Файл: Тесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характер становления научной социологии в России предопределял ряд особенностей. Наиболее существенная из них заключалась в том, что, будучи обязана своим происхождением прогрессивному течению собственной общественной мысли, она совершала самостоятельный синтез разнообразных научных идей, возникавших у других народов.

Первым широким течением научной социологической мысли, как и на Западе, в России явился позитивизм. Позитивистская социология получила свое развитие в трудах отечественных ученых разных поколений, среди которых П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Е.В. де Роберти, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев и другие. Всех этих исследователей, вслед за О.Контом, воодушевляли приемы познания, заимствованные у точных наук, и их способность с помощью конкретных методов преодолевать идеализм и мистику в трактовке научных фактов. Привлекательной стороной позитивизма представлялась его нацеленность на поиски такого теоретического знания, которое поможет человечеству найти оптимальные средства решения практических задач и встать на путь процветания.

В то же время позитивистская социология в России представляла собой явление оригинальное, самобытное и весьма разноликое. Уже к концу 60-х гг. XIX столетия в позитивистской социологии в России сформировались первые научные направления:

1) натуралистическое, объединявшее органицистские и механицистские подходы к социальным явлениям (представители - Н.Д. Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, П.А. Кропоткин, Я.А. Новиков);

2) географический детерминизм, согласно которому первичным и определяющим при объяснении социальных процессов считается фактор окружающей природной среды (представители Л.И. Мечников, А.П. Щапов);

3) субъективная школа, положившая в основу изучения общества содержание духовной жизни составляющих его индивидов.

Именно субъективная школа стала играть наиболее заметную роль в отечественной социологии на рубеже 60-70-х гг. XIX века. В научной литературе она известна под несколькими названиями - одни социологи предпочитали называть ее субъективной школой или этико-социологическим направлением, другие - субъективным методом. Некоторыми исследователями использовался термин «русская социологическая школа». В каждом из названий подчеркивался один из наиболее характерных признаков этого богатого содержанием, яркого, самобытного направления в социологии.

  1. Марксистская социология в России (ортодоксальный марксизм, «легальный марксизм»).


К концу XIX века в России, в рамках марксистской социологии, сформировалось два подхода - радикальный (революционный марксизм) и легальный марксизм.

Выдающимися представителями революционного подхода были Г.В.Плеханов (1856 - 1918) и В.И.Ленин (Ульянов) (1870 - 1924).

Революционер и ученый, основатель социал-демократического движения в России, Георгий Валентинович Плеханов оценил учение К. Маркса как новый этап в развитии философии и социологии. В своих работах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма», «К вопросу о роли личности в истории» и многих других, он блестяще изложил марксистскую теорию общества. Вслед за К.Марксом Г.В.Плеханов обосновал материалистическое понимание истории, показал сложность отношений общественного бытия и общественного сознания; подчеркнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут различные социальные группы.

Революционер и социальный мыслитель, основатель советского государства Владимир Ильич Ленин в ряде работ активно исследовал общественный строй в России и роль различных классов в грядущей революции. Исключительную роль в развитии марксистской социологии в нашей стране сыграла его работа «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894). В ней В.И.Ленин субъективной социологии противопоставил марксистскую диалектику, в частности, учение о конкретности истины, материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории.

Значительное место в работах В.И. Ленина, вышедших накануне Октябрьской революции 1917 года и сразу после ее победы занимает анализ марксистской теории государства, классовой сущности и функций различных видов демократии и диктатуры особенностей советов как государственной формы диктатуры пролетариата, перспектив и условий «отмирания государства».

Однако, несмотря на то, что В.И. Ленин многие теоретические и методологические вопросы, относящиеся к сфере социологического знания, поставил и разработал впервые, в его работах нельзя найти законченной концепции социологии. Тем не менее, он внес крупный вклад в развитие марксистской мысли на социологическом уровне. Прежде всего, он заключается в дальнейшей разработке марксистской теории общества и применении этой теории для анализа различных сфер жизни российского общества. Кроме того, В.И. Лениным были проведены систематические исследования прикладного характера, в ходе которых он использовал разнообразные приемы сбора социальной информации. Замечательным примером тому служит его работа «Развитие капитализма в России».


В отличие от радикальных марксистов, легальным марксистам в принципе была чужда идея о диктатуре пролетариата, их вполне устраивало то, что марксизм обосновывал прогрессивность капитализма по сравнению с феодализмом, доказывал закономерный характер смены феодализма капиталистической общественно-экономической формацией. Социологию марксизма легальные марксисты истолковывали в духе экономического материализма, ставя изменения в обществе, особенно правовые, в непосредственную зависимость от экономики.

Так, главные представители легального марксизма в России – П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев, С. Франк поддерживали лишь экономическую теорию К.Маркса. Они выступали в легальных журналах «Новое слово», «Начало», «Жизнь», использовали положения марксистской экономической теории для обоснования необходимости развития капитализма в России, выступали за демократические свободы, развивали либеральные концепции реформирования общества.

Следует отметить, что В.И. Ленин критиковал легальных марксистов за стремление «взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии и отбросить «только» живую душу марксизма, «только» его революционность». По В.И. Ленину, легальные марксисты – «буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму»

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Историография Льва Корсавина.

Лев Платонович Карсавин (1882—1952) — историк культуры по профессии и философа по призванию. Придерживаясь в своих философских исследованиях метафизики соловьевского всеединства, Карсавин как бы завершает это направление. Вместе с тем в развитии идей метафизики и историософии всеединства он опирался на европейские источники, особенно на труды Николая Кузанского.

Свои размышления о смысле истории Карсавин, следуя отечественной традиции, начинает с определения исторической миссии России. Этому посвящена одна из первых его книг «Восток, Запад и русская идея», задачу которой он видел в том, чтобы уяснить русскую идею в ее отношении к Западу и Востоку. Но поскольку, по мнению Карсавина, Восток и Запад, как и сама Россия, наиболее полно представлены в их религии и искусстве, то именно он и становятся сферой сравнительного анализа для мыслителя. Отталкиваясь от идеи Вл. Соловьева о теократии и объединении церквей как ее предпосылке, Карсавин в скрытой форме полемизирует с ним, отстаивая потенциальные преимущества православия как смыслообразующего основания истории в качестве наиболее адекватного, по сравнению с западным христианством, выражения идеи всеединства, которой соответствует догмат триединства Бога. При этом философ отнюдь не идеализирует историческое православие и русскую культуру в целом, отмечая их пассивность, неспособность или нежелание самоопределения и проч. И все же основание для оптимизма он видит в вековой государственности России, в православной церкви с ее идеей соборности, в величии русской духовной культуры. Вместе с тем Карсавин отнюдь не отрицает культурного значения западного христианства, однако Возрождение («вырождение», по ремарке Карсавина) прервало этот процесс. Историческая ущербность западного христианства привела к тому, что именно на долю православного Востока выпал почти весь труд раскрытия христианского вероучения и, в частности, ее основополагающего, согласно Карсавину, догмата всеединства Абсолюта как триединства Бога. Вот почему история как наука должно быть православной. Однако, замечает он, историческая миссия России все еще остается в потенции. В своем тяготении к Абсолюту русский Восток доходит до отказа от себя, до беспредельной жертвенности и безразличия к настоящему, забывая, что именно из настоящего произрастает будущее.


Всеединство Абсолюта является центральной категорией христианской метафизики и историософии Карсавина. Она означает тождество Творца, Его замысла и тварного мира, который есть лишь «иное» Бога. Таким образом, история человечества, есть вершина тварного мира, она мыслима лишь во всеединстве с Богом, иными словами, человечество участвует в своей истории и даже в самом акте творения. Разработке этой идеи посвящена специальная работа Карсавина — «Философия истории». По отношению к истории всеединство мыслителя Карсавиным как совершенное множество, все элементы которого тождественны между собой и адекватны целому, но в то же время не сливаются в сплошную неразличимую целокупность. Обозначению и расшифровке этой идеи служит заимствованное у Николая Кузанского понятие «стяженного». Как отмечает С.С. Хоружий, «оно становится ключевым в системе Карсавина, который строит на его основе оригинальную диалектику части и целого, единства и множества. Понятие «стяженного» улавливает диалектику части и целого, «вводя представление о некоем умаленном, но все же еще цельном, целостном присутствии целого в своей части, и всякой части — во всякой другой, если это целое — всеединство»*. Анализируя любое историческое явление, Карсавин прежде всего вписывает его в более всеобъемлющую целостность, «качествованием» которой оно является. В свою очередь высшее всеединство «актуализирует», «индивидуализирует» себя в личностях более низшей иерархии.

  1. Социология XX столетия (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Дорендорф и др.)

В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем. Жизненный и творческий путь Сорокина связан до 1922 года с Россией, а с 1923 года с США. В 1919 году Сорокин создает первый в России социологический факультет в Петроградском университете. Американский период его творчества был более длительным и плодотворным. Сорокин не только создает десятки крупных работ, но и социологический факультет Гарвардского университета, 12 лет возглавляет его, избирается президентом Американской социологической ассоциации. Сорокина по праву многие называют классиком социологии 20 столетия, а иногда говорят, что он совершил «коперниковскую революцию в социологии». Интегрализм как своеобразная общая черта творчества Сорокина окончательно сложился в трудах конца 30-40 годов, прежде всего в его «Социальной и культурной динамике», в которой ярко и фундаментально показано циклическое развитие, флуктуация различных типов культур и соц. суперсистем в Европе почти за 3 тысячелетия. Понимая культуру в самом широком смысле как основу общественной жизни, Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения общества. Культура и ее ценности - вот интегрирующий фактор и в самой общественной жизни и в ее социологическом исследовании. Социокультура у Сорокина не конгломерат разрозненных явлений, а единство, все элементы которого связаны, интегрированы, представляют собой систему, а ценность служит фундаментом всякой культуры. Социокультурные суперсистемы различаются прежде всего своими основными ценностями. Вся история у Сорокина предстает как закономерная смена доминирования в Европе 3 социокультурных суперсистем, 3 длительных этапов человеческой истории, своеобразных особых, уникальных цивилизаций: идеациональной, чувственной и идеалистической. В первой господствующее положение занимают религиозные ценности, бог - высшая истина, другие культурные системы (наука, искусство) подчинены теологии. Вторая характеризуется господством материализма и чувственных форм познания, чувственных ценностей.