Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Костанайский государственный педагогический институт
Психолого-педагогический факультет
Кафедра дошкольного, начального и специального образования
Альшимбаева С.
Психолого-педагогические проблемы реализации инклюзивного образования в Казахстане (на примере школ Денисовского района)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
5В010500 Дефектология
Костанай 2016
Костанайский государственный педагогический институт
Психолого-педагогический факультет
Кафедра дoшкoльнoгo, нaчaльнoгo и специaльнoгo oбрaзoвaния
Допущен к защите «___»________2016 г.
Подпись ___________ Ф.И.О.
(зав.кафедрой)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Психолого-педагогические проблемы реализации инклюзивного образования в Казахстане (на примере школ Денисовского района)
5В010500 Дефектология
Выполнил Альшимбаева С.
Научный руководитель Байжанова С.А. преподавателя
Звание, должность: Доцент кафедры дoшкoльнoгo, нaчaльнoгo и специaльнoгo oбрaзoвaния.
Кандидат педагогических наук
Костанай 2016
Костанайский государственный педагогический институт
Факультет ____________
Специальность _____________
Кафедра __________________
«Утверждаю»
зав.кафедрой
_____________Ф.И.О.
«___» ___________ 2016 г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение дипломной работы
Студенту_____________________________________________________________________
Тема работы:__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Утверждена приказом по ВУЗу №_______ от «____» ________________ 2016 г.
Срок сдачи законченного проекта (работы) « » 2016 г.
Исходные данные к работе ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Перечень подлежащих разработке в дипломном проекте вопросов или краткое содержание дипломной работы:
а)
б)
в)
Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)
_____________________________________________________________________________
Рекомендуемая основная литература______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Консультации по работе с указанием относящихся к ним разделов работы.
Раздел | Консультант | Сроки | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Дата выдачи задания____________________________________________________________
Заведующий кафедрой____________________________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Руководитель работы___________________________________________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Задания принял к исполнению
студент______________________________________________________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 1 Теоретико-методологические основы инклюзивного образования…….. 1.1 Инклюзивное образование: цели и задачи…………….……………… 1.2 Реализация инклюзивного образования в Республике Казахстан…... 1.3 Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования… 2 Исследование психолого-педагогических проблем реализации инклюзивного образования в школах Денисовского района на современном этапе…………………………………………………………… 2.1 Анализ состояния развития инклюзивного образования в школах Денисовского района………………………..……………………………….. 2.2 Выявление критериев и показателей психолого-педагогических проблем в школах Денисовского района…………………………………… 2.3 Рекомендации для создания условий развития инклюзивного образования…………………………………………………………………… Заключение………………………………………………………………. Список использованной литературы………………………….. Приложение………………………………………………………………. | 5 8 8 16 30 38 38 42 61 70 76 79 |
Введение
Актуальность дипломного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в Республике Казахстан активно набирает темпы инклюзивное образование.
Традиционно распространенной формой образования детьми с ограниченными возможностями является специальное (коррекционное) образование. Вместе с тем на практике активизируется процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные организации, апробируются разнообразные модели и формы взаимодействия специального и массового образования.
Практика включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс реальная альтернатива специальному (коррекционному) обучению детей с особыми потребностями.
Важно отметить, что в казахстанской системе образования актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями.
Одна из целей инклюзивного образования состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями.
Инклюзивное образование - это образовательный процесс, направленный на устранение барьеров и полное включение всех лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус, путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической поддержки, персональных нужд ребенка и адаптации образовательной среды к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям детей, т.е. путем создания адекватных образовательных условий.
Основные организационные условия для развития системы инклюзивного образования определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями.
Реализация инклюзивного образования ставит перед системой общего образования и общеобразовательной школой в частности, ряд проблемных вопросов по организации учебного процесса и его учебно-методическом обеспечении.
Распространение идеи инклюзивного образования актуализировало необходимость изучения психолого-педагогических проблем, которые препятствуют реализации.
В настоящее время для казахстанских школ становится актуальной проблема организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках данного исследования мы выделим проблему психолого-педагогических трудностей реализации инклюзивного образования в Денисовских школах, которая на наш взгляд заслуживает особого внимания.
Проблема исследования, заключается в необходимости научного обоснования психолого-педагогических проблем реализации инклюзивного образования.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского [4,5], О.С. Газмана [6], А.Т. Искаковой [18], А.К. Кусаинова [22], Н.Н. Малофеева [24], З.А. Мовкебаевой [28-32], Д. Митчелла [27], С.И. Сабельниковой [39] и др.
Нормативно-правовую основу, регламентирующую права детей с ограниченными возможностями в развитии, на получение образовательных услуг составляют международные и государственные документы: Саламанкская декларация [40], Конституция Республики Казахстан [21], Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» [13], «Об образовании» [16], «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» [15], Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» [14].
Объект исследования – педагогический процесс в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования – психолого-педагогические проблемы образовательной системы инклюзивного образования.
Цель исследования - выявление психолого-педагогических проблем реализации инклюзивного образования в сельских школах Денисовского района.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
-
Изучить литературу по проблеме реализации инклюзивного образования; -
Рассмотреть основные цели и задачи инклюзивного образования; -
Изучить генезис реализации инклюзивного образования в Республике Казахстан; -
Выявить психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования; -
Проанализировать состояние развития инклюзивного образования в школах Денисовского района. -
Разработать рекомендации для создания условий развития инклюзивного образования; -
Сформулировать выводы и подвести итог работы.
Гипотеза исследования процесс реализации инклюзивного образования в сельских школах имеет ряд психолого-педагогических проблем.
Если в процессе реализации инклюзивного образования выявить и устранить психолого-педагогические проблемы, то процесс реализации образовательной политики государства будет существенно улучшен.
Базой дипломного исследования являются Денисовская средняя школа № 2 и Перелескинская средняя школа.
В исследовании участвовали 16 учеников инклюзивного образования, 18 учителей общеобразовательных школ Денисовского района работающих в условиях инклюзивного образования.
Теоретические методы:
- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Практические:
- Комплекс диагностических методов, направленных на выявление психолого-педагогических проблем реализации инклюзивного образования:
Этапы исследования.
Исследование проводилось в 2015 г. В Денисовской средней школе №2 и Перелескинской средней школе, и включало следующие этапы:
Первый этап был посвящен изучению философской, научной, психолого-педагогической литературы по избранной проблеме, анализу и обобщению опыта инклюзивного образования.
Второй этап включал теоретический анализ проблемы, сбор и анализ эмпирического материала, изучение психолого-педагогических проблем в условиях инклюзивного образования в школах Денисовского района. Проверялись положения рабочей гипотезы.
Третий этап был посвящен анализу, определению рекомендаций, необходимых для успешного развития инклюзивного образования.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 Теоретико-методологические основы инклюзивного образования
1.1 Инклюзивное образование: цели и задачи
В основе понятия «инклюзивное образование» лежит английский термин «inclusion», что в переводе означает «включение, присоединение». В переводе с французского «inclusif» означает «включающий в себя» и латинского «include» - «заключаю, включаю».