Файл: Дипломная работа взаимодействие школы и семьи в духовнонравственном воспитании младших школьников работу.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13. Щекина О.А. Показатели развития взаимодействия семьи и школы // Качество воспитательного процесса в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие / под ред И.Е. Кузьминой. — СПб.: СПб АППО, 2019. — С. 39-46.
14. Ражина, И.Н. Основные способы взаимодействия педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании младших школьников: методическое пособие для учителей начальных классов и родителей младших школьников / Л.Л. Супрунова, И.Н. Ражина, И.Н. Пронина. – Пятигорск: ПГУ, 2018. – C. 62.
Материалы конференций
15. Байбородова, Л.В. Диалог как форма взаимодействия педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании младших школьников / И.Н. Ражина // Социально-психологический, правовой и межкультурный аспекты теории и практики межличностного общения – 2020. Материалы заочной научно-практической конференции. – Пятигорск: ПГЛУ, 2020. – C. 28-39.
16. Ражина, И.Н. Семья как субъект педагогического взаимодействия в духовно-нравственном воспитании младших школьников / И.Н. Ражина // Молодая наука – 2017. Материалы региональной межвузовской научнопрактической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Пятигорск: ПГУ, 2018. – C. 58-63.
17. Ражина, И.Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей в структуре духовно-нравственного воспитания младших школьников / И.Н. Ражина, Л.Л. Супрунова // Университетский округ МГПУ – интеграция науки, образования и практики – 2017. Материалы Межрегиональной ежегодной конференции (Москва, 03-05 мая 2017 г.). – № 6. – М.: УЦ «Перспектива», 2019. – C. 337-343.
18. Ражина, И.Н. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая система / Л.Л.Супрунова, И.Н. Ражина // Университетские чтения – 2018. Материалы научно-методических чтений ПГУ. Часть IХ. – Пятигорск: ПГУ, 2018. – С. 67-73. – Авт. вклад 0,5 п.л.
19. Щекина О.А. Некоторые аспекты подготовки педагога к взаимодействию с родителями учащихся // Проблемы формирования андрагогической компетентности специалистов постдипломного образования: материалы второй междунар. науч.-практич. конф. каф. педагогики и андрагогики 16—17 апр. 2020 г. — СПб.: СПбГУПМ, 2020. — С. 125-126.
Словари
20. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2019. C. 411.
21. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии; Издание 5-е, доп., 2018. C. 964.
22. Ражина, И.Н. Краткий словарь терминов по духовно-нравственному воспитанию: методическое пособие для учителей начальных классов и родителей младших школьников / И.Н. Ражина, Л.Л. Супрунова, И.Н. Пронина. – Пятигорск: ПГУ, 2019. C.55.
Диссертации
23. Гулов, А. К. Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов: дис. … канд. экон. наук : 13.00.01: защищена 14.03.18 : утв. 25.08.18 / А. К. Гулов. — Москва :ВАК, 2018. C. 123.
24. Перегудова, О. А. Взаимодействие школы и семьи в духовно- нравственном воспитании младших школьников: дисс. канд. пед. наук :.19.00.07 / О. А. Перегудова. – Москва, 2018. C. 134.
25. Керкис, С.С. Направления и формы взаимодействия школы и семьи: автореф. дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / С. С. Керкис. – Пятигорск, 2019.C. 18.
26. Ражина, И. Н. Педагогические особенности взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук :.19.00.07 / И. Н. Ражина. – Пятигорск, 2019. C. 46.
Сетевые ресурсы
27. Волжина О.И. Семья и время. Воспитательный потенциал современной семьи//[Электронный ресурс]/ Волжина О.И. – Режим доступа: http://parent.fio.ru/pdf/rs_0503_45-49.doc.
(дата обращения: 06.03.2022).
28. Мир науки, культуры, образования. //[Электронный ресурс]/ № 2 (81)2022. – Режим доступа: http:// vzaimodeystvie-semi-shkoly-kak-uslovie-nravstvennogo-vospitaniya-shkolnikov.ru/pdf.
(дата обращения: 10.03.2022).
29. Журнал «Современная начальная школа»// [Электронный ресурс], г. Екатеринбург, 2022 год, № 14.- стр. 104-106. – Режим доступа: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.
(дата обращения: 10.03.2022).
30. Журнал «Современная начальная школа»// [Электронный ресурс], г. Екатеринбург, 2022 год, № 16.- стр. 121-129. – Режим доступа: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.
(дата обращения: 12.03.2022).
31. Духовно-нравственное просвещение детей и их родителей//[Электронный ресурс],г. Москва, 2022 год.стр.1. – Режим доступа: https://урок.рф/library/rabota_s_roditelyami_iz_opita_150928.html
(дата обращения: 12.03.2022).
Приложение
Приложение 1
Диагностика сформированности духовно-нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
«Закончи историю»
(модифицированный вариант Р.М. Калининой).
Цель: изучить понимание детьми духовно-нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.
Учитель предлагает продолжить каждую из предлагаемых историй («Я буду рассказывать истории, а вы их закончите и запишите ответ на листке»), ответить на вопросы. После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
1. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил... Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
3. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Приложение 2
Диагностика уровня духовно-нравственной самооценки младших школьников.
(методика Н.Е. Богуславской)
Инструкция:
– если вы полностью согласны с высказыванием, выберите ответ всегда (4 балла);
– если, вы больше согласны, чем не согласны, выберите ответ часто (3 балла);
– если вы немножко согласны, выберите ответ редко (2 балла);
– если вы совсем не согласны, выберите ответ никогда (1 балл).
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
8. Мне приятно делать людям радость.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
Приложение 3
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей.
1.Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Троица и др. ?
а) да, это традиция нашей семьи,
б) раньше мы не уделяли внимание этим праздникам, тем не менее, в последнее время это стало традицией нашей семьи,
в) мы не празднуем эти праздники,
2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовно-нравственных качеств ребенка именно в школьном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей,
б) мы все больше в этом убеждаемся,
в) с этим утверждением мы не согласны.
3. Должны ли быть мероприятия с родителями, детьми и духовными лицами?
а) да, в целом учреждении,
б) да, в пределах нашего класса,
в) затрудняюсь с ответом.
4. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма?
а) положительное,
б) отрицательное,
в) воздерживаемся от ответа.
5. Какие совместные мероприятия с представителями духовенства Вы бы хотели видеть в нашей школе?
а) совместные праздники,
б) мастер – классы,
в) никаких праздников.
6. Какую информацию по теме духовно-нравственного воспитания Вы хотели бы получить?
а) о православных праздниках,
б) о традициях нашей духовной культуры,
в) меня это не интересует.
7. Воспитываете ли Вы у своих детей духовно-нравственные чувства? Каким образом?
а) подаем пример в семье,
б) ходим на экскурсии по культурным достопримечательностям,
в) не воспитываем.
8. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
а) справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим,
б) достойным гражданином своей страны,
в) пока не имею представлений.
Спасибо Вам за предоставленные ответы!
Приложение 4
Родительское собрание
«Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка
младшего школьного возраста».
Цель собрания: вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей.
Задачи:
– обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях;
– провести практическую работу по решению проблемных ситуаций;
– формировать культуру общения родителей и детей.
Форма проведения: обмен мнениями.
Подготовительная работа:
Приготовить цитаты о нравственном воспитании.
Выявить результаты анкетирования.
Разработать проблемные ситуации для обсуждения.
Разработать памятку для родителей.
Приготовить текст с ситуациями для работы в группах.
Дети рисуют рисунки на тему «Моя семья».
ХОД СОБРАНИЯ:
Учитель:
Мой друг! Вступая в этот мир, такой огромный и мятежный,
Ты должен очень стойким быть и в то же время – добрым, нежным.
Ты дружбу научись ценить. Будь сам надёжным, верным другом,
Способным слабых защитить. Добро к тебе вернётся кругом.
Умей сдержать себя, когда кричать так хочется от гнева.
И мимо бедных не пройди, сумей им дать кусочек хлеба.
Стремись познать как можно больше и знанья в пользу обернуть,
Чтоб на закате своей жизни было бы на что взглянуть.
Сегодня мы поговорим о воспитании наших детей. Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Разъясним сначала понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.