Файл: Дипломная работа взаимодействие школы и семьи в духовнонравственном воспитании младших школьников работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результаты данной методики нам показали, что у 18 учащихся преобладает высокая духовно-нравственная самооценка. Им сложно находить компромиссы, они привыкли отстаивать свое мнение и редко прислушиваются к мнению других ребят. 7 учащихся имеют среднюю духовно-нравственную самооценку. Они знают свои слабые стороны и стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию, в любой момент могут помочь. И 6 учащихся с заниженной духовно-нравственной самооценкой, они обидчивы, пассивны, ранимы, тревожны, неактивны, иногда агрессивны.

П роцентное соотношение полученных данных по уровню сформированности духовно-нравственной самооценки на констатирующем этапе представлено в Рис.3.


Рис.3. Процентное соотношение полученных данных по уровню сформированности духовно-нравственной самооценки на констатирующем этапе

Чтобы жить достойно в современном обществе, мы должны скорректировать духовно-нравственную самооценку детей, так как  именно она является ядром индивидуальности личности, определяет жизненные позиции человека, всю систему его ценностей.

Далее была проведена первичная диагностика родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей. Данная диагностика позволит нам увидеть трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе духовно-нравственного воспитания своих детей, определить уровень педагогической культуры родителей с целью построения наиболее оптимальных направлений программы по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.

Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты, которая представлена в Приложении 3.

Родители, ответившие на все вопросы анкеты, максимально могли получить 16 баллов. Интерпретация результатов осуществлялась следующим образом:

12 — 16 баллов. Родители ведут работу по духовно-нравственному воспитанию своих детей. Они стараются уделять внимание на воспитание отрицательного отношения детей к грубости и жадности. Родители считают, что праздники, совместные прогулки, вечерние беседы, чтения книг способствуют укреплению семьи.


7 — 11 баллов. Родители не всегда ведут работу по духовно-нравственному воспитанию своих детей. Им не всегда хватает времени уделять внимание на воспитание отрицательного отношения детей к грубости и жадности. Но, тем не менее, родители считают, что праздники, совместные прогулки, вечерние беседы, чтения книг способствуют укреплению семьи.

Ниже 7 баллов. Родители не уделяют должного внимания работе по духовно-нравственному воспитанию своих детей.

По результатам изучения первичной диагностики родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей, были получены данные, представленные в Рис. 4.



Рис.4. Результаты первичной диагностики родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников

Из представленных результатов можно сделать вывод, что большинство родителей не в полной мере заинтересованы в духовно-нравственном воспитании своих детей и дома уделяют этому недостаточное внимание. Также стоит отметить, что в результатах не было выявлено тех родителей, которые набрали ниже 7 баллов. Это указывает на то, что нет таких родителей, которые не уделяли бы внимание работе по духовно-нравственному воспитанию своих детей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что необходима активная работа, направленная на понижение процентного соотношения нижнего и среднего уровней, а также на закрепление высокого уровня духовно-нравственного развития у младших школьников. Необходимо в полной мере просветить родителей о духовно-нравственном воспитании, чтобы повысить показатели, полученные в ходе первичной диагностики родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников.

2.2 Опыт использования различных форм и методов по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи

На формирующем этапе эксперимента педагогическая работа была направлена на формирование базовых духовно-нравственных качеств, указанных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



С целью дальнейшего успешного воспитания духовно – нравственной  культуры детей нами были использованы разные формы и методы совместной деятельности учителя и родителей учащихся. Важно подчеркнуть, что на этом этапе мы не только сформировываем духовно-нравственные качества младших школьников, но и просвещаем родителей в этом вопросе.

Были использованы следующие формы проведения мероприятий:

– классные часы;

– выставки творческих работ учащихся;

– родительское собрание;

– создание стенгазеты совместно с родителями;

– викторины, кроссворды, игры;

– инсценировки;

– детско-родительское мероприятие.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Поэтому, нами были использованы иные методы воздействия, которые способствуют успешному развитию духовно-нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания, а именно:

  1. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них духовно-нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

  3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Разработанный комплекс занятий рекомендован для апробации во внеурочной деятельности с обучающимися 4 класса. Вся работа по данному комплексу была построена на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы школы и семьи.

Первое мероприятие – классный час «Семья. Семейные традиции и праздники». Цель: развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям и представления о ценности семейных традиций и праздников. Классный час начался с чтения стихотворений обучающихся о семье. Далее, ребята рассказали о своих семейных традициях и реликвиях, а также некоторые учащиеся зачитали сочинения про свою семью. В конце ребята спели песню «Моя семья». Итогом мероприятия стал творческий рисунок семейных традиций учащихся.

Следующая форма проведения формирующего этапа – родительское собрание на тему «Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста». Конспект родительского собрания представлен в Приложении 4.


Цель собрания: вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей.

Задачи: 

– обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях;

– провести практическую работу по решению проблемных ситуаций;

– формировать культуру общения родителей и детей.

Форма проведения:обмен мнениями.

В начале собрания учитель зачитывает цитаты о духовно-нравственном воспитании. Затем показывает результаты анкетирования для того, чтобы родители осознали значимость проблемы. Далее, родителям предлагается разобрать проблемные ситуации и обсудить их в группах. В конце собрания учитель выдает памятки для родителей, а также показывает рисунки детей, которые они рисовали на классном часе «Семья. Семейные традиции и праздники».

Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете, всегда должна быть интересной и актуальной. Тема стенгазеты выбиралась согласно мероприятиям, проводимых с детьми и с родителями.

Стенгазета «Счастливы вместе!». Материал, содержащийся в стенгазете, был собран совместно с родителями и детьми. Идея создания газеты пришла не случайно – это один из этапов формирующего этапа эксперимента.

Цель: развитие совместного творчества в духовно-нравственном направлении детей и родителей.

Задачи:

  1. развивать навыки коммуникативного общения;

  2. воспитывать осознание доли собственного участия в тёплых семейных отношениях и гордости за свою семью;

  3. воспитывать чувство любви и уважения к родителям.

Подготовительная работа: дети совместно с родителями готовят стенгазеты на тему «Счастливы вместе». Затем, в классе, организовывается выставка.

Следующая форма проведения формирующего этапа – игры. Успешно прошло проведение игр на коммуникацию: «Клеевой ручеёк», «Щедрые подарки», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

«Клеевой ручеёк». Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Перед игрой проводилась беседа с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети вставали друг за другом и держались за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевали различные препятствия.

«Щедрые подарки». Цель: формирование  способности к восприятию добра, справедливости и щедрости. Распределение ролей:  Один ребенок  - Фея Щедрости. Остальные дети получали разные буквы и запоминали их. Под музыку дети кружились. Когда музыка обрывалась, дети замирали. «Фея Щедрости» дотрагивалась до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называл свою букву. «Фея Щедрости» придумывала, какой щедрый подарок на данную букву она приготовит. Например, тому, у кого буква «З», она подарила зонтик, чтобы он не промок под дождем. Если «Фея Щедрости» не могла сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогали те дети, которых она уже «оживила».


«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Игра выполнялась в парах с закрытыми глазами, дети сидели напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Ребятам предлагались следующие задания:

- закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Игра «Планета друзей» ставит своей целью развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе, понимания и принятия друг друга. В процессе игры решаются следующие задачи: формирование положительной духовно-нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развитие умения слушать, понимать, сопереживать; определять принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще. Данное занятие позволяет в игровой форме сформулировать правила общения, оказаться на месте другого человека и оценить сложившуюся ситуацию с собственной точки зрения, сформулировав совет герою. Но в первую очередь мероприятие направлено на формирование дружеских отношений между школьниками.

Еще одной формой проведения работы – является инсценировка произведений. Цель: анализировать нравственные поступки других, учиться решать спорные ситуации, проявлять милосердие и сострадание к окружающим. Ребята готовили инсценировки стихотворений, рассказов и басен. Среди них: «Любочка», «Сонечка» Агния Барто, «Два козла» В. Лифшиц, «Перемена» Б. Заходер, отрывок из «Приключения Тома Сойера» М.Твен, «Кто кого обидел первый» В. Орлов, басни И. Крылова. Дети разыгрывали сценки, а затем анализировали нравственные поступки героев, выявляли противостоящие в конфликте стороны; определяли истинные мотивы поведения героев, развивали духовно-нравственные качества, лежащие в основе этих мотивов; способствовали обоснованию мнения о мотивах следования героем тому или иному нравственному принципу.