Файл: Методические указания для подготовки к практическим занятиям и их выполне нию, список рекомендуемой литературы по дисциплине Управление ассортиментом торговой организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 1.
Раскройте значение деятельности по управлению ассортиментом для повышения эффективности. Проиллюстрируйте Ваши рассуждения на при- мерах отечественных торговых предприятий (по материалам СМИ).
2.
Опишите сущность и направления использования методов научного познания в коммерческой / товароведной деятельности.
3.
Раскройте содержание основных принципов товароведения.
4.
Представьте традиционные методы управления ассортиментом в тор- говле и методы категорийного менеджмента.
5.
Разработайте «Положение об ассортиментной политике» для конкрет- ного розничного торгового предприятия.
Письменное домашнее задание:
1.
Разработайте «Положение об ассортиментной политике» для кон- кретного розничного торгового предприятия.
2.
Опишите сущность и направления использования методов научного познания в коммерческой / товароведной деятельности.

Тематика рефератов с презентацией:
1. Система финансовых и стратегических показателей в оценке эффектив- ности ассортиментной стратегии.
2. Особенности управления ассортиментом в магазинах разного формата.
3. Методология распределения ресурсов между товарными категориями.
4. Стратегия и тактика управления ассортиментом розничного торгового предприятия.
5. Позиционирование товарной категории на основе выделения конку- рентных преимуществ.
Анализ деловых ситуаций:
1. Вы являетесь членом рабочей группы, состоящей из генерального ди- ректора, начальника торгового отдела и двух маркетологов-аналитиков.
На основании предоставленных маркетологом-аналитиком аргументов принято решение о выводе товарных категорий из ассортимента. Раз- работайте служебную записку – обоснование корректировки товарной матрицы
2. Вы приняты на работу маркетологом – аналитиком в торговую сеть из трех универсамов, где ассортимент долгое время не обновляется (стаг- нация ассортимента), отсутствуют новые товары. Разработайте предло- жения по обновлению ассортимент, которое позволит поддерживать оптимальное соотношение товаров с различной длительностью жизнен- ного цикла.

13
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ
ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА
Цель работы: научиться применять в профессиональной деятельно- сти методы ценообразования, ориентируясь на стратегические цели компании
Литература:
а) основная литература: 1 б) дополнительная литература: 6, 7
Задание 1.
Используя данные, представленные на рисунке 3, определите, соот- ветствуют ли стратегические цели предприятия политике ценообразования и методам ценообразования. Ответ обоснуйте.
Найдите правильное соответствие стратегических целей предприятия с политикой ценообразования и методами ценообразования.
Как Вы понимаете, что такое положение о ценовой политике. Для чего на предприятиях торговли необходимо разрабатывать и внедрять положе- ние о ценовой политике?
Задание 2. На основе изученного материала заполните таблицу:
Методы установления цены
№ п/п
Метод установления цены
Краткая харак- теристика
Досто- инства
Недо- статки
1
Средние издержки плюс прибыль
2
На основе анализа безубыточности
3
Демпинговые цены
4
Установление цены на основе текущих цен
5
Измерение эластичности спроса
6
На основе ощущений ценности


14
Рис. 3 – Ценовая политика и тактические действия предприятия
Задание 3. Заполните предложенную ниже таблицу и сделайте вы- воды по результатам проведенных расчетов (данные для расчетов представ- лены на рисунках 4-6).
Можно ли утверждать, что метод ценообразования «средние из- держки плюс прибыль» широко применяется в розничной торговле? Ответ обоснуйте.
Стратегические цели
предприятия
Политика цено-
образования
Метод ценооб-
разования
1. Увеличение те- кущей прибыли
2. Увеличение доли рынка, за- хват регионов
4. Максимальная дифференциация, предложение луч- шего товара, каче- ства и услуг
3. Выживание, уход от конку- рентных войн
1. Обеспечение наибольшей торговой наценки
2. Низкие цены для привлечения максимального количества по- купателей
4. Высокая наценка, покры- вающая из- держки на до- стижение высо- кого уровня сер- виса и качества товаров и услуг
3. Низкие цены, но не ниже себе- стоимости, чтобы была воз- можность иметь прибыль
4. Издержки: ана- лиз безубыточно- сти. Конкурентное ценообразование: метод текущих цен или следова- ние за лидером
3. Издержки + при- быль или измере- ние покупатель- ской ценности
2. Конкурентное це- нообразование: про- никновение на ры- нок, демпинг
1. «Снятие сливок, измерение эластич- ности

15
Товарооборот по отдельным позициям товаров
То- вар
Цена за- купки за ед., руб.
Цена продажи, руб.
Кол-во проданных товаров, кг
Себестои- мость про- данных то- варов, руб.
Товаро- оборот, руб.
Наценка,
%
Валовая при- быль, руб.
1 2
3 4
5 итого
Рис. 4 - Цена закупки продукции за ед., руб.
Рис. 5 - Цена продажи продукции за ед., руб.
1; 119,2 2; 62,5 3; 106,2 4; 219,7 5; 82,1 169,2 82,5 159,2 248,7 102,1

16
Рис. 6 – Количество проданных товаров, кг
Задание 4. Постоянные затраты торгового предприятия в 2019 году составят 24500 тыс. руб., переменные затраты – 132500 тыс. руб. Объем товарооборота за анализируемый период по предприятию планируется на уровне 200000 тыс. руб. Определите норму предельной прибыли, среднюю торговую наценку. Рассчитайте точку безубыточности. Определите точку безубыточности, если постоянные расходы предприятия возрастут до 50050 тыс. руб. О каком методе ценообразование идет речь в задаче? Ответ обос- нуйте.
Задание 5. Ситуационная задача
Компания Aldi (дискаунтерная сеть в Европе) полностью отказалась от определения рентабельности по отдельным товарам или товарным ли- ниям. Расчеты показали, что продажа части товаров, например молока, не- рентабельна, однако отказаться от таких товаров - значит потерять лояль- ность покупателей. Владельцы компании сделали вывод, что их интересует общее выполнение финансового плана, а наценка по отдельным товарам мо- жет быть любой. Пока эта стратегия приносит свои плоды: показатели Aldi
(продажи с квадратного метра; операционная прибыль) считаются лучшими в Европе.
Примечание: Aldi, являясь сетью магазинов-жёстких дискаунтеров, экономит на торговых площадях, оборудовании, персонале, поддерживая, однако, единый уровень обслуживания, качества товаров и их ассортимента. В частности, в магазинах сети нет витрин, меньший выбор товаров. Средняя площадь магазина составляет 1000—1500 м², ассортимент - всего 700-800 позиций, более 80 % - собственная торговая марка; в мага- зинах работает три-четыре человека.
Вопросы к ситуации:
1. Какой метод ценообразования использует компания Aldi?
1; 398 2; 512 3; 112,6 4; 102,9 5; 322,1 1
2 3
4 5


17 2. Увеличивается ли объем товарооборота при названном методе це- нообразования?
3. Что происходит с имиджем компании?
4. Увеличивается или сокращается прибыль предприятия?
5. Согласны ли Вы, что подобный метод ценообразования приемлем для тех компаний, которые хотят охватить большой сегмент рынка и имеют доступ к кредитам или солидным инвестициям? Ответ обоснуйте.
Задание 6. Заполните предложенную ниже таблицу 6 и сделайте вы- воды по результатам проведенных расчетов. В чем сущность метода цено- образования «измерение эластичности спроса»? Что такое эластичность спроса?
Таблица 6 – Коэффициент эластичности
Товар
Цена до, руб.
Цена после, руб.
Спрос до, шт.
Спрос по- сле, шт.
Коэффици- ент эластич- ности

1 2000 1400 40 50
% изменения
2 208 197,6 300 360
% изменения
3 10 9
100 111
% изменения
4 500 600 100 0
% изменения
5 22 25,3 30 30
% изменения

Эластичность может быть выражена в виде коэффициента эластичности спроса (Эц):
Ц
К
Э
ц



, (1) где ∆К – изменение величины спроса, %; ∆Ц – изменение цены, %.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятий цена, ценообразование, ценовая политика
2. Дайте характеристику известных вам стратегий ценообразования
3. Тактические и оперативные задачи в управлении ценообразованием
4. Как конкурентная стратегия торговой организации влияет на метод це- нообразования?
5. Как стратегия ценообразования учитывает характеристики целевых групп потребителей?
6. Можно ли утверждать, что ценовая политика наряду с ассортиментной представляет собой тактические действия, которые способствуют достиже- нию стратегических целей компании? Ответ обоснуйте.
7. К чему ведет отсутствие регламентации ценовой политики?

18
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1.
Опишите сущность и приведите примеры использования методов це- нообразования в коммерческой деятельности.
2.
Раскройте значение ценообразования для повышения эффективности деятельности торговой организации. Проиллюстрируйте Ваши рассужде- ния на примерах отечественных предприятий (по материалам СМИ).
3.
Составьте алгоритм ценовой тактики рыночного игрока при различ- ных рыночных ситуациях.
Тематика рефератов с презентацией:
1. Анализ ценовых стратегий участников локального розничного рынка.
2. Особенности использования инструментов ценообразования в управле- нии ассортиментом в магазинах разного формата.
3. Стратегия и тактика ценообразования розничного торгового предприятия.
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ
Цель работы: приобрести практические навыки оценки эффективно- сти процесса управления ассортиментом
Литература:
а) основная литература: 1 б) дополнительная литература: 1, 3, 5
Задание 1. Ситуационная задача по овладению методикой АВС-
анализа
В целях укрепления позиции на рынке руководство ООО «Орион» приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансо- вых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ре- сурсов, фирма не имеет.
Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств.
Необходимо провести анализ ассортимента по методам АВС и XYZ, в ре- зультате чего распределить ассортиментные позиции по группам (различ- ными методами) и сформулировать соответствующие рекомендации по управлению товарными ресурсами и продажами.
Торговый ассортимент фирмы, значения товарооборота, товарных за- пасов представлены в таблице:
Методические рекомендации для выполнения практической работы
См. подробнее: материалы и шаблоны Образовательного проекта
POWERBRANDING/ru - http://powerbranding.ru/biznes-analiz/abc-method


19
Одним из универсальных и распространенных методов анализа ассор- тимента является метод АВС - анализа. В основе метода АВС-анализа лежит
«Правило Парето», которое звучит следующим образом: 20% усилий обес- печивают 80% результата.
Данные для анализа
Ассорти- ментная позиция
Средние товарные запасы, тыс. р.
Товарооборот, тыс.р.
1 квартал
2 квартал
3 квартал
4 квартал
1 5624 139259 148729 153934 140106 2
1542 66255 70760 73237 66658 3
3215 94168 100571 104091 94741 4
4152 105518 112693 116637 106160 5
4652 152142 162488 168175 153067 6
2984 84046 89761 92903 84557 7
3006 92941 99261 102735 93506 8
1989 66255 70760 73237 66658 9
1548 88647 94675 97989 89186 10 1004 30980 33087 34245 31168 11 4261 110523 118039 122170 111195 12 1168 52583 56159 58125 52903 13 2436 74737 79819 82612 75191 14 3145 83744 89439 92569 84254 15 3524 120748 128958 133472 121482 16 2261 66703 71239 73732 67109 17 2277 73763 78779 81536 74211 18 1507 52583 56159 58125 52903 19 1173 70355 75139 77769 70783 20 761 24587 26259 27178 24737 21 3228 87717 93681 96960 88250 22 885 41733 44571 46131 41987 23 1845 59315 63348 65565 59675 24 2383 66464 70983 73468 66868 25 2670 95831 102348 105930 96414 26 4261 110523 148729 153934 140106 27 1168 52583 70760 73237 66658
Итого
АВС-анализ - метод, позволяющий определить наиболее значи-
мые ресурсы компании с точки зрения валовых продаж и валовой при-
были.
Проводится как для отдельного бренда, так и в целом для компании.
Метод позволяет определить нерентабельные или низко-рентабельные группы товаров, своевременно улучшить и оптимизировать ассортимент- ный портфель.
Цель ABC анализа –ранжирование любых ресурсов с точки зрения их вклада в прибыль или продажи. Благодаря такому ранжированию можно

20 правильно расставить приоритеты деятельности, сфокусировать использо- вание ограниченных ресурсов компании (трудовые, временные, инвестиции и т.д.), выявить излишнее использование ресурсов и предпринять своевре- менные корректирующие меры.

Преимущества АВС-анализа: универсальность, простота и нагляд- ность.

Ограничения АВС-анализа: метод иногда может не учитывать страте- гические цели компании. Например: развивающиеся категории всегда будут в категории «С», так как в краткосрочном периоде будут иметь минималь- ный вклад в продажи/прибыль компании
ШАБЛОН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АВС-АНАЛИЗА
1 шаг: Определите показатель, по которому Вы
хотите отсортировать позиции.
Показатель, на основании ко- торого проводится АВС-ана- лиз:
2 шаг: Перечислите все ана-
лизируемые позиции и отсор-
тируйте все позиции по убы-
ванию продаж/ прибыли
Определите
долю (вклад)
каждой позиции
Рассчитайте
совокупный
процент
Присвойте
каждой пози-
ции соответ-
ствующую
группу А,В
или С

Наименова- ние
Значение, руб
Вклад %
Накопительный вклад %
Группа
1
Товар 1 100 48%
48%
А
2
Товар 3 50 24%
71%
А
3
Товар 5 35 17%
88%
В
4
Товар 4 20 10%
98%
С
5
Товар 2 5
2%
100%
С
210
100%
Метод строится по принципу классификации анализируемых ресур- сов на 3 группы А, В и С:
А -группа: обеспечивает 80% продаж/прибыли, обычно составляет 15-
20% от всех ресурсов
В –группа: обеспечивает 15% продаж/прибыли , обычно составляет
35-20% от всех ресурсов
С-группа: обеспечивает 5% продаж/прибыли , обычно составляет 50-
60% от всех ресурсов
Границы групп 80%-15%-5% могут изменяться и могут устанавли- ваться индивидуально каждой компанией.