Файл: Тесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третья представляет собой интеграцию, синтез черт и ценностей двух других типов культур на основе сочетания материалистических и религиозно-идеалистических взглядов и преобладания интуиции в познании, в связи с чем этот тип может рассматриваться как интегральный. Историческое развитие представляет собой циклическую флуктуацию указанных типов культур, связанных с тремя способами познания - рациональным, чувственным и интуитивным. Ими ограничиваются возможности человеческого познания, в истории культуры и общества не возникает и не может возникнуть чего-либо нового, история обречена на постоянное повторение, флуктуацию циклов, которые отличаются лишь в деталях. Современную культуру Сорокин относил к чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанным с усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход он видел в нравственно-религиозном обновлении человечества, в переходе к "новой интегральной культуре", когда новые духовные ценности истины, красоты и добра выдвинутся на первый план.
Толкотт Парсонс – один из самых известных американских социологов. Структурный функционализм (Т. Парсонс) основан на следующих фундаментальных идеях: 1) в любой социальной системе доминирует инструментальная, функциональная реальность – организационная цель; 2) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную (при этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество); 3) глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.
Центральные категории структурно-функционального анализа: структура (4.1), функция (совокупность ролей каждого элемента социальной структуры, придающих обществу функциональную целостность), социальная система (3.2), равновесие и социальное действие. По мнению Т. Парсонса, общество может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию и гибель. Задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества. Факторами поддержания равновесия являются: 1) адаптация (ее обеспечивает экономика); 2) целеполагание (обеспечивается политикой); 3) интеграция (достигается правом и культурой); 4) поддержание устойчивости (обеспечивается семьей, школой, церковью и другими социальными институтами).
Парсонс считал, что каждый элемент культуры имеет определенное назначение – функцию, которую определенный социальный институт выполняет по отношению к целому.
Ральф Дорендорф – известный немецкий социолог, либерал по политической ориентации. Дорендорф в своей теории отрицал положение Парсонса, что для общества главным является стабильность. Дарендорф представляет общество как постоянно изменяющуюся систему отношений между социальными группами или классами, находящихся в конфликте, взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и даже необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества. Конфликт появляется из-за сопротивления давлению или господствующему влиянию одной силы. Основная причина конфликта — проблема господства и подчинения, отношения власти, неравенство разных социальных групп в структуре общества. Так как неравенство есть в каждом обществе, то и конфликты неизбежно будут выступать спутником взаимодействия между различными социальными группами.
После Октябрьской революции судьба отечественной социологии складывалась крайне противоречиво. Начался процесс институционализации социологии. Встал вопрос о разработке социальной теории нового общества на основе конкретных социальных исследований. Была введена научная степень по социологии. Созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Издается обширная теоретическая литература по социологии. В это же время под влиянием Н. И. Бухарина наметилась тенденция отождествления социологии и исторического материализма. Стали получать развитие отдельные отрасли социологического знания: социология труда, социология политики, социология искусства, социология города и т.д. Значительная часть философов объявила социологию составной частью философии. Сложилось так называемое "антисоциологическое" направление. Это направление отрицало не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин "социология". К концу 30-х годов социология была объявлена буржуазной лженаукой и "упразднена". Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Перерыв в развитии социологической мысли продолжался до начала 60-х годов. Возрождение социологических исследований началось с наступлением "хрущевской оттепели". Но теперь социология была сведена к эмпирическим социологическим исследованиям. В университетах, а также в некоторых экономических вуза вводятся спецкурсы по прикладной социологии. Значительно возросло число публикаций по различным разделам социологии. Но вместе с тем усиливается и административно-бюрократическое вмешательство в социологию. Вновь понятие "социология" оказалось под запретом. Оно фактически было заменено понятием "прикладная социология". С началом перестройки был снят запрет на развитие теоретической социологии. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития как прикладных, так и теоретических социологических исследований. Выявилась необходимость социологической теории, отражающей социальные реалии сегодняшнего дня. Важной основой развития теоретической социологии стали социологические исследования реальных социальных процессов и явлений. Социологические исследования позволяют получать социально-статистическую информацию о формах проявления и механизмах действия социальных закономерностей и использовать эту информацию для дальнейшего совершенствования механизмов управления народным хозяйством, для повышения социальной эффективности материальных затрат и капиталовложений. Сегодня в России нет сколько-нибудь важной сферы, которая в той или иной степени не была бы затронута социологическими явлениями.
Особое значение в условиях необходимости увеличения продуктивности труда приобрели многочисленные исследования бюджета времени, проведенные под руководством С. Струмилина. В результате были получены данные о распределении суточного времени на различные виды деятельности, связанные с трудом, бытом и отдыхом, у рабочих, крестьян и служащих. Это позволило Струмилину выявить трехчленную парадигму бюджета времени — оплачиваемая работа (8 часов), сон (8 часов), домашний труд и отдых (8 часов).
Важными в теоретико-методологическом плане стали два достижения ученого: 1) научное обоснование равенства между трудом и обслуживанием, т. е. работой на производстве и в домашнем хозяйстве, и 2) приравнивание, по их методологической ценности, исследования бюджетов времени к денежным бюджетам, чего прежде никто не делал. Специально были проведены исследования бюджетов времени комсомольских активистов, пионеров и школьников.
Несомненным лидером в разработке науки управления был А. Гастев, который с 1921 по 1938 гг. возглавлял Центральный институт труда. Основная его заслуга как ученого заключалась в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии, соединившей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под руководством Гастева на промышленных предприятиях широко внедрялись инновационные методы организации труда и производства. В своих трудах ученый провозглашал наступление новой эпохи, где не останется места для трудовой расхлябанности, культурной отсталости и лености.
Болтунов предлагал учитывать мотивы труда при составлении профориентационной характеристики профессий. Наряду с тестами в оценке способностей и склонностей школьников считал необходимым использовать данные систематического наблюдения за успехами в учебной деятельности школьников педагогами-предметниками. Главная область научных интересов — исследование психологических проблем профессиональной ориентации и консультации молодежи, проблем психологии способностей и склонностей. Большое внимание уделял освещению психологических проблем трудового воспитания школьников. Разработал методы психологической профессиографии в целях профориентации и «измерительную шкалу ума» — психодиагностическую методику для определения способностей.
Один из организаторов системы профориентационной работы в Ленинграде в 1920—1930-е годы, включавшей деятельность психологов (педологов) в школах, на бирже труда, в профессиональных учебных заведениях.
В середине 1930-х гг. работы А. П. Болтунова оказались под огнём критики в связи с осуждением педологии и психотехники в целом. Умер от истощения в феврале 1942 г. Захоронен в братской могиле на Пискаревском мемориальном кладбище Санкт-Петербурга.
И.В. Сталин, в разделе «О диалектическом и историческом материализме», написанном им для краткого курса «История всесоюзной коммунистической партии (большевиков)», опираясь на идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, выстроил систему единого, материалистического философского знания - «марксистского философского материализма», составными частями которого являются диалектический и исторический материализм. Исторический материализм, согласно И.В. Сталину, «…есть распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к изучению общества, к изучению истории общества».
Основным, и единственно верным методом, которым располагает философская наука, «является марксистский диалектический метод». Общественной теорией, которая правильно отражает потребности материальной жизни общества и способна привести в движение широкие массы народа, организовать из них великую армию пролетарской партии, готовую проложить дорогу революционным силам общества, «является марксизм-ленинизм».
С тех пор, во многом благодаря догматизации партийными лидерами положений, выдвинутых И.В. Сталиным, социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования в области социологического знания были фактически прекращены, а изучение процессов и явлений социальной жизни проводилось в строгом соответствии с канонами теории «марксизма-ленинизма». Таким образом, процесс институционализации советской социологии как полноправной области научного знания прервался.
Как отмечают специалисты, в СССР к началу 50-х гг. все, казалось бы, встало на свои места и замерло в неподвижности. Политические дискуссии и борьба за власть в партийно-идеологической иерархии завершились созданием системы коммунистических научных и учебных учреждений. Институты Академии наук СССР, университеты, творческие союзы, редакции и издательства всецело подчинялись органам партийно-государственного управления. Концептуальный лексикон, схемы аргументации и риторика общественной науки, казалось бы, приобрели завершенную форму. Общественная мысль как будто застыла в монолите словесных формул. Наименования книг и брошюр были поразительно однообразны. …Однако как раз в то время, когда все казалось мертвым и застывшим, происходила незримая революция в идеологии и общественной жизни. Тогда же и сложились определенные условия, благоприятные для возрождения отечественной социологии.
Во-первых, несмотря на то, что социология, как наука, занимающаяся сбором социальных данных о советском обществе и их последующем обобщением, была официально запрещена, оставалась актуальной критика буржуазных социологических концепций с позиций марксизма-ленинизма. С этой целью, вскоре после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1946 г. в Институте философии Академии наук СССР был создан сектор под руководством М.П. Баскина, а к концу 1940-х гг. уже окончательно сложился своеобразный жанр «критики буржуазных социологических течений».
Именно в рамках этого жанра сформировалась плеяда молодых обществоведов, глубоко не удовлетворенных марксистской ортодоксией и ищущих более серьезной основы для изучения общественных процессов. Многие из них владели иностранными языками и, соответственно, имели возможность знакомиться с трудами западных ученых в оригинале.
Во-вторых, после смерти И.В. Сталина и XX съезда КПСС обстановка в стране изменилась, и «идеологи партии не могли действовать привычными методами - расстрелять для порядка несколько десятков ученых и отбить у остальных желание даже приближаться к этой запретной области знаний».
В-третьих, в обществе с обозначившимся кризисом тоталитаризма возникла общественная потребность в более конкретном и точном социальном познании. Активно способствовать разрушению сложившихся догм, стереотипов, духовному и интеллектуальному освобождению ученых-обществоведов могла именно социология.
Однако формальным препятствием для развития социологии было ее полное отождествление с истматом, соответственно - включение в разряд философских наук, отрицание статуса самостоятельной общественной науки. Преодолеть это препятствие можно было лишь поэтапно, и первым этапом стала легализация самого понятия «социология».
Толкотт Парсонс – один из самых известных американских социологов. Структурный функционализм (Т. Парсонс) основан на следующих фундаментальных идеях: 1) в любой социальной системе доминирует инструментальная, функциональная реальность – организационная цель; 2) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную (при этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество); 3) глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.
Центральные категории структурно-функционального анализа: структура (4.1), функция (совокупность ролей каждого элемента социальной структуры, придающих обществу функциональную целостность), социальная система (3.2), равновесие и социальное действие. По мнению Т. Парсонса, общество может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию и гибель. Задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества. Факторами поддержания равновесия являются: 1) адаптация (ее обеспечивает экономика); 2) целеполагание (обеспечивается политикой); 3) интеграция (достигается правом и культурой); 4) поддержание устойчивости (обеспечивается семьей, школой, церковью и другими социальными институтами).
Парсонс считал, что каждый элемент культуры имеет определенное назначение – функцию, которую определенный социальный институт выполняет по отношению к целому.
Ральф Дорендорф – известный немецкий социолог, либерал по политической ориентации. Дорендорф в своей теории отрицал положение Парсонса, что для общества главным является стабильность. Дарендорф представляет общество как постоянно изменяющуюся систему отношений между социальными группами или классами, находящихся в конфликте, взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и даже необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества. Конфликт появляется из-за сопротивления давлению или господствующему влиянию одной силы. Основная причина конфликта — проблема господства и подчинения, отношения власти, неравенство разных социальных групп в структуре общества. Так как неравенство есть в каждом обществе, то и конфликты неизбежно будут выступать спутником взаимодействия между различными социальными группами.
-
Отечественная социология после 1917 года.
После Октябрьской революции судьба отечественной социологии складывалась крайне противоречиво. Начался процесс институционализации социологии. Встал вопрос о разработке социальной теории нового общества на основе конкретных социальных исследований. Была введена научная степень по социологии. Созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Издается обширная теоретическая литература по социологии. В это же время под влиянием Н. И. Бухарина наметилась тенденция отождествления социологии и исторического материализма. Стали получать развитие отдельные отрасли социологического знания: социология труда, социология политики, социология искусства, социология города и т.д. Значительная часть философов объявила социологию составной частью философии. Сложилось так называемое "антисоциологическое" направление. Это направление отрицало не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин "социология". К концу 30-х годов социология была объявлена буржуазной лженаукой и "упразднена". Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Перерыв в развитии социологической мысли продолжался до начала 60-х годов. Возрождение социологических исследований началось с наступлением "хрущевской оттепели". Но теперь социология была сведена к эмпирическим социологическим исследованиям. В университетах, а также в некоторых экономических вуза вводятся спецкурсы по прикладной социологии. Значительно возросло число публикаций по различным разделам социологии. Но вместе с тем усиливается и административно-бюрократическое вмешательство в социологию. Вновь понятие "социология" оказалось под запретом. Оно фактически было заменено понятием "прикладная социология". С началом перестройки был снят запрет на развитие теоретической социологии. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития как прикладных, так и теоретических социологических исследований. Выявилась необходимость социологической теории, отражающей социальные реалии сегодняшнего дня. Важной основой развития теоретической социологии стали социологические исследования реальных социальных процессов и явлений. Социологические исследования позволяют получать социально-статистическую информацию о формах проявления и механизмах действия социальных закономерностей и использовать эту информацию для дальнейшего совершенствования механизмов управления народным хозяйством, для повышения социальной эффективности материальных затрат и капиталовложений. Сегодня в России нет сколько-нибудь важной сферы, которая в той или иной степени не была бы затронута социологическими явлениями.
-
Социологически исследования в 20-х годах (С. Струмилин, А. Гастев, А. Болтунов и др.)
Особое значение в условиях необходимости увеличения продуктивности труда приобрели многочисленные исследования бюджета времени, проведенные под руководством С. Струмилина. В результате были получены данные о распределении суточного времени на различные виды деятельности, связанные с трудом, бытом и отдыхом, у рабочих, крестьян и служащих. Это позволило Струмилину выявить трехчленную парадигму бюджета времени — оплачиваемая работа (8 часов), сон (8 часов), домашний труд и отдых (8 часов).
Важными в теоретико-методологическом плане стали два достижения ученого: 1) научное обоснование равенства между трудом и обслуживанием, т. е. работой на производстве и в домашнем хозяйстве, и 2) приравнивание, по их методологической ценности, исследования бюджетов времени к денежным бюджетам, чего прежде никто не делал. Специально были проведены исследования бюджетов времени комсомольских активистов, пионеров и школьников.
Несомненным лидером в разработке науки управления был А. Гастев, который с 1921 по 1938 гг. возглавлял Центральный институт труда. Основная его заслуга как ученого заключалась в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии, соединившей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под руководством Гастева на промышленных предприятиях широко внедрялись инновационные методы организации труда и производства. В своих трудах ученый провозглашал наступление новой эпохи, где не останется места для трудовой расхлябанности, культурной отсталости и лености.
Болтунов предлагал учитывать мотивы труда при составлении профориентационной характеристики профессий. Наряду с тестами в оценке способностей и склонностей школьников считал необходимым использовать данные систематического наблюдения за успехами в учебной деятельности школьников педагогами-предметниками. Главная область научных интересов — исследование психологических проблем профессиональной ориентации и консультации молодежи, проблем психологии способностей и склонностей. Большое внимание уделял освещению психологических проблем трудового воспитания школьников. Разработал методы психологической профессиографии в целях профориентации и «измерительную шкалу ума» — психодиагностическую методику для определения способностей.
Один из организаторов системы профориентационной работы в Ленинграде в 1920—1930-е годы, включавшей деятельность психологов (педологов) в школах, на бирже труда, в профессиональных учебных заведениях.
В середине 1930-х гг. работы А. П. Болтунова оказались под огнём критики в связи с осуждением педологии и психотехники в целом. Умер от истощения в феврале 1942 г. Захоронен в братской могиле на Пискаревском мемориальном кладбище Санкт-Петербурга.
-
Административно – командная система и ее влияние на социологию.
И.В. Сталин, в разделе «О диалектическом и историческом материализме», написанном им для краткого курса «История всесоюзной коммунистической партии (большевиков)», опираясь на идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, выстроил систему единого, материалистического философского знания - «марксистского философского материализма», составными частями которого являются диалектический и исторический материализм. Исторический материализм, согласно И.В. Сталину, «…есть распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к изучению общества, к изучению истории общества».
Основным, и единственно верным методом, которым располагает философская наука, «является марксистский диалектический метод». Общественной теорией, которая правильно отражает потребности материальной жизни общества и способна привести в движение широкие массы народа, организовать из них великую армию пролетарской партии, готовую проложить дорогу революционным силам общества, «является марксизм-ленинизм».
С тех пор, во многом благодаря догматизации партийными лидерами положений, выдвинутых И.В. Сталиным, социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования в области социологического знания были фактически прекращены, а изучение процессов и явлений социальной жизни проводилось в строгом соответствии с канонами теории «марксизма-ленинизма». Таким образом, процесс институционализации советской социологии как полноправной области научного знания прервался.
Как отмечают специалисты, в СССР к началу 50-х гг. все, казалось бы, встало на свои места и замерло в неподвижности. Политические дискуссии и борьба за власть в партийно-идеологической иерархии завершились созданием системы коммунистических научных и учебных учреждений. Институты Академии наук СССР, университеты, творческие союзы, редакции и издательства всецело подчинялись органам партийно-государственного управления. Концептуальный лексикон, схемы аргументации и риторика общественной науки, казалось бы, приобрели завершенную форму. Общественная мысль как будто застыла в монолите словесных формул. Наименования книг и брошюр были поразительно однообразны. …Однако как раз в то время, когда все казалось мертвым и застывшим, происходила незримая революция в идеологии и общественной жизни. Тогда же и сложились определенные условия, благоприятные для возрождения отечественной социологии.
Во-первых, несмотря на то, что социология, как наука, занимающаяся сбором социальных данных о советском обществе и их последующем обобщением, была официально запрещена, оставалась актуальной критика буржуазных социологических концепций с позиций марксизма-ленинизма. С этой целью, вскоре после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1946 г. в Институте философии Академии наук СССР был создан сектор под руководством М.П. Баскина, а к концу 1940-х гг. уже окончательно сложился своеобразный жанр «критики буржуазных социологических течений».
Именно в рамках этого жанра сформировалась плеяда молодых обществоведов, глубоко не удовлетворенных марксистской ортодоксией и ищущих более серьезной основы для изучения общественных процессов. Многие из них владели иностранными языками и, соответственно, имели возможность знакомиться с трудами западных ученых в оригинале.
Во-вторых, после смерти И.В. Сталина и XX съезда КПСС обстановка в стране изменилась, и «идеологи партии не могли действовать привычными методами - расстрелять для порядка несколько десятков ученых и отбить у остальных желание даже приближаться к этой запретной области знаний».
В-третьих, в обществе с обозначившимся кризисом тоталитаризма возникла общественная потребность в более конкретном и точном социальном познании. Активно способствовать разрушению сложившихся догм, стереотипов, духовному и интеллектуальному освобождению ученых-обществоведов могла именно социология.
Однако формальным препятствием для развития социологии было ее полное отождествление с истматом, соответственно - включение в разряд философских наук, отрицание статуса самостоятельной общественной науки. Преодолеть это препятствие можно было лишь поэтапно, и первым этапом стала легализация самого понятия «социология».
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11