Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Это позволяет с максимальной пользой для развития личности ребенка использовать новые виды деятельности и включать в уже известные им новые аспекты, влияющие на проявление интереса ученика к общественным явлениям, к событиям, происходящим в городе или селе, где проживает ребенок, удерживая внимание детей к ним. Кроме того, к концу получения начального образования у младших школьников появляется избирательный интерес к различным областям знаний и учебным предметам2.
Особое место в процессе формирования патриотической воспитанности занимает младший школьный возраст. Младшему школьнику на этом этапе развития характерно обладание некоторым уровнем личностной зрелости с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей3. В процессе патриотического воспитания младших школьников необходимо принимать во внимание особенности детей данного возраста. Каждый возрастной период характеризуется типичными психологическими признаками и, говоря словами Л. С. Выготского, специфичной для данного возраста «социальной ситуацией развития», несмотря на яркое проявление индивидуальных черт1.
Социальной ситуации развития присуще определенное соотношение имеющихся у ребенка в данный период особенностей и воздействующих на него факторов среды. Поэтому возникают типичные черты поведения, и типичные психологические особенности, общие для всех детей одного возраста. Но это не исключает и своеобразия психологического облика каждого ребенка, определяемого природными задатками и особенностями индивидуального образа жизни. «Изменение объективного положения личности в обществе необходимо требует перестройки её субъективных отношений. Если это не происходит, то могут возникнуть трудности в овладении новой социальной функцией, конфликты с окружающими людьми или «внутренний разлад»», – писал Б. Ф. Ломов2.
Особенности патриотического воспитания на отдельных этапах развития личности есть проявление общих возрастных особенностей детей. Важным этапом развития личности является младший школьный возраст, от постановки воспитания в этом возрасте зависит дальнейшее развитие человека. Именно в этом возрасте закладывается фундамент нравственных качеств личности. Нам представляется необходимым выделить те специфические стороны личности младших школьников, которые могут стать необходимой базой при осуществлении их патриотического воспитания.
Переломным моментом в жизни ребенка является поступление в школу. Основным видом деятельности для него становится учение, к которому он относится как к серьезной, общественно значимой деятельности
1. Этим объясняется их «исключительное добросовестное и прилежное отношение к делу»2. Ребенок начинает приобщаться к взрослой жизни. Если раньше для него ведущей деятельностью была игра, то теперь ею стала учеба – в какой-то мере эквивалент трудовой деятельности. Из привычной домашней обстановки ребенок попадает в совершенно незнакомую ему среду, вступает в коллектив, начинает общественную жизнь. Каков ребенок в учебной деятельности, в общественной жизни класса, таким он зачастую становится в будущей «взрослой» жизни.
На первых этапах вхождения в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Влияние социальной ситуации на детей формирует новые потребности в овладении новыми знаниями и умениями, в своевременной явке в школу, в выполнении заданий учителя, в получении одобрения со стороны учителей и товарищей, желание занимать определенное место в коллективе3. Школьник входит в новый режим, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. У него появляются новые интересы к содержанию учебного материала, закрепляется положительное отношение к учению. В этом возрасте у школьников появляются мотивы, связанные с интенсивным развитием познавательных потребностей. Мотивы, вызванные далекими перспективами, у них обычно встречаются реже, чем мотивы, вызванные непосредственной ситуацией. Непосредственные мотивы имеют большую психологическую ценность, так как они прямо направляют активность участника на процесс познания1. Мотивы учебных действий побуждают школьников к усвоению способов воспроизводства теоретических знаний, формированию всё более сложных понятий, в том числе и патриотических.
Эффективность познавательной деятельности зависит от различных внешних обстоятельств, от развития внимания, познавательных психических процессов и от других особенностей личности учащегося. В возрасте 7-10 лет происходит формирование наблюдательности, но в тоже время в этот период младшие школьники ещё часто допускают ошибки, пропускают буквы, цифры. Это характерно для детского восприятия – оно в это время характеризуется как нерасчлененное. Младший школьник узнает предмет в целом, иногда неправильно прочитывает слово по первым буквам, а также переставляет цифры. Переход к расчлененному восприятию происходит постепенно2.
Переключение внимания и особенно его рассредоточенность у младших школьников ещё слабо развиты. Это объясняется небольшим жизненным опытом детей, и поэтому объем внимания у них невелик. Особенно у тех, кто мало читает. Возраст младших школьников характеризуется развитой памятью, носящий изобретательный характер, наблюдается непроизвольное запоминание. Память выполняет особую задачу мыслительную. При организации запоминания большая роль отводится усилиям младшего школьника на его прочность, точность и полноту сохранения материалов в памяти. В тесной связи с другими познавательными процессами, в частности, с восприятием и мышлением происходит развитие воображения, формирование которого также играет важную роль в патриотическом воспитании
3.
Школьнику необходимо четко представить, что описывается: явления окружающей действительности, образы героев, содержание различных текстов патриотической направленности и т.п. Занятия в разнообразных кружках (юных натуралистов, художественных, технических, литературных) способствует развитию творческого воображения младших школьников. Степень его развития наиболее ярко проявляется в разнообразных сочинениях школьников.
Важно для патриотического воспитания учить школьников видеть в явлении разные стороны, так как разноплановость увиденного и рождает часто мысль. Следует вызвать у ребенка вопрос, показать предмет так, чтобы он удивился вдруг открывшейся в нем стороне. Следует создавать условия для проявления самостоятельности, подкрепляя задания схемами, таблицами и другим материалом1. Особенно это необходимо, если ученик испытывает трудности в поиске и принятии решения.
В младших классах следует давать самостоятельные задания. Выполняя разные действия, школьник должен уметь рассуждать. Полезней решить задачу несколькими способами, чем несколько одинаковых задач одним и, тем же способом. Мышление не должно развиваться насильно под давлением извне, ибо это будет тормозить формирование у младшего школьника стремления к познанию, составляющему характерную черту развивающейся личности в этом возрасте. Как отмечает В. В. Давыдов, в основе общего психологического развития младших школьников лежит процесс формирования у них в ходе выполнения учебной деятельности теоретических знаний, содержательной рефлексии, способности к анализу и планированию2.
Этот процесс предопределяет существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей. Усвоение младшими школьниками теоретических знаний в процессе решения учебных задач, посредством соответствующих действий, требует ориентации на существенные отношения изучаемых предметов1. Осуществление такой ориентировки связано с выполнением детьми рефлексии, анализа и планирования содержательного характера. Поэтому при усвоении младшими школьниками теоретических знаний возникают условия, благоприятствующие формированию в них этих психологических новообразований.
Учебная деятельность вводит детей в сферу теоретических знаний и обеспечивает развитие у них основ теоретических сознания и мышления. Структура этой деятельности включает такие компоненты, как: учебно-познавательная потребность и мотивы, учебная задача, соответствующие действия и операции
2. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении дети овладевают общим способом решения всех частных задач определенного класса. Учебные действия и операции, посредством которых они решают эти задачи, предполагают выполнение рефлексии, анализа и планирования теоретико-содержательного типа. Систематическое выполнение младшими школьниками развернутой учебной деятельности способствует развитию у них основ теоретического мышления.
В ходе патриотического воспитания учащихся начальных классов важно учитывать и особенности прочного усвоения знаний. Рубинштейн С. Л. подчеркивал, что прочное усвоение знаний – это стержень, центральная часть процесса обучения, но психологически весьма сложный. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включается восприятие материала, его осмысление, его запоминание и то овладение им, которое даёт возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, свободно оперируя1.
Для учеников начальных классов характерны импульсивность, реактивность психики, быстрая смена настроения. В то же время в этом возрасте получают дальнейшее развитие процессы торможения, произвольного внимания, которые ещё сочетаются со слаборазвитой волей ребенка, его неусидчивостью2. Нередко младшие школьники, зная моральные нормы, бессознательно нарушают их, не умея связать их с собой, своим собственным поведением3. Очень важную роль в воспитании учеников начальной школы играет стиль отношения воспитателя к ним, так как для младших школьников воспитатель является непререкаемым авторитетом.
Как показал анализ данных, полученных в ходе массового изучения учащихся, своеобразие формирования патриотической воспитанности находит свое отражение, как в нравственном сознании, так и в поведении учащихся младшего школьного возраста4. Таким образом, анализ срезов уровня патриотической воспитанности младших школьников с первого по четвертый класс позволяет сделать вывод, что они находятся на различных уровнях развития.
С помощью срезового метода мы попытались опосредованно замерить уровень сформированное патриотической воспитанности младших школьников. Как известно, под срезом обычно понимается совокупность нулевых и контрольных ответов, характеризующих условия и состояние, в котором находится исследуемый объект. Для выявления уровней сформированности патриотической воспитанности младших школьников мы определили критерии и их показатели:
Мы использовали документ «Диагностическая программа изучения уровней патриотической воспитанности младших школьников». Охарактеризованные выше критерии и показатели были положены в основу разработки анкеты «Некоторые показатели уровня развития патриотической воспитанности младших школьников», к ней была разработана инструкция по применению (Приложение 1).
На основании полученных данных мы выделили три уровня сформированности патриотической воспитанности младших школьников.
Высокий уровень. На этом уровне младшие школьники имеют полные, верные, разносторонние знания об истории Родины, о национальных героях, народных традициях, о социальном устройстве российского общества, своем патриотическом долге перед Отечеством применяют их на практике. Познавательный интерес к изучению и пополнению знаний патриотической направленности устойчив и разносторонен. У младших школьников сформированы патриотические чувства, любовь к Родине, эмоционально-ценностное отношение к служению в интересах Родины, стремление нести ответственность за неё, вставать на её защиту. Для них характерна активность, инициативность и самостоятельность в патриотической деятельности, они с желанием участвуют в жизни коллектива. У младших школьников сформирована готовность к выполнению гражданского долга, к служению в будущем в Вооруженных силах РФ. Средний уровень. Младшие школьников на этом уровне имеют достаточные, сравнительно разносторонние знания патриотической направленности, не всегда применяют их на практике. Интерес к изучению и пополнению знаний патриотической направленности не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием. В большинстве случаев проявляют патриотические чувства, любовь к Родине в реальном поведении. Присутствует нейтральное отношение к служению в интересах Родины, в стремлении нести ответственность за неё, вставать на её защиту. В основном сформирована готовность к выполнению гражданского долга: служить в Вооруженных силах РФ. Активны, инициативны, но самостоятельности в патриотической деятельности не проявляют, эпизодически участвуют в жизни коллектива.
Особое место в процессе формирования патриотической воспитанности занимает младший школьный возраст. Младшему школьнику на этом этапе развития характерно обладание некоторым уровнем личностной зрелости с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей3. В процессе патриотического воспитания младших школьников необходимо принимать во внимание особенности детей данного возраста. Каждый возрастной период характеризуется типичными психологическими признаками и, говоря словами Л. С. Выготского, специфичной для данного возраста «социальной ситуацией развития», несмотря на яркое проявление индивидуальных черт1.
Социальной ситуации развития присуще определенное соотношение имеющихся у ребенка в данный период особенностей и воздействующих на него факторов среды. Поэтому возникают типичные черты поведения, и типичные психологические особенности, общие для всех детей одного возраста. Но это не исключает и своеобразия психологического облика каждого ребенка, определяемого природными задатками и особенностями индивидуального образа жизни. «Изменение объективного положения личности в обществе необходимо требует перестройки её субъективных отношений. Если это не происходит, то могут возникнуть трудности в овладении новой социальной функцией, конфликты с окружающими людьми или «внутренний разлад»», – писал Б. Ф. Ломов2.
Особенности патриотического воспитания на отдельных этапах развития личности есть проявление общих возрастных особенностей детей. Важным этапом развития личности является младший школьный возраст, от постановки воспитания в этом возрасте зависит дальнейшее развитие человека. Именно в этом возрасте закладывается фундамент нравственных качеств личности. Нам представляется необходимым выделить те специфические стороны личности младших школьников, которые могут стать необходимой базой при осуществлении их патриотического воспитания.
Переломным моментом в жизни ребенка является поступление в школу. Основным видом деятельности для него становится учение, к которому он относится как к серьезной, общественно значимой деятельности
1. Этим объясняется их «исключительное добросовестное и прилежное отношение к делу»2. Ребенок начинает приобщаться к взрослой жизни. Если раньше для него ведущей деятельностью была игра, то теперь ею стала учеба – в какой-то мере эквивалент трудовой деятельности. Из привычной домашней обстановки ребенок попадает в совершенно незнакомую ему среду, вступает в коллектив, начинает общественную жизнь. Каков ребенок в учебной деятельности, в общественной жизни класса, таким он зачастую становится в будущей «взрослой» жизни.
На первых этапах вхождения в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Влияние социальной ситуации на детей формирует новые потребности в овладении новыми знаниями и умениями, в своевременной явке в школу, в выполнении заданий учителя, в получении одобрения со стороны учителей и товарищей, желание занимать определенное место в коллективе3. Школьник входит в новый режим, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. У него появляются новые интересы к содержанию учебного материала, закрепляется положительное отношение к учению. В этом возрасте у школьников появляются мотивы, связанные с интенсивным развитием познавательных потребностей. Мотивы, вызванные далекими перспективами, у них обычно встречаются реже, чем мотивы, вызванные непосредственной ситуацией. Непосредственные мотивы имеют большую психологическую ценность, так как они прямо направляют активность участника на процесс познания1. Мотивы учебных действий побуждают школьников к усвоению способов воспроизводства теоретических знаний, формированию всё более сложных понятий, в том числе и патриотических.
Эффективность познавательной деятельности зависит от различных внешних обстоятельств, от развития внимания, познавательных психических процессов и от других особенностей личности учащегося. В возрасте 7-10 лет происходит формирование наблюдательности, но в тоже время в этот период младшие школьники ещё часто допускают ошибки, пропускают буквы, цифры. Это характерно для детского восприятия – оно в это время характеризуется как нерасчлененное. Младший школьник узнает предмет в целом, иногда неправильно прочитывает слово по первым буквам, а также переставляет цифры. Переход к расчлененному восприятию происходит постепенно2.
Переключение внимания и особенно его рассредоточенность у младших школьников ещё слабо развиты. Это объясняется небольшим жизненным опытом детей, и поэтому объем внимания у них невелик. Особенно у тех, кто мало читает. Возраст младших школьников характеризуется развитой памятью, носящий изобретательный характер, наблюдается непроизвольное запоминание. Память выполняет особую задачу мыслительную. При организации запоминания большая роль отводится усилиям младшего школьника на его прочность, точность и полноту сохранения материалов в памяти. В тесной связи с другими познавательными процессами, в частности, с восприятием и мышлением происходит развитие воображения, формирование которого также играет важную роль в патриотическом воспитании
3.
Школьнику необходимо четко представить, что описывается: явления окружающей действительности, образы героев, содержание различных текстов патриотической направленности и т.п. Занятия в разнообразных кружках (юных натуралистов, художественных, технических, литературных) способствует развитию творческого воображения младших школьников. Степень его развития наиболее ярко проявляется в разнообразных сочинениях школьников.
Важно для патриотического воспитания учить школьников видеть в явлении разные стороны, так как разноплановость увиденного и рождает часто мысль. Следует вызвать у ребенка вопрос, показать предмет так, чтобы он удивился вдруг открывшейся в нем стороне. Следует создавать условия для проявления самостоятельности, подкрепляя задания схемами, таблицами и другим материалом1. Особенно это необходимо, если ученик испытывает трудности в поиске и принятии решения.
В младших классах следует давать самостоятельные задания. Выполняя разные действия, школьник должен уметь рассуждать. Полезней решить задачу несколькими способами, чем несколько одинаковых задач одним и, тем же способом. Мышление не должно развиваться насильно под давлением извне, ибо это будет тормозить формирование у младшего школьника стремления к познанию, составляющему характерную черту развивающейся личности в этом возрасте. Как отмечает В. В. Давыдов, в основе общего психологического развития младших школьников лежит процесс формирования у них в ходе выполнения учебной деятельности теоретических знаний, содержательной рефлексии, способности к анализу и планированию2.
Этот процесс предопределяет существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей. Усвоение младшими школьниками теоретических знаний в процессе решения учебных задач, посредством соответствующих действий, требует ориентации на существенные отношения изучаемых предметов1. Осуществление такой ориентировки связано с выполнением детьми рефлексии, анализа и планирования содержательного характера. Поэтому при усвоении младшими школьниками теоретических знаний возникают условия, благоприятствующие формированию в них этих психологических новообразований.
Учебная деятельность вводит детей в сферу теоретических знаний и обеспечивает развитие у них основ теоретических сознания и мышления. Структура этой деятельности включает такие компоненты, как: учебно-познавательная потребность и мотивы, учебная задача, соответствующие действия и операции
2. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении дети овладевают общим способом решения всех частных задач определенного класса. Учебные действия и операции, посредством которых они решают эти задачи, предполагают выполнение рефлексии, анализа и планирования теоретико-содержательного типа. Систематическое выполнение младшими школьниками развернутой учебной деятельности способствует развитию у них основ теоретического мышления.
В ходе патриотического воспитания учащихся начальных классов важно учитывать и особенности прочного усвоения знаний. Рубинштейн С. Л. подчеркивал, что прочное усвоение знаний – это стержень, центральная часть процесса обучения, но психологически весьма сложный. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включается восприятие материала, его осмысление, его запоминание и то овладение им, которое даёт возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, свободно оперируя1.
Для учеников начальных классов характерны импульсивность, реактивность психики, быстрая смена настроения. В то же время в этом возрасте получают дальнейшее развитие процессы торможения, произвольного внимания, которые ещё сочетаются со слаборазвитой волей ребенка, его неусидчивостью2. Нередко младшие школьники, зная моральные нормы, бессознательно нарушают их, не умея связать их с собой, своим собственным поведением3. Очень важную роль в воспитании учеников начальной школы играет стиль отношения воспитателя к ним, так как для младших школьников воспитатель является непререкаемым авторитетом.
Как показал анализ данных, полученных в ходе массового изучения учащихся, своеобразие формирования патриотической воспитанности находит свое отражение, как в нравственном сознании, так и в поведении учащихся младшего школьного возраста4. Таким образом, анализ срезов уровня патриотической воспитанности младших школьников с первого по четвертый класс позволяет сделать вывод, что они находятся на различных уровнях развития.
С помощью срезового метода мы попытались опосредованно замерить уровень сформированное патриотической воспитанности младших школьников. Как известно, под срезом обычно понимается совокупность нулевых и контрольных ответов, характеризующих условия и состояние, в котором находится исследуемый объект. Для выявления уровней сформированности патриотической воспитанности младших школьников мы определили критерии и их показатели:
-
когнитивный критерий и его показатели: а) полнота и прочность знаний об истории, социальном устройстве российского государства, культуре и традициях всех народов России; б) степень проявления интереса к усвоению патриотических знаний; -
эмоциональный критерий и его показатель: проявление чувства гордости за свою Родину, её свершения; -
деятельностный критерий и его показатели: а) сформированность патриотических умений и навыков, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в обществе, проявление желания в будущем служить в Вооруженных силах РФ; б) стремление быть творцом во благо интересов Родины.
Мы использовали документ «Диагностическая программа изучения уровней патриотической воспитанности младших школьников». Охарактеризованные выше критерии и показатели были положены в основу разработки анкеты «Некоторые показатели уровня развития патриотической воспитанности младших школьников», к ней была разработана инструкция по применению (Приложение 1).
На основании полученных данных мы выделили три уровня сформированности патриотической воспитанности младших школьников.
Высокий уровень. На этом уровне младшие школьники имеют полные, верные, разносторонние знания об истории Родины, о национальных героях, народных традициях, о социальном устройстве российского общества, своем патриотическом долге перед Отечеством применяют их на практике. Познавательный интерес к изучению и пополнению знаний патриотической направленности устойчив и разносторонен. У младших школьников сформированы патриотические чувства, любовь к Родине, эмоционально-ценностное отношение к служению в интересах Родины, стремление нести ответственность за неё, вставать на её защиту. Для них характерна активность, инициативность и самостоятельность в патриотической деятельности, они с желанием участвуют в жизни коллектива. У младших школьников сформирована готовность к выполнению гражданского долга, к служению в будущем в Вооруженных силах РФ. Средний уровень. Младшие школьников на этом уровне имеют достаточные, сравнительно разносторонние знания патриотической направленности, не всегда применяют их на практике. Интерес к изучению и пополнению знаний патриотической направленности не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием. В большинстве случаев проявляют патриотические чувства, любовь к Родине в реальном поведении. Присутствует нейтральное отношение к служению в интересах Родины, в стремлении нести ответственность за неё, вставать на её защиту. В основном сформирована готовность к выполнению гражданского долга: служить в Вооруженных силах РФ. Активны, инициативны, но самостоятельности в патриотической деятельности не проявляют, эпизодически участвуют в жизни коллектива.