Файл: ПредисловиеВведениеО понятии проектного обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38
трение руководителю проекта, который может подтвердить уча- стие студента в проекте либо отказать.
Со списком актуальных проектных предложений можно ознако- миться на главной странице «Ярмарки проектов». В качестве од- ного из примеров можно привести выдержки из описания иссле- довательского проекта «Мониторинг МЦК: влияние на горожан и город»
6
, к участию в котором приглашаются студенты образова- тельных программ Государственное и муниципальное управление,
Психология, Социология:
«Московское центральное кольцо (МЦК) функционирует уже 1,5 года. От- крытие новых станций в той или иной степени повлияло на пространствен- ную структуру прилегающих районов, а также на поведение людей. В ходе этого исследования студентам предлагается произвести сравнительный анализ с результатами прошлогоднего исследования
7
, выяснить, какие произошли изменения, появились ли новые категории пользователей, а также оценить влияние микротопонимов МЦК на прилегающие внутригород- ские вернакулярные районы». Этот проект предполагает решение следую- щих задач:
• Выявить категории людей, использующих МЦК: определить долю каждой категории;
• Оценить изменения соотношения категорий в зависимости от изменения фактора времени, сезонности и иных отобранных факторов;
• Расшифровка интервью, систематизация опросов;
• Оценить влияние новых транспортных микротопонимов на формирование новых внутригородских районов или трансформацию сложившихся;
• Произвести сравнительный анализ с данными по прошлому году».
Наряду с общеуниверситетской «Ярмаркой проектов», которая яв- ляется универсальным инструментом, с помощью которого любой желающий сотрудник НИУ ВШЭ может найти партнеров для реа-
6 https://pf.hse.ru/215614249.html – Ссылка на описание проекта «Мониторинг
МЦК: влияние на горожан и город» на сайте НИУ ВШЭ – 2018 год
7 https://www.hse.ru/org/hse/pfair/195344701.html – Ссылка на описание проекта
«МЦК: влияние на горожан и пространственную структуру города» на сайте НИУ
ВШЭ – 2016 год

39
лизации своих идей из числа студентов, некоторые образователь- ные программы имеют свои собственные механизмы вовлечения студентов в проектную деятельность. Так, например, образова- тельная программа «Менеджмент» ведет группу в Facebook «Про- ектный офис НИУ ВШЭ»
8
, целью которой является поиск внешних партнеров, желающих предложить проекты студентам, а также ин- формирование студентов об имеющихся проектных предложени- ях. Образовательная программа «Дизайн» размещает проектные предложения и организует так называемые просмотры результа- тов проектов, а также оценивание через специально созданный инструмент портфолио
9
. Образовательные программы факультета компьютерных наук проводят свои конкурсы на лучший проект и публикуют картотеку победителей
10
Вся существующая модель управления проектной деятельностью внедрена в традиционную модель управления образовательным процессом в НИУ ВШЭ. Отношение к проектной деятельности сту- дентов такое же, как к любой другой учебной деятельности – с точки зрения выделения ресурсов (ставки профессорско-препо- давательского состава, формируемые в зависимости от запла- нированной учебной нагрузки), использования инфраструктуры
(инструменты портала, кабинетов, учебно-вспомогательного и ад- министративного персонала) и ответственности студентов за ре- зультаты этой особой учебной деятельности.
При внедрении данной модели проектной деятельности, когда участие в проекте является обязательным для студентов,- сле- дует обратить внимание на риски, связанные с сопротивлением руководителей образовательных программ, и с неготовностью преподавателей к переходу к особому виду деятельности – настав- ничеству при исполнении роли руководителя проекта. В логике не-
8 https://www.facebook.com/projectofficeHSE – Страница «Проектного офиса фа- культета бизнеса и менеджмента» в социальной сети Facebook
9 http://portfolio.hse.ru – Раздел «Студенческое портфолио» сайта Школы дизайна
НИУ ВШЭ
10 http://wiki.cs.hse.ru/Категория:Проектная_работа – Раздел «Проектная работа» сайта Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ


40
которых преподавателей-адептов традиционной модели высшего образования: проектная деятельность «забирает» часы от основ- ной профессиональной подготовки студентов. Перечисленные ри- ски можно минимизировать, уделив перед внедрением изменений время широкому обсуждению целей, задач и механизмов проект- ной деятельности студентов; переносу фокуса профессиональной подготовки с традиционного обучения студентов через лекции, се- минары, практические занятия по учебным дисциплинам на ком- плексные задачи – проекты, решая которые студенты в не мень- шей степени могут наращивать заявленные компетенции. Важно организовывать повышение квалификации для наставников, ре- гулярно обмениваться опытом и накапливать лучшие практики, организуя к ним доступ для желающих их перенять.
Количественные показатели, демонстрирующие охват
и продвижение проектной деятельности студентов в
НИУ ВШЭ
Начиная с 2014 года, когда стартовала новая образовательная мо- дель, предусматривающая наличие проектов, как обязательной части подготовки бакалавра, к началу 2018 года доля студентов, охваченных проектной работой, в среднем составила 70% по всем образовательным программам бакалавриата. Среднее число кре- дитов (зачетных единиц) по проектам за четыре года обучения у студентов выпускного курса в зависимости от кампуса распреде- лилось так: Москва и Санкт-Петербург – 9 кредитов, Нижний Нов- город – 6 кредитов, Пермь – 4 кредита.
Сравнение доли (в процентах) контингента, охваченных проектной работой, для студентов набора 2014 и набора 2015 годов проде- монстрировано на гистограмме:

41
К 3 курсу обучения
К 4 курсу обучения
(полный цикл набора 2014 года)
-
73%
78%
91%
82%
62%
84%
71%
53%
Рисунок 3.
Чуть более половины из реализованных (около 3 тысяч) проектов нашли своих исполнителей в лице студентов через «Ярмарку про- ектов». Остальные проекты – результат самостоятельной деятель- ности руководства образовательных программ. Половина проек- тов – исследовательские (что в полной мере отражает специфику
ВШЭ, как исследовательского университета); около 20% проектов
– сервисные (с их помощью НИУ ВШЭ обрел устойчивый канал бы- строго поиска волонтеров на многочисленные мероприятия, свя- занные с внешними клиентами и партнерами); около 30% проектов
– прикладные.
В планах университета – провести детальный анализ отзывов пер-


42
вых выпускников по новой образовательной модели, а также ру- ководителей проектов об удовлетворенности проектной деятель- ностью.
В ближайший год НИУ ВШЭ разработает механизм регулярной подготовки наставников проектной деятельности из числа новых преподавателей и научных работников, а также модель формиро- вания междисциплинарных проектных предложений. Также в пла- нах университета – упорядочивание процедур предъявления от- четов об исполнении проектов студентами, для чего планируется развивать имеющийся сервис электронного портфолио.

43

44
НИУ ВШЭ
Опыт формирования
проектно-учебных лабораторий

45
Лешуков Олег Валерьевич
научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ oleshukov@hse.ru
Платонова Дарья Павловна
заведующая проектно-учебной лабораторией
«Развитие университетов»
dplatonova@hse.ru

46
Описание практики: идея и цели
Для вовлечения студентов в проектную деятельность в НИУ ВШЭ в 2009 году был предложен новый организационный формат –
проектно-учебные лаборатории (ПУЛ). Лаборатории должны были стать одним из механизмов, способствующим повышению прак- тической значимости образовательных программ и обеспечению освоения студентами проектных компетенций через реализацию исследовательских, прикладных и консалтинговых проектов. Сре- ди реализуемых проектов в лабораториях представлены как за- дачи, поставленные внешними партнерами и заказчиками, так и инициативы, имеющие «внутренний» характер, направленные на развитие университета.
Важной особенностью формата ПУЛ является то, что они реализу- ются как отдельная организационная форма, что дает ряд преиму- ществ как для коллективов в университете, так и для студентов.
Среди таких преимуществ можно выделить три ключевых:
1) ПУЛ обеспечивает инфраструктуру для реализации междисци-
плинарных проектов
Для большинства лабораторий характерно привлечение студен- тов с разных факультетов, имеющих различный образовательный опыт и знания. Зачастую, реализация комплексных проектов с привлечением студентов осложняется организационными рамка- ми факультетов и образовательных программ. Для решения этой проблемы часть лабораторий создается на стыке содержательных направлений и дисциплин, часть лабораторий вовлекает неодно- родный студенческий состав. Привлечение студентов с разным образовательным опытом определяет принцип функционализа- ции в деятельности ПУЛ – распределение проектных задач, ис- ходя из профиля и квалификации студента, что требует особого внимания и временных ресурсов на правильное распределение проектных задач.


47
2) Статус ПУЛ дает возможность закрепления инициативных про-
ектных команд
Возможность подачи заявки на формирование проектно-учеб- ной лаборатории предоставляется широкому группу сотрудников университетов. Преподаватель или научный сотрудник, имеющий сформированный план проектной деятельности и программу ис- следований, согласованную с приоритетами развития университе- та, устойчивый проектный заказ и ориентированный на работу со студентами, имеет возможность получить поддержку на реализа- цию этих инициатив. Это позволяет талантливым сотрудникам и студентам иметь институционально оформленную и поддержива- емую возможность реализации проектов.
3) ПУЛ представляет студентам возможность знакомства с прин-
ципами работы экспертных центров
Для студентов, ориентированных на выстраивание карьерной тра- ектории в определенной экспертной области, участие в деятель- ности ПУЛ позволяет познакомиться с культурой проектной и экс- пертной деятельности, занять ответственную позицию в рамках реализации долгосрочных и комплексных проектов, проанализи- ровать специфику прикладных и исследовательских задач.
Масштаб и охват практики
Программа формирования ПУЛ носит общеуниверситетский ха- рактер. По состоянию на 2017 год в университете функционирова- ли 9 проектно-учебных лабораторий:
1. Проектно-учебная лаборатория анализа финансовых рынков факультета экономических наук

48 2. Проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики
3. Проектно-учебная лаборатория муниципального управления
4. Проектно-учебная лаборатория дизайна Школы дизайна Фа- культета коммуникаций, медиа и дизайна
5. Проектно-учебная лаборатория образовательной и молодеж- ной журналистики Факультета коммуникаций, медиа и дизайна
6. Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов» Ин- ститута образования
7. Проектно-учебная лаборатория «Управление инновационными системами» (Нижний Новгород)
8. Международная проектно-учебная лаборатория эксперимен- тального проектирования городов Высшей школы урбанисти- ки имени А.А. Высоковского
9. Проектно-учебная лаборатория «Бизнес-инкубатор Высшей школы экономики»
По состоянию на 2017 год около 60 студентов и аспирантов были трудоустроены в проектно-учебных лабораториях. Однако общий спектр вовлеченных студентов на порядок больше, по оценкам – в
2-3 раза. Большинство ПУЛ ориентированы на студентов бакалав- риата 3-4 курсов, магистров и аспирантов. Привлечение студентов к участию в реализации проектов лабораторий осуществляется через «Ярмарку проектов», через открытый поиск студентов и по- средством проведения открытых образовательных мероприятий
(экспедиции, факультативы и пр.).


49
Принцип функционирования ПУЛ РУ
Для более детального описания процесса функционирования про- ектно-учебных лабораторий предлагается рассмотреть опыт ПУЛ
«Развитие университетов» (ПУЛ РУ). Лаборатория ведет исследо- вания, прикладные и аналитические проекты, связанные с разви- тием систем высшего образования и разработкой проектов модер- низации университетов. Большинство проектов ПУЛ РУ являются междисциплинарными.
Вовлечение в проектную деятельность студентов основывается на трех блоках работ:
1. исследовательские задачи
2. прикладные аналитические задачи
3. сервисные задачи.
Формат проектно-учебной лаборатории, как отдельного структур- ного подразделения, позволяет обеспечивать полноценную заня- тость студентов с различными навыками и развивать широкий спектр компетенций – студенты могут сочетать форматы работы в разных проектах по типу в течение долгосрочной работы.
Перечень проектных задач определяется менеджерами проектов, которые являются научными сотрудниками или экспертами. Ме- неджеры проектов несут ответственность за реализацию проекта, а также привлечение заказов и формирование задач. В зависи- мости от плана проектных задач и с учетом квалификационных требований привлеченных в ПУЛ студентов формируется коман- да каждого проекта. Обновление студенческого состава лабора- тории предполагает, что наиболее активные и мотивированные студенты в течение определенного времени (2-3 года) переходят в

50
позицию менеджера проектов, обеспечивая методическую и экс- пертную поддержку деятельности студентов, отвечают за распре- деление задач.
В ПУЛ РУ выстраивается ступенчатая система отбора. На первом этапе привлекается широкая группа студентов на прохождение образовательных модулей или курсов. Далее, наиболее активные вовлекаются в реализацию внутренних инициативных проектов лабораторий. Как правило, это небольшие проектные задачи, ос- новным заказчиком которых выступает менеджер или руково- дитель проектного направления лаборатории. Наконец, в случае успешного выполнения этих проектных задач, студент привлека- ется к реализации прикладных работ и принимается в штат лабо- ратории либо на полном основании, либо по совместительству.
Проектная работа студентов обязательно сопровождается обра- зовательными методиками развития проектных навыков. В ПУЛ
«Развитие университетов» используются следующие форматы научно-образовательной деятельности со студентами, ориентиро- ванные на освоение студентами навыков использования теорети- ческих знаний в реальной практике:
А) Общеуниверситетский факультатив «Развитие университетов»
Курс «Развитие университетов» является основой образователь- ной деятельности лаборатории. Цель курса состоит в углублении знаний студентов о фундаментальных идеях в высшем образова- нии и о роли университетов в современном мире. Структура курса ориентирована на практическую и проектную работу. Содержа- ние факультатива выстроено вокруг конкурса разрабатываемых студентами программ развития университетов (проект каждого студента состоит в разработке программы развития выбранного университета). Эти проекты оценивают реальные практики и экс- перты сферы высшего образования.
Факультатив является важнейшим каналом рекрутинга студентов в лабораторию. Так, запись на курс в среднем составляет около
100 слушателей, что позволяет выявлять и привлекать мотивиро-