Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.

В традиционных (патриархальных) семьях отношения ориентируются на образцы, доминировавшие в прошлом: муж-отец- «кормилец», принимающий основные решения, касающиеся её членов, представляет семью в обществе; жена, занимающаяся воспитанием детей, имеющая заработок гораздо ниже, чем у мужа, поддерживающая домашнее хозяйство; и дети, мнение которых чаще всего имеет подчиненное значение2. Такие семьи называют «внешне благополучными», подразумевая полную и материально обеспеченную семью, без явных криминогенных факторов, не оказывающую прямого отрицательно воздействия на своих членов. Однако в них материальное благополучие сочетается с бездуховностью, эмоциональные контакты в семье минимизированы, наблюдается отчуждение образующих её членов.

Детоцентрические семьи в центре своих жизненных интересов имеют ребёнка, его интересы, развитие. В таких семьях наблюдается сензитивность не к запросам общества, а к интересам и запросам своих детей, к их внутреннему миру. Эмоциональные связи между родителями и ребёнком характеризуется эмпатией, что обуславливает безоценочную заинтересованность им, центрацию на его внутреннем мире, безусловное принятие ребёнка, активное его слушание. Причем в данном случае проявляется подлинная эмпатия, предполагающая признание, принятие и сочувствие сформированному у него миру переживаний. Именно поэтому в семье с детоцентрированной ориентацией принятие ребёнка не подменяется полной идентификацией, а непринятие – не становится полным3.

Супружеские семьи характеризуются реализацией различных типов и форм взаимоотношений, являющихся инвариантами, призванными преодолеть стереотипы и правила семейной жизни, задаваемые извне – предписаниями, нормами, моралью. Голод И. С., характеризуя такие семьи, подчеркивает, что отношения в ней определяются не родством, не родительством, а брачностью, с непременной акцентацией личностных аспектов, т.е. нормы любви, эмоциональной близости, взаимоуважения распространяются на всех членов семьи1.

Сатир В. семьи подобного типа обозначает в качестве зрелых. В её трактовке, для них характерны высокая самооценка; прямые и честные коммуникации; подвижные и гуманные правила, ориентированные на понимание и приятие; социальные связи открыты и полны позитивных установок
2. Атмосфера зрелой семьи строится на любви и уважении друг к другу. Искренность, естественность, юмор, непосредственность, дружелюбие, открытое выражение чувств, независимо от возраста – постоянные спутники зрелых семей.

Семьи супружеского типа способны к продуктивному и согласованному планированию своей жизни, а изменения в них принимаются как неотъемлемая часть бытия, позволяющая их творчески использовать. Зрелые родители основную свою задачу видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации, их поведение не расходится со словами. Девиз таких семей: «Чувства людей – самое важное!».

При оценке воспитательного потенциала необходимо учитывать ролевую структуру семьи, которой может определяться тип воспитания в семье. Ролевая позиция, занимаемая в воспитательной системе семьи матерью и отцом ребёнка, оказывается значимой для формирования его личности1. Варга А. Я. отмечает, что родительское отношение – это многомерное образование, включающее в себя, по крайней мере, три структурные единицы: интегральное принятие или отвержение ребёнка; межличностную дистанцию, т.е. степень близости к ребёнку; форму и направление контроля за поведением ребёнка. Причем каждое из трех измерений представляет собой сочетание в разной пропорции эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента отношения2. Комбинации обозначенных параметров взаимоотношения родителей с детьми позволяют выделить различные стили воспитательного воздействия.

Широко используемую систематизацию типов родительского воспитания предложил Э. Г. Эйдемиллер. Исследователь выделяет: скрытую и явную гопопротекцию, доминирующую и потворствующую гиперпротекцию, явное и скрытое эмоциональное отвержение, жестокое обращение с ребёнком, повышенную моральную ответственность, противоречивое воспитание, смену воспитательных приемов в зависимости от динамики семейной жизни, воспитание вне семьи3. Помимо обозначенных нежелательных типов воспитания Э. Г. Эйдемиллером выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребёнка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания4.

В качестве наиболее конструктивного и позитивного в психологии позиционируется демократический стиль, который включает рациональную, разумную любовь, сотрудничество, принятие и одновременно целесообразную долю авторитаризма, ценностное отношение к ребёнку, наличие рефлексивной оценки. Для него характерна любовь, тепло и аттрактивное принятие. Взрослый прибегает к справедливым, обоснованным требованиям. Контроль осуществляется в сотрудничестве исходя из разумной заботы

1. Здесь реализуется личностно-ориентированная модель взаимодействия. Подобный стиль обеспечивает развитие самостоятельной автономной личности, способной к конструктивному общению, обладающей чувством собственного достоинства.

При рассмотрении поведенческого аспекта семейного воспитания достаточно часто выделяют факторы: доминирование-подчинение; зависимость-независимость; сотрудничество-конкуренция. Опираясь на характеристики типов семейных взаимоотношений A. B. Петровский, выделяет в семье определенные тактики воспитания. Стили воспитания при этом рассматриваются как предпосылки и, в то же время, как результат этих отношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество2.

В формировании воспитательной системы в конкретной семье немаловажно также то, как родители понимают и как они удовлетворяют потребности ребёнка (потребность в безусловном позитивном внимании, потребность в принадлежности и любви, потребность в безопасности и защите, потребность к общению). Данные факторы также входят в воспитательный потенциал семьи.

Исследования А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконина показали, что психическое развитие ребёнка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями3. Авторы установили, что непринятие, эмоциональное отвержение оказывает крайне неблагоприятное воздействие на ребёнка. В данном случае происходит нарушение важнейшего параметра детско-родительских отношений. Ряд авторов обозначают как «эмоциональная близость»1. Причиной многих проблем в воспитании, по мнению Г. Т. Хоментаускас, является то, что взрослые часто не пытаются понять переживания и эмоциональные состояния своих детей. Для подростка очень важно, любят ли его родители, значим ли он для них. Исследователь подчеркивает, что можно выделить четыре обобщенные установки и внутренние позиции, которые занимают дети по отношению к родителям и к себе: я нужен и любим, и я люблю вас тоже; я нужен и любим, а вы существуете ради меня; я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам; я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое2.

Понимание важности эмоционального контекста родительского воспитания обусловило появление попыток построения типологий семей по типу и окрашенности эмоциональных межличностных связей. По данному основанию можно выделить четыре группы семей:

– семьи с наибольшим числом положительных эмоциональных связей и отсутствием негативных эмоций – гиперопекающие родители;


– семьи с преобладанием положительных эмоций при незначительной доле отрицательных, возникающих как непосредственная реакция на запреты поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребёнка, его поступков;

– семьи с сосуществованием в равной мере положительных и отрицательных отношений – амбивалентное родительское отношение;

– семьи с преобладанием отрицательных эмоциональных связей между родителями и детьми.

Данная классификация указывает на значимость характера эмоциональных связей в семье. Подтверждением этого являются исследования А. И. Запорожца, отмечавшего, что только через эмоциональную оценку своих действий взрослым ребенок усваивает и понимает смысл ситуации1.

Немаловажным параметром родительского контроля является уровень требований, предъявляемых родителями к ребёнку. При предъявлении детям определенного количества требований у детей можно обнаружить низкую агрессивность (у мальчиков), альтруизм чаще, чем эгоизм, весьма высокий уровень самостоятельности и активности. Важно, чтобы отношение родителей к себе, предъявляемые требования ребенок расценивал в качестве справедливых.

Отмечается прямая связь используемого в семье стиля воспитания и самооценкой ребёнка. Имеются, в частности, данные о том, что высокая самооценка и хорошая социальная и личная адаптированность сочетаются с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы. Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребёнка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности2.

Наряду с устанавливаемым типом отношений родителей и ребёнком, воспитательный потенциал семьи подвержен влиянию и других обстоятельств. В частности, можно назвать даже такой специфический фактором семейной жизни, как «порядковый» номер ребёнка в семье, т.е. время появления. Например, специальными исследованиями было выявлено, что этот фактор закладывает различное отношение детей к профессии: ориентации детей на меру принятия в расчет определенных факторов при её выборе (поиск нового, неизведанного, творческого или озабоченность практическими соображениями)
1.

Семья, являясь своеобразным посредником между индивидом и обществом, имеет решающее значение в развитии человека, в самоактуализации человека как такового. Для того, чтобы развиваться интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно, ребёнку необходимо участвовать в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребёнка, с людьми, с которыми у ребёнка устанавливается сильная взаимная иррациональная эмоциональная связь и которые озабочены благополучием и развитием ребёнка желательно на протяжении всей своей жизни2. Согласно сложившимся представлениям, отношения, устанавливаемые ребёнком с окружающим миром, во многом определяются теми ценностями, которые культивируются в семье и усваиваются под влиянием воспитательных воздействий ребёнком3.

На сегодняшний день утвердилось понимание того, что семейные ценности являются глубоко гуманистичными, так как они концентрированы на человеке, его физическом и психическом благополучии. В центре социально благополучной семьи находится человек. Именно он как высшая ценность определяет смысл и назначение семейной жизни, а её ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия).

При этом семейные ценности достаточно разнообразны. К ним в настоящее время относятся:

– ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения: социальная значимость семьи, традиционность роли семьянина, признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе и т.д.;

– ценности, удовлетворяющие потребность в родительстве, в отцовстве и материнстве: принятие на себя новой социальной роли родителя, самоутверждение в этой роли, осознание творческого характера воспитательного процесса в семье, осознание ребёнка как ценности и т.д.;

– ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании: принятие каждого члена семьи со всеми его достоинствами и недос­татками, возможность чувствовать себя любимым, нужным, и самому иметь возможность проявлять свои чувства в отношении близких людей и т.д.;

– ценности, удовлетворяющие физиологические потребности: сексуально-интимные отношения супругов;