, линий связи и других устройств установлены определенные правила (соглашения), называемые протоколами. Протокол– набор правил и методов взаимодействия объектов сети, включающий основные процедуры, алгоритмы и форматы взаимодействия для согласования, преобразования и передачи данных в сети.Протоколы строятся по многоуровневому принципу. Протокол некоторого уровня определяет одно из технических правил связи. Для сетевых протоколов используется модель OSI (Open System Interconnection — взаимодействие открытых систем). Модель OSI представляет собой самые общие рекомендации для построения стандартов совместимых сетевых программных продуктов, она же служит базой для производителей при разработке совместимого сетевого оборудования, то есть эти рекомендации должны быть реализованы как в аппаратуре, так и в программных средствах сетей. Модель OSI — это 7-уровневая логическая модель работы сети:— на физическом уровне определяются физические (механические, электрические, оптические) характеристики линий связи;— на канальном уровне определяются правила использования узлами сети физического уровня;— сетевой уровень обеспечивает адресацию и доставку сообщений;— транспортный уровень контролирует очередность прохождения компонентов сообщения;— сеансовый уровень координирует связь между двумя прикладными программами, работающими на разных рабочих станциях;— уровень представления преобразует данные из внутреннего формата компьютера в формат передачи;— прикладной уровень обеспечивает удобный интерфейс связи сетевых программ пользователя, т.е. специальные приложения помогают пользователю создать документ (сообщение, рисунок и т. п.).Открытая система – система, доступная для взаимодействия с другими системами в соответствии с принятыми стандартами.Аппаратные средства: сетевые адаптеры, модемы, трансиверы, баррел-коннекторы, терминаторы, репитеры, концентраторы, коммутаторы, мосты, шлюзы, маршрутизаторы.Трансивер (приемопередатчик) — устройство для передачи и приёма сигнала между двумя физически разными средами системы связи. Позволяет станции передавать и получать из общей сетевой среды данные.Повторитель (репитер) – самый простой тип устройства для соединения однотипных ЛВС, предназначен для увеличения расстояния сетевого соединения путём повторения электрического сигнала «один в один», т.е. ретранслирует принимаемые пакеты из одной сети в другую.Концентратор (хаб) – объединяет несколько устройств в общий сегмент сети при создании сети произвольной топологии. Распространяет трафик от одного подключенного устройства ко всем остальным. Устройства подключаются при помощи витой пары, коаксиального кабеля или оптоволокна.В настоящее время хабы почти не выпускаются — им на смену пришли сетевые коммутаторы (свитчи). Сетевой коммутатор – устройство, объединяющее несколько узлов сети в пределах одного или нескольких сегментов сети. Коммутатор передаёт данные только непосредственно получателю. Это повышает производительность и безопасность сети, избавляя остальные сегменты сети от необходимости обрабатывать данные, которые им не предназначались.Мост – устройство связи для объединения сетей с одинаковыми методами передачи данных (т.е. однотипных по используемым аппаратуре и сетевым протоколам).Шлюз – узел (устройство), включающее технические и программные средства для объединения сетей разного типа и различных протоколов; обычно – для соединения ЛВС с глобальной сетью.Маршрутизатор – узел (устройство связи) для передачи пакетов в соответствии с протоколами, обеспечивает соединение ЛВС разного типа, но с одинаковыми протоколами. Осуществляют межсетевую маршрутизацию потоков в рамках единой (сегментированной) сети и включены в каждую из объединяемых подсетей (взаимосвязанных сегментов). Маршрутизация – процесс определения в сети пути, по которому вызов или пакет данных может достигнуть адресата.В отличие от мостов, обеспечивающих сегментацию сети на физическом уровне, маршрутизаторы выполняют ряд «интеллектуальных» функций при управлении трафиком.Часто функции «маршрутизаторов», «шлюзов» и «мостов» интегрируются в одном узле.Анализаторы — для контроля качества функционирования сети.Сетевые тестеры — для проверки кабелей и отыскания неисправностей в системе установленных кабелей.9.Выделите основные стандарты ИТ управления. Какие теории и методологии Вы знаете?СТАНДАРТЫ ИТ управления , ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИСтандартыОсновным стандартом является ISO 20000. Это международный стандарт для управления и обслуживания IT-сервисов. Представляет собой подробное описание требований к системе менеджмента IT-сервисов и ответственность за инициирование, выполнение и поддержку в организациях.теорииCobit – контрольный объект IT, предназначен для аудита ИС компании. Имеет четкую структуру: 4 группы, 34 подгруппы, 318 объектов аудита.ITCMM – модель зрелости IT-услуг. В ITCMM больше внимания уделяется организационным моментам и управлению услугами. Данная модель также применима для аудита уровня предоставления услуг.Методологии HP ITSM – одна из реализаций методологии ITSM, разработанная HP. Не является свободной и используется HP в рамках консалтинговых проектов. Она объединяет подходы к выполнению ITSM-процедур, типовые решения и шаблоны. IBM ITPM. По своей концепции отличается от ITIL по способу деления процессов и терминологии. Является не моделью для практического применения, а средой разработки для прикладных моделей. Microsoft MOF – набор статей, руководств, служб и материалов в виде трех моделей: Процессов Команд Управление рисками 10.Опишите основные методы и технологии повышения производительности сети.Используются три основных способа повышения производительности сети: - выбор высокоскоростных технологий передачи данных;- сегментация структуры сети;- использование технологии коммутации кадров.Первые классические варианты сетей использовали базовую технологию переда­чи данных Ethernet 10Base со скоростью передачи 10 Мбит/с. В настоящее время появилось много новых высокоскоростных технологий, в частности Fast Ethernet 100 Base и Gigabit Ethernet 1000 Base, позволяющих увеличить скорость передачи соответственно в 10 и 100 раз (при условии наличия хороших каналов связи).Интенсивность обмена данными между пользователями сети не является одно­родной. Часто в сети можно выделить группы пользователей, информационно более интенсивно связанных друг с другом — рабочие группы, выполняющие реше­ние однородных задач. В этом случае можно увеличить производительность сети, разместив разные рабочие группы в отдельных сегментах сети. Сегментация сети может быть выполнена установкой в сети мостов, коммутаторов, маршрутизаторов. В этом случае интенсивный информационный обмен, в том числе и широковещательный трафик, чаще выполняется внутри одного сегмента, интенсивность межсегментного трафика уменьшается, и количество коллизий в сети существенно снижается.Решение для анализа производительности сети и приложений реализует все этапы процесса устранения неполадок и обеспечивает видимость, необходимую для оптимизации сети.Шаг №1 – мониторинг и оповещениеПервый необходимый компонент при анализе и устранении проблем сети — система, которая своевременно оповещает о возникновении проблемы. При использовании непрерывно работающего решения анализа производительности сети и приложений автоматическое обнаружение и удобные рабочие процессы позволяют легко понять, что и с чем связано. Это существенно уменьшает время, необходимое для настройки и мониторинга.Данные производительности непрерывно собираются и сохраняются в базе данных и отображаются на панели мониторинга производительности, которую пользователь может настроить с учетом собственных потребностей. Производительность отслеживается на основе базовых показателей, заданных пользователем (например, соглашения об уровне обслуживания), и любые тревожные события немедленно отображаются в системе. Затем пользователь может изучить проблемы с различной степенью детализации на стадии анализа.Системы мониторинга производительности сети и приложений также могут быть интегрированы с существующими системами управления сетями, такими как HP OpenView или Tivoli Netcool, и могут передавать данные и оповещения решениям для управления службами и панелям мониторинга.Шаг №2 - ИсследованиеДля проведения быстрого и точного исследования решение должно собирать все соответствующие сведения, например данные SNMP, потоки, пакеты, время реагирования конечных пользователей и т. д., и сохранять их для последующего анализа. Решение мониторинга производительности сети и приложений также позволяет в реальном времени определять маршрут от клиента до службы или приложения, значительно уменьшая время для анализа. После этого можно выявить канал между двумя устройствами для мониторинга проблем во внутренних и внешних сетях, а также в устройствах в них. Результаты отображаются в графическом формате, что позволяет упростить интерпретацию и ускорить анализ основных причин.Для оптимальной эффективности система должна поддерживать интерфейсы со скоростями 1 Гбит/с и 10 Гбит/с, а также захват данных на скорости канала. Некоторые решения могут проследить маршрут в сети от клиента до сервера, обнаруживая устройства 2 и 3 уровня и предоставляя детализированные сведения для определения источника проблемы.Если неполадки вызваны клиентом или группой клиентов, инженер должен выполнить тест производительности или реагирования приложений, чтобы определить, вызвана ли проблема проблемой проводной или беспроводной сетью. Предоставляя инструменты для анализа проводной и беспроводной сети, интегрированные в единый пользовательский интерфейс, система мониторинга сети и приложений позволяет с помощью одного теста выявить источник проблемы.Шаг №3 - ИзоляцияНа этом этапе проблема изолирована в одном сегменте сети, коммутаторе, маршрутизаторе, сервере или приложении, при этом определены маршрут и все затронутые устройства и порты. Теперь необходимо проанализировать маршрут, чтобы получить статистику по трафику для каждого канала и выяснить, вызваны ли неполадки неисправным устройством, кабелем, помехами или перегрузкой трафика.Одно из величайших преимуществ протокола SNMP — это возможность изолировать неисправный участок. Используя SNMP, можно опросить каждую точку подключения, чтобы определить, вызвано ли замедление узким местом при передаче трафика. Это просто, если устройства в маршруте управляемые, а у инженера есть пароли или строки доступа для опроса устройств. В противном случае потребуется подключить инструмент к каждому каналу без нарушения целостности сети для просмотра пакетов и статистики трафика. Для этого может потребоваться очень много времени, если каналов много, и они находятся в масштабной географической области, и множество инструментов на различных объектах.Автоматизированная проверка состояния сетевой инфраструктуры с помощью инструмента мониторинга производительности сети и приложений позволяет контролировать все поддерживаемые SNMP-устройства, анализируя потоки приложений с потерей пакетов или высокой загруженностью, регулярно опрашивая базы MIB SNMP в маршрутизаторах. Процесс будет простым и быстрым даже для десятков и сотен коммутаторов в сети.Некоторые проблемы проявляются только в конкретной точке. Для их обнаружения требуется портативное устройство с широкими возможностями тестирования и нужным интерфейсом для подключения к проблемной точке, будь то клиент или канал 10 Гбит/с в центре обработки данных. Сейчас многие работают удаленно, поэтому инструмент, который обеспечит такую видимость, просто незаменим, а с ростом числа личных устройств на работе он станет еще более важным компонентом.Портативный прибор можно отправить на удаленную площадку, чтобы посмотреть, что конкретно происходит с неуправляемым оборудованием в сети. При этом отправлять на место инженера совершенно необязательно. В идеале он должен анализировать маршрут, оценивать состояние инфраструктуры и потоков приложений, анализировать производительность WLAN, возможности роуминга, а также любые помехи от внешних устройств.Если нет перегруженных каналов или ошибок кадров, проблема не в сети. Но подтвердить это можно, только если инженер проанализировал каналы в течение соответствующего периода времени, а проблема по-прежнему существует. Для этого система мониторинга производительности сети и приложений должна записывать данные в течение длительного времени.Шаг №4 – анализ причин возникновения проблемы и ее устранениеНа данном этапе инженер подтверждает причину проблемы, разрабатывает, применяет и проверяет решение. Если проблема не заключается в сети, скорости реагирования сервера или перегрузки ресурсов, требуется получить более подробную информацию за счет захвата и анализа пакетов. Сначала важно изолировать канал или проблему между сервером, сетью и приложением, так как для анализа пакетов требуется очень много времени и богатый опыт.Чтобы быстрее добраться до основной причины лучше всего начинать с уровня приложений. Например, если сетевой тракт в порядке, но время отклика — нет, значит проблема может заключаться в виртуализированном сервере, приложении, которое работает на нескольких уровнях или в ошибке приложения.Один из вариантов — использовать анализатор пакетов, который показывает данные на уровне приложений и многоступенчатые схемы пакетов. Сетевая технология IEEE802.3/EthernetСетевая технология — это согласованный набор протоколов и реализующих их аппаратно-программных компонентов, достаточных для построения сети. Самая распространенная в настоящее время технология (количество сетей, использующих эту технологию, превысило 5 млн с числом компьютеров в этих сетях более 50 млн) создана в конце 70-х годов и в первоначальном варианте использовала в качестве линии связи коаксиальный кабель. Но позже было разработано многомодификаций этой технологии, рассчитанных и на другие коммуникации, в частности:- 10Base-2 — использует тонкий коаксиальный кабель (диаметр 0,25") и обеспечивает сегменты длиной до 185 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 30;- 10Base-5 — использует толстый коаксиальный кабель (диаметр 0,5") и обеспе­чивает сегменты длиной до 500 м с максимальным числом рабочих станций в сег­менте 100;- 10Base-T — использует неэкранированную витую пару и обеспечивает сегмен­ты длиной до 100 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024;- 10Base-F — использует волоконно-оптический кабель и обеспечивает сегмен­ты длиной до 2000 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024.Технологии Ethernet и IEEE 802.3 во многом похожи; последняя поддерживает не только топологию «общая шина», но и топологию «звезда». Скорость передачи при этих технологиях равна 10 Мбит/с.Технология IEEE 802.5/Token RingТехнология IEEE 802.5/Token Ring поддерживает кольцевую (основная) и ради­альную (дополнительная) топологии сетей, для доступа к моноканалу использую­щих метод передачи маркера (его называют также детерминированным маркер­ным методом). Маркеры по сети продвигаются по кольцу в одном направлении (симплексный режим), и им может присваиваться до 8 уровней приоритета. Раз­мер маркера при скорости передачи данных 4 Мбит/с — 4 Кбайта, а при скорости 16 Мбит/с — 20 Кбайт. По умолчанию время удержания маркера каждой станцией 10 мс. Скорость передачи данных по сети не более 155 Мбит/с; поддерживает экра­нированную и неэкранированную витую пару и волоконно-оптический кабель. Мак­симальная длина кольца — 4000 м, а максимальное число узлов на кольце — 260.Реализация этой технологии существенно более дорога и сложна, нежели техно­логии Ethernet, но она тоже достаточно распространена.Технология ARCNETТехнология ARCNET (Attached Resource Computer NETwork, компьютерная сеть с присоединяемыми ресурсами) — это относительно недорогая, простая и надежная в работе технология, используемая только в сетях с персональными компью­терами. Она поддерживает разнообразные линии связи, включая коаксиальный кабель, витую пару и волоконно-оптический кабель. Обслуживаемые ею топологии — радиальная и шинная с доступом к моноканалу по методу передачи полномочий (централизованный маркерный метод). В первоначальной конфигурации ARCNET обеспечивала скорость передачи данных 4 Мбит/с, а в конфигурации ARCNET Plus

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К МЕЖСЕТЕВЫМ ЭКРАНАМ

от 28 апреля 2016 г. N 240/24/1986

РЕГЛАМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Общие положения

Профилактические работы на серверах

Профилактические работы на рабочих станциях

1 Общая часть

2 Порядок ввода в эксплуатацию и перемещение компьютерного оборудования

3 Меры безопасности

4 Порядок работы в информационной сети

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Международные стандарты[править | править код]

Государственные (национальные) стандарты РФ[править | править код]

Различные типы управления доступом



Примером конфиденциальной информации могут быть медицинские записи, финансовые счета, и
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Атаки соревнования. Крайне важно, чтобы процессы, выполняющие свои задачи с общими (совместно используемыми) ресурсами, действовали в правильной последовательности. Атаки соревнования (race conditions) возможны, когда два или более процессов совместно используют общие ресурсы. Например, если в программном обеспечении функции аутентификации и авторизации разделены, существует возможность для злоумышленника (например, вызванная уязвимостью в программе) произвести атаку соревнования, чтобы обеспечить выполнение шага авторизации до выполнения шага аутентификации, что может стать причиной получения злоумышленником несанкционированного доступа к ресурсу.

Хотя идентификация, аутентификация, авторизация и подотчетность тесно связаны между собой, каждый элемент имеет различные функции, которые реализуют определенные требования в процессе управления доступом. Пользователь может быть успешно идентифицирован и аутентифицирован для доступа к сети, но он может не иметь разрешения на доступ к файлам на файловом сервере. Либо наоборот, пользователю может быть разрешен доступ к файлам на файловом сервере, но пока он не прошел успешно процедуры идентификации и аутентификации, эти файлы ему недоступны. Рисунок 2-2 иллюстрирует четыре шага, которые необходимо пройти субъекту для получения доступа к объекту.



Рисунок 2-2. Для доступа субъекта к объекту должны быть пройдены четыре шага: идентификация, аутентификация, авторизация и подотчетность


Субъект должен нести ответственность за все действия, совершенные от его имени в системе или домене. Единственным способом обеспечения подотчетности является надлежащая идентификация субъекта и запись всех его действий.

Логическое управление доступом – это инструмент, используемый для идентификации, аутентификации, авторизации и подотчетности. Это реализуется в виде программных компонентов, выполняющих функции управления доступом к системам, программам, процессам и информации. Логическое управление доступом может быть встроено в операционную систему, приложения, дополнительные пакеты безопасности, базы данных или системы управления телекоммуникациями. Может быть оказаться сложным синхронизировать все механизмы управления доступом, учтя при этом все возможные уязвимости и не навредив производительности.


19.Какие эксплуатационные документы на технические средства, на программный продукт, на аппаратно-программный комплекс должны быть в организации?





20.Опишите основные модели и технологии управления доступом.
Базовые модели

Общим подходом для всех моделей управления доступом является разделение множества сущностей, составляющих систему, на множества объектов и субъектов.

При этом определения понятий «объект» и «субъект» могут существенно различаться. Мы будем подразумевать, что объекты являются некоторыми контейнерами с информацией, а субъекты – пользователи, которые выполняют различные операции над этими объектами.

Безопасность обработки информации обеспечивается путем решения задачи управления доступом субъектов к объектам в соответствии с заданным набором правил и ограничений, которые образуют политику безопасности.

Можно выделить три основные модели управления доступом к объектам: мандатную, дискреционную и ролевую.

3.1. Мандатная модель

Классической мандатной моделью считается модель Белла-ЛаПадулы . Она базируется на правилах секретного документооборота, использующегося в правительственных учреждениях. В этой модели каждому объекту и субъекту (пользователю) системы назначается свой уровень допуска. Все возможные уровни допуска системы четко определены и упорядочены по возрастанию секретности. Действуют два основных правила:

1. Пользователь может читать только объекты с уровнем допуска не выше его собственного.

2. Пользователь может изменять только те объекты, уровень допуска которых не ниже его собственного.

Цель первого правила очевидна каждому, второе может вызвать недоумение. Смысл же его в том, чтобы воспрепятствовать пользователю с высоким уровнем доступа, даже случайно, раскрыть какие-то известные ему тайны.

Одной из проблем этой модели считается беспрепятственность обмена информацией между пользователями одного уровня, так как эти пользователи могут выполнять в организации разные функции, и то, что имеет право делать пользователь А, может быть запрещено для Б. Поэтому в практике мандатную модель обычно используют совместно с какой-нибудь другой .


Из этих двух правил можно вынести несколько интересных наблюдений, указывающих на проблемы, которые могут проявиться в процессе адаптации модели к реальному приложению:

• Пользователи «снизу» могут попытаться передать информацию наверх, выложив ее на своем уровне. При этом они никогда не узнают, читал ли ее кто-либо «сверху» или нет, так как документ будет защищен от редактирования вышестоящими лицами.

• Еще пользователи могут попробовать «закинуть» данные на уровень выше. В этом случае верха будут иметь возможность вставить в полученный документ свои комментарии, но отправитель об этом также не узнает. Вообще, о существовании верхних уровней он может узнать только из документации к системе.

• У пользователей с высоким уровнем допуска нет никаких возможностей коммуникации с нижними уровнями. Возможно, наверху сидят очень умные люди, советы которых были бы просто бесценны, но мы об этом никогда не узнаем.

В основе мандатного управления доступом лежит мандатная модель безопасности Белла–ЛаПадулы. Эта модель основывается на правилах секретного документооборота применяемых во многих странах. В отличие от дискреционного управления, в котором пользователям непосредственно прописываются права на чтение, запись и выполнение, в мандатной модели управление доступом происходит неявным образом. Всем пользователям (субъектам) и файлам (объектам) назначаются уровни доступа. Например, «секретно», «совершенно секретно». Пример иерархии уровней доступа: 

Уровни доступа упорядочиваются по доминированию одного уровня над другим. Затем доступ к защищённым файлам осуществляется по двум простым правилам: 1. Пользователь имеет право читать только те документы, уровень безопасности которых не превышает его собственный уровень безопасности. Это правило обеспечивает защиту информации, обрабатываемой более высокоуровневыми пользователями, от доступа со стороны низкоуровневых пользователей. 2. Пользователь имеет право заносить информацию только в те документы, уровень безопасности которых не ниже его собственного уровня безопасности. Это правило предотвращает нарушение режима доступа со стороны высокоуровневых участников процесса обработки информации к низкоуровневым пользователям. Проиллюстрируем оба правила рисунком: 
 На рисунке изображены отношения пользователя с уровнем «секретно» с субъектами в трехуровневой мандатной модели. Причем, «совершенно секретно» > «секретно» > «не секретно»

3.2. Дискреционная модель

В дискреционной модели безопасности управление доступом осуществляется путем

явной выдачи полномочий на проведение действий с каждым из объектов системы. Например, в модели Харрисона-Руззо-Ульмана для этого служит матрица доступа, в которой определены права доступа субъектов системы к объектам. Строки матрицы соответствуют субъектам, а столбцы –объектам. Каждая ячейка матрицы содержит набор прав, которые соответствующий субъект имеет по отношению к соответствующему объекту.

Как правило, создатель объекта обладает на него полными правами и может делегировать часть прав другим субъектам. Дискреционный подход позволяет создать гораздо более гибкую схему безопасности, чем мандатный, но при этом он и гораздо более сложен в администрировании. С программной точки зрения его реализация очень проста, но при достаточно большом количестве объектов и субъектов система становится практически неуправляемой.

Для решения этой проблемы применяется, например, группировка пользователей. В этом случае права раздаются группам пользователей, а не каждому пользователю в отдельности. Для того чтобы пользователь получил соответствующие разрешения, нужно просто добавить его в одну или несколько групп. Также можно использовать типизацию объектов. Каждому объекту назначается тип, а для каждого типа определяется свой набор прав (схема доступа). В этом случае столбцы матрицы доступа соответствуют не объектам, а типам объектов. Комбинирование этого подхода с группировкой пользователей позволяют существенно уменьшить матрицу доступа, а значит, и упростить ее администрирование.

В сущности, набор прав – это не что иное, как список известных системе операций, снабженных разрешением или запретом на выполнение данной операции. В крупном приложении количество известных операций может быть весьма большим. При этом большая часть операций имеет смысл только для определенных типов объектов, а многие типовые процессы, осуществляемые пользователем в приложении, включают в себя выполнение нескольких элементарных операций над различными объектами. Поэтому, даже с уменьшенной матрицей доступа, продумать политику безопасности приложения, т.е. грамотно разделить полномочия между различными пользователями системы, достаточно сложно.