Файл: Литература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Замечания к теории Третьяковского:

  • Российские стихи надо сочинять по природному свойству, из других языков несвойственное не вносить;

  • Опроверг использование только женской рифмы. Вводит и женскую, и мужскую рифмы, и их чередование;

  • Указывает на другие размеры и из смешение, предпочтение отдает ямбу (Тредиаковский выделял хорей).


В 1752 году Тредиаковский добавил изменения Ломоносова в свою систему. Перед ними стояла задача создания новой литературы классицизма: требовался высокоразвитый литературный язык. Первый труд по филологии — «Риторика» 1744г. Цель — вооружить русских читателей логически-стройным изложением. Он критиковал напыщенный, витиеватый стиль. Второй труд — «Грамматика» 1755г. Он посвятил книгу князю Павлы Петровичу, чтобы ускорить печать книги. «О пользе книг церковных в российском языке» 1757 г., был напечатан Московским университетом. В труде изложена теория трех штилей:


  • Высокий штиль — берет слова общие (1 группа) и церковно-славянские слова (2 группа),. Писать оды, героические речи;

  • Средний (посредственный) штиль — берет слова 1-ой и 3-ей группы. Надо брать слова осторожно, чтобы не было раздутости или пошлости. Писать трагедии, сатиры, элегии и научные сочинения;

  • Низкий штиль — только русские слова. Комедии, эпиграммы, басни.


Разделил слова на группы:

  • Общие для русского и церковно-славянского языков: Бог, Богородица, слава;

  • Слова только для церковно-славянского языка: Господень, отверзаю;

  • Только русские слова: ручей, говорю.


От этих групп происходит три штиля (см. выше). Русская литература развивалась очень быстро, и уже Державин позволил себе смешивать стили. Будущее было не за высоким штилем, потому что на первый план выйдет проза, а она писала не высоким штилем.
Особенность Хотинской оды в том, что она была создана на основе газетных материалов, и это первая ода написанная ямбом. Он взял у немецкого писателя Гюнтера картину стихотворений. Оды стали основным жанром его поэзии. «Ода может свергаться в ад и подниматься к небесам, но автор не должен метаться, как угорелая кошка». В поэзии своей Ломоносов, как это и определялось эстетическими понятиями его времени, не стремился к достоверному изображению жизненного материала: его одам свойственно условность, ибо для поэта важ­но передать те мысли, те идеальные представления, которые могут способствовать развитию просвещения в России, становлению ее национальной культуры, национальной государственности.

Главные темы Ломоносовской поэзии:

  • Тема Петра — он как будто не умирал в сознании Ломоносова;

  • Тема России — с ее просторами (реки, полезные ископаемые). Его задача — прославить силу и внешнеполитическую мощь русского национального государства;

  • Тема науки и культуры. Их дальнейший путь развития.


Начав заграницей̆ писать легкие интимно-лирические стихотворения в духе ранней немецкой анакреонтики, Ломоносов скоро приходит к гражданским стихам, к поэзии больших государственных тем. И это связано с полем деятельности, которое открылось перед ним по возвращении в Россию с осознанием Ломоносовым высокого общественного долга поэта. Особенно ярко гражданские мотивы поэзии Ломоносова про­ звучали в цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном».
Разбор оды М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»:
С первых строк в оде вводится тема России, ее бескрайних просторов и «блаженной тишины». Россия описывается как уголок душевного спокойствия и радости:
Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою.
Сравниться с Россией своей красотой может только императрица Елизавета: «Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя». Ломоносов благодарит правительницу за прекращение войны и возвращение в страну мира. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I.
В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.



Но ах, жестокая судьбина!

Бессмертия достойный муж,

Блаженства нашего причина,

К несносной скорьби наших душ

Завистливым отторжен роком,

Нас в плаче погрузил глубоком!
Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел: «Но кроткая Екатерина,



Отрада по Петре едина». Таким образом, в оде появляется тема прославления Петра Великого. После этого в оде появляется тема развития науки:
Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.
Ломоносов риторически обращается к Екатерине и рассказывает о прекрасных просторах России, которые могут быть использованы во благо развития науки. Ломоносов теперь патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых-картографов открывают новые земли, прокладывая путь к «неведомым народам».
Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная твоя держава

О как тебе благодарит!

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.
Поэт сравнивает российские просторы с иностранными и замечает, что наши ничем не уступают прославленным зарубежным: «Там Лена чистой быстриной, как Нил, народы напояет и бреги наконец теряет, сравнившись морю шириной».

В конечной строфе Ломоносов опять воспевает импераицу. Он завершает оду главной темой — темой величия Елизаветы и русских императоров.

09.03.2023

М.В. Ломоносов

Не знал соперников до Пушкина. Никто не походил на Ломоносова, поэтому добился признательности.

Тредиаковский и Ломоносов - пролетарии

Ломоносов не проходил от крестьян!! На севере не было крепостного права. Происходил из семьи помора. Отец хотел, чтобы сын продолжил дело. ВСЕГО ДОБИЛСЯ САМ! Незнатный род препятствием не был. Не зная латыни поступил в Славно-греко-латинской академию. Жил очень скудно. Был послан в Германию, как лучший ученик. В Марбургском университете учился, потом в Саксоне горному делу. В 1741 вернулся в Россию и стал ассистентом профессора химии академии наук. Основал первый университет. Пушкин после прочтения отчетов Ломоносова был в изумлении от того, что это сделал один человек.

Реформировал развитый русский литературный язык и форму стихосложения.

Белинский: Ломоносов показал, на что способен мужик, глубину мужской натуры


Предшественники Ломоносова связывали литературу с простонародным языком

Риторика – 1744- рукописный, 1748 – напечатанный

Цель: вооружить русских стройным и логическим изложением языка. Нужно слушать образованных людей. Учебник не имел себе равных в 18 веке

Грамматика – 1755г. Первый учебник, написанный русским

Статья «О пользе книг церковных в российском языке» 1757г.

Ломоносов выделил 3 группы слов (порядок не важен)

  1. Общие слова для русского и церковнославянского языка. Всем понятные слова. Рука, бог

  2. Церковнославянские слова. Чело, ланита(щека), десница (правая рука), отверзать (открывать)

  3. Русские слова.

Происходят штили языка:

  1. Высокие (1 и 2 группа) - оды

  2. Средние (1 и 3 группа) - научные сочинения

  3. Низкие (3 группа) - басни, сатиры, письма

Штиль произведения можно было определить по словарю

Ломоносов закрепил штили по жанрам.

Церковнославянский язык дает высокость речи

Величие языка в том, что мы не отказываемся от церковнославянских слов

Будущее будет где?

Прозу нельзя было писать высоким штилем

У державина будет смешение разных стилей

Ломоносовская теория не допускает разные стили в одном произведении

Владел тайной слова, никто не мог у него его похитить

Назвал точную дату появления русской поэзии- 1739 г., когда прислал оду о взятии хатина, написана ямбом первый раз (от немцев). Первую оду написал Тредиаковский в 1735г. Пейзажные оды благословлял свои, которых не было у Ломоносова.

Заграницей писал любовные стихи. Переводил Анакреона – любовные стихи его

Разговор с Анакреоном прочитать

Тема его поэзии – героические дела

Вместо возлюбленной показывает Россию, она его возлюбленная

Его поэзия холодновата. Был чужд в стихах чувствительных

Задача классицизма – выражение общих истин, личность автора была скрыта, личные чувства

Писать о личном – превратить произведение в забаву.

Ода Елизавете Петровне прочитать

У Ломоносова нет труда созидания

Речь его метафорична, насыщена тропами (рит воскл и вопросы). Пишет распространенными большими предложениями.

Темы повторяются. Тема мира (Елизавета Петровна – остановила войну со шведами), тема Петра (не умирает эта тема, всех сравнивал с Петром), тема России (необъятные просторы), тема науки (наука везде)


Приспособил оду для выражения идей России, наставления царям

Лучшая речь – украшенная, важно эмоциональное воздействие на читателя

Сумароков не понимал украшенную речь Ломоносова. Он ратовал за четкость, логику и точность

Мог писать без украшений, без церковнославянских слов

В научных посланиях простой язык

Письмо о пользе стекла прочитать

Письмо о пользе стекла - написано в форме обращения к Шувалову

Отличался тем, что писал свои мысли о научном

Письмо об обязанностях журналиста прочитать

Журналист должен обладать способностью и волей, чтобы ничего не говорить кроме истины

М.В. Ломоносов – 1711 – 1765

Первый поэт до Пушкина. Можно сравнить только с Державиным, однако у Державина был другой путь. Пролетарий, Ломоносов – семья побора, состоятельный, имел несколько судов для рыбной ловли. Ломоносов отправился в славяно-греко-латинскую академию. Он не знал латыни. Жил скудно, все годы в академии был беден. Был среди лучших учеников академии, был послан в Германию, изучал естественные науки и философию. В 1741 год – возращение в Россию, стал адъюнктом (помощником) профессора в академии наук. Тип русского человека по принципу восприятия. Считал себя ученым естественных наук, а стихи своим хобби. Жил только наукой. Ломоносов – новая ступень в развитии литературы. Реформы стихотворства и литературного языка. Белинский отмечал, что «Ломоносов показал миру на что способен мужик». Реформы Петра требовали новых слов, стал фальшивить язык. Надо было приниматься за выработку средств лит языка. Первая по времени – «Риторика» (2 редакции 1748 года – печатная). Имела цель вооружить русских людей основами логического изложения. Учил тому, что надо перенимать язык от образованных людей. 1755 – учебник грамматики. Это первый учебник, написанный русским человеком, до этого учебники писали немцы. Статья «о пользе книг церковных в российском языке» - 1757 год (предисловие к собранию его книг). Ломоносов выделил 3 группы слов или речений. Порядок не важен

1. Слова общие для русского и церковно-славянского языков (рука, Бог, Богородице). Входят слова, понятные всем

2. Церковно-славянские слова (чело, ланита, десница, днесь, отверзать). Входят слова, понятные образованным людям