Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проявление им твердости в его отстаивании; 3) реальное существование в жизни класса, школы идей педагогики сотрудничества; 4) осмысленная работа детей над самовоспитанием.
В ходе опытной работы мы убедились, что оптимальное социальное развитие коллективной деятельности младших школьников было решающим условием интенсивного влияния этой деятельности на развитие их патриотической воспитанности. Но такое развитие этой деятельности не было единственным условием.
Развитие самоуправления младших школьников является вторым важным условием организации и функционирования воспитательного коллектива, необходимым для обеспечения его положительного влияния на формирование патриотической воспитанности младших школьников.
В нашей работе эти две характеризуемые стороны жизнедеятельности детского коллектива оказывались неразрывно связанными. Оптимальное социальное развитие коллективной деятельности оказывалось возможным лишь тогда, когда педагоги использовали в развитии самоуправления младших школьников все имеющиеся в этом возрасте возможности. И наоборот – его организация оказывалась возможной по-настоящему лишь в условиях оптимального социального развития коллективной деятельности воспитанников. Эта органическая взаимосвязь проявилась в нашей работе, прежде всего, в тех классе, где были достигнуты наилучшие воспитательные результаты – только в нем нам одновременно удавалось обеспечить и оптимальное социальное развитие коллективной деятельности, и организацию самоуправления на доступном для младших школьников уровне.
Развитие самоуправления в первичных коллективах образовательных учреждений предполагает определение содержания и выработку структуры самоуправления в них. Полномочные органы, писал A. C. Макаренко, выполняют свое назначение лишь тогда, когда учреждение, его жизнь и работа лежат на ответственности детского коллектива, разделенной с руководящим составом1. Организация коллективной деятельности воспитанников любого воспитательного учреждения как борьбы за лучший «завтрашний день» даёт широкие возможности для участия их в управлении этой деятельностью, вызывает потребность в этом, ощущаемую коллективом.
Нами выявлены и апробированы некоторые способы повышения роли коллектива как источника ответственности и организатора коллективной деятельности:
– последовательно расширяющееся по мере роста воспитанников привлечение органов ученического самоуправления к выбору целей деятельности коллектива, к её планированию и самостоятельному осуществлению;
– включение в обязанности органов самоуправления повседневных и нужных в коллективе дел, невыполнение которых становится ощутимым и вызывает предъявление воспитанниками требований к своим полномочным представителям;
– систематическое распределение органами самоуправления воспитательного учреждения поручений между первичными коллективами;
– систематический контроль со стороны этих полномочных органов за деятельностью первичных коллективов;
– постоянная информация членов коллектива воспитательного учреждения о деятельности его полномочных органов и отдельных первичных коллективов;
– предоставление ответственным лицам в коллективе реальных и значимых в глазах воспитанников прав;
– использование наглядности для пропаганды структуры самоуправления, распределения обязанностей в нем, его деятельности, её планов и перспектив;
– широкое использование в системе самоуправления временных коллективных органов (советов дел, комиссий и т.п.), сочетание длительных и эпизодических поручений, попеременное выполнение воспитанниками функций руководства и подчинения.
Ученическое самоуправление является соуправлением, т.е. совместной деятельностью педагогов и учащихся по управлению коллективами школы, её классов, других объединений учащихся. Педагогам важно видеть на каждом этапе развития этих коллективов, в какой мере управленческая деятельность школьников в тех или иных делах может быть самостоятельной, какая помощь нужна им. Содержание этой педагогически целесообразной помощи может быть различным. В экспериментальном классе педагоги стремились обеспечить развитие самоуправления с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
Первоклассники обычно не понимали своих задач в организации жизни класса, его коллектива, у них ещё не было опыта и навыков организационной работы. Развитие самоуправления в первых классах учителя начинали обычно с обучения учащихся выполнению простейших обязанностей – дежурства по классу, работы цветоводов, хозяйственника, командира микро-групп.
Через 2-3 недели поручения менялись, работа каждого коллектива оценивалась, причем всегда выражалась надежда, что новые поручения будут выполнены также хорошо или ещё лучше. Таким образом, каждый школьник выполнял по очереди все имеющиеся в коллективе поручения. Это способствовало поддержанию интереса к общественной работе, развитию у детей заботливого отношения, внимания и уважения к товарищам, а также взаимной требовательности.
В третьем классе развитие самоуправления получало дальнейшее развитие. Дети привлекались к ещё более широкому участию в организации общественной жизни. Это происходило на фоне дальнейшего усложнения коллективной деятельности учащихся. Третьеклассники участвовали в посильной для них работе по благоустройству школы, в субботниках. Они разбивали цветники, сгребали листья. Увеличивалось время выполнения длительных поручений.
Как показала экспериментальная работа, формирование патриотической воспитанности происходило наиболее интенсивно и последовательно в тех классах, где коллективная деятельность организовывалась на основе создания микро-коллективов, объединения детей по интересам. На этой основе возникали наилучшие возможности для проявления младшими школьниками самодеятельности. Это обусловлено было тем, что в младшем школьном возрасте особое значение приобретают те формы, которые составляют непосредственную сферу жизнедеятельности воспитанников.
Проведенная экспериментальная работа подтверждает, что наиболее реальным ядром постоянного общения и взаимодействия, проявления активности детьми выступает их объединение в 5-6 человек. В них ребенок, участвуя в различных видах коллективной деятельности, получает широкие возможности для проявления своих способностей, своей индивидуальности, в том числе и гуманности, он приучается считаться с интересами товарищей, проявлять заботу о них, как правило, в нормальных условиях – независимо от национальности.
Экспериментальная работа показала, что результат формирования патриотической воспитанности младших школьников оказывались более значительными там, где:
1) велась систематическая работа по развитию самоуправления, начиная с 1-го класса; усилия педагогов при этом направлялись на то, чтобы дети знали содержание общественных поручений, возлагаемых на них, понимали эти обязанности, умели их выполнять и отчитываться за свою работу; учителя по мере необходимости оказывали детям помощь, стимулировали их деятельность, создавали условия для достижения детьми успеха;
2) одновременно педагогами организовывалось последовательное развитие и усложнение требований к выполняемой детьми работе, обеспечивалась регулярная сменяемость поручений в целях поддержания у них интереса к их выполнению, при этом учитывались индивидуальные особенности воспитанников, их интересы;
3) педагоги направляли свои усилия на то, чтобы научить детей оценивать свою работу, а также работу своих товарищей, видеть в ней не только недочеты, но и положительные стороны;
4) ими обеспечивалось внесение игровых моментов в организацию самоуправления детей;
5) с первого дня пребывания детей в школе педагоги побуждали их в коллективных делах к проявлению инициативы, к самостоятельности и взаимной заботы, взаимопомощи.
2. Систематическое воздействие на сознание младших школьников с использованием различных средств с целью формирования патриотических представлений и понятий, организация разнообразной внеучебной деятельности.
Экспериментальная работа показала, что данное условие является одним из ведущих в патриотическом воспитании младших школьников. Развитие патриотической воспитанности младших школьников невозможно без сочетания систематического воздействия на сознание младших школьников с целью формирования патриотических представлений и понятий1.
Патриотическое сознание имеет специфический путь развития. С возрастом у школьника происходит дальнейшее развитие мировоззрения, становление определенных жизненных принципов, а также при правильном воспитании в семье и в школе формируется любовь к Родине. Вследствие всего этого у школьника вырабатываются как гражданские, так и патриотические знания. Закрепление приобретенных на уроке гражданских и патриотических понятий и развитие уже полученных патриотических навыков можно сформировать благодаря внеклассной работе. Она предоставляет неограниченные возможности перед учителем, закрепляет и обогащает знания учащихся2.
Решение системы всех названных задач в повседневной деятельности педагогов должно позволить обеспечить оптимальное индивидуальное развитие воспитанников. Наш личный опыт и опытная работа позволили сделать вывод о том, что при всем разнообразии особенностей оптимального индивидуального развития отдельных воспитанников во внеучебной деятельности могут быть выделены следующие общие черты:
– систематическое участие воспитанника в значимой для него и коллектива деятельности;
– четкость, конкретность обязанностей воспитанника в этой деятельности;
– оказание педагогически целесообразной помощи воспитаннику и обучение его - по мере необходимости – способам деятельности, позволяющим успешно действовать;
– удовлетворение в деятельности не только общественных, но и собственных потребностей воспитанника, развитие личных потребностей как всё более социально значимых;
– последовательное развитие требований к воспитаннику путем усложнения его деятельности и уменьшения в ней помощи, а также изменения системы стимулирования его активности, инициативы, самостоятельности, стремления к творческой самореализации;
– тактичная корректировка поведения воспитанника - под влиянием общественного мнения, требований товарищей, педагогов, воспитательного коллектива.
Всё это усиливает необходимость комплексного решения задач патриотического воспитания младших школьников, направленных на формирование гражданских и патриотических понятий, воспитание патриотических чувств, обогащение и углубление опыта их практической деятельности1. Поэтому учителя в нашей экспериментальной работе использовали разнообразные формы внеурочной деятельности учащихся, которые оказывали влияние на разные компоненты патриотической воспитанности учащихся: когнитивный, эмоциональный, деятельностный.
Так, например, во внеурочной деятельности учителя в формировании патриотической воспитанности младших школьников активно использовали ценностно-ориентировочную деятельность: диспуты, уроки культуры общения, беседы за «круглым столом», классные часы (час искусства, час музыки и т.д.). Учили учащихся свободному общению через организованные праздники и утренники, посещения театров, соревнования.
Цель этой работы – помочь каждому ученику найти себя, развить его способности, расширить и углубить знания о мире, людях, сформировать патриотические чувства, воспитать гражданина и патриота Отечества, сформировать гражданскую позицию младших школьников.
В экспериментальном классе учителя в патриотическом воспитании младших школьников использовали познавательную деятельность, которая помогала накапливать разносторонние знания об истории Родины, о национальных героях, народных традициях, о социальном устройстве российского общества, своем патриотическом долге перед Отечеством, о человеке, смысле жизни, нормах морали, об обществе, законах, экономике, правах и обязанностях человека, о глобальных проблемах человечества и проблемах нашей страны на современном этапе, а также развивает познавательные способности.
Художественно-творческая деятельность выступала одним из факторов привития любви младших школьников к искусству, формирования художественной культуры. В экспериментальных классах она проявлялась в – знакомстве с историй и жизнедеятельностью известных деятелей культуры, с произведениями народного искусства, творчеством отечественных писателей, художников, композиторов, участии в художественной самодеятельности, праздниках, конкурсах, фестивалях, в формировании интерьера школьных помещений, класса.
В ходе опытной работы мы убедились, что оптимальное социальное развитие коллективной деятельности младших школьников было решающим условием интенсивного влияния этой деятельности на развитие их патриотической воспитанности. Но такое развитие этой деятельности не было единственным условием.
Развитие самоуправления младших школьников является вторым важным условием организации и функционирования воспитательного коллектива, необходимым для обеспечения его положительного влияния на формирование патриотической воспитанности младших школьников.
В нашей работе эти две характеризуемые стороны жизнедеятельности детского коллектива оказывались неразрывно связанными. Оптимальное социальное развитие коллективной деятельности оказывалось возможным лишь тогда, когда педагоги использовали в развитии самоуправления младших школьников все имеющиеся в этом возрасте возможности. И наоборот – его организация оказывалась возможной по-настоящему лишь в условиях оптимального социального развития коллективной деятельности воспитанников. Эта органическая взаимосвязь проявилась в нашей работе, прежде всего, в тех классе, где были достигнуты наилучшие воспитательные результаты – только в нем нам одновременно удавалось обеспечить и оптимальное социальное развитие коллективной деятельности, и организацию самоуправления на доступном для младших школьников уровне.
Развитие самоуправления в первичных коллективах образовательных учреждений предполагает определение содержания и выработку структуры самоуправления в них. Полномочные органы, писал A. C. Макаренко, выполняют свое назначение лишь тогда, когда учреждение, его жизнь и работа лежат на ответственности детского коллектива, разделенной с руководящим составом1. Организация коллективной деятельности воспитанников любого воспитательного учреждения как борьбы за лучший «завтрашний день» даёт широкие возможности для участия их в управлении этой деятельностью, вызывает потребность в этом, ощущаемую коллективом.
Нами выявлены и апробированы некоторые способы повышения роли коллектива как источника ответственности и организатора коллективной деятельности:
– последовательно расширяющееся по мере роста воспитанников привлечение органов ученического самоуправления к выбору целей деятельности коллектива, к её планированию и самостоятельному осуществлению;
– включение в обязанности органов самоуправления повседневных и нужных в коллективе дел, невыполнение которых становится ощутимым и вызывает предъявление воспитанниками требований к своим полномочным представителям;
– систематическое распределение органами самоуправления воспитательного учреждения поручений между первичными коллективами;
– систематический контроль со стороны этих полномочных органов за деятельностью первичных коллективов;
– постоянная информация членов коллектива воспитательного учреждения о деятельности его полномочных органов и отдельных первичных коллективов;
– предоставление ответственным лицам в коллективе реальных и значимых в глазах воспитанников прав;
– использование наглядности для пропаганды структуры самоуправления, распределения обязанностей в нем, его деятельности, её планов и перспектив;
– широкое использование в системе самоуправления временных коллективных органов (советов дел, комиссий и т.п.), сочетание длительных и эпизодических поручений, попеременное выполнение воспитанниками функций руководства и подчинения.
Ученическое самоуправление является соуправлением, т.е. совместной деятельностью педагогов и учащихся по управлению коллективами школы, её классов, других объединений учащихся. Педагогам важно видеть на каждом этапе развития этих коллективов, в какой мере управленческая деятельность школьников в тех или иных делах может быть самостоятельной, какая помощь нужна им. Содержание этой педагогически целесообразной помощи может быть различным. В экспериментальном классе педагоги стремились обеспечить развитие самоуправления с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
Первоклассники обычно не понимали своих задач в организации жизни класса, его коллектива, у них ещё не было опыта и навыков организационной работы. Развитие самоуправления в первых классах учителя начинали обычно с обучения учащихся выполнению простейших обязанностей – дежурства по классу, работы цветоводов, хозяйственника, командира микро-групп.
Через 2-3 недели поручения менялись, работа каждого коллектива оценивалась, причем всегда выражалась надежда, что новые поручения будут выполнены также хорошо или ещё лучше. Таким образом, каждый школьник выполнял по очереди все имеющиеся в коллективе поручения. Это способствовало поддержанию интереса к общественной работе, развитию у детей заботливого отношения, внимания и уважения к товарищам, а также взаимной требовательности.
В третьем классе развитие самоуправления получало дальнейшее развитие. Дети привлекались к ещё более широкому участию в организации общественной жизни. Это происходило на фоне дальнейшего усложнения коллективной деятельности учащихся. Третьеклассники участвовали в посильной для них работе по благоустройству школы, в субботниках. Они разбивали цветники, сгребали листья. Увеличивалось время выполнения длительных поручений.
Как показала экспериментальная работа, формирование патриотической воспитанности происходило наиболее интенсивно и последовательно в тех классах, где коллективная деятельность организовывалась на основе создания микро-коллективов, объединения детей по интересам. На этой основе возникали наилучшие возможности для проявления младшими школьниками самодеятельности. Это обусловлено было тем, что в младшем школьном возрасте особое значение приобретают те формы, которые составляют непосредственную сферу жизнедеятельности воспитанников.
Проведенная экспериментальная работа подтверждает, что наиболее реальным ядром постоянного общения и взаимодействия, проявления активности детьми выступает их объединение в 5-6 человек. В них ребенок, участвуя в различных видах коллективной деятельности, получает широкие возможности для проявления своих способностей, своей индивидуальности, в том числе и гуманности, он приучается считаться с интересами товарищей, проявлять заботу о них, как правило, в нормальных условиях – независимо от национальности.
Экспериментальная работа показала, что результат формирования патриотической воспитанности младших школьников оказывались более значительными там, где:
1) велась систематическая работа по развитию самоуправления, начиная с 1-го класса; усилия педагогов при этом направлялись на то, чтобы дети знали содержание общественных поручений, возлагаемых на них, понимали эти обязанности, умели их выполнять и отчитываться за свою работу; учителя по мере необходимости оказывали детям помощь, стимулировали их деятельность, создавали условия для достижения детьми успеха;
2) одновременно педагогами организовывалось последовательное развитие и усложнение требований к выполняемой детьми работе, обеспечивалась регулярная сменяемость поручений в целях поддержания у них интереса к их выполнению, при этом учитывались индивидуальные особенности воспитанников, их интересы;
3) педагоги направляли свои усилия на то, чтобы научить детей оценивать свою работу, а также работу своих товарищей, видеть в ней не только недочеты, но и положительные стороны;
4) ими обеспечивалось внесение игровых моментов в организацию самоуправления детей;
5) с первого дня пребывания детей в школе педагоги побуждали их в коллективных делах к проявлению инициативы, к самостоятельности и взаимной заботы, взаимопомощи.
2. Систематическое воздействие на сознание младших школьников с использованием различных средств с целью формирования патриотических представлений и понятий, организация разнообразной внеучебной деятельности.
Экспериментальная работа показала, что данное условие является одним из ведущих в патриотическом воспитании младших школьников. Развитие патриотической воспитанности младших школьников невозможно без сочетания систематического воздействия на сознание младших школьников с целью формирования патриотических представлений и понятий1.
Патриотическое сознание имеет специфический путь развития. С возрастом у школьника происходит дальнейшее развитие мировоззрения, становление определенных жизненных принципов, а также при правильном воспитании в семье и в школе формируется любовь к Родине. Вследствие всего этого у школьника вырабатываются как гражданские, так и патриотические знания. Закрепление приобретенных на уроке гражданских и патриотических понятий и развитие уже полученных патриотических навыков можно сформировать благодаря внеклассной работе. Она предоставляет неограниченные возможности перед учителем, закрепляет и обогащает знания учащихся2.
Решение системы всех названных задач в повседневной деятельности педагогов должно позволить обеспечить оптимальное индивидуальное развитие воспитанников. Наш личный опыт и опытная работа позволили сделать вывод о том, что при всем разнообразии особенностей оптимального индивидуального развития отдельных воспитанников во внеучебной деятельности могут быть выделены следующие общие черты:
– систематическое участие воспитанника в значимой для него и коллектива деятельности;
– четкость, конкретность обязанностей воспитанника в этой деятельности;
– оказание педагогически целесообразной помощи воспитаннику и обучение его - по мере необходимости – способам деятельности, позволяющим успешно действовать;
– удовлетворение в деятельности не только общественных, но и собственных потребностей воспитанника, развитие личных потребностей как всё более социально значимых;
– последовательное развитие требований к воспитаннику путем усложнения его деятельности и уменьшения в ней помощи, а также изменения системы стимулирования его активности, инициативы, самостоятельности, стремления к творческой самореализации;
– тактичная корректировка поведения воспитанника - под влиянием общественного мнения, требований товарищей, педагогов, воспитательного коллектива.
Всё это усиливает необходимость комплексного решения задач патриотического воспитания младших школьников, направленных на формирование гражданских и патриотических понятий, воспитание патриотических чувств, обогащение и углубление опыта их практической деятельности1. Поэтому учителя в нашей экспериментальной работе использовали разнообразные формы внеурочной деятельности учащихся, которые оказывали влияние на разные компоненты патриотической воспитанности учащихся: когнитивный, эмоциональный, деятельностный.
Так, например, во внеурочной деятельности учителя в формировании патриотической воспитанности младших школьников активно использовали ценностно-ориентировочную деятельность: диспуты, уроки культуры общения, беседы за «круглым столом», классные часы (час искусства, час музыки и т.д.). Учили учащихся свободному общению через организованные праздники и утренники, посещения театров, соревнования.
Цель этой работы – помочь каждому ученику найти себя, развить его способности, расширить и углубить знания о мире, людях, сформировать патриотические чувства, воспитать гражданина и патриота Отечества, сформировать гражданскую позицию младших школьников.
В экспериментальном классе учителя в патриотическом воспитании младших школьников использовали познавательную деятельность, которая помогала накапливать разносторонние знания об истории Родины, о национальных героях, народных традициях, о социальном устройстве российского общества, своем патриотическом долге перед Отечеством, о человеке, смысле жизни, нормах морали, об обществе, законах, экономике, правах и обязанностях человека, о глобальных проблемах человечества и проблемах нашей страны на современном этапе, а также развивает познавательные способности.
Художественно-творческая деятельность выступала одним из факторов привития любви младших школьников к искусству, формирования художественной культуры. В экспериментальных классах она проявлялась в – знакомстве с историй и жизнедеятельностью известных деятелей культуры, с произведениями народного искусства, творчеством отечественных писателей, художников, композиторов, участии в художественной самодеятельности, праздниках, конкурсах, фестивалях, в формировании интерьера школьных помещений, класса.