Файл: Литература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Русские слова

От этих слов происходят три стиля:

1. Высокий (общие слова + церковно-славянизмы; 1 и 2 группа)

2. Средний (посредственный) (общие слова и русские слова; 1 и 3 группа)

3. Низкий (русские слова; 3 группа)

Стиль любого произведения можно было определить по словарю. Ломоносов закрепил эти стиля за жанрами

 Высокий стиль – поэма, ода, трагедия

 Средний – послания, научные сочинения

 Низкий – басни, сатиры, письма

Ломоносов не отказывает от церковно-славянизмов. Он думает, что будет очень много иностранных слов. Русский язык тогда не был достаточно развит, не было многих слов (человек, гражданский, чувства). Величие русского языка в том, что не отказывается от церковно-славянских слов. У Державина будет смешение разных стилей в рамках одного произведения.

Ломоносов – первый поэт, владел «тайной» слова. Были подражатели Ломоносову. Сравнивали Ломоносова только с Державиным. Расцвет творчества – рубеж веков. Диссертация о Ломоносове.

1739 год – создание русской поэзии (ода на взятие Хотина). Эту дату назвал Белинский. На основе газетных материалов, ямб (Гюнтер).

1735 год – ода Тредиаковского. Ода – большое произведение (23-24 строфы), важное историческое лицо или событие описывается, пейзажные оды, высокий стиль. Сумароков тоже пишет о том, как должна писаться ода.

Ломоносов переводил Анакреона и тд. «Разговор с Анакреоном» - до 1762 года. Это перевод оды + ответ на эту оду Ломоносова. Тема поэзии – патриотическая тема, его возлюбленная – это Россия. Его поэзия холодновата. Радищев заметил в слове о Ломоносове, что он был чужд чувствительности в стихах (только одно место в его творчестве; второе место – предисловие к переводной оды "о кузнечике»). Задача поэзия – выражение общих истин. Переложение псалма, в этом произведении выражены чувства Ломоносова. С точки зрения Ломоносова писать о личном – превращение поэзии в забаву.

1747 года – ода, посвященная Елизавете Петровне. Начинается с картины мира. Потом пишет о том, что трудно сравняться с достоинствами Елизаветы. Основная часть, потом патетическая (чувства) часть, потом заключительная. В оде порядок изложения намеренно изменялся.

Ломоносов добился высокого стиль за счет античных образов и за счет библейских образов. Речь метафорична, насыщенная тропами. Ораторская цель – произносительная сторона, есть стиль плетения словес, распространенные предложения.


Тема мира – лучше всего возвышенная тишина.

Тема Петра (хотинская ода) – постоянное сравнение с ним.

Тема России – необъятная.

Тема науки – науки пользуют везде. От нее зависит благосостояние госва

Ода – выражение патриотических тем, гос тем. Позволял давать уроки (наставления) царям. Выражает национальные идеи. Выходили большими тиражами.

Поэтическая речь, у Ломоносова простая речь.

Письмо о пользе стекла – 1752 год, научное послание. Обращение Шувалову. Стал возражать.

Письмо об обязанности журналиста – перевод. Ломоносов пишет, что журналист должен обладать способностями и волей (только написание истины). Речь шла о журналистах, которые пишут на научные темы. Ле Клерк – слово о Ломоносове (когда он умер не было ни одной речи о Ломоносове в академии наук). Не было похорон, хоронили на деньги из казны. Не было годовой выплаты семье Ломоносова.

Нужно прочитать 3-4 оды.
Александр Петрович Сумароков (1717-1777)

Относился к родовой знати

Отец был советник, занимался воспитанием детей сам, потом кто-то

В 14 лет поступил в .. и начал писать стихи

К созданию театра был известен как драматург. Работал в Российском театре

1747 г. трагедия харев

Потом трагедия Гамлет

Высокое представление об обязанностях дворянина

Его первая жена была Кристина Балк. Вторая жена – крепостная.

Хоронить денег не было, хоронили московские актеры

Бестужев: прежние венки Сумарокова увядают

Сумароков все делал для своего времени, не было видения будущего

Работал во всех жанрах, написал 9 трагедий, 12 комедий, 374 басней, 130 любовные песни, 97 эпиграмм, 33 духовных од…

Сильнее Ломоносова работал на публику

Брал сюжеты из русской истории (близкие события)

Пьесы менее запутаны. Монологи актеры выражают мысли. Действующих лиц не много – 4-5

Показывал каким должен быть монарх.

Хотел воздействовать на разум сограждан с помощью театра

Внушал, что может делать монарх, а что нет. Должен соблюдать российские интересы – «Дмитрий самозванец»

В трагедиях нет движения вверх, в комедиях есть

Рогоносец по воображению (1771)- бытовая комедия прочитать



Первую бытовую комедию написал Фонвизин «Бригадир»

В 1761г. уволили из театра

В баснях иногда не было аллегорий

Дистанцию между читателями и писателем уменьшил

Выступал за гуманное отношение к крестьянам

А.П. Сумароков (1717 – 1777)

Принадлежат к родовитому роду. Отец – тайный советник. Поступил в сухопутный корпус. Стал писать стихи, организовал общество «любителей русского слова». В 1747 году Сумароков написал трагедию Хорев, в следующем году – Гамлет. Поручили руководство постоянным театром с 1755 года. Пробыл на этой должности недолго. Представление об обязанностях дворянина. Екатерине не нравился его настрой перевоспитать общество. Первая жена – фрейлина Екатерины 2. Жили фактически в разводе. Вторая жена – его крепостная. Взятки судьям (судился с родителями первой жены). Был продан. Блестящий выразитель литературы, потомки относились к нему критично (Бестужев). Сумароков делал все для своего времени, а не для последующих веков. Он открыл много дорог в русской литературе, работал во всех жанрах.

9 трагедий, 12 комедий. 150 стихов, 97 эпиграмм, оды – 66, эклоги – 65.

Заимствования раннее развитых европейских жанров.

Брал сюжеты из русской истории, события происходили недавно. Пьесы менее запутаны, внимания – монологи действующих лиц (их немного, 4-5). Он показывал каким должен быть монарх. Разум (нельзя предаваться страстям). Сумароков хотел исправить нравы общества с помощью театра. Трагедия мысли. Он внушал обществу, что можно допускать монарху, а что нельзя. Монарх должен соблюдать российские интересы, иначе общество имеет право на восстание. Действий его трагедий можно перенести в любое время и го-во. В трагедиях Сумарокова не было движения вверх. Комедии – вторая половина жизни и века. В комедиях есть недостатки

1771 год – бытовая комедия Рогоносец по воображению. Она не первая бытовая комедия. Первая – Фонвизин Бригадир, 1769 год.

Последняя треть века – проза.

16.03.2023

Отвлеченность классицизма подействовал на Сумарокова. Он не заботился об обстановке. Любил мужественных героев. Торжество добродетели. Гамлет – восстание над своими врагами, брат с Офелией. «Моя трагедии на Шекпирову едва-едва походит». Трагедия «Хорев» - критика со стороны Тредиаковского (здесь смерть положительного героя). Внимание на монологах. В его произведениях есть движение. В 1750 году поступил именно указ академикам Ломоносову и Сумарокову писать по трагедии. Место драматурга была свободно – его занял Сумароков. Школа трагиков – Княжнин. Афористичны, легко читаются, новое слово в баснях – есть движение («вор высунув язык бежит»). Новое слово в любовной элегии. Ломоносов осуждал этот успех. Любовная элегия основа на многих жанрах. Изменилось положении женщин – нужно было создать язык любви (соответствие новым реалиям жизни). Он – создатель языка любви. Отвлеченность проявилась и в этом жанре. Мы не знаем к кому обращены элегии Сумарокова. Тема – тоски, любви (знаем о возлюбленной только то, что она красива. Лишена монолога, нет индивидуальности). Тема – безумие от любви. Потом эта тема развивается в литературе («Горе от ума»). Своеобразие Сумарокова – фольклор в любовных стихах. Настаивает на том, чтобы любовные стихи должны быть согреты чувством. Отказ от намеков на мифологические мотивы. Язык – простой и ясный.


Заслуги перед росжуром:

Издатель первого частного журнала России (1759 год). Журнал «трудолюбивая пчела». Цель – народная услуга. До этого времени – покровительство гос-ва, духовная цензура (святейший синод), академии наук. Сумароков подает прошении о том, чтобы он сам являлся издателем журнала. Частная публицистика – обсуждение вопросов с частной точки зрения. В основном, сатира. Печатал: стихи, сочинения приятелей, переводы (Овидий и тд). Выступил как критик, были критические статьи. Был требователен к писателям (если нет таланта, то не нужно писать). Статьи против Ломоносова (критика его произведений). Статья «Некоторые строфы» - две строфы (его и мои). Журнал просуществовал всего год. Причина – академическая типография вмешивается в его работу. Журнал был посвящён Екатерине 2, а тогда правила Елизавета.

Через 10 лет – появится 15 частных журналов.

Литература последней трети века (1762 – 1801 год)

Исследователи пишут, что Екатерину 2 ждали – дали перемен. Елизавета хотела сохранить тот порядок, который был при Петре. Переворот, который осуществила Екатерина, - один из наиболее тихих. Две женщины взяли власть. Екатерина Дашкова позже была удалена от двора. Была создана российская академия (составление словарей). Екатерина 2 в 1762 году взошла на престол, «литературное окно в Европу» было прорублено. Включилось философия, просвещение. Франция, французская академия – Дидро. Время, когда философствовали все. Европа была поражена этим явлением. Вольтерианство (просветительство) – антифеодальное течение, призвана сделать жизнь людей лучше на земле. Екатерина не могла противодействовать этому течению. Вступила в переписку с Вольтером. Переписка с философами – козырная карта в ее политике. Дидро и Вольтер были фанатами Екатерины 2. Екатерина понимала, что нужно ввести просветительство в нужные для самодержавия рамки. В 1767 году она создала комиссию для создания нового уложения (свода законов). Комиссия состояла из выборных делегатов от всех сословий. Екатерина не собиралась ограничивать свою самодержавную власть. Мысли об участии народа в законе не было. Положение народа было таково, что нельзя было не обсуждать проблемы (беглые крестьяне, крестьяне, феодальность, армия). В 1768 закрыла эту комиссию под предлогом войны с Турцией. Дашкова выдала прогноз – Екатерина 2 никогда не увидит нового свода законов. У Екатерины не было таких намерений. Далее было Пугачевское восстание – власть была равнодушна по отношению к крестьянству. Восстание было жестоко подавлено. Далее 100 лет не было восстаний (только в 1861 году было еще одно с отменой крепостного права). Екатерина поняла, что только в союзе с дворянством, она может победить крестьянство. Делала реформы для дворянства. Губернская реформа 1775 года – губернатор подчинялся высшей администрации, наместничества. В 1785 – Жалованная грамота - преимущество купечеству (1 и 2 гильдия – без телесных наказаний, процентный сбор с капитала). Не крепостные крестьяне была закрепощены, Украина. Часть писателей были за такие реформы, часть нет. Появление течения масонства. В Германии в 17 веке придумал таинственный орден. К 80 годам насчитывалось 100 масонских лож. Пароль, у масонов было свое, уникальное имя. Дворяне, которые были недовольны окружающей действительностью, но были напуганы восстанием Пугачева (вольтерианцы). 18 век – век атеизма, поэтому появились масоны. Нужно создать церковь внутреннюю. Хотели создать невидимый храм. Говорили о необходимости нравственного совершенства. Питер – обрядовая сторона масонства, затягивали помещения черным сукном – строители в духовном смысле (вольные каменщики). Символы – перчатки, камень, линейка. Москва – создавали школы для бедных людей. Новиков – безденежная раздача хлеба. Ходили слухи, что масоны делали фальшивые ассигнации. Все делалось на деньги пожертвований (отказ от имений). Масон Гамалей отказался от всей собственности. Екатерина 2 боролась с масонами литературными средствами (писала комедии). Масоны – тайная организация, а какие там идеи – непонятно. Решила проверить книги Новикова. В 1792 году начала походы на масонов. Новиков был арестован и приговорен к смерти – первый процесс по печати. Масоны сильно влияли на студенчество, поддерживали бедных студентов, потом посылали заграницу. Степан Иванович Шишковский.


1789 – французская революция. Оказала влияние на Россию. Потом Екатерина решила выслать всех французов. В конце 18 века Россия погрузилась во мрак – социальное и психологическое явление.

Книжное дело достигло внушительных размеров. В 1783 год – указ о вольных типографиях. Могли издавать книги в частном порядке. Именно так печатал свое путешествие Радищев. 87% - последняя треть века. Дворянство заводит библиотеки. Демократизируется писательская среда. Появляются писатели «мелкотравчатые», например, Лукин, Матинский (крепостные). Писатели не чувствовали твердой почвы под ногами. Новиков вступил в полемику с Екатериной. Появилось сатирическое направление.. Выразили литературные процессы больше, чем крупные фигуры того времени.

Литература – завершение канонов, начинает расшатываться. Причина – самодержавие. Литераторы объявили войну шаблонам (истинная повесть, настоящая повесть). Предреализм. Это начало выхода из классицизма.

  • Трансформация жанров. Ода под пером Радищева станет революционной (Вольность)

  • Авантюрность фабулы

  • Новые жанры (слезная комедия 1765 год (Щепетильник (Лукин)). Зрителям нравились эти комедии. Слезная комедия – смешение жанров. В 1772 году – комическая опера «Анюта» (Попов)

  • Протест против канонов классицизма (ироикомические (пародии)). Писал Майков (Елисей или раздраженный вакх) и Богданович (Душенька)

  • На первое место выходит проза (раньше – поэзия)

  • Изменилась читательская публика

  • Новое лит направление – сентиментализм. Уже сокращается расстояние между лит направления Европы и России. В Англии появился сентиментализм в 40-е годы 18 века. Сентиментализм оформилась только в 90 годы в России. Англия родина сентиментализма – первая буржуазная революция (1649 год). В Европе появление этого лит направления –основа буржуазии. В России – о крестьянах. Запад – Юг, Стерн, Соломон Геснер (идиллии). В России – Карамзин, Радищев, Дмитриев, Макаров.

В сентиментализме все наоборот. Первое место – госво, человек, демократично (любой человек может стать героем), чувствительность, философия. Ум – может быть развращенный. Главное внимание – чувству. Счастье человека – в вольном проявлении чувств. Название выбрано удачно. Сенсус – чувства. Даже мужественный герой проливает слезы. Карамзин называл себя холодным меланхоликом. Сентименталисты высоко поставили природу, она не творит зла, в отличие от цивилизации. Природа созвучна человеку – единство настроения человека и природы. Появление необразованных пастухов. Культивирует свои жанры (путешествие, дневники, автобиографическая повесть, повести, письма).