Файл: Литература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Антиох показал безотрадность той картины. Он писал с натуры.

Был верен принципу о …. монарха Петра 2

Сатира – средство искоренения пороков сограждан

Благодаря бесстрашию Кантемира мы приобщились к принятым нормам

Первый ввел образ музы в литературу.

Его умение – припечатать какое-то явление

Осуждал произвол

Помог Анне Ионовной стать полноправной монархине.

Общественные интересы – его личные интересы

В 24 года отправили послом в Англию, потом во Францию

Был похоронен в Париже, только сестра перевезла его в Москву

Много сходств с судьбой Грибоедова

Творчество делится на 2 периода: русский и заграничный

Старался использовать просторечия, разговорную речь в сатирах

Многие фразы стали пословицами

Единственный способ обогащения русского языка – соединить с просторечием

С него начинается история светской литературы. Выразитель сатирического направления и течения в классицизме. Это приведет к творчеству Гоголя. Напечатано было только одно произведение — «Разговор о множестве миров» Фонтенеля. Писал любовные песенки, но сожалел о потерянном времени, переписал псалмы. В итоге остановился на сатирическом жанре. В названии произведений сразу говорит о том, кому оно посвящено.

  • Он считал себя учителем, а искусство — глубокой духовной деятельностью, воспитывающей людей;

  • Он первый понял роль литературы и писателя;

  • Вводит роль музы в русскую литературу;

  • Пишет об ответственности верховной власти перед народом;

  • Испытывал презрение к деньгам;

  • В 32 года его отправляют послом в Англию, потом во Францию;

  • Он не только писал новые сатиры, но и перерабатывал старые: усиливал обличительные элементы в своих сатирах;

  • «Первый дерзнул писать, как говорят» Батюшков;

  • Осознает себя поэтом гражданином;

  • Ум для него является руководством, верховным судьей, ум — критерий истины;

  • Требование гуманного отношения помещика к крепостным.

НЕ МОЙ

Антиох Кантемир (1708 — 1744 гг):

Антиох (греч. Противостоящий)

Кантемир — княжеская молдавская фамилия

С него начитается история новой светской литературы. Ей были присущи обличительные тенденции. Антиох стоит у истоков сатирического направления в русской литературе 18 века (эта линия приведёт к Гоголю).


(Белинский написал статью «Кантемир» (1845 г). Там он писал о нем как о самом раннем предшественнике Гоголя)

Белинский писал, что Кантемир был «верен натуре и писал с неё». Это реалистическая тенденция. Тредиаковский высоко оценил творчество Кантемира, по его словам сатиры Антиоха были «первым опытом русского остроумия и слова».

Кантемир переводил Анкеона (первый его переводчик), Горация, и др. 

Память о Кантемире: город Кантемировка в Молдавии. 

1711 г — Прусский поход Петра. Русские войска заняли Молдавию. Отец Кантемира перешёл на сторону русских. После неудачи похожа турки требовали его выдачи, но Пётр отказался.

Кантемир сначала поступил на военную службу, но потом отец перестал его к этому принуждать.

Кантемир считал своей родиной Россию. Писал сестре письма из-за границы на русском, чтобы не забыть русскую речь. 

«Симфония на Псалтырь».

Люди были недовольны реформами

Один из персонажей первой сатиры Кантемира говорит, что они потеряли свой хлеб, выучившись чужому языку. 

В 18 веке сатира была жанром. По шкале Буало это был низкий жанр. Но Кантемир не гнушался его использовать.  

Понял, что зло времени таится в невежестве, которое является политической силой. В своей сатире он высмеивал своих сограждан, осуждающих науки. 

Выведены 4 фигуры: 2 обращены в прошлое 

Очень уважал Петра: 

«В нашем молодом монархе надежда музам сходит несмала».

Считал, что сатира — средство искоренения недостатков. 

Феофан Прокопович поддерживал сатиру Кантемира.

Кантемир — аристократ, но она сочувствует демократичной «Табели и рангах».

Пишет, что раб и господин равноценны, в холопах течёт та же кровь.

Хоть и не выступал за отмену крепостного права, но выдвигал идею доброго отношения к крестьянам, труженикам.

Выступал за гражданскую должность писателя (или наоборот) 

Первый ввёл образ музы в русскую сатиру. 

Высокий штиль не употреблял. 

Сопротивлялся обстоятельствам, осуждал произвол. Говорил об обязанности монархов быть достойными этого звания. 

Не сторонился прямых общественных дел. Помог Анне Иоанновне стать полновластной монархиней. Кантемир, Прокопович и их сторонники написали ей письмо, в котором просили ее вернуться к строю Петра I — Сенату. Она порвала письмо.



Кантемир был бессеребреником, презирал деньги. Считал общественные интересы своими личным интересами. Его отправили послом в Англию, Францию (прибавив годы к его возрасту), не разрешив вернуться.

Новое правительство (Елизаветы Петровны) не выплачивало ему жалование вовремя. Отпуск ему не разрешался. Он просил отправить его на лечение в Италию, но его отпустили только тогда, когда он уже не мог двигаться. Не выполнили его волю быть похороненным в России (его перевезла сестра).

За границе Кантемир написал 4 из 9 сатир. Писал, как надо воспитывать детей (наставлениями, не бить) на своём примере. Иногда перерабатывал язык. 

Батюшков: «Он первый/первым дерзнул у нас писать, как говорят»

Кантемир видел только один способ обогащения русского языка: соединение его с русской народной речью. 

Был очень резок. Говорил: «Я свинью свиньей прямо называю». 

Также говорил, что сатира «старается исправлять нравы человеческие».

Его стихи силлабические. 

Следовал латинским авторам, у которого обратный порядок слов. 

Решил усовершенствовать силлабический стих. Форма отставала от содержания.

Василий Кириллович Тредиаковский (1703 —1768 гг):

Родился в Астрахани. Однажды Пётр I зашёл в училище, где учился Тредиаковский. Учитель показал ему лучших учеников, среди них выделил Тредиаковского. Пётр сказал, что он «великий труженик, но мастером не будет никогда».

Тредиаковский пошёл в Москву. Закончил Славяно-Греко-Латинскую академию. Потом поле в Голландию, затем — в Париж, в Сорбонну, учился там.

Писал похвальные стихи Парижу. 

В 1730 г привёз аттестат парижских профессоров, которая обеспечила ему место в Академии наук. 

Поль Тельман, «Езда в остров Любви» — первый любовный роман, который читали в России (переводной).  Переведён Тредиаковским.

Роман имел успех и при дворе, и в русском обществе, но вызвал недовольство духовенства. Оно считалось Тредиаковского первым развратителем. 

Тредиаковский отказывается от церковнославянизмов. 

Был придворным поэтом при Анне Иоанновне. При дворе на него смотрели сверху вниз, так как он был сыном священника. Один из чиновников его сильно избил. Анна Иоанновна давала ему пощечину, если произведение ему не нравилось. 


Долго служил в Академии наук. Позже стал профессором красноречия.

Жил очень бедно.

В силлабическом стихе:

Важно количество слогов       Качество слогов 

Тредиаковский писал, что русские народные песни привели его к этому.

В его жизни было много пожаров. В одном из них погиб перевод Римской истории его наставника. Тредиаковсикй начла заново.  

15 000 стихов. 

Поэма «Телемахида».

Писал пейзажные оды (отсутствующие у Ломоносова).

Тредиаковский Василий Кириллович (1703 – 1769)

Биография началась дважды

Первый развратитель молодежи

Силлабическая система – важно количество слогов

В 1735 г. предложил новый краткий способ российских стихов

Родился в Астрахани. Однажды Пётр I зашёл в училище, где учился Тредиаковский. Учитель показал ему лучших учеников, среди них выделил Тредиаковского. Пётр сказал, что он «великий труженик, но мастером не будет никогда».

Тредиаковский пошёл в Москву. Закончил Славяно-Греко-Латинскую академию. Потом поле в Голландию, затем — в Париж, в Сорбонну, учился там.

Писал похвальные стихи Парижу. 

В 1730 г привёз аттестат парижских профессоров, которая обеспечила ему место в Академии наук. 

Поль Тельман, «Езда в остров Любви» — первый любовный роман, который читали в России (переводной).  Переведён Тредиаковским.

Роман имел успех и при дворе, и в русском обществе, но вызвал недовольство духовенства. Оно считалось Тредиаковского первым развратителем. 

Тредиаковский отказывается от церковнославянизмов. 

Был придворным поэтом при Анне Иоанновне. При дворе на него смотрели сверху вниз, так как он был сыном священника. Один из чиновников его сильно избил. Анна Иоанновна давала ему пощечину, если произведение ему не нравилось. 

Долго служил в Академии наук. Позже стал профессором красноречия.

Жил очень бедно.

В силлабическом стихе:

Важно количество слогов       Качество слогов 

Тредиаковский писал, что русские народные песни привели его к этому.

В его жизни было много пожаров. В одном из них погиб перевод Римской истории его наставника. Тредиаковский начал заново.  

15 000 стихов. 

Поэма «Телемахида».

Писал пейзажные оды (отсутствующие у Ломоносова).


1722г — астраханский поход Петра I. С Петром приехал Иван Ильинский, который оказал влияние на Антиоха Кантемира.

В 1723 году Тредиаковский отправляется в Славянскую академию. После отправляется учиться в Европу.

1730 г — переводит любовный роман: вызвало возмущение духовных лиц.

1733 г — становится секретарем при РАН

1734 г. — первая ода на русском языке;

  • Пишет самым простым русским словом. Отказывается от церковнославянизмов, так как он неблагозвучный;

  • Первый из россиян получил профессора красноречия (русского и латинского);

  • Сложные синтаксические конструкции при подражании латыни;

  • Реформировал стихосложение в 1735 году:

                  • Вместо силлабического (важно количество слогов) способа он предлагает тонический (важно качество слогов), основанный на иных принципах стихосложения: опирается на ритм ударных и безударных слогов;

                  • Хорей — ритм идет вниз, ямб — ритм идет наверх;

                  • Увидел в народной поэзии способ сложения стихов, который характерен русскому языку;

  • Ввел в русский язык басни, элегии и тд. Писал теорию разных жанров.

М.В. Ломоносов (1711-1765г)

Литературная деятельность протекала в стиле классицизма. В творчестве Ломоносова было впервые достигнуто единство формы и содержания художественного произведения. Именно он создал реальную систему стиха, реформировал русский литературный язык. «Первый русский универсум» — Пушкин. Ломоносов — персонификация мечты Кантемира. Образование получил в Славно-греко-латинской академии. После учился в Германии горному делу. Вернулся в Россию в 1741 году и получил должность помощника профессора Академии наук, с 1745 года стал профессором. «Стихотворства — моя утеха, физика — мои упражнения», считал себя ученым-естествоиспытателем. Следующая за Тредиаковским ступень развития стихосложения. Ломоносов заметил недостатки в реформе стихосложения и написал об этом в АН, но Тредиаковский защитил правила свои. Письмо было не отправлено, «чтобы денег на почту не терять». Также он прислал Хотинскую оду, чтобы показать особенности нового способа, но ода не бла распространена. Она пролежала 12 лет в архиве АН.