Файл: ПредисловиеВведениеО понятии проектного обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

51
ванных к реальной проектной работе студентов. Также, прохожде- ние факультатива учитывается в качестве учебной нагрузки для основных образовательных программ, что является дополнитель- ным стимулом для студентов.
B) Исследовательские экспедиции
С 2010 года лаборатория «Развитие университетов» проводит по- левые исследования деятельности и быта университетской жиз- ни. В экспедициях проводятся интервью, осуществляется вклю- ченное наблюдение. Такая работа позволяет студентам увидеть реальную жизнь российских университетов, которая уникальна в каждой образовательной организации. Обнаруживаются соци- альные, культурные особенности вузов и студенчества, неулови- мые другими способами анализа. Каждая экспедиция имеет соб- ственные исследовательские вопросы, ответы на которые должна найти группа студентов. Работа построена в проектной логике
– студенты заранее разрабатывают методологию исследования, проводят предпроектную подготовку, далее собирают материал, обрабатывают и оформляют результаты.
C) Регулярный исследовательский семинар
Два раза в месяц ПУЛ организует исследовательский семинар для обсуждения текстов, которые готовятся к публикации, также дета- лизируются проектные и исследовательские замыслы. Помимо содержательной проработки исследований и проектов, регуляр- ный принцип организации семинара обеспечивает этапность реа- лизации проектов и исследований, «прививает» культуру соблюде- ния сроков выполнения задач.
D) Курсовые и дипломные работы по тематике реализуемых
проектов,
позволяющие формировать у студентов аналитические и исследо- вательские компетенции, применимые в области высшего образо- вания.

52
E) «Ярмарка проектов»
С 2016 года важным каналом привлечения студентов в ПУЛ «Раз- витие университетов» для реализации учебных и научных проек- тов стала «Ярмарка проектов» НИУ ВШЭ. За это время было ре- ализовано 7 проектов. Заявки на участие в них подали более 60 человек, и более 40 приняли в них участие. При отборе участников особое внимание уделяется их активности, самостоятельности и готовности к нестандартным задачам и поиску новой информа- ции. Конкретные навыки в ряде случаев осваивались в ходе про- ектов, например, навыки проведения и расшифровки интервью.
Для большинства студентов, помимо получения зачетов и кре- дитов, участие в проектах лаборатории «Развитие университета» стало первым опытом работы в реальных исследованиях, опытом коммуникации со студентами из других подразделений ВШЭ.
Модель управления
ПУЛ может быть создана как в структуре текущих подразделений университета (институтов и факультетов), так и как самостоятель- ная структура.
Координацию деятельности лаборатории в части проектной, учеб- ной и научно-исследовательской работы осуществляет управле- ние академического развития университета, общую координацию деятельности лаборатории осуществляет первый проректор.
Непосредственное руководство лабораторией осуществляет за- ведующий лабораторией, в сферу полномочий которого относится общая координация деятельности лаборатории, решение вопросов финансового и материально-технического обеспечения, исполне- ние обязательств по заключенным договорам, ведение бюджета лаборатории, решения о формировании кадрового состава лабо-


53
ратории и определении должностных обязанностей сотрудников.
В некоторых случаях функции координации научно-исследова- тельской деятельности могут возлагаться на научного руководи- теля лаборатории. Также к полномочиям научного руководителя могут относиться разработка новых направлений исследований и разработок, составление программы работ и планов проектно-ис- следовательской деятельности, определение методов и средств их проведения.
Финансирование деятельности лаборатории осуществляется из следующих источников:
• средства бюджета ВШЭ
• средства, полученные от приносящей доход деятельности
• гранты российских, иностранных и международных организа- ций.
Ежегодно проводится оценка деятельности ПУЛ и планирование деятельности на год. В случае, если лаборатория создана внутри существующего структурного подразделения, то обычно итоги ра- боты рассматриваются на двух уровнях – ассоциированного под- разделения и управления академического развития ВШЭ, коорди- нирующего деятельность ПУЛ. Наибольшее внимание при оценке результативности деятельности лабораторий уделяется показате- лю численности студентов, привлеченных к проектной деятель- ности; уровню научной продуктивности; объему реализованных прикладных проектов и привлечению внебюджетных средств. По результатам рассмотрения отчетов принимаются решения об эф- фективности деятельности лаборатории.

54
Московский политех
Внедрение проектной деятельности
как часть модернизации
образовательной системы

55
Никольский Владимир Святославович
профессор Центра проектной деятельности v.s.nikolskij@mospolytech.ru
Ильина Анастасия Викторовна
заместитель начальника Центра проектной деятельности nastia_ilina@mail.ru
Пилипенко Сергей Геннадьевич
директор Института новых образовательных программ и технологий s.g.pilipenko@mospolytech.ru
Лепешкин Илья Александрович
начальник Центра проектной деятельности i.a.lepeshkin@mospolytech.ru


56
Процесс внедрения проектной деятельности: цели,
идея, замысел
Внедрение проектного обучения в Московском политехе проходи- ло как часть масштабной реформы университета в целом. В целях модернизации инженерного образования и приведения его в соот- ветствие с потребностями современной экономики в Московском политехе (в то время Университете машиностроения) был реали- зован комплекс мер, включающий как организационные, так и со- держательные изменения.
«Проектная деятельность» появилась в учебных планах, разрабо- танных силами Дирекции образовательных программ, в 2014 году в качестве одной из обязательных дисциплин. Процесс внедрения проектного обучения осуществлялся поэтапным путем. Если пер- воначально были обновлены образовательные программы только инженерных направлений подготовки и произведен прием абиту- риентов на первый курс, то спустя год обновлению подверглись образовательные программы социально-гуманитарных направле- ний подготовки. Таким образом, в 2015 году прием на первый курс уже во всем вузе осуществлялся по программам, включающим проектную деятельность. В результате сегодня, спустя 4 года, поч- ти все студенты бакалавриата и специалитета Московского поли- теха охвачены проектным обучением – в проектную деятельность включено свыше 40 направлений подготовки, на которых обучает- ся более 4000 студентов.
Трансформация образовательного процесса происходила на фоне серьезной реорганизации университета. За неполные три года, предшествовавшие запуску реформ, приказами Минобрнауки РФ к Университету машиностроения было присоединено три вуза
(Московский государственный университет инженерной эколо- гии, Московский государственный открытый университет имени
В.С. Черномырдина и Московский государственный вечерний ме- таллургический институт), что сопровождалось структурной ре-

57
организацией и оптимизацией кадрового состава. В дальнейшем к Университету машиностроения был присоединен Московский государственный индустриальный университет, а объединение с
Московским государственным университетом печати привело в
2016 году к рождению Московского политеха.
+
Стандартная
модель
Проектная
модель
лекции от экспертов компании ознакомительные экскурсии мастер-классы и воркшоппы стажировки и производственная практика постановка проектной задачи подготовка отчетной документации и финальная презентация проекта ознакомительные экскурсии прототипирование, макетирование, тестирование разработки командное решение проектной задачи
Новая модель взаимодействия университета и бизнеса
Интеграция традиционной модели взаимодействия
университета и бизнеса и проектной работы студентов:
Рисунок 4.
Таким образом, основной замысел внедрения проектного обуче- ния в образовательный процесс воплощался в рамках комплекс- ных преобразований, нацеленных на сближение университета с отраслями экономики и их потребностями, с реальной профессио-


58
нальной практикой. Фактически это означало поиск новой модели взаимодействия в условиях быстро меняющейся профессиональ- ной среды.
Необходимо отметить, что задолго до начала этой реформы в
МАМИ сложилось несколько практик, соответствующих принци- пам проектного обучения. Так, в 2008 году была основана команда
«Формула студент», которая явилась прообразом групповых инже- нерных студенческих проектов, реализуемых в настоящее время.
Хронология становления проектного обучения
в Московском политехе
• В 2008 г. была основана команда «Формула студент»
• В ноябре 2013 г. Университет машиностроения представил кон- цепцию развития проектного образования в инженерном вузе на 3-м ежегодном Форуме «Машиностроение и Инжиниринг в
России и СНГ 2013»
• 01 сентября 2014 г. начались учебные занятия по новым обра- зовательным программам, в учебных планах которых впервые появилась дисциплина «Проектная деятельность»
• 12 октября 2014 г. в Университете машиностроения прошел первый турнир «Инженерный старт»
• В ноябре 2014 г. началась работа по проектам (650 студентов)
• 01 сентября 2015 года в составе Дирекции образовательных программ открыт Центр проектной деятельности
• В 2015/2016 уч. г. количество студентов выросло до 2000
• В декабре 2015 года открылся Фаблаб

59
• 2016/2017 уч. г. – 3200 студентов
• 2017/2018 уч. г. – 4000 студентов
Определение проектного обучения: ключевые
критерии и принципы
В сжатом виде проектное обучение в Московском политехе трак- туется как образовательный подход, в рамках которого студенты разрабатывают востребованное практическое решение насущных проблем различных отраслей экономики и общества, используют подход полного жизненного цикла проекта и междисциплинарный подход, сотрудничают друг с другом и внешними участниками, пользуются поддержкой куратора проектной деятельности, дости- гают реальных конечных результатов.
Ключевой принцип проектного обучения заключается в ориента- ции на практическое решение проблем. При этом проблема, на решение которой направлен проект, должна быть практической подлинной, касающейся реального мира. Этот принцип связывает университет с внешними заинтересованными сторонами, а также призван породить и удержать мотивацию студентов.
Следующая важная особенность проектного обучения – междис- циплинарность. Речь идет о междисциплинарном характере про- блем, лежащих в основе проектной деятельности и требующих формирования разнопрофильных проектных команд, а также о ме- ждисциплинарном характере навыков, необходимых для реализа- ции проекта. Имеются в виду компетенции, связанные, например, с пониманием социального контекста инженерной деятельности, критического и системного мышления. Этим преследуется, в част- ности, цель развития у студентов адаптивности к меняющимся со-


60
циальным условиям их профессиональной деятельности, а также способности решать проблемы, бросающие вызов дисциплинар- ным границам.
Деятельность студентов состоит, в том числе, из сложных взаи- модействий между членами команды и критически зависит от навыков коммуникации, планирования, способности к эффектив- ной работе в команде. Если коллективная работа относится, пре- жде всего, к взаимодействию внутри команды, то сотрудничество включает внешних по отношению к университету партнеров – раз- личные организации, предприятия.
Проектная деятельность – разновидность студенто-центрирован- ного обучения, в рамках которого роль преподавателя смещается от монопольного обладания и распространения знаний к личной поддержке и помощи в выборе инструментов и методов. При этом следует признать, что для штатных преподавателей университета эта роль непривычна и требует дополнительного обучения и ме- тодической поддержки. В ответ на эту потребность два раза в год для всех кураторов проектной деятельности устраиваются курсы повышения квалификации, а также осуществляется текущее кон- сультирование.
В проектном обучении в Московском политехе значительный ак- цент делается на результатах проектной деятельности, которые подразделяются на так называемый «продуктовый» и «образова- тельный». Если образовательный результат может быть получен в течение всего срока реализации проекта, то продуктовый резуль- тат, проходя этапы своего развития, воплощается в финальном ре- зультате, представляемом заказчику.
С вопросом о продуктовом результате тесно связан реализуемый в проектной деятельности подход полного жизненного цикла, в рамках которого проект проходит определенные этапы от иници- ации до реализации комплекса мероприятий по его завершению.

61
изненный цикл проекта в университете:
ПРЕДПРОЕКТН
ЭТАП
- облако идей
- карта проектов
- паспорта проектов
- утверждение проектов
- регистрация студентов
РАБОТА
В ПРОЕКТЕ
- работа со студентами
- движение по дорожной карте
- участие в мероприятиях
- текущие аттестации
- выставление баллов
ОТ ЕТН
ЭТАП
- финальная конференция
- выставка проектов
- создание отчета
- рефлексия
Рисунок 5.
Институциональный механизм реализации проектной
деятельности
В Московском политехе организация проектного обучения получи- ла институциональное оформление в виде Центра проектной де- ятельности (ЦПД), который осуществляет планирование, запуск, мониторинг и контроль проектной деятельности студентов.
Для организации управления проектной деятельностью студен- тов в рамках освоения соответствующей дисциплины в Центре проектной деятельности все проекты сгруппированы по девяти тематикам, среди которых транспорт, аддитивные технологии, технология, технологии художественной обработки материалов,
ХимБиоТех, энергетика, инициативные проекты и конкурсы, ин- формационные технологии, социогуманитарные технологии. По тематикам определены соответствующие координаторы из числа
ППС Центра проектной деятельности. По своей сути, тематика ори- ентирована на тот или иной вид продукта, над которым ведется работа в рамках проекта. Таким образом, можно сказать, что те-