Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Достаточно значимое влияние на формирование духовно-нравственной воспитанности младших школьников оказывает ориентация семьи на функцию общности интересов своих членов1. В данном случае зафиксировано наличие для неё статистически значимых связей с тремя компонентами духовно-нравственной воспитанности: знаниями, отношениями и поведением.

Образцы эмоционально-терапевтического поведения родителей, очевидно, рождают у детей позитивное отношение к нему, а также к духовно-нравственным ценностям, лежащих в его основе. Этим можно объяснить выявленную нами статистическую связь ориентации семьи на эмоционально-терапевтическую функцию и мотивированностью детей на соблюдение духовно-нравственных ценностей.

На уровне статистической тенденции выявлена также связь авторитарного стиля воспитания и использованием детьми в своём поведении духовно-нравственных ценностей. То, что данное влияние не распространилось ни на знания, ни на отношение, ни на осмысление детьми духовно-нравственных ценностей, может свидетельствовать о том, что в своём поведении они используют их исключительно под влиянием диктата, давления родителей. Отсутствие понимания смысла духовно-нравственных ценностей, позитивного отношения к ним и полноценного осознания их роли в своём поведении может привести или к выработке неосознаваемого автоматизма, или к временности их использования до момента прекращения давления и контроля со стороны родителей.

Таким образом, на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников в порядке приоритетности оказывают влияние следующие параметры семейной среды: её ориентация на воспитательную функцию, демократический стиль воспитания, ориентация на общность интересов членов семьи, на функцию внешней социальной активности, на эмоционально-терапевтическую функцию.

2.2 Создание среды, стимулирующей развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников

Следующий этап нашей работы имел целью разработку подходов к организации духовно-нравственного воспитания младших школьников. При этом мы исходили из предположения, согласно которому данный процесс может протекать более успешно при создании вокруг ребёнка благоприятной ему семейной среды. На данном этапе мы использовали следующие методы исследования: эксперимент, самооценка, беседа, наблюдение.

Метод эксперимента использовался для подготовки родителей к осознанному и целенаправленному осуществлению духовно-нравственного воспитания своих детей младшего школьного возраста в семье на основе предложенной программы «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье». В рамках эксперимента они получали ряд теоретических знаний и практических умений, а также обретали возможность способствовать духовно-нравственному воспитанию детей на основе изменения ряда своих личностных качеств.

Самооценкакак метод психологического исследования позволяла собрать данные, характеризующие процесс изменения подготовленности родителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания своих детей в семье. Самооценка проводилась в режиме мониторинга и предусматривала отслеживания ряда компонентов готовности родителей к реализации искомого процесса.

Методы беседыи наблюдения использовались для того, чтобы собрать от родителей дополнительную информацию об эффективности программы «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье».

Используя результаты, укажем, что для формирования у младших школьников духовно-нравственной воспитанности наиболее благоприятны:

– ориентация семьи на воспитательную функцию;

– использование в семье демократического стиля воспитания.

Определенное позитивное влияние на данный воспитательный процесс, как было установлено, оказывают также следующие присущие семье ориентиры:

– на общность интересов;

– на внешнюю социальную активность;

– на эмоционально-терапевтическую функцию.



Объединяющими для семей, обладающих обозначенными характеристиками, являются следующие позиции:

– ориентация родителей на личность ребёнка;

– сформированность в семье помогающих отношений;

– реализация компетентного общения с ребёнком.

Выделенные нами условия духовно-нравственного развития детей в семье получили достаточную разработку в психолого-педагогических исследованиях.

Гуманистические идеи ориентации субъектов воспитания на личность ребёнка нашли отражение в работах видных отечественных ученых второй половины XIX – начала XX столетия. Ими были созданы гуманистические традиции в подходе к человеку и его воспитанию, провозглашены идеалы добра и справедливости, характерные для русской ментальности, русской науки и русского образования1.

На сегодняшний день утвердилось понимание того, что развитие личности, представляя собой сложный процесс, обеспечивается сложной системной детерминацией, позволяющей человеку овладеть общественным опытом, присвоить его, сделать своим фондом развития. Семья в этой системе детерминации призвана играть ведущую роль, т.к. является сосредоточием ценностей, которые передаются из поколения в поколение, позволяя человеку полноценно устанавливать контакты с окружающим социумом. Приобщаясь через семью к общественным нормам, традициям и ценностям, личность ребёнка формирует собственный, неповторимый образ жизни, свой собственный внутренний мир. Задача родителей заключается в оказании на основе воспитания всемерного содействия в этом нелегком процессе. Для того, чтобы справиться с данной задачей, им необходимо уметь использовать наиболее результативные векторы воспитательного воздействия.

Чтобы лучше понять воспитательный потенциал семьи, необходимо знать тип семьи. Существуют различные классификации типов семей. Например, в зависимости от структуры родственных связей выделяется простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке, и сложная семья, если некоторые из детей состоят в браке. По характеру взаимоотношений в них, Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная.М. И. Буянов различает такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные
, в которых имеются явные недостатки в воспитании.

Конечно, невозможно однозначно ответить на вопрос, какой тип семьи, например, в зависимости от структуры родственных связей, лучше подходит для решения задач воспитания. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между поколениями. Однако в подобной семье быстро нарушается связь между поколениями, теряются семейные традиции, объединяющие взрослых и детей, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в заботе об их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая дружная семья, включающая несколько поколений, создаёт возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что нередко вызывает бурные столкновения в семье, создаёт драматические ситуации, от которых, прежде всего, страдают дети.

Возможности современной российской семьи в наше время усложнены социально-экономическими трудностями. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияют на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный морально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации. Задача родителей в этой связи нам видится в оказании помощи ребёнку в оформлении его внутреннего мира, содействии создания в нем мощных структур духовно-нравственной воспитанности. Очевидно, для этого требуется особая, помогающая среда, которая может быть воссоздана во всей полноте своих проявлений только в семье.

Концепцию помогающих отношений детально разработал К. Роджерс. В его трактовке такие отношения отличаются принятием другого человека как индивида, имеющего ценность, а также глубинным эмпатическим пониманием, которое даёт возможность видеть личный опыт человека с его точки зрения. Человек, создавший такие отношения, становится «спутником» другого, сопровождающим его в свободном поиске самого себя1.

Преломляя высказанные позиции к помогающим отношениям в семье, отметим, что их базовыми параметрами могут рассматриваться:


– понимание родителями своего ребёнка;

– тонкая эмпатия чувств и высказываний родителей;

– принятие ребёнка со всеми достоинствами и недостатками;

– взаимная значимость родителей и ребёнка;

– доверие в отношениях с ребёнком;

– наполненность взаимодействия с ребёнком заботой.

В качестве базового аспекта помогающего взаимодействия родителей с ребёнком нами рассматривается понимание. Категория «понимание» или «взаимопонимание» характеризует важнейший компонент взаимодействия людей. Б. Д. Парыгин отмечал, что о взаимопонимании людьми друг друга можно говорить, имея в виду сходство, совпадение или просто созвучие у различных людей взглядов на мир и ценностных ориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения друг друга и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации. Взаимопонимание, в его трактовке, выступает как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки, своих возможностей и способностей и т.д.1. В трактовке К. Роджерса понимание имеет двоякую направленность: оно ориентировано на осмысление предмета и субъекта общения через адекватное воспроизведение того, что сообщается2.

На уровне эмоционального «чувствования» родителями состояния ребёнка можно говорить о проявлении ими эмпатического взаимодействия в семейной среде. Эмпатия в настоящее время понимается как постижение эмоционального состояния и проникновение в переживания другого человека. Основной механизм эмпатии – сопереживание, которое помогает проникновению во внутренний мир другого. Эмпатия сознательно или бессознательно возникает и сопутствует процессу взаимоотношений.

Духовно-нравственное становление ребёнка в семье невозможно без его принятия во всей полноте присущего ему бытия. Любой ребенок для формирования его личности нуждается в том, чтобы его просто, без оценки, советов или критики принимали просто как личность, обладающую определенными интересами, способностями, недостатками. Отношения, которые можно обозначить как «принятие-демократичность», согласно результатам исследований, проведённых Дж. Болдуином, из всех отношений к детям наиболее способствуют их личностному формированию. Они способствуют ускорению у детей интеллектуального развития, развития творчества, их эмоциональной защищенности и т.п. Отношения принятие данного рода, отрицая родительскую индифферентность во взаимодействии с ребёнком, рассматриваются в качестве важнейшей предпосылки его полноценного воспитания. Дети, в семьях которых доминировали такие отношения, к старшему школьному возрасту являли собой популярных, доброжелательных, неагрессивных лидеров