Файл: Дипломная работа взаимодействие школы и семьи в духовнонравственном воспитании младших школьников работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность».

Фундамент нравственного поведения закладывается в школьном возрасте, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности. Основной деятельностью для него становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется. Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения обучающихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом.

Василий Александрович Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

 Как часто мы слышим слова «нравственность», «безнравственный поступок», «высоконравственный человек». Что же понимают под нравственностью? По словам русского писателя М. Пришвина, нравственность «есть отношение силы разума к силе чувств». Если проще сказать, это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственность не передается по наследству как интеллектуальные способности, ее надо воспитывать. Сочувствие, терпимость, доброжелательность, гуманное отношения к людям, животным и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. А в значимый для ребёнка круг общения в этом возрасте входят самые близкие люди – родители. Именно в семье закладываются основы нравственности.

К. Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений. Л. Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живёт в обстановке злобы, подавления свободы.

Составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.

Вежливость – это самая простая и необходимая форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к разным людям: к родителям и близким, к педагогам, к незнакомым. Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети − наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.


Будем помнить о том, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.

Семья. Какое определение вы можете дать этому понятию? (Ответы родителей).

Все вы совершенно правы. Мне хочется добавить, каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь. А показателем нравственного воспитания ребёнка будет не то, как он ведёт себя в вашем присутствии, а то, как ведёт себя ребёнок в ситуации общения с другими людьми без вашего присутствия и контроля: говорит ли он вежливые слова, не проявляет агрессию, доброжелателен к собеседнику.

Обратите внимание на итоги анкетирования…

Как видите, данная проблема актуальна…

Работа в группах. 

Ситуация № 1.

«Мама, стараясь помочь своему ребёнку в учебном процессе, заполняет за него дневник, целиком делает за него задания творческого характера, во многом перекладывает на себя выполнение учебных заданий. Помощь ребёнку осуществляется и в бытовых вопросах: зашнуровать ботики, помыть обувь и т.д.» Ваши советы и пожелания этой маме.

Родители высказывают своё мнение вслух.

ВЫВОД: поведение родителей определяет поведение детей. Ребёнок не научится самостоятельности. Поскольку это не обусловлено поведением мамы.

Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь рост ребёнка включает в себя и конфликты. 

Ситуация № 2.

«Ребята отдыхали на перемене. Андрей бегал за Мишей и задирался к нему. Миша сначала уходил от Андрея, на потом не вытерпел, и набросился на него с кулаками. Андрей, конечно же, тут же по телефону пожаловался на Мишу маме. Мама Андрея, придя со школы за ребёнком, отругала Мишу. Учительница же объяснила: из Миши получится человек, который сумеет постоять за себя. Не упрекайте его».

ВЫВОД: прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов! 

Ситуация № 3.

Как можно избежать конфликта?

Семилетний Миша только что получил подарок от тёти. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там внутри.



М а т ь. Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?

М и ш а (сердито). Спасибо!

М а т ь. Вот и хорошо.

Ситуация обсуждается и делается вывод.

Как правильно делать замечания ребёнку? Замечания – приказы развивают в ребёнке боязливость. Он станет выполнять всё из страха перед вашим гневом. А можно сделать это замечание в виде просьбы близкого человека. Дети, как и взрослые болезненно относятся к критике. Грубое, резкое замечание может заставить ребёнка замкнуться в себе. Поэтому чаще вуалируйте замечания под пожелания и обязательно объясняйте, почему вы просите ребёнка что-то сделать.

 Третьим пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребёнка. Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей?

 

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

Если:

1)ребенка постоянно критикуют, он учится (ненавидеть):

2)ребенок живет во вражде, он учится … (быть агрессивным);

3) ребенок растет в упреках, он учится … (жить с чувством вины);

4)ребенок растет в терпимости, он учится … (понимать других);

5)ребенка хвалят, он учится … (быть благородным);

6) ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым);

7)ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей);

8)ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя);

9) ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым);

10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).


ВЫВОД: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всём подражают.

Рисунки на доске. А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.

Работа с памяткой для родителей и обсуждение её.

Памятка для родителей.

  • Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.

  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

  • Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности для вашего ребенка.

  • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии вашего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.

  • Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.

  • Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Подведение итогов родительского собрания.

И в заключении мне хотелось бы напомнить вам о том, что мерилом нравственности, благородства и красоты души человека является совесть. Ошибаться, совершать проступки, нарушающие моральные нормы, может любой человек. Но, если у ребёнка воспитано такое качество души, как совесть, если он испытывает стыд, он сможет остановить себя в другой аналогичной ситуации. Задача родителей – воспитать в нём это качество.

Давайте подведём итоги нашего собрания.

– Что нового вы узнали сегодня на собрании?

– В правильности, каких методов, применяемых вами, убедились?

– Опыт, каких родителей вам был полезен?

– Над чем вы задумались?

– Что хотели бы исправить в воспитательном процессе в вашей семье?

 Как видите, много проблем стоит перед современной семьей, из года в год мы убеждаемся в том, что нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом обучающемся настоящего человека.

Помните слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». Пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Успехов вам в воспитании детей.

Решение родительского собрания

  1. Обсудить дома с остальными членами семьи вопросы, обсуждаемые на родительском собрании.

  2. В воспитательном плане работы включить необходимые для коррекции нравственных качеств темы.


Приложение 5

Конспект детско-родительского мероприятия по духовно – нравственному воспитанию « Когда мы вместе»

Цель:

–систематизировать у детей понятие «семья»;

Задачи:

– систематизировать знания детей о семье;

– учить правильно называть членов семьи; дать понятия «родственники», «семья» «понимание»;

– развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;

– воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье, эмоциональную отзывчивость, любовь к членам своей семьи.

Материал: Семейные фотографии, сюжетные картинки, высказывания о семье.

Планируемые образовательные результаты:

– у детей сформированы элементарные представления о семье, о родственных связях;

– у детей сформирован интерес к своей семье;

– у детей развито понимание важности семьи для каждого человека;

– у детей развито общение и взаимодействие со взрослыми.

Ход мероприятия .

Дети садятся с родителями.

Вед: Добрый вечер! Наша сегодняшняя встреча посвящена семье и называется она « Когда мы вместе

Когда мы вместе –ты и я,
Печали нет: душа в покое,
Как хорошо, что есть семья –
На свете самое родное.

- Я расскажу вам легенду: «В давние времена жила семья – 100 человек, и в ней царил мир, покой, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель прочитал и удивился. На листе было начертано сто раз одно слово «понимание». Действительно, счастье в семье зависит от взаимного понимания.

- Ребята, что такое Семья? (ответы детей).

- А взрослые как понимают это слово? (ответы родителей).

- Ребята, назовите членов своей семьи.

Вопросы к детям: Кто ты в семье?( Для мамы сын, для бабушки – внук, для сестры – брат).

- Кто для тебя мамина мама? А ты для нее? И т.д.

- Как ласково называют тебя дома? Вам приятно, когда вас так называют? (ответы детей)

- А вы как называете родителей ласково?

- Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, семейные традиции. Уважаемые родители, вспомнить о традициях вашей семьи.

Выступление родителей.

1 родитель.  В нашей семье  принято обязательно мастерить зимой новые кормушки и развешивать их на деревьях, а потом каждый день подсыпать туда крошки и зерно. С приходом весны мы всей семьей мастерим скворечники и ждем долгожданных гостей.

2 родитель. Наша  семейная традиция – рисовать самодельные открытки к праздникам, а потом их подписывать и дарить родным и друзьям. И еще мы мастерим  из цветной бумаги елочные игрушки и вырезаем снежинки из бумаги, но сегодня, боюсь, это неактуально – что очень печально!

3 родитель. Очень правильные семейные ценности существовали в семьях наших бабушек и дедушек – вся семья ежедневно собиралась за большим столом на обед или ужин, при этом домочадцы делились своими новостями и впечатлениями, рассказывали, как прошел день, решали вопросы. Сегодня, мы пытаемся сохранить эту традицию, собираясь в выходные и праздничные дни, а ещё по воскресеньям всей семьёй ходим в храм.

- Кто в вашей семье главный? ( ответы детей)

- Главный – глава семьи, берет на себя всю ответственность, помогает всем в семье в выполнении какого-либо дела.

Игра «Передай движения»

Все встают в семейный круг, договариваются, кто «глава». Один показывает движения, остальные повторяют. Меняются ролями.

- Дети, помните сказку «Три медведя»?

- Можно ли сказать, что эта сказка о семье?

- Почему? (Потому, что есть мама, папа, сынок, все они живут вместе, любят друг друга).

Воспитатель обращает внимание на фотовыставку « Семейная фотография»

- Ребята, вы заметили, что у нас на фотографиях все члены семьи сидят близко друг к другу, улыбаются. Им хорошо вместе.

- А чем вы занимаетесь, когда вы все вместе? (ответы)

- Действительно, вместе вам интересно ездить на природу, играть, ходить в гости. А я знаю сказку про семью, в которой один член ее не справился с делом и позвал на помощь всех остальных. И все вместе они справились. Как называется эта сказка? (репка).

- А в вашей семье помогают друг другу?

- Могут ли дети помочь взрослым?

- А какие дела вы делаете дома вместе?

Игра «Работаем вместе».

Ведущая приглашает команды (семьи) и каждой дает задание (в конверте): вымыть посуду, постирать белье, сварить суп, посадить дерево. Предлагает распределить обязанности (например: один копает, другой держит дерево, третий закапывает и т.д.) Каждая команда показывает сценку всем остальным, а те угадывают, что делала команда.

- Семья нужна каждому человеку. Бывают большие семьи и маленькие. Но главное в семье – это отношение людей друг к другу.

Общая игра (в кругу) «Как живете» - все имитируют движения.

- Как живете?

- Вот так.

- Как идете?

- Вот так (и далее все ответы такие же и сопровождаются движениями).

- Как бежите?

- Вот так.

- Как ночью спите?

- Как берете?

- Как даете?

- Как молчите?

- Как любите?

- Как радуетесь?

- Семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:

 «Не нужен клад, коли в семье лад».

«Семьей дорожить – счастливым быть».

«Вся семья вместе и душа на месте».

«При солнышке тепло, при матери добро».

«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

«В семье и каша гуще».

«В своем доме и стены помогают»

« В семье согласно, так идёт дело прекрасно».
« Вся семья вместе, так и душа на месте».
«Дерево держится корнями, а человек семьёй».
«Согласие в семье – богатство».
«В хорошей семье хорошие дети растут».

- А сейчас, уважаемые родители, дети подготовили сценку –это шутка, в ней намек, если вдуматься – урок.

Вы на нас не обижайтесь, вникнуть все вы постарайтесь.

Сценка – шутка « Семья».

Мама

- Здравствуй, Любушка, подружка! Ты давно мне не звонишь.Может быть сегодня в гости на минутку забежишь? Много дела ? Да! Не мало уж домашних - то хлопот. Надо ужин приготовить, постирать , сварить компот.

Дочка.

- Мама, мама, надоело мне играть. Может сказку почитать?

Мама.

- Погоди ты, не гунди ты, лучше к папе подойди. Что? Ты кофточку купила? Говоришь красивый цвет? Рюшки, бантики, оборки. Замечательно, слов нет. Да? Каблук такой высокий. Сможешь ты такой носить? Ах, как хочется мне тоже эти туфельки купить!

Дочка.

- Мама, мама, скучно мне одной стоять. Может нам с тобою вместе в куклы поиграть?

Мама.

- Ах, мне некогда, дочурка, побежала я стирать! Вон сидит на кресле папа, попроси его сыграть. ( Уходит).

Дочка.

- Папа, папа, не читай, лучше в мячик поиграй. Я прошу тебя давно, отведи меня в кино.

Папа.

- Это все потом! Ты сходи да погуляй. Мне же надо очень срочно всю рекламу дочитать. И футбол сегодня будет, я болею за спартака! Мы и с куклой поиграем завтра, вечером. Пока! А гулять об этом, кстати, попроси сестренку Катю. ( Уходит).

Дочка.

- Катя, ты сегодня сможешь белку мне дорисовать? Или катер будем в ванной мы с тобою запускать?

Сестренка.

- Скажешь тоже, мне сегодня в институте надо быть. Скоро лекция начнется, мне пора уж уходить. А вчера знакомый Славка пригласил меня в кино. Ни минуточки свободной, все расписано давно. ( Уходит).

Воспитатель: Не сидится , не лежится, не гуляется все ей. Мама, папа и сестренка, вместе вы с ребенком порисуйте, почитайте, в куклы с ней вы поиграйте , подрастет малышка, может, вам когда- нибудь поможет!!!

- Только в дружной, счастливой семье вырастают добрые, отзывчивые дети. Самый верный способ укрепления семьи - любовь, вера, надежда, прилежание, целеустремленность, трудолюбие.

Дети - это счастье, дети - это радость,

Дети - это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это нам награда.

Их по благодати взрослым дарит Бог.

- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Дети должны уважать своих родителей, любить их, быть послушными. И тогда они будут жить счастливо.

- Семья – это очаг, в котором горит огонек надежды. И чтобы он не погас, нужно его поддерживать. И дарить своим близким любовь, терпение, уважение и понимание.

У меня есть волшебный огонѐк от семейного очага этой большой дружной семьи. Я передам его вам, а вы друг другу и каждый пусть скажет, какой же должна быть семья!

Дети вместе с родителями передают друг другу огонѐк и называют эпитеты семьи:

- в семьях любят друг друга,

-весело и дружно живут все вместе.

-в семье должен быть мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

-дети должны уважать своих родителей, любить их, быть послушными.

-в семье работать, не лениться,

-родных почитают,

-друг друга любят да уважают,

-а где любовь да совет, там и горя нет.

А сейчас прижмите ладошки к своему сердцу и сохраните тепло семейного очага в сердце на всю жизнь.

- Я хочу вам подарить рецепт хорошего дня. Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем людям. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания. Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.

- Сегодня вечером, когда вы соберётесь, дома все вместе, крепко-крепко обнимите своих родных и скажите, как вы их любите, как вы рады быть вместе. Если кто-то, из ваших близких живет не рядом с вами (например, бабушка), позвоните ей и пожелайте всего доброго, дайте ей почувствовать вашу любовь и внимание. Мира, согласия и благополучия вашей семье.