Файл: Тесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О. Конт поставил социологию в один ряд с фундаментальными науками, создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему законов и принципов социологии. Эволюционная теория О. Конта сняла противоречие между «социальным прогрессом » и «социальным порядком»: отказ О. Конта от революционной теории, постановка на ее место эволюционного принципа в социальном развитии давали возможность не уничтожать, а реформировать, эволюционно изменять существующий в обществе порядок.
-
Объект, предмет, функции социологии.
Объект: само общество во всём его проявлении. Предмет: О.Конт: общество это особое, Дюргейм: социальные факты, Вебер: социальное поведение, Маркс: общество как социальная система.
Функции социологии: Гносиологическая, практическая, социальный прогноз и контроль, гуманистическая, прогностическая, идеологическая, функция социального контроля, управленческая, пропогондистская, регулятивная
-
Структура социологии, социологического знания.
Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.
Социология — сложноструктурированная отрасль научного знания об общих и специфических тенденциях и закономерностях развития и функционирования, различных по масштабам, значимости, особенностям и формам проявления социальных систем.
В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» социологической науки, состоящего из пяти этажей (рис. 1.1):
верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки);
четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня;
третий — частные, или специальные, теории;
второй этаж представлен эмпирическими исследованиями;
нижний этаж — прикладные исследования.
Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология, а последний - прикладная социология. Три верхних этажа - теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — принято относить к эмпирическим знаниям.
Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня — иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий.
-
Законы и категории социологии.
Социологические категории – это основные понятия, которые составляют базу в терминологическом словаре социологии, в которых отражена социальная реальность, как определенная целостность в становлении и развитии науки. Вместе с тем, в этих понятиях выражается сущность непосредственно процессов социологического знания, совместно с его методами и механизмами реализации.
В основе терминологического словаря социологии находятся три группы категорий:
-
общенаучные категории, которые интерпретируются социологическим знанием (Например: социальная структура, социальное развитие, социальная система и прочие). -
непосредственно социологические категории (Например: социальный институт, социальный статус, социальная стратификация и прочие). -
категории смежных с социологией дисциплинами (Например: личность, культура, власть, государство и прочие).
В общем смысле, социальные законы принято разделять на пять групп:
-
Законы, в которых отражается сосуществование социальных явлений. В контексте понимания данных законов, при наличии явления А, обязательно должно быть явление Б. Например, процессы урбанизации и индустриализации в обществе отражают снижение числа экономически активных граждан, которые заняты в области сельского хозяйства. -
Законы, в которых отражаются тенденции развития. За счет их деятельности происходят изменения в структуре социальных объектов, совместно с переходом от одной установленной формы порядка к другой. В качестве примера можно привести тот факт, что при изменении особенностей в производительных силах необходимо реализовывать изменения и в производственных отношениях. -
Законы, благодаря которым устанавливается функциональная зависимость между различными социальными явлениями. Например, чем больше индивид склонен участвовать в политической общественной жизни, тем выше показатели его внутренней культуры. -
Законы, с помощью которых происходит фиксация причинных связей между социальными явлениями. В качестве примера можно привести то, что значимым и нужным условием реализации процессов социальной интеграции выступает рациональное комбинирование личностных интересов с общественными. -
Законы, в которых утверждается вероятность, или возможность взаимосвязи и влияния между различными социальными процессами. Например, количество процессов по бракоразводным делам в разных странах зависит от экономического цикла страны.
-
Место социологии в системе общественных наук.
Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему. Во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук. В-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками.
Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой.
-
Основные этапы развития социологии. О. Конт и три стадии развития народной мысли.
Основные этапы – вопрос 28
Выделяя взгляды, идеи, мышление, сознание людей как главные силы развития общества, О. Конт делит историю общества на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.
Критерий такого деления – характер господствующих идей.
1. Теологическая стадия в развитии общества, вплоть до XVII – XVIII веков, когда в нем господствовала религия.
2. Метафизическая. В обществе господствуют олицетворенные абстракции, метафизические концепции – революционные теории, материалистическая философия.
3. Позитивная стадия. Обществу нужен такой этап, когда развивалась бы только позитивная наука. Должны господствовать естественные науки, социология.
-
Классический период развития социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс).
С именем французского мыслителя Огюста Конта (1798- 1857), его учеников и последователей связан так называемый классический период развития социологии, когда она институционализировалась как наука; возникли ее основные школы, направления. О. Конт не только предложил термин «социология» для обозначения новой науки об обществе, но и доказывал необходимость его изучения как на теоретическом уровне, так и эмпирически, опираясь на практические исследования, на строгий отбор социальных фактов. Исходя из этого, О. Конт предложил и основные методы исследования - наблюдение и эксперимент.
Для развития социологии как науки, для более глубокого и научного познания общества большое значение имело предложение О. Конта рассматривать его как организм (систему) со своей структурой. Он же исследовал и отдельные его элементы - государство, семью, церковь. Эту часть своей социологии он называл социальной статикой. Но О. Конт также считал, что в обществе постоянно происходят и социальные изменения; отдельные элементы общества взаимодействуют между собой, порождают социальные действия и изменяются сами. Эту часть социологии О. Конт определял как социальную динамику. Он считал, что социология должна быть позитивной, т.е. добытые наукой знания обязаны служить благосостоянию общества. Как ученый, О. Конт при изучении общества исходил из единства людей и общественных явлений. Вместе с тем в изучаемом обществе он видел и разнообразие процессов, происходящих в нем и более того, обосновывал это разнообразие; он делал вывод о том, что случайности революций или насилие не обеспечивают порядка в обществе.
Один из самых влиятельных социальных мыслителей XIX в. - немецкий ученый К. Маркс (1818-1883) рассматривал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся по своим законам социальную систему. К. Маркс считал главным видом общественных отношений экономические и которые, в первую очередь, определяют социальную структуру общества. Ее основа - те или иные классы, формирование которых связано с их отношением к средствам производства. Владение или невладение ими определяют социальный статус класса, его отношение (доступ) к власти и т.д. По Марксу, все изменения в обществе обусловлены борьбой классов за средства производсгва и эта борьба должна привести к созданию бесклассового общества, в котором отсутствует частная собственность на средства производства и торжествует социальная справедливость.
Социологическая теория английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903) позволила ему заложить фундамент тидо- огизации обществ, принципиально отличающийся от марксистского и в основе которого находятся не социоэкономические, этические положения. В теории Г. Спенсера обосновывался тезис о том, что развитие общества не должно поглощать отдельную личность и что, по его убеждению, может произойти при реализации социалистических и коммунистических идей.
Фактически Г. Спенсер предложил несколько позже широко распространенный метод структурно-функционального анализа. Он же способствовал распространению понятий «социальный институт», дав ему научное описание и выделив домашние, обрядовые или церемониальные, политические, церковные, профессиональные промышленные институты.
В историю социальных учений Г. Спенсер вошел как основатель школы социального дарвинизма. Он первым применил структурно-функциональный анализ к изучению общества, разрабатывал подход к описанию общественных систем, получивший впоследствии название общей теории систем.
Становление социологии как науки тесно связано и с именем французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Он обосновал особое место социологии среди других наук об обществе; стремился к ее автономии, к более полному и ясному определению того, что она должна изучать.
Большое место в научном наследии ученого занимает разработанный им метод структурно - функционального анализа социальных явлений. Он считал общество определенным целым, но состоящим из взаимозависимых частей (структур) со своими функциями. А под социальной функцией Э. Дюркгейм понимал соответствие того или иного явления определенной потребности социальной системы. Этот метод позволил ученому дать глубокий анализ социальных связей в различных типах обществ (как традиционных, так и современных); показать, что функционирование какой-либо структуры может быть нарушено и это побуждает человека на поступки, не совместимые с общепринятыми правилами и нормами (аномия). Введенное Э. Дюркгеймом понятие аномии прочно вошло в современную социологию.
Его же теория социальной солидарности (работа «О разделении общественного труда») в методологическом отношении оказалась социологической основой идеологии социал - реформизма, в центре которой - идея государства как организации, решающей проблемы социального противостояния в интересах всего общества. Ученый отвергал идею К. Маркса о революции как способе разрешения конфликтов.
-
«Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.
Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Основоположник Макс Вебер
-
Отечественная социология до 1917 года ( Н. Михайловский и др.)
Первым свидетельством становления в России социологии как автономной научной дисциплины является появление в печати статей «Позитивизм и его задачи» (1868) и «Исторические письма» (1869) П.Л.Лаврова, и одновременно с ними работы Н.К. Михайловского «Что такое прогресс?» (1869). К этому же времени относится и публикации Н.И. Зибера, одного из основателей марксистского направления в русской социологии, а также выход в свет трудов А.И. Стронина, сторонника органицизма. Затем начинается регулярное издание в России социологической литературы.