Файл: ПредисловиеВведениеО понятии проектного обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

82
программы развития университета должно быть подкреплено и долговременным планом по финансированию как закупки железа, так и привлечения лаборантов, консультантов, экспер- тов, проведением соревнований, интенсивов и т.д.
Ресурсное обеспечение и управление ресурсами
Ресурсы:
• помещение до 1000 м2 со свободным доступом в режиме 12 часов в сутки в включая субботы, с разделением перегородка- ми на зоны R&D по направлениям; Concurrent Design Facility (об- щая зона системного проектирования); «чистая» и «грязная» зоны; зона для переговоров и коворкинг
• офисная мебель на 60-75 рабочих мест (стол, стул, шкаф)
• в отдельных помещениях: зона чистовой сборки; рабочие ме- ста монтажника, верстаки для столярных, слесарных работ; рабочие места для токарных, фрезерных работ, 3Д-прототипи- рования; небольшой бассейн для экспериментов с подводной робототехникой
• настольные компьютеры по ОС Windows, 20 шт; с лицензион- ным ПО
• настольные ПК под ОС Linux, 20 шт; со свободно распространя- емым ПО
• хороший интернет без лишних систем авторизации
• проектор и экран
• доска и флипчарт.

83
Модель управления
К моменту выхода на полную мощность, в ЦПД должно рабо- тать над проектами не менее 100 человек-студентов, равномерно распределенных по направлениям (примерно по 20 человек на направление). Студент должен иметь возможность прийти и тру- диться в любое свободное от учебы время. Работать на сложном оборудовании лучше по записи.
Руководство ЦПД – Директор центра, который формулирует идео- логию и повестку ЦПД, согласовывая ее с проректором по разви- тию ДВФУ и Дирекцией образовательных программ ДВФУ, ведет переговоры с заказчиками, выбирает перспективные проекты для обсуждения с экспертами и руководителями направлений; обеспе- чивает междисциплинарность проектной деятельности, взаимо- действие проектных направлений. В подчинении у директора до 5 руководителей направлений (возможно, не на полной занятости): они выстраивают стратегию развития своего направления, регу- лярно проводят общие встречи групп по своему направлению с целью обеспечения их системной работы; ищут и приглашают экс- пертов из своей отрасли, подбирают перспективные проекты.
Роль Директора ЦПД и руководителя одного из направлений могут быть совмещены.
В подчинении у Руководителя направления – руководители проек- тов: они по гибкому расписанию, согласованному в том числе со студентами, работают в помещении ЦПД с проектными группами, организуют встречи, следят за план-графиком работ. Роли руково- дителей направлений и проектов могут быть совмещены. Также при ЦПД есть штатные «профессиональные» инженеры-конструк- торы: механик (он же лаборант с 9 утра до 17 вечера, обслуживает оборудование, консультирует по 3Д-прототипированию и твердо- тельному моделированию и ведет спецкурс по моделированию); электронщик (он же лаборант с 13 дня до 21 вечера, обслуживает электронное оборудование, консультирует по электронике и схе-


84
мотехнике, и ведет спецкурс по основам электроники); програм- мист (настраивает специализированное ПО, администрирует сеть, консультирует проектные команды по программированию и ведет спецкурс по основам программирования); математик (ведет осно- вы теоретической механики, прочности, линейной алгебры и ма- тематического анализа, статистики и обработки измерений, и т.д., включая численное моделирование в МатЛаб или аналогичных пакетах).
Внешние сети и партнеры
Партнеры-постановщики задач, в идеале, должны регулярно, не реже раза в две недели, появляться в ЦПД и общаться (лично или по скайпу) с проектной командой, и совместно с руководителями проекта и направления обсуждать проделанную работу, формули- ровать следующие задачи и выстраивать план работ. Решение в такой комбинации прежде всего за командой, поскольку это их проект; однако руководители или партнеры могут влиять на реше- ние в дискуссии, чтобы не допустить напрасной траты времени и ресурсов на непродуманные шаги. Партнеров приглашают на за- щиты проектов в качестве членов жюри.
Команды партнерских университетов и организаций приглашают- ся для проведения интенсивов и хакатонов, с целью сформиро- вать в ДВФУ группы с особыми компетенциями, которые способ- ны решать новые задачи, общие для различных проектных групп.
Подобные мероприятия позволяют также расширить круг профес- сиональных связей; обсуждать и брать на себя задачи, которые можно выполнить по заказу этих команд.

85
Актуальные проблемы управления
• Удаленность от центра России, разница в часовых поясах за- трудняет общение с партнерами, когда требуется всем собрать- ся и что-то обсудить. Студенты тоже не всегда могут прийти на такие встречи из-за занятости на основной учебе
• Во время сессии вся деятельность «вымирает» – теряется ме- сяц работы
• Большое количество студентов в ЦПД делает процесс работы менее управляемым, качество работы снижается
• Требуются специальные меры по сохранности оборудования, экономному расходованию комплектующих и т.д.
• Требуется составлять расписание доступа к оборудованию
• Поиск наставников в проекты усложняется: инициативные уже не справляются с большим числом студентов, а формалисты ухудшают качество работ.


86
Количественные показатели деятельности и оценки
эффективности
Хорошие наглядные показатели – число занятых студентов, реа- лизуемых проектов, образовательных программ, реальных старта- пов в ЦПД:
Факт:
• Декабрь 2017 года – 20 человек, 10 проектов
План:
• Май 2018 – 50 человек, 20 проектов, 1 стартап
• Октябрь 2018 – 100 человек, 40 проектов, 2 образовательных программы, 2 стартапа
• Декабрь 2018 – 150 человек, 50 проектов, 4 образовательных программы, 3 стартапа
Дальше количество перерастает в качество, в виде увеличения числа качественных технологических стартапов до 4-5 в год, в ка- ждом из которых не менее 3 человек, с оборотами от нескольких млн рублей в год.
Планы на будущее
Прежде всего, деятельность ЦПД должна быть встроена в обра- зовательные программы Университета, а для этого ДВФУ должен уверенно определиться и закрепиться со своей стратегией разви- тия на ближайшие 3-5 лет.

87

88
Уральский федеральный университет
Проектное обучение
в Нижнетагильском
технологическом институте УрФУ

89
Гоман Виктор Валентинович
к.т.н., доцент, руководитель образовательной программы
«Мехатроника и робототехника»
Vvg_electro@hotmail.com
Федореев Сергей Александрович
к.т.н., заведующий кафедрой информационных технологий fedoreevsa@hotmail.com

90
Определение проектного обучения, принятое в вузе
Из драфта документированной процедуры «Реализация проектного обучения»:
4.1. Под проектным обучением понимается система (совокупность)
учебных проектов и проектных заданий, сформированных в дея-
тельностной парадигме.
4.2. Отличительной особенностью образовательного проекта явля-
ется наличие интегрированных результатов обучения, демонстриру-
ющих способность обучающегося действовать.
4.3. Появление и распределение учебных проектов (проектных за-
даний) в структуре образовательной программы определяется осо-
бенностями результатов обучения, для освоения которых програм-
ма спроектирована.
4.4. Инициация учебных проектов и проектных заданий возможна
на разных этапах жизненного цикла программы как со стороны ад-
министрации (руководитель программы, руководитель модуля), так
и со стороны преподавателя и студента (участие во внутренних и
внешних конкурсах проектов).
4.5. Образовательные проекты могут предварять (или быть состав-
ной частью) других проектов, участвующих в различных конкурсах
и соревнованиях разного уровня – внутриуниверситетских, межуни-
верситетских, федеральных, международных и т.д.
В Нижнетагильском технологическом институте (филиале) УрФУ принята следующая формулировка проектного обучения: проект- ное обучение – это совместная деятельность преподавателей,


91
внешних и внутренних консультантов и экспертов, заказчиков и исполнителей (обучаемых), направленная на создание уникаль- ного продукта, услуги или на формирование научно-технического задела, в результате которой помимо создания продукта, услуги или формирования научно-технического задела достигаются за- планированные и дополнительные образовательные результаты.
Под научно-техническим заделом в данном случае понимается совокупность созданных в процессе реализации проекта новых результатов интеллектуальной деятельности, новых технологий, по оценкам экспертов, представляющих интерес для создания новых продуктов или повышения эффективности производства продуктов. Метрикой, позволяющей считать результат проекта на- учно-техническим заделом, является возможность создания двух и более новых продуктов с использованием результатов проекта.
При этом уникальность не всегда должна определяться общеми- ровым уровнем, но должна определяться уровнем сообщества, в среде которого реализуется проект, и отражать потребность дан- ного сообщества в освоении новой компетенции.
Из определения следуют критерии проекта:
• проект должен быть направлен на создание уникального про- дукта, услуги или формирование научно-технического задела
• в работе над проектом участвуют преподаватель, внешние и внутренние консультанты, обучаемые
• у проекта есть заказчик и внешняя экспертиза
• при запуске проекта должны планироваться, а по завершении проекта оцениваться запланированные и дополнительные ре- зультаты обучения.

92
Идея
В основе идеи лежит тезис «Специалист вырастает в профессио- нальной среде». Формирование же такой среды видится через ор- ганизацию в вузе проектной деятельности с привлечением пред- ставителей профессионального сообщества в роли экспертов, консультантов или заказчиков. Интерес представителей профес- сионального сообщества заключается в получении возможности
«увидеть будущие кадры в деле», протестировать рискованные идеи, реализовать проекты с ограниченным бюджетом. В свою очередь вуз, стимулируя предпринимательские активности, стано- вится центром актуальных компетенций, формирует научно-техни- ческие заделы и способствует формированию научных коллекти- вов.
Замысел
Картина настоящего:
• студент не понимает зачем «сидеть» на лекциях в вузе, если знания, которые дают на лекциях можно в любой момент полу- чить из электронных источников
• потолок развития студента в значительной степени ограничен сложностью лекционного материала и практических работ, и, как следствие, происходит подготовка «равнообразованных» специалистов, не реализуя и не развивая потенциал талантли- вых студентов
• зачастую значимость той или иной компетенции становится очевидной обучаемому лишь на рабочем месте.


93
В целом такой подход может быть изображен как «вталкивание знаний в студента».
Картина будущего:
• будучи вовлеченным в проектную деятельность и имея в голо- ве образ конечного результата, студент мотивирован на «до- бычу» знаний, у студента формируется потребность в знании.
Преподаватель ассистирует в процессе интерпретации получа- емого знания
• мотивированные студенты отрываются от ограничений обра- зовательной программы, обусловленных уровнем сложности лекционного материала и практических работ
• гибкость образовательных траекторий обеспечивается предо- ставлением студенту возможности самостоятельно выбирать роль и степень участия в проекте
• получение предпринимательского опыта в вузе.
Цели
Основная цель внедрения проектного обучения в вузе – переход к предпринимательской модели работы научно-образовательных подразделений вуза, при которой ключевыми показателями эф- фективности работы подразделения становятся величина пред- принимательского дохода и финансовый результат от научно-ис- следовательской деятельности, величина предпринимательского дохода и финансовый результат малых инновационных предпри- ятий с участием вуза, реализующих научно-технические заделы, сформированные научно-образовательными подразделениями вуза.

94
1   2   3   4   5   6   7   8   9