Файл: Дипломная работа взаимодействие школы и семьи в духовнонравственном воспитании младших школьников работу.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из анализа результатов диагностики следует, что только у 6 учащихся преобладает высокая духовно-нравственная самооценка, у остальных учащихся наблюдается средняя духовно-нравственная самооценка. Это говорит нам о том, что проведенный комплекс мероприятий повлиял в лучшую сторону на духовно-нравственную самооценку. Большинство ребят научились анализировать свои поступки, оценивать свои результаты, принимать самостоятельные решения. Низкий уровень не выявлен.
Процентное соотношение полученных данных по уровню развития духовно-нравственной самооценки на контрольном этапе представлено в Рис.8.
Рис.8. Процентное соотношение полученных данных по уровню развития духовно-нравственной самооценки на контрольном этапе
Результат диагностического исследования младших школьников показал: число детей, имеющих высокий уровень духовно-нравственной самооценки, понизился с 58% до 19%, повысились показатели среднего уровня с 23% до 81%, это произошло вследствие того, что понизился высокий уровень. Снизился процент детей с низким уровнем с 19% до 0%.
Сравнительные результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлены в Рис.9.
Р ис.9. Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов
На рисунке видна положительная динамика в уровне сформированности духовно-нравственной самооценки.
П о результатам повторной диагностики родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей, были получены данные, представленные в Рис. 10.
Рис.10.Результаты повторной диагностики родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников
С равним показатели констатирующего и контрольного уровней. Обобщенные данные представлены в Рис.11.
Рис.11. Сравнение показателей констатирующего и контрольного уровней.
Исходя из сравнительной диаграммы, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе 56% родителей набрали 12-16 баллов, и 44% родителей набрали 7-11 баллов. На контрольном этапе показатели высоких баллов значительно возросли и составили 90%.7-11 баллов набрали лишь 10% родителей. Это указывает на то, что была проведена грамотная и методически верная работа с родителями по духовно-нравственному просвещению.
Обобщая вышесказанное, мы видим, что полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в уровне развития духовно-нравственных качеств и духовно-нравственной самооценки учащихся, а также их родителей. В результате опытно-экспериментальной работы заметно вырос уровень духовно-нравственных качеств личности младших школьников и намного лучше стали показатели духовно-нравственного просвещения родителей. Следовательно, можно сделать вывод, что родительское собрание и совместные мероприятия с родителями, направленные на повышение уровня духовно-нравственного воспитания, способствовали развитию духовно-нравственных качеств младших школьников. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и учитель действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Вывод по второй главе
В ходе опытно-экспериментальной работы было проведено диагностическое исследование уровня развития духовно-нравственных качеств учащихся 4 класса, разработан и реализован на практике комплекс мероприятий, нацеленный на повышение уровня духовно-нравственного развития младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи, выявлена положительная динамика развития духовно-нравственных качеств младших школьников. Были грамотно подобраны методы и формы, на основании чего сформулированы следующие выводы:
- использование различных литературных произведений обогащает эмоциональный мир младших школьников духовно-нравственными переживаниями;
- разработанный комплекс внеурочных мероприятий способствует развитию духовно-нравственных качеств (любовь и уважение к родным и близким, к культуре своего народа, ответственность, доброжелательность, уважение, честность) у детей младшего школьного возраста;
- реализация на практике разработанного комплекса внеурочных мероприятий по повышению уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников оказывает положительное влияние на весь процесс духовно-нравственного воспитания учащихся.
- сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы были проведены диагностики, на основании результатов которых был сделан вывод, что результаты недостаточно высокие. Родителям была предложена анкета, с целью проверки духовно-нравственного просвещения. На основании полученных данных также наблюдалась недостаточная просвещенность родителей в этом вопросе.
На формирующем этапе был разработан комплекс мероприятий, в котором использовались различные формы проведения: классные часы, выставки творческих работ, викторины, инсценировки, родительское собрание, детско-родительские мероприятия. В духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников предусмотрено освоение ими моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.
На контрольном этапе мы увидели повышение педагогической культуры родителей в духовно-нравственном воспитании, а также убедились в эффективности проведенной работы.
Как показал анализ результатов опытно-экспериментальной работы, уровень сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе внеурочной деятельности и духовно-нравственная просвещенность родителей выросли по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.
Успех духовно-нравственного воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы, но только систематическая и целенаправленная работа даст положительный результат.
Заключение
Тема духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников является на сегодняшний день очень актуальной. Однако в практической педагогической деятельности духовно-нравственное воспитание часто организуется в недостаточной степени. Особенно большое значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников имеет правильно организованное взаимодействие школы и семьи.
Анализ литературы позволил нам трактовать духовно-нравственное воспитание как целенаправленный процесс воспитания духовных начал в ребенке, черт характера, навыков в поведении со сверстниками, старшими, привычек в общении, чтобы это стало для ребенка в последствие нравственными ориентирами в жизни.
В работе по повышению духовно-нравственных ценностей учеников учитель должен обязательно задействовать семью. Это особенно важно, если мы хотим воспитать в ребенке все необходимые качества и скорректировать имеющиеся. Работу с родителями необходимо строить на принципах взаимного доверия, чуткости, но в то же время требовательности в соблюдении выбранного направления.
Только при использовании в комплексе многообразие методов и форм, процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста окажется эффективным и будет способствовать формированию гармонично развитой личности.
Все компоненты взаимосвязаны, представляют собой единое целое. С целью проверки общей гипотезы исследования была организована опытно-экспериментальная работа, которая проводилась в МБОУ СШ №14.
В ходе опытно-экспериментальной работы было проведено диагностическое исследование уровня развития духовно-нравственных качеств учащихся 4 класса, разработан и реализован на практике комплекс мероприятий, нацеленный на повышение уровня духовно-нравственного развития младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи, выявлена положительная динамика развития духовно-нравственных качеств младших школьников. Были подобраны разнообразные методы и формы, на основании чего сформулированы следующие выводы:
- использование различных литературных произведений обогащает эмоциональный мир младших школьников духовно-нравственными переживаниями;
- разработанный комплекс внеурочных мероприятий способствует развитию духовно-нравственных качеств и духовно-нравственной самооценки (любовь и уважение к родным и близким, к культуре своего народа, ответственность, доброжелательность, уважение, честность, принятие правильных решений, осознанный выбор) у детей младшего школьного возраста;
- реализация на практике разработанного комплекса внеурочных мероприятий по повышению уровня сформированности духовно-нравственных качеств и духовно-нравственной самооценки младших школьников оказывает положительное влияние на весь процесс духовно-нравственного воспитания учащихся.
- сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Так, данные, полученные после проведения контрольных диагностических исследований, показали, что уровень сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников вырос по сравнению с констатирующим этапом, а также улучшились показатели духовно-нравственной просвещенности родителей.
Таким образом, мы считаем, что цель исследования - выявить и экспериментально проверить педагогические способы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи, была достигнута, а гипотеза подтверждена.
Список литературы
Законы, законодательные акты:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование: Министерство образования и науки РФ.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)
Статьи из журнала:
3. Аникина И., Базина Т., Ахапкина А. Воспитательное пространство: социокультурная среда и традиции семьи // Народное образование. — 2018. — 7. — С. 48-53.
4. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. — 2017. — 9. — С. 86.
5. Глушкова, В. С. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе / В. С. Глушкова // Классный руководитель. – 2018. – № 9 . – С. 32-34.
6. Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства // Классный руководитель. — 2021. — 5. — С. 19-26.
7. Гнатенко, О. А Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка / О. А. Гнатенко // Народное образование. – 2019. – № 9. – С. 19-21.
Статьи из сборника с общим заглавием:
8. Белецкая Е. А., Иванова Т. И. Формирование культуры поведения младших школьников в социокультурном пространстве образовательного учреждения (практический подход) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 4. – С. 231-235.
9. Маркова, Л. Н. Проблемы семьи – проблемы школы / Л. Н. Маркова // Классный руководитель. – 2018. – № 2. –С. 33-34.
10. Меренков, А. А. Школа и родители: проблемы взаимопонимания / А. А. Меренков // Классный руководитель. – 2019. – № 5.– С. 42-45.
Пособия
11. Воликова, Т. В. Учитель и семья: пособие для учителей. / Т. В. Воликова. –2-е изд., перераб.– М.: Просвещение, –2019. – C. 111.
Однотомные издания
12. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. — СПб.: СПб АППО, 2020. — (Петербургский опыт общего развития). C. 368.