Файл: Литература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если вы хотите устроить домашнее представление, то к вам помимо зрителей приходили два полицейских, которые следили, чтобы не было отсебятины и говорили чисто по словам.

Постановка Сумарокова «Хорев» имела большое влияние на общество. После этого один чел поставил у себя в провинции ее. Потом ее показали Елизавете Петровне. Ей понравилось и на Васильевском острове учредили театр. Его директором стал Сумароков. Если вы не приезжали на представление, то должны были заплатить штраф 40 рублей (баснословные деньги) за услуги ездовых.

16.02.2023

Русский классицизм

В 60ые годы появляются признаки сентиментализма

Державин выпустит «Читалагайские оды» - сентиментализм

Прочитать «Наставление хотящим быти писателями» Сумароков

«Наставление хотящим быти писателями» - о том, как писать писателям того времени

Ломоносов не всегда следовал ему

Древнерусская литература не имела стилей, никаких правил не было

В 17-18 в появился протопоп Аввакум, которые думал каким языком ему писать

В 18 веке Сумароков подчеркивал, что писать стихи – это труд

В 17 веке еще, у Семена Полоцкого много античных образов и много аллегорий

Прокопович устанавливает медленно правила драмы

Белинский считал, что классицизм утвердился при Петре I и 10 лет после его смерти;

Расцвет классицизма – 1730-1750 гг

Родиной классицизма считается Франция

Господство классицизма совпадает с временем просвещенного абсолютизма

Писатели, которых мы называем классицистов, не считали себя ими

Термин ввел Бахчисарайский

Наш классицизм не самостоятелен, неслепо скопированный чужой опыт

В 1674 трактат в стихах Буало

В 1747 Сумароков начал работать и объединил французский трактат в стихах 1674 года в 1774 году, написав про русский классицизм

Принципы классицизма:

  • Искусство является подражанием природы, но природы изящной.

  • Человеческая личность. Типы личностей. Человек может мыслить сам, как подсказывает его разум. Правильные рассуждения введут к правильным поступкам. Чувствам нельзя доверять, они отвлекают разум от государственных дел. Культ разума

  • Культ государственных и гражданских дел

  • Сатира в стихотворной форме

  • Высокие жанры – стихотворные: героическая поэма, ода, трагедия


НЕМОЙ

Принципы классицизма

Деятельность государства вал выше его образованности.

1732 — открытие Рыцарской академии.

Секретарь Елизаветы Петровны утверждал, что она не знала, что Англия — остров.

Русские писатели 18 века трудились над созданием репертуара для театра — Сумароков, Фонвизин, Капнист и другие.

Сентиментализм только зарождается, еще не полностью сформирован. Сумароков вообще не понимал, что происходит в литературе. Так как появились новые явления, которые шли вразрез с классицизмом.

Классицизм —> Сентиментализм —> Романтизм —> Реализм

После войны 1812 года в литературу хлынет поток од. Их примут, хотя это и была эпоха сентиментализма.

Сумароков выходил из себя при одном упоминании Лукина, так как тот не признавал догматы классицизма. Они жили в одно время, но в разном эстетическом поле.

Сумароков «Наставление хотящим быти писателем». Пирожкова посоветовала законспектировать. Она составлена из двух эпистолой: о русском языке (каким должен быть русский язык), о стихотворстве (об отдельных жанрах классицизма).

«Поэтическое искусство» Буало, «Наставление хотящим были писателем» Сумароков — произведения для коллоквиума 10 лет назад.

Лихачев назвал стиль СОПИ — стилем монументального историзма. То есть стили определяли не авторы, а исследователи.

В 17 веке появился писатель Протопоп Аввакум, который понимал свои отношения с церковью и читателями. Он задумался на д тем, каким языком нужно писать произведение. Выбрал

В 18 веке появилась мысль у Сумарокова, что поэзия — большой труд.

1729 год — Антиох Кантемир что-то написал.

Белинский в 19 веке писал, что первые лишние классицизма литература испытала влияние классицизма во времена петра и 10 лет после его смерти.

Классицизм 17 века — классицизм школьный, еще не сформировавшееся направление. А формирование произошло в 30-е — 50-е годы. Россия переняла классицизм, когда в европе были его последние года (Франция и Италия борются за звание родины классицизма).

Просвещенный абсолютизм. 17-18 века когда европа смотрела на Париж, где был центр культуры, там была создана академия из 40-кв бессмертных членов.



В 19 веке европа будет смотреть на Россию. Романы Толстого и Достоевского окажут большое влияние на культуру зарубежья.

Н. И. Новиков составил словарь писателей. В нем большинство писателей — дворяне. Грехи русского дворянства (кп) не должно заслонять великий вклад русского дворянства в российск. культуру.

Французский абсолютизм находился в компромиссе с буржуазией. У нас дворянская, во Франции буржуазно-дворянская.

Писатели-классицисты не называл себя классицистами, они ориентировались на античную литературу. Термин «классик» был введен Вяземским в предисловие к «Бахчисарайскому фонтану».

В учебниках 19 века классицизм называется ложным классицизмом. Тогда было популярно говорить, что русские слепо копировали опыт иностранных писателей.

Николя Буало. 1674 год — трактат в стихах «Поэтическое искусство». Сумароков над своим трактатом настал работать в 1747 году. Потом объединил в 1774 году. Он сделал это для сравнения. Типа Буало — не русский классицизм, а Сумароков — русский классицизм. Трактат Баулов был канонизирован как образец. После этого он потребовал от авторов безукоризненного следования правилам. Считал, что творчество должно работать по правилом и следоватьмнению авторитетов. «Любите искренно труды Гомер высокий, и он вам преподает уроки» — Буало

Произведения античности обладали качествами художественности и классицист должны поднять яна этот уровень. Первым переводчиком «Анакреона» был Антиох Кантемир, русский.

1804 год — оды Державина.

«Поэтика» Аристотеля — 9 и 15 главы. «В произведениях искусства предметы должны представать не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они должны быть».

«Искусство является подражанием природе, но природе изящной» — главная идея Буало. Классицист делают природу изящной, не показывают то, какая она есть. Поэтому из области искусства исключались все отвратительное и неэстетичное. Поэтому все ужасное происходило за сценой: война, убийство и др. А потом вестники рассказывали про то, что было за сценой.

В сентиментализме и романтизме действительность пересоздается. Только в реализме она показывается реальной.

Классицист выдвинули на первый план человеческую личность, но именно известную личность, исторически важную по средневековым представлениям (князе, монахи). К человеческому разума относились с опаской. В характере человека выделялось только одно свойство, как будто других у него не было.


Классицист тяготеют к созданию типов. Они заявили, человек может мыслить самостоятельно, как подсказывает его разум. Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам, а чувствам доверять нельзя, т к они стихийны и отвлекают разум от государственных дел.

На помощь классицизму пришла философия Декарта — культ разума.

Буало говорил: «что смысл должен быть всегда», «любите мысль». Сумароков: «кто пишет, тот мыль должен очистить наперед».

Цель поэзии — поэзия (Дима сказал Пушкин, а Соня сказал Цыгане). Классицист: цель поэзии— назидание, пример, наставление.

Герои делятся на злодеев и добрых. «Недоросль».

Классицисты создали свою жанровую теорию:

  • драматургия (Мольер, Россин, Корнель) - фк

  • сатира стихотворная - рк

  • лирика - рк

Классицисты разделили жанры на высокие (героические поэмы, оды, трагедии в стихах) и низкие.

«Генриада» Вольтера = «Илиада» Гомера.

Классицисты выводили роман за пределы литературы, т к он слишком развлекательный, а литература — это серьезно.

1784 год — «Опасность от чтения романов» — авторство неизвестно / анонимно.

Жанр понимали как замкнутую сферу и никакие другие элементы соприкасаться с ним не могут. Классицисты установили правила построения для каждого жанра. Они еще разделили поэтические и не поэтические слово.

Единство места, времени. Единство времени было выдвинуто Аристотелем. Карамзин критиковал классицистов за несоответствие жизненной правде. Единство места — одна сюжетная линия, действие не перегружено событиями.

«Горе от ума» — А. С. Грибоедов.

Художник-классик утверждал, что не может быть разных вкусов. Все должно быть основано на правилах. Правила классицизма как линии в тетради — неразрывны. Россин — покорно. Корнель — разряд время до 30 часов. Мольер — прохладно, правила напоминали ему поваренную книгу; не важно, какой рецепт, главное, чтобы соус был вкусный.

Произошла канонизация в составах художественных произведений. Теперь была стройная теория, почва под ноги, система правил, но не доктрина, которая остановила бы эволюци. литературы.

Правила классицизма Сумарокова, которые он взял у Буало:

  1. Нужно подражать образцовым писателям

  2. Не смешивать трагическое и комическое

  3. Роль разума — ведущая

  4. Если нужно изобразить любовные чувства, нужно быть естественным

  5. Правило трех единств +-


Сумароков: «Я взял не все от Буало, а Буало не все взял от меня». Сумароков расширил список образцовых писателей, добавив Мильтона и Шекспира. Буало враждебно отнесся к ирони-комическим поэмам (пародийные поэмы), т к он считал, что нужно чуждаться низкого. Майков писал такие поэмы. Сумароков говорит, что существует два способа создания таких поэм, он не принимает их.

Буало считает, что смешить — дело шута. А Сумароков сам писал комедии. Он не всегда делил их на 5 членов, иногда они были одноактными. Использовал в песнях фольклор.

30-е — 50-е годы — годы наивысшего расцвета классицизма. За пределами 19 века классицизм оказывал существенное влияние.

Стиль классицизма соответствовал стилю современной жизни. Чиновники бегут в департамент, солдаты маршируют, «Юности честное зерцало».

02.03.2023

Писатели 18 века

СЛОЖНО БУДЕТ ВСЕМ

Антиох Кантемир (1708-1744)

Антиох = противостоящий

Знатное происхождение.

Новая светская литература, не церковная. Обличительные тенденции. На истоке сатирического направления. 9 сатир написал. Эту линию подхватит Сумароков – 10 сатир. Приведет к Гоголю. Белинский напишет «Кантемир» как о самом раннем предшественнике Гоголя. Был верен натуре и писал с нее. Кантемир был образован, знал все европейские языки, переводил Горация, персидские произведения. Закончил Академию Наук. Европейцы отдавали должность силе его ума. Литература – самая его сильная сторона.

Как оказался в России?

В 1711 г был русский поход Петра, русские заняли Молдавию. Князь Дмитрий Кантемир – отец Антиох, перешел к русским. Петр ответил на просьбу турков вернуть Кантемира, что отдаст Южные земли, но не Кантемира, которые продовольствовал всю русскую армию.

Антиох считал Россию своей родины, желал быть похороненным в Москве

У него был учитель Ильинский.

Следовал моде – писал любовные стихи

В первой сатире наука в то время была обшита и сбита

Сатиры возникли не на пустом месте. В 18 веке сатира – низкий жанр, потому что есть сатирические стихотворения.

1 сатира - 1729 г – куму своему на гулящем учении

Двойные названия сатир

Невежество – сатирическая сила

Фонвизин обращался к Кантемиру за законченными выражениями.

4 фигуры, 2 – прошлое – Простакова и Митрофан, 2 - с реформами – Лука, Мидор